Воспитание духовности и культуры — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Воспитание духовности и культуры

2022-11-24 38
Воспитание духовности и культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Есть только одна религия – религия любви,

Есть только одна каста – каста человечества,

Есть только один язык – язык сердца,

Есть только один Бог, и Он вездесущ».

Шри Сатья Саи Баба (37, с. 30–31)

 

Духовность. Что такое духовность на самом деле? Заключается ли духовность в бхаджанах? Или в повторении слов «Саи Рам», или в паломничествах по святым местам? Нет, все это – признаки слабости человека. Настоящая духовность состоит в устранении животных инстинктов и проявления Божественного света в человеке. Это истинный смысл духовности. /СаиТ25-с.248/

 

1 стадия духовности. Хотя человек видит своих ближних каждый день, он не любит их. Как можно поверить, что он может любить невидимого Бога? Если человек не может любить ближнего, которого он видит своими глазами, как он может любить то, что невидимо для него? Это невозможно. Только человек, любящий тех, кто живет вокруг него, может любить невидимого Бога. Любовь должна начинаться с любви к существам, имеющим форму. Она должна распространиться на всех. Это первая стадия духовности.

       Духовность – это не постоянные занятия медитацией, богослужения и т.п. Она состоит в полном искоренении животных и демонических качеств в человеке и проявлении его Божественной природы. Когда устранены привязанности и ненависть, которыми окружен человек, внутренняя Божественность, Сат-Чит-Ананда, проявится сама собой.

       Нет нужды искать вездесущего Бога в каком-либо определенном месте. Если вы сами Божественны, зачем искать Бога где-либо еще? Это признак невежества. /СаиТ25-с.340/

 

    \ Духовность означает, прежде всего, разрушение животной природы в человеке и раскрытие в нем Божественного сознания. Духовность подразумевает, что вы должны не гордиться своими Божественными возможностями, но использовать их для развития духовной силы. Духовность требует осознания того, что разнообразные способности человека происходят от Духа, а не от ума. Это значит иметь твердую веру, что все силы – Божественного происхождения… Духовность – это понимание роли Духа в повседневной жизни. Это жизненный путь. Вся наша жизнь связана с Духом. Все силы человека происходят от Духа. Совершенно неверно думать, что духовность не имеет ничего общего с повседневной жизнью и что наша повседневная жизнь не имеет отношения к духовности. Духовность не означает также одинокую и изолированную жизнь. Истинная духовность требует осознания единства всего человечества и поведения, соответствующего этому Божественному Единству. /СаиТ25-с.145/

    \ Вы родились потому, что не сдали экзамен по определённым предметам. Существует некоторый баланс жизненного опыта, который вы должны приобрести, чтобы завершить курс. Если вы достигнете понимания того, что вашей истинной природой является Атма, тогда вы окончите курс и получите «проходной балл».

       Для достижения такой ступени вы должны начать с развития чувства родства со всеми существами, так называемого сарвасаманабхава. Его очень трудно достичь, но это единственный способ увидеть Атмана, присутствующего во всём. Например, человек, обладающий этим чувством (бхавой), уже не сможет испытывать удовольствия, убивая животных ради питания, или просто охотясь на них. Почему вы выслеживаете животное у норы, сидите в засаде и ставите ловушки, не для того ли, чтобы получить удовольствие от его убийства? Необходимо воспитывать прему (любовь)по отношению ко всем живым существам, чтобы вы могли ощутить в них присутствие внутренней Реальности, их душу (сарвабхутхантхаратму). Атма – вездесуща. Не думайте, что её можно найти только у людей, принадлежащих к определённым кастам, имеющим определённый цвет кожи или придерживающихся определённых верований, или что она больше у толстяков, или что она ярче сияет у богачей. Она – это Существование-сознание-блаженство (Сат-чит-ананда), заключенные в каждом существе. Духовная практика (садхана) должна пройти длинный путь, прежде чем приведёт вас к такому взгляду.

