Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История России XVII – первой половины XIX вв.

2022-12-30 66
История России XVII – первой половины XIX вв. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

История России XVII – первой половины XIX вв.

I. Рабочая программа

1. Пояснительная записка

1.1. Цели, задачи и место дисциплины в системе профессиональной подготовки. Учебная дисциплина «История России XYII – первой половины XIX вв.» является составной частью образовательной области «Отечественная история», согласно учебным планам Института истории, гуманитарного и социального образования ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». Названная дисциплина изучается студентами, обучающимися по специальности «История» с дополнительными специальностями: «Социальная педагогика», «Культурология» во II семестре, по специальности «Юриспруденция» с дополнительной специальностью «История» в IY семестре.

Предметом изучения является история России нового времени XYII – первой половины XIX вв. в контексте целостного процесса развития феномена России и в контексте всемирно-исторического процесса.

Цель познания – реконструкция и интерпретация образа нововременного человека в аспекте событийной линии в истории, фиксирующей социально-коммуникативный опыт человеческой деятельности и истории государства, и внутренней, удерживающей ментальные механизмы истории.

Задачи курса:

1. Создавать образовательные условия для освоения дисциплины «история России в новых информационных границах (XVII - первой половине XIX вв.) и дополнить представления о понятии «история» в двух значениях:

1) история как реальность (в различных вариантах реконструкции фактов и предметных значений прошлого);

2) история как описание – интерпретация прошлого на основе возможных позиций, предъявляющих прошлое (современник, иностранец, потомок) и исследовательских стратегий историков.

2. Ориентировать на многофакторное осознание истории России и вариативность его исследования на основе различных теоретических подходов, методов, интерпретации источников и историографической ситуации.

3. Сформировать адекватное (образу нового времени и уровню источниковой и историографической базы) представление о различных контекстах жизнедеятельности человека, событиях эпохи, типах и стратегиях социального взаимодействия всех уровней жизни: государственной, общественной, частной.

4. Формировать восприятие исторического пространства и времени как единого интерпретационного поля с «другим «Я» и дополнить представления о конструировании историографического дискурса (и гуманитарного в целом) как познание другого.

5. Способствовать восприятию исторического опыта не только как самоценного феномена, но и как востребованного основания для формирования своей индивидуальной идентичности, профессиональной квалификации и коммуникативной компетентности.

 

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Уровень освоения дисциплины измеряется образовательной задачей курса: системное изучение программного материала по всем направлениям структуры УМК (учебно-методического комплекса) и формирование исторического мышления. В результате студенты должны:

1) овладеть целостным знанием феномена «Россия» в событийных характеристиках эпох и важнейших внутренних механизмах развития истории;

2) осознавать место и роль России во всемирно-историческом процессе и в контексте типологических характеристик нового времени и его определяющих идей;

3) знать историографические проблемы отечественной и зарубежной исторической науки, ресурс исторических источников;

4) работать с биографическими описаниями по теме или проблеме изучения;

5) знать содержание основополагающих понятий учебной дисциплины в их предметных значениях и смысловых контекстах понимания;

6) владеть методами исследования источников, способами решения исследовательских задач, вариантами интерпретации прошлого на основе различных методологических подходов;

7) иметь навыки эвристической деятельности, реализуемые в поисковых стратегиях добывания информации, исследовательских стратегиях смыслопорождения (понимания) и риторических стратегиях (объяснение, письмо).

Уровень сформированности исторического мышления, включающий следующие характеристики:

- способность выявить исторические факты (явные и скрытые) и получить информацию;

- свести факты в систему и дать описание предметных значений (относительно вопроса, проблемы, темы);

- перейти от воспроизведения события к его переосмыслению в различных контекстах и на основе различных подходов;

- способность к историческим параллелям и историографическим метафорам (интеллектуальному переосмыслению);

- понимание сложности и противоречивости как самого исторического процесса, так и процесса его описания.

 

1.3. Принципы построения учебно-методического комплекса

Содержательный выбор (отбор информации и ее структурирование) ориентирован на программные государственные стандарты, теоретико-понятийные и историографические основания исторической науки. Методические параметры УМК представляют позицию автора.