       Но вы можете начать с малого. Вы можете избегать поступков, причиняющих неприятности другим, не так ли? Даже если вы не способны служить другим, воздержитесь, по крайней мере, от причинения вреда, это уже будет достойным похвалы служением на деле! Например, возьмём произносимые вами слова, вашу речь, «ваак». Я неизменно повторяю, что чистые слова (ваакшуддхи) ведут к чистому разуму (маношуддхи). Вот почему Я настоятельно рекомендую говорить спокойно, говорить мягко и говорить мало, то есть говорить саттвически. Без гнева, возбуждения и ненависти. Такой разговор не вызовет ссоры, повышения кровяного давления и разногласий. Он будет способствовать взаимоуважению и любви. И опять повторю, не высмеивайте цинично добрые дела других людей или их садхану. Расспрашивайте, но не оскорбляйте. Уважайте искренность другого человека. Относитесь с уважением к старшим, а также к людям, чей жизненный опыт больше, чем ваш. Будьте воспитанны, пусть все вокруг ощутят исходящее от вас чувство братства и радости. (1, с. 193–195)

    \ Духовность не означает просто медитацию или богослужение. Она означает избавление от загрязненности ума. /СаиТ25-с.131/

 

Духовность – это дух единства. У людей создаётся впечатление, что духовность связана лишь с обрядовым действом. Но духовность на самом деле означает «дух единства». Только этот дух единства воплощается в истинное духовное подвижничество и истинную преданность и подлинную мудрость. К сожалению, мы не слишком преуспели в постижении этой мудрости.

       Люди считают, что могут почерпнуть мудрость из книг. Но книжное знание – это всего лишь искусственная тренировка ума. Настоящую мудрость никогда не постичь с помощью искусственных средств. Мудрость расцветает на поле вашего сердца. Человек должен начать с самого важного – избавиться от чувства, что он отличен от Бога. Если, не расставаясь с верой, человек будет неустанно повторять: «Я есть Бог», то в один прекрасный день ему откроется, что он и Бог – это одно. Однако просто звук этой фразы, механически слетающей с губ, не даст никаких результатов.

       Один почитатель Шивы изо дня в день неустанно повторял: «Шивохам, Шивохам». Его друг наблюдал за ним и в конце концов спросил, что значит это «Шивохам». Подвижник ответил, что «Шивохам» означает «я – Шива», то есть Бог. Тогда приятель поинтересовался: «Если ты – Шива, то какие отношения у тебя с Парвати, женой Шивы?» Услыхав эти слова, подвижник ответил, что такие кощунственные вопросы задавать недопустимо. Эта история лишний раз доказывает, что распевание мантр без искренней веры в их смысл – достаточно бесполезное занятие. Если бы почитатель Шивы твёрдо уверовал, что он и в самом деле Шива, то ответил бы без колебаний, что он – также и Парвати.

       Произнесению мантр должна сопутствовать вера. Нужно добиться единства мысли, слова и действия. Именно в этой гармонии мысли, слова и дела и состоит истинная духовность, а воплощение в жизнь этой истинной духовности содействует процветанию нации. Вбирайте слова духовного учения, сконцентрировав на них всё своё внимание. Вы должны запомнить то, что услышали, и глубоко поразмыслить над тем, что отложилось в вашей памяти. И, наконец, вы должны применить в жизни то, что запомнили и обдумали. В этом настоящий смысл слов шравана, манана, нидидхьяса.

Шравану можно сравнить с приготовлением обеда на кухне, манана – сам процесс поглощения пищи, а нидидхьяса – её переваривание. По существу, только нидидхьяса приносит истинное удовлетворение, ибо она связана с живой практикой. Единственное, что принесёт счастье человечеству – это соответствие высоких истин и образа жизни. Ни процесс слушания, ни размышление сами по себе не сделают человека счастливым. Для этого нужен только живой опыт. Древняя пословица гласит: «Лучше один раз сделать, чем сто раз сказать». Сегодня каждый должен усвоить эту истину. Пусть с ваших губ слетает Божье имя, пусть ваши уши наслаждаются Божественными звуками, пусть ваши глаза любуются Божественной формой, пусть ваше сердце полнится любовью к Богу. Всей душой стремитесь вкусить плод Божественной радости. (20, с. 50–52)

    \ Духовность, однако, не означает одинокую аскетическую жизнь. Духовность означает взгляд на все человечество как на одну семью и осознание единства в многообразии. Это – суть индийской культуры. /СаиТ25-с.46/

Духовность и культура. Часто говорят о культуре и духовности как о двух разных понятиях. На Мой взгляд, настоящая культура – этоквинтэссенция истинной духовности. Как сахар входит в состав различных видов сладостей, имеющих самые разнообразные формы, так и духовность – неотъемлемая часть абсолютно всех культур разных стран и народов, внешне так не похожих друг на друга. В двух словах, вы должны понять, что культура – это часть и отражение всепроникающей и всеобъемлющей духовности, и ваше понятие мира должно стать таким же всеобъемлющим, то есть духовным.