Программа лекционного курса основана на хронологическом и проблемно-тематическом принципах. Образ прошлого реконструируется и интерпретируется на основе совокупности традиционных и современных методов гуманитарных исследований, согласовываются нарративные и аналитические подходы.

В учебном курсе источнику отдается предпочтение как реальному основанию для исследовательской деятельности студента и авторской интерпретации истории в контексте историографической ситуации и в русле избранного методологического подхода.

Замысел УМК ориентирован на создание образовательной среды, где согласовываются поисковые стратегии для получения предметных значений и исследовательские стратегии смыслопорождения, переводящие знание в понимание и открывающие возможности объяснения или описания новой информации. Историографический дискурс в целом конструируется как познание другого. При этом диалог, когда нет коммуникации, предполагающий попеременный обмен ролями говорящего и слушающего (себя и другого), растянут во времени большой длительности. В этих условиях тексты прошлого постоянно переосмысливаются (в значении языка текста, в значении действительности текста или контекста социокультурной реальности, в соответствии с другими текстами и с социокультурным контекстом исследователя) и, тем самым, дискурс представляет собой процесс не только коммуникативный, но и смыслообразующий. Введение исторического материала предполагается через рассмотрение различных позиций: современника, иностранца, потомка (историка) как не просто возрастающих количественно точек зрения или мнений (по поводу, либо о чем-то), но и принципиально разных восприятий и типов мышления. Такая ситуация открывает возможность диалога со временем в контексте «совпадения – несовпадения, «согласие – несогласие» и, в конечном итоге, формирования авторской версии (или познавательного выбора студента).

Методологические основания УМК определяются доминирующим подходом социальной истории, но, вместе с этим, используются подходы антропологически ориентированной истории, персональной, гендерной, интеллектуальной, микро- и макро- истории и др. На основе типологического подхода осуществляется сравнительно-историческая периодизация несинхронных исторических потоков, в частности на основе категории «картина мира».

В структуру УМК входит тематика семинаров, курсовых и дипломных работ, список источников и литературы и диагностические задания разного уровня.

2. Содержание курса «История России XVII - первая половина XIX вв.»

Раздел I. Россия в XVII в.

1.1. XVII век - начало нового времени русской истории

Вопросы периодизации истории России (критерии и варианты). XVII в.: последний «щит средневековья» или начало нового времени? Проблема содержания понятия «новое время» в историографии. Политическое оформление «нового периода» династией Романовых. Идея происхождения царской власти и ее модели в русской политико-правовой культуре и «картине мира» человека XVII века. Земский Собор 1613 года и избрание Михаила Федоровича Романова на царство. Культурный миф о «тишайших царях». Территория и население России начала XVII века.

1.2. Социально-экономическая ситуация XVII века

Развитие социально-экономической ситуации после Смуты. Характеристика новых тенденций. Рост землевладения, промыслов и торговли.

Социальная политика Романовых. Усиление владельческих прав феодалов и оформление общегосударственной системы крепостного права в Соборном Уложении 1649 г. Экономические, демографические и муниципальные проблемы русского города. Городские восстания как характеристика «бунташного века». Соборное Уложение 1649 года о посаде и посадских людях.

Экономическая и финансовая политика правительства второй половины XVII века. Новоторговый устав - вариант реализации политики меркантилизма. Процесс и историографические дискуссионные проблемы формирования рыночных связей и появления мануфактур. Купеческие корпорации. А.Л. Ордин-Нащокин - теоретик и практик государственной жизни второй половины XVII века.

1.3. Эволюция государственного строя России XVII в.

От сословно-представительных образцов монархии первой половины XVII века к централизации и бюрократизации управления. Русский абсолютизм как теоретическая проблема (характерные черты, этапы). Формирование характеристик «служилого государства» в политической жизни XVII века и их законодательное закрепление в Соборном Уложении 1649 г.

1.4. Церковный раскол – социокультурное явление русской истории.

Церковь в XVII в.: отношения со светской властью, экономический статус, социокультурные характеристики.