       Различные органы и конечности тела неотделимы от самого тела. Вселенная (Вишвам) неотделима от Бога (Вишну). Аналогично этому необходимо понять, что между тем, что вы называете «земным» и «духовным», «житейским» и «святым», не существует разрыва, это всего лишь две грани единой неделимой реальности, или истины. Это можно легко понять, если мы, в качестве примера, представим себе фасоль, имеющую две семядоли в одном зерне. После того, как зерно брошено в землю и проросло, вы увидите росток, состоящий из двух семядолей с почкой посреди них. Саженец растет, питаясь от обеих семядолей. Так же и человеку, как этому ростку, для полноценной жизни необходима энергия как физического, так и духовного развития. Эти два аспекта не могут существовать отдельно и независимо друг от друга. Связь между ними неразрывна и очень сложна. А результатом их суммы является то, что вы называете «культурой».

       Поверхностные люди, которым не хватает широты видения мира и универсальности взглядов, видят в культурах разных народов лишь различия, порой даже воображаемые ими. Истинная мудрость состоит в том, чтобы открыть для себя единство, лежащее в основе всех мировых культур, и распознать его за кажущимся многообразием. То же самое относится и к мировым религиям. Те, кто говорит, что индуизм, буддизм, христианство, ислам и т.д. – различные религии, выдают этим свою ограниченность, а также неправильное понимание слова «религия». Слово «религия» означает «реализация». И поскольку реализация одинакова для всех людей, независимо от типа веры, которую они практикуют, отсюда логически следует, что все религии – это одно целое, а выражаясь более точно, существует только единая религия. (19, с. 90–92)

 

Культура, самскрити. В наше время многие в Индии не понимают, что такое культура (самскрити). Человеческая жизнь не мыслима без культуры: культура – это образ жизни. Игнорируя или искажая его по причине неправильного выбора, люди теряют покой и чувство уверенности. Все стремятся к удобствам и благополучию, и никто не задумывается о том, в чем же заключается истинное благополучие. Принимать пищу 4 раза в день, спать, смотреть телевизор и один и тот же фильм в кино по 3-4 раза, забыв обо всем на свете, – вот что считается источником комфорта и счастья.

       Согласно священным Писаниям, родиться человеком среди всех живущих на Земле существ считается редкой привилегией. Но если человек будет довольствоваться лишь тем, что ест, пьет, спаривается и спит, как это делают все животные и птицы на земле и в небе, не стремясь понять, в чем заключается смысл понятия «культура» (самскрити), его жизнь будет потрачена впустую.

       Понятие самскрити означает усовершенствование какого-либо предмета, чтобы улучшить его пригодность в использовании по назначению.

       Например, представьте себе, какой обработке подвергается рис, прежде чем он будет готов к употреблению: из снопа извлекают колоски, из них освобождают зерно, после чего его дробят, чтобы отделить мякину от семян, затем рис обдирают, очищают, шелушат, чтобы удалить посторонние элементы: камушки, семена сорняков. Далее рис замачивают в воде, чтобы приготовить из него плов. Такая обработка – самскрити – повышает ценность вещей. Например, стоимость необработанного риса, скажем, 100 рупий за мешок. Но когда он очищен и обмолочен, стоимость мешка поднимается до 600 рупий, то есть в результате обработки становится в 6 раз выше.

       Рассмотрим другой пример: если наручные часы из стали спрессовать и бросить в огонь, то кусок сплава, который получится из них, не будет стоить даже и четверти рупии, в то время как стоимость ручных часов, изготовленных из этой же массы металла, возрастает до тысячи рупий.

       Еще один пример: хлопок, собранный с куста, должен быть высушен. Потом необходимо отделить от него ненужные чашечки цветка. После чего он поступает в хлопкоочистительную машину для отделения семян от хлопка. Потом в прядильной машине из хлопка прядутся нити, из которых на ткацком станке получается ткань. Таким образом, хлопок, преобразованный в ткань, приобретает гораздо большую ценность и полезность.

       Точно так же и человек: он не должен оставаться на том уровне, на котором был в момент рождения, а должен суметь проявить в себе изначально заложенную в нем божественность. Студентам, таким образом, помимо приобретения академических знаний, необходимо стремиться воспитать в себе смирение и духовное разумение, то есть способность различения добра и зла, и эти качества помогут им стать полноценными человеческими личностями. Как семя находит смысл самовыражения в плодоносном дереве, так и человек должен найти смысл своего существования в жизни, целью которой является постоянное самоусовершенствование и преобразование (самскарана), приносящее плоды душевного равновесия и покоя, чувства уверенности в себе, счастья и любви.