Общеисторический контекст церковного раскола (проблемы: священства и царства; актуализации этического начала христианства и мессианской идеи «царства истинного»). Церковная реформа: сущность и развитие. Независимые характеры раскола (Никон, Аввакум) как социальные типы эпохи. Историографические оценки.

 

Раздел II. Россия в XVIII в.

2.1. Реформы первой четверти XVIII в.: содержание, методы и результаты в контексте модернизации России

 

Начало царствования Петра I. Вопрос о петровской эпохе и европеизации России в историографии. Социально-политические взгляды Петра I: представления о власти, государстве, законе, государственной службе. Тип поведения первого русского императора. Сценарий власти.

Теоретические аспекты модернизации. Экономические реформы Петра I. Укрепление собственности на землю (Указ о единонаследии 1714 г.). Промышленное развитие и политика протекционизма. Социальные реформы. Повышение социального статуса дворянского сословия. Табель о рангах. Реформы государственного управления и оформление идеологии «общего блага и государственного интереса». Русская политико-правовая мысль в контексте теории естественного права и общественного договора. Черты регулярного государства в деятельности государственного аппарата. Эволюция податных сословий. Подушная подать.

Церковная реформа. Петербург как символ европеизации (сменяющихся культур). Становление светской культуры и проблема «культурного двуязычия».

Становление Российской империи и внешнеполитические задачи государства. Северная война. Россия в системе европейских государств.

2.2. Российская империя в середине XVIII века.

Территория, население России XVIII в. Дворцовые перевороты как факт политической нестабильности. Корректировка петровских реформ. Екатерина I, Петр II. Событие 1730 г. как альтернатива политическому развитию. Правление Анны Иоанновны. Дворцовый переворот 1741 г., его специфика, внешняя и внутренняя политика в годы правления Елизаветы Петровны. Петр III и борьба Екатерины II за власть.

2.3. Просвещенная монархия второй половины XVIII века.

Дворцовый переворот 1762 г. Политическая концепция Екатерины II и сценарий власти. Характеристики просвещенной монархии: идеология, экономическая основа, законодательные меры в системе управления, административные. Социальная программа развития русского общества и приватный человек в России.

2.4. Внешняя политика России второй половины XVIII века.

Внешнеполитические союзы. Польский вопрос и участие России в разделе Речи Посполитой. Русско-турецкие войны последней трети XVIII века. Россия и Французская революция.

2.5. Народные движения в России XVII-XVIII веков.

Социально-политическая ситуация как фактор обострения социальной борьбы и формы ее проявления. Крестьянская война XVII века под руководством С.Разина. Народные движения в петровскую эпоху, восстание К.Булавина. Крестьянская война XVIII века под руководством Е.Пугачева. Проблема народных движений и сциальных конфликтов в историографии (мотивы и условия возникновения, программные ориентиры, состав участников социальных конфликтов). Феномен самозванчества как явление русской культуры и стратегия самозванческого поведения. Контексты, интерпретации социального поведения «верхов» и «низов» в ситуации социальных конфликтов.

 

Раздел III. Россия в первой половине XIX в.

3.1. Россия на рубеже XVIII и XIX веков

Территория, население России. Правление Павла I, дворцовый переворот 1801 г. Вступление на престол Александра I. Проблемы и подходы реформирования основ российского государства.

 Первые мероприятия правительства: «молодые друзья», реформы государственного устройства, варианты подготовки крестьянского вопроса. Проекты и реформаторская деятельность М.М. Сперанского. Н.М. Карамзин -человек частный и государственный.

Социально-экономическое развитие в 1815 – 1825 гг. А. А. Аракчеев и его модель государственной службы.

Эволюция Александра I от либерального имиджа к религиозному консерватизму. Легенда о старце Федоре Кузьмиче.

3.2. Внешняя политика России первой четверти XIX в.

Россия в эпоху «наполеоновских войн». Тильзитское соглашение. Дипломатическая подготовка войны 1812 г. Заграничные походы русской армии в 1813 – 1815 гг. Венский конгресс и Священный союз.

3.3. Социокультурная ситуация первой четверти XIX в. и движение декабристов.

Характеристика общественной мысли: либерализм и консерватизм. Роль дворянских сословия в модернизационных процессах России нового времени.

Декабризм как явление русской истории и культуры. Формирование и эволюция мировоззрения декабристов. Организация тайных обществ, их программа и деятельность. Историческая ситуация «междуцарствия». День 14 декабря. Декабристский тип поведения.

3.4. Социально-экономическая ситуация второй четверти XIX века.

Начало правления Николая I. Усиление внутренней реакции и бюрократизация управления. «Теория официальной народности». Внутренняя политика правительства: реформы управления, варианты решения социальных вопросов. Черты кризиса в сельском хозяйстве и промышленности.

3.5. Общественная жизнь России второй четверти XIX века

Содержание идей национальной идентификации и поиск путей социальных преобразований. Формирование основных течений общественной мысли. Осмысление опыта 1825 г. и потенциала «теории официальной народности». П.Я.Чаадаев и тема «русской идеи» (коллизия противостояния личности и государства). Характеристика западничества и славянофильства: мировоззрение и деятельность.

3. Примерное тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

Трудоемкость

Ауд. Занятия

Самостоятельная работа

Лекции семинары

Контр. Раб.

Рефер. Занят. Инд. Зан.
1 XVII в. начало Нового времени русской истории 4  

 

  4
2 Социально-экономическая ситуация середины XVII в. 4 14

 

  2
3 Эволюция государственного строя 2  

 

   
4 Церковный раскол – социокультурный феномен русской истории 4  

 

  4
5 Россия в конце XVII в. 2  

 

   
6 Социокультурная ситуация и основные направления реформы первой четверти XVIII в. 4  

 

  4
7 Международное положение России и внешняя политика XVII – первой половины XIX вв. 2  

 

  2
8 Российская империя в середине XVIII века 4  

 

   
9 Просвещенная монархия России XVIII века 4  

 

  4
10 Развитие общественной мысли России второй половины XVIII в. 4  

 

   
11 Социальные конфликты в России XVII – XVIII вв. 4 14

 

  8
12 Внешняя политика России во второй половине XVIII в. 2  

 

  4
13 Россия на рубеже XVIII и XIX вв. 2  

 

  2
14 Внешняя политика России и война 1812 года 2  

 

  4
15 Социокультурная ситуация первой четверти XIX в. и движение декабристов 2 12

 

  2
16 Социо-экономическая ситуация первой четверти XIX в. 4  

 

  2
17 Общественная жизнь России второй четверти XIX в. 4  

 

  2
18 Коллоквиум по мемуарной литературе   14

 

   
               

 

 

4. Список литературы, рекомендованной для изучения

4.1. Основная литература

1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1981.

2. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России: Учебник для студентов высших учебных заведений по специальности «Историко-архивоведение» - 3-е изд., перераб. и доп. М., 1983.

3. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история (популярный очерк). IX - середина XVIII в. М., 1992; Русская история от Екатерины Великой до Александра II. М., 1994.

4. История России (Новое время. 1801 – 1917 гг.): учебно-методический модуль / Министерство образ. РФ РГГУ: Березовская Л.Г. М., 2002.

5. История России с древнейших времен до конца XVII в. / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.М. Буганов, В.Д. Назаров: отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. М. 1996.

6. История России с начала XVIII - до конца XIX в. / Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов; отв. ред. А.Н. Сахаров. М. 1996.

7. История СССР с древнейших времен до 1861 г. М., 1983.

8. История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 томах. Изд. Наука, Т. 1-4

9. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII в. (опыт целостного анализа). М: РГГУ, 2001.

10. Крестьянские войны в России в XVII-XVIII вв. (проблемы, поиски, решения). М., 1974.

11. Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни./ Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII - начала XIX вв. СПб., 1994. С. 331 – 384.

12. Маньков А.Г. Уложение 1649 г. - кодекс феодального права России. М., 1980.

13. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.

14. Нечкина М.В. Движение декабристов. М., 1955, Т. 1,2.

15. Статьи серии: «Исторический портрет» (любое издание).

4.2. Дополнительная литература

1. Агеева О.Г. Императорский двор России 1700 – 1796 гг. Наука. М., 2007.

2. Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле. Спб., 1991.

3. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII в. Борьба за наследие Петра. М., 1986.

4. Анисимов Е.В. Россия после Петра. Л., 1994.

5. Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России. М.,1980.

6. Волков Н.Е. Двор русских императоров в историческом прошлом и настоящем. М., 2003.

7.  Востриков А. Книга о русской дуэли. Спб., 2004.

8. Галактионов И.В., Чистякова Е.А. А.Л. Ордин-Нащокин - русский дипломат XVII в. М.,1981.

9. Гордин Я. Мятеж реформаторов. Л., 1989.

10. Гордин Я. События и люди 14 декабря (хроника). М., 1985.

11. Григорьев Н.В. Петербург. В поисках культурного смысла // Петербург как феномен культуры. Сборник статей. – Спб., 1994.

12.  Гроссул В.Я. Русское общество XVIII – XIX вв.: традиции и новации. М., 2003.

13. Гросул В.Я., Итенберг Г.С., Твардовская В.А. Шацилло К.Ф., Эймонтова Р.Г. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. Гл. 1 – 2. М., 2000.

14. Демидов Н.Ф. Служилая бюрократия и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1987.

15.  Доннерт Эрих. Екатерина Великая: Личность и эпоха. Спб., 2003.

16. Жилин П.А. Отечественная война 1812 г. М., 1988.

17. Законодательство Екатерины II. М., 2000.

18. Заозерская Е.И. У истоков крупного производства в русской промышленности XVI-XVII вв. К вопросу о генезисе капитализма в России. М., 1970.

19.  Захарова О.Ю. Светские церемониалы в России XVIII – начала ХХ в. М., 2001.

20. Интенберг Б.С. Россия и Великая французская революция. М., 1988.

21. Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М., 1997.

22.  Каменский А.Б. От Петра до Павла I: реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа). М.: РГГУ, 2001.

23. Ключевский В.О. Курс русской истории в 8 томах. Т. 3-5. М., 1957 или 1988.

24. Ковальченко И.Д., Милов Л.А. Всероссийский аграрный рынок XVIII - начала XX вв. Опыт количественного анализа. М.,1974.

25.  Конституционные проекты в России XVIII – начала XX вв. М., 2000.

26. Крестьянские войны в России в XVII-XVIII вв. (проблемы, поиски, решения). М., 1974.

27.  Мадариага Исабель де. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2002.

28. Макагоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII в. М., 1952.

29. Маньков А.Г. Уложение 1649 г. - кодекс феодального права России. М., 1980.

30. Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. М., 194.

31. Милов Л.В. Общее и особенное российского феодализма (постановка проблемы). История СССР, № 2, 1989.

32. Минц С.С. Социальная психология российского дворянства в последней трети XVIII – первой трети XIX вв. в освещении источников мемуарного характера. М., 1981.

33. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. М., 1990; Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX века. М., 1989.

34. Нечкина М.В. Движение декабристов. М., 1955. Т. 1,2.

35. Нечкина М.В. День 14 декабря 1825 г. М., 1975.

36. Оболенский Г.Г. Император Павел I. М., 2000.

37. Овчинников Р.В. Манифеста и указы Е.И. Пугачева. Источниковедческое исследование. М., 1980.

38. Опыт российской модернизации XVIII – ХХ вв. /Отв. ред. Алексеев В.Д.. М., 2000.

39. Павленко Н.И. Вокруг трона. М., 1998.

40. Павленко Н.И. Петр I. М., 1975.

41. Панеях В.М. Холопство в первой половине XVII в. Л., 1984.

42. Переход от феодализма к капитализму в России: материалы всесоюзной дискуссии. М., 1969.

43. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. М., 1990.

44. Реформы в России XVI – XVIII вв. М., 1992.

45. Реформы Петра I и судьбы России: научно-аналитический обзор. М., 1994.

46. Российские консерваторы. М., 1997.

47. Российский самодержцы. 1801-1917. М., 1994.

Рубрика «Исторический портрет» // Вопросы истории:

 № 1, 1990. Федорова В.А. Александр I.

№ 1, 1992. Морозовой Л.В. Михаил Федорович Романов.