       Способность любить – это божественное качество человека. Следует проявлять ее не только по отношению к людям, но и по отношению к птицам, животным – ко всем живым созданиям. Истинная культура (самскрити) – это расширение границ любви, отход от узости и развитие более широкого в и дения мира, результатом которого будет радость, – истинная радость, как для вас самих, так и для окружающих вас людей. Так природа человека поднимается до высот Божественного.

       В Ведах, которые поистине являются воплощением древней индийской культуры, говорится, что чувство ненависти или недоброжелательства по отношению к какому-то ни было живому существу недопустимо. Поэтому, наряду с повседневными занятиями, студентам следует углубить свои знания по индийской культуре и применить эти знания на практике. (19, с. 13–15)

 

    \ Самскрити – это культура, которая плавит в тигле человеческий металл, очищая, формуя и улучшая его. Индийская культура помогает человеку избавиться от животных качеств, чтобы он мог посвятить все свое время познанию Бога, пребывающего внутри него. Самскрити выпалывает сорняки и одновременно сеет семена. В Индии это начинается прямо с колыбели и должно продолжаться в детском саду, школе и колледже. Этот колледж должен подавать пример другим учебным заведениям тем, что он предоставляет подрастающему поколению возможность применять на практике полученные духовные знания для очищения и укрепления идеалов индийской культуры. (4, с. 30)

 

    \ Индийская культура всегда призывала жителей Бхараты (Индии) помогать обездоленным, больным, голодным, неграмотным, бездомным и раздетым. Она осуждает трату денег на роскошь. Богатство даётся человеку для того, чтобы он с его помощью укреплял веру в Бога и братство всех людей. Эта культура также никогда не приветствовала дискредитацию веры в Бога, или в своё высшее «Я». Вера – это нежное растение, которое требует тщательного ухода и заботы.

       Я хочу, чтобы вы не осуждали другие верования и религии. Развивайте братские чувства ко всем. Верховный Бог один для всех людей! Истинная любовь также одна, и она не зависит от касты, цвета кожи и веры. Существует только Одна Высшая Истина, а не две. Две Истины – это та же Одна, но повторенная дважды. Цель также – одна, ибо все пути должны вести к Одному Богу. Учитывая всё это, люди не должны ссориться и тем более воевать из-за того, что является Вечным и Абсолютным. (4, с. 56–57)

 

\ Бхагавад Гита сказала: Карманьевадхикарастхе ма пхалешу кадачана (Вы имеете право на действие, но не на результат). Вы должны сделать свою карму (действие) святой. Люди говорят о делах, достойных награды (пунья карма), и грешных делах (паапа карма). Когда действия чисты, карма становится освященной и работа трансформируется в служение Богу.

Жизнь становится осмысленной, только когда вы должным образом используете время. Каая (тело) дано для того, чтобы совершать карму (действие). Каждая карма ассоциируется с караной (причиной) и калой (временем). Понять принципы времени, действия, причины и долга (картавья) – это первичный долг каждого человека. Это основное учение культуры Бхарата. Это его чистая культура, защищающая Бхарат с древнейших времен.

Что такое культура? Вы думаете, что это образ жизни. Но это не так. Индийская культура – это то, что трансформирует вашу жизнь в идеальную. Сегодня мы мало найдём таких людей, которые интересуются величием индийской культуры. Даже если люди готовы учить, мало кто готов слушать. Даже если они слушают, они не готовы воплотить это на практике. Кто-то хочет воплотить на практике, но не имеет достаточно поддержки и стимула.

Воплощения Любви! Совершайте все свои дела с чистым сердцем. Без чистоты сердца все ваши дела будут впустую. Даже небольшая работа, выполненная с чистым сердцем, будет плодотворна. (Божеств. беседа Шри Сатья Саи Бабы. «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА – ЭТО ОБЯЗАННОСТЬ ЖЕНЩИН». Женский День. 19.11.2002. http://www.saiorg.ru)

 

Культура, каста и различение. Существует тонкое различие между кастой и культурой. Вы принадлежите к роду людей, так как существует только одна каста – каста человечества. Ваше тело – это дар вам ваших родителей. Культура – это то, что помогает вам жить. Культура учит вас тому, что должно быть сделано и как. В её основе лежат определённые традиции. Никто не может изменить вашу принадлежность к касте человечества. Вы родились людьми и можете следовать определённой культуре. В связи с этим нужно отметить следующее: принадлежность к касте человечества и следование культуре без способности к различению не только не приносят пользу, но даже вредят. Ваши знания и острый интеллект не так важны. Самую большую важность имеет способность к различению. Вы должны быть способны выбирать то, что является полезным и необходимым для вас. Вы должны быть способны включить свет, когда находитесь во тьме. Нет необходимости включать свет в той комнате, где он уже горит. («ПОЧИТАЙТЕ МАТЬ И ОТЦА КАК БОГА». Беседа Шри Сатья Саи Бабы. Санкранти. 15.01.2008 г. http://saiorg.ru)

 

Воспитание духовной культуры, силы воли, нравственных принципов. Некоторые люди считают, что между словами «желание» и «воля» нет разницы. Это заблуждение. Желание относится к тенденциям, закрепленным в уме (васанам). Воля же имеет отношение к фундаментальному принципу Атмы. Желание – это непреодолимая потребность что-то получить, а воля – это решимость обрести это.