№ 11, 1989. Сорокина Ю.А. Павел I.

№ 11-12, 1993. Капустиной Т.А. Николай I.

№ 3, 1989. Каменского А.Б. Екатерина II.

№ 4, 1992. Сорокина Ю.А. Алексей Михайлович.

№ 4-5, 1991. Ст. Меньшикова А.С. Петр III.

№ 5, 1993. Наумова В.П. Елизавета Петровна.

№ 7-8, 1991. Бовина В.Г. Патриарх Филарет.

48. Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII-XIX вв. Л., 1988.

49. Свен Кристенсен. История России XVII в. М., 1989.

50. Семенова А.В. Временное революционное правительство в планах декабристов. М., 1982.

51. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984.

52. Сорокин Ю.А. Павел I: личность и судьба. Омск, 1996.

53. Старцев А. Радищев. Годы испытаний. М., 1990.

54.  Талина Г.В. Царь Алексей Михайлович – личность, мыслитель и государственный деятель. М., 1996.

55. Тарасов Б.Н. Николай I и его время: документы, письма, дневники, мемуары, свидетельства современников и труды историков. М., 2000.

56. Томсинов В.А. Светило русской бюрократии. М., 1991.

57. Троицкий Н.А. 1812 г. - великий год России. М., 1988.

58. Троицкий С.М. Россия в XVIII веке. М., 1982.

59. Уортман Р.С. Сценарии власти: Мифы и церемонии русской монархии. В 2-х т. Т. 1: От Петра Великого до смерти Николая. М.: ОГИ, 2004.

60. Успенский Б.А. Царь и самозванец: самозванство в России / Художественный язык средневековья. М., 1982.

61. Ханс Баггер. Реформы Петра Великого. М., 1985.

62. Частная жизнь /Человек в кругу семьи. М., 1996.

63.  Частная жизнь /Человек в мире чувств/ М. 2000.

64. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. М., 1978. Абсолютизм в России. М., 1964.

65. Чибиряев С.А. Великий русский реформатор (жизнь и деятельность, политические реформы М.М.Сперанского). М., 1989.

66. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XVIII вв. М., 1967.

67. Чистякова Е.А. Городские восстания в России в первой половине XVII в. Воронежский ун-т, 1975.

68. Шепелев Л.Е. Чиновный мир России XVIII – начала XIX вв. Спб., 1999.

69. Шильдер Н.К. Император Павел I. Историко-биографический очерк. М., 1997.

70. Эйдельман Н.Я. Из потаенной истории России XVIII-XIX вв. М.,1993.

71. Эйдельман Н.Я. Герцен против самодержавия (секретная политическая история России XVIII-XIX вв. и Вольная печать). М., 1984.

72. Эйдельман Н.Я. Грань веков. М., 1986.

73.  Эйдельман Н.Я. Обреченный отряд. М., 1987.

74. Эйдельман Н.Я. Последний летописец. М., 1983.

 

Примерная тематика курсовых и дипломных работ

1. Взаимодействие России и Европы в XVII веке: контексты и содержание

2. От «теократических идей» к «естеству человека» в русской публицистике XVII – XVIII вв.

3. Конфликт царства и священства в событиях и целях церковного раскола XVII в. (Алексей Михайлович и патриарх Никон)

4. Аввакум – подвижник эпохи (социально-действующая личность XVII в.)

5. Церковная реформа в России XVII в.: патриарх Никон

6. Экономическая история России второй половины XVII в. – вариант реализации политики меркантилизма

7. Политическое мышление России XVII в.: теория и практика

8. Дипломатия и дипломатический этикет XVII - начала XVIII вв.

9. От идеи «служения государю» к идее «служения отечеству» в русской общественной мысли второй половины XVII - начала XVIII вв.

10. Образ «новой» и «старой» России в социально-политических взглядах Петра I

11.  Сотрудники Петра I

12. Государственная идеология Петра I в контексте светской модели власти XVIII в.

13. Императорский тип поведения: Петр I

14. Санкт-Петербург как элемент петровских реформ первой четверти XVIII в. в России

15. Петербург как символ сменяющихся культур

16. Проблема соотношения понятий «государь» и «государство» в официальном политическом дискурсе в России XVII – XVIII вв.

17. Дворцовый переворот 1730 г. В контексте вариантов политического развития РоссииXVIII в.

18. Реконструкция образа русской женщины XVIII – XIX вв.: социальные роли, жизненные сценарии, стереотипы восприятия и др.

19. Журнальная полемика второй половины XVIII в. по актуальным проблемам развития России

20. Конфликты русского общества XVIII - первой половины XIX вв (Екатерина II и Е.Р. Дашкова; Екатерина II и Н.И. Новиков, Александр I и М. Сперанский, и др.)

21. Императорский двор. (Коммуникативное пространство императорского двора как социокультурная реальность второй половины XIX в.)

22. Женщина – политик (Екатерина II)

23. Государственная служба в России XVII – XIX вв.: модели и персонифицированные варианты (по выбору)

24. Представители русского просветительства (мировоззрение и деятельность)

25. Государственная стратегия в сфере образования (на примере различных периодов истории)

26. Женское образование в России: от замысла к результату (XVIII – XIX вв.)

27. Идеи и практика социальной политики Екатерины II

28. «Правда воли монаршей» и «Наказ Уложенной комиссии» в аспекте формирования идеологии самодержавной воли XVIII в.

29. Уложенная комиссия 1767 г. – вариант политического и социально-коммуникативного опыта русского общества второй половины XVIII в.

30. Пугачевский бунт 1773 – 1775 гг. как исторический и историографический факт

31. Самозванчество как социальное явление в варианте реализации Е. Пугачева в ходе крестьянской войны 1773 – 1775 гг.

32. Социализация русской женщины второй половины XVIII – начала XIX вв.

33. Гендерные роли (Петра I, Екатерины II и др.)

34. Мир чувств дворянской женщины XVIII – XIX вв. в истории России

35. Дворянская усадьба второй половины XVII – XIX вв. как модель «частного мира» в России

36. Частная жизнь дворянина в истории России XVIII – XIX вв.

37. Салон как форма общественной мысли (или коммуникации) российского дворянства середины XVIII – начала XIX вв.

38. Дружба в аспекте гендерных характеристик женщин эпохи Просвещения в России

39. Придворная служба второй полвины XVIII – первой половины XIX вв. в истории России

40. Женщины на государственной службе в России

41. История как личное приключение (например, по мемуарам И.Т. Болотова)

42. Досуг – составляющая часть неслужебной сферы жизни дворянства второй половины XVIII - начала XIX вв. в России

43. Дворянский этикет в истории России XVIII – XIX вв.

44. Тема «детства»в мемуарной литературе XVIII – XIX вв. XVIII – XIX вв.

45. Семейные хроники в русской мемуарной литературе XVIII – XIX вв.

46. Незаконнорожденные дворянские дети

47. История русской дуэли. (Образ русской дуэли по воспоминаниям современников и художественной литературе)

48. Учреждения Марии Федоровны в системе общественного призрения России конца XVIII – начала XIX вв.

49. События французской революции в восприятии русского общества второй половины XVIII в.

50. Отечественная война 1812 г. В воспоминаниях современников

51. Событие 14 декабря 1825 г. Как исторический и историографический факт

52. Жены декабристов

53. Сибирский период в истории декабристского движения

54. Модель декабристского типа поведения и варианты его реализации в биографиях декабристов

55. От государственной службы – к политической борьбе в России первой половины XIX в. (например, С. Трубецкой)

56. Исторический портрет (персона эпохи по выбору) с использованием подходов интеллектуальной, гендерной, персональной истории

57. М.М. Сперанский: мировоззрение и деятельность (от духовной биографии к биографии государственного чиновника)

58. Внешнеполитический диалог «Россия и Европа» в первой половине XIX в.

59. Образ Европы у европеизированного дворянства второй половины XVIII – начала XIX вв.

60. Моделирование поведенческих стратегий (персона по выбору на основе психологических теорий

61. Легенда об Александре I святом праведном Федоре Кузьмиче

62. Александр I: биография политика (от либерального имиджа к религиозному консерватизму)

63. Дворцовый переворот 1801 г. В аспекте конфликта представлений о государственной службе в России конца XVIII – начала XIX вв.

64. Государственная служба конца XVIII – начала XIX вв.: А. Аракчеев

65. Проблема европейской идентификации в сценариях власти Петра I, Екатерины II, Александра I

66. Славянофильская модель нравственного общества

67. Западничество в контексте вестернизации России XIX в.

68. П.Я. Чаадаев: конфликт частного человека с государством в первой половине XIX в.

69. П.Я. Чаадаев: вариант саморазвития личности в XIX в.

70. Н,М. Карамзин – человек частный и государственный

71. Политические (судебные) процессы в истории России XVII - первой половины XIX вв.

72. Консерваторы в политической жизни России XIX в. (или на государственной службе)

73. Оппозиция государственной власти в России (вторая половина XVIII в., первая половина XIX в.)

74. Императорская семья в аспекте борьбы политических идей. Например: (Екатерина II, Павел I, Александр I); (Мария Федоровна, Екатерина Павловна, Константин Павлович, Александр I).

75. Сценарии власти (в варианте Петра I, Екатерины II, Александра I, Николая I)

76.  Российское чиновничество XVIII – начала XIX вв.

77. Правительственный конституционализм (опыт ненасильственной революции) в России XVIII – XIX вв.

78. Россия глазами иностранцев. (в вариантах XVII, XVIII, XIX вв.)

 

 

II. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов

Реальным условием исследовательской деятельности и авторской интерпретации истории является следующие основания:

- источник;

- историографическая ситуация;

- методологический подход (как один из контекстов интерпретации);

- исследовательские стратегии (процедуры, методы).

    Организация самостоятельной работы по теме семинарского занятия предполагает несколько этапов. Первый – поисковая деятельность по добыванию информации для получения предметных значений (выявление фактов из источника, историографических фактов, получение информации о предмете изучения в целом). Результаты данной работы позволяют конструировать предмет исследования.

    Вторым этапом деятельности является обработка информации, переводящая знание в понимание, где предметные значения актуализируют личностные смыслы, «участное мышление». Для этого студентам предлагаются образцы исследовательских стратегий, процедур, способов, представленных в УМК фрагментами текстов историков и других исследователей по темам-проблемам, визуальными и художественными текстами, а также системой заданий по теме. Второй этап позволяет завершить изучение предмета и достичь событийной полноты, понимаемой не только как целостность всех сфер жизнедеятельности человека, зрелищно-яркой картиной жизни, а «живой опыт», который воспринимается эмоионально переживается и ведет к «ответно обязующему узнаванию», т.е. согласованию себя и другого.

    Третий этап – это описание-объяснение новой информации, где осуществляется перевод новых смыслов в предметное значение, в форму устной или письменной авторской речи (сообщения, доклады, эссе, презентации, письменные задания разного уровня). Третий этап завершает переход от референтного события к коммуникативному. Он завершает и формирование авторской позиции студента: оценочной, аргументированной, эмоционально переживаемой.

    В ходе семинара завершается и диагностируется самостоятельная работа студента, организованная ранее на основе направленного чтения и замысла преподавателя как организатора коммуникативного события. Учебный диалог позволяет с помощью реплик-версий его участников, как равноправных и двунаправленных «голосов», углубить понимание проблем, осуществить рефлексию над собственным текстом («голосом»).

    Предлагаемый комментарий к темам практических занятий позволяет уточнить учебные задачи, исследовательские стратегии и варианты восприятия и оценки темы. Вместе с этим, студентам предлагаются ключевые понятия, которые могут стать «оптикой» чтения текстов.

Для семинарских занятий предлагаются три основных темы курса.

  Тема 1: Х VII в. русской истории в аспектах социально-экономической ситуации и типологической характеристики нового времени.

Интерпретация ХVII в. русской истории ориентирует на освоение основной и, одновременно дискуссионной, проблемы содержания истории России ХVII в.: «последний щит средневековья» или «начало нового времени»? Предметом изучения является типологическая модель нового времени и формирующийся социо-культурный контекст ХVII в., где взаимодействует средневековая и нововременная


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.233 с.