       И желание, и воля зависят от нравственной культуры личности. Если в человеке развита духовность, то воля и желание могут быть возвышенными. Но если эти два свойства развиваются не на духовной основе, то недостатки и ошибки ума приведут к тому, что нельзя будет понять, что исходит от воли, а что от желания.

       Нижнюю ступеньку хорошо видно, когда поднимаешься на более высокую, а верхнюю ступень не видно, когда стоишь внизу. Поэтому надо подниматься шаг за шагом, выше и выше, то есть от развития духовной культуры идти к развитию силы воли, а затем к нравственной культуре. И тогда наслаждение блаженством Атмы станет легким и естественным.

       Когда ребенок учится ходить, мать помогает ему и следит, чтобы он научился этому дома, перед тем как выпускать его на улицу. Как он научится ходить, если его посадить посреди дороги? Не говоря о том, что это опасно. Так и в духовной практике. Вначале надо укрепить внутренние факторы, тогда и внешние проявления, такие как нравственное поведение, станут легко осуществимыми. Нравственные принципы, не основанные на внутреннем благородстве, не могут глубоко укорениться. Поэтому первостепенным, первоочередным делом является духовное развитие, осознание Атмы*. (14, с. 231–232)

Духовное развитие, характер и положение при рождении (каста). Вопрос: Свами, считаешь ли ты, что для достижения высокой стадии духовного развития необходимо родиться в высокой касте? Или достаточно соблюдать садхану высшего порядка? Саи: Каста без характера лишена значения; это пустой ярлык. Садхана, если она основана на характере, подобна путешествию слепого. Мораль, добродетель, характер – вот что жизненно важно. На основе этого, если садхана выполняется в соответствии с предписаниями, данными для того пути, который человек избрал, она, несомненно, будет успешной. Но ты должен принять во внимание важные предостережения. Ты не должен лениться просто потому, что джатхи, или рождение, не так важно. Нитхи, или моральные нормы, даются также в соответствии с джатхи; таким образом, при условии их выполнения, сознание джатхи полезно и важно. Если человек накопил заслуги в прошлых рождениях, следствием чего является обладание сокровищами благости и добродетели, он не нуждается в придании большого внимания джатхи. Только те, кто практиковал йогу в прошлых рождениях и не смог закончить этот процесс, будет иметь этот вид совершенства. Основное, что требуется, это приобрести нитхи (моральные нормы), предписанные для джатхи, следовать джатхи в соответствии с нитхи и стать достойным высшего положения в жизни. На определенном отрезке пути садханы и духовности, и джатхи, и нитхи помогут. Гуны также возвысятся с помощью джатхи и нитхи.

Вопрос: Должно быть, существуют те, кто, накопив добродетели в прошлых жизнях, достиг Бога? Пожалуйста, приведи несколько примеров. Саи: Тебе не стоит долго разыскивать исток реки; то же самое можно сказать о происхождении риши (мудрецов). Они, может быть, совсем не впечатляют. Но тебя должно удовлетворять их служение. Их опыт – это то, что наиболее ценно; пусть тебя вдохновит их пример; пусть он заставит тебя делать похожие усилия. Но если ты занимаешься поисками источника, ты теряешь жизненно важную сущность. Однако раз у тебя возник вопрос, Я отвечу тебе. Вьяса родился среди рыбаков; Шаунака был из рода Сунака. Агастья родился в горшке. Вишвамитра был кшатрия, Сута родился в четвертой касте. Добавлю также, что среди тех, кто обладал добродетелями и ценными качествами, кто всегда равнялся на моральные предписания для своего джатхи и нитхи, кто отрекся от всего и был верен идеалу освобождения от цепей рождения, смерти и иллюзии материальных ценностей, были такие люди, как Санджая, Сатьякама и другие. /ПрашнВах-47/

\ С шестнадцати до тридцати лет происходит становление личности. В этот период жизнь бьет ключом, формируется характер, привычки, склонности, и человек растёт в духовном отношении. Если в этом возрасте человек принимает такое тонизирующее средство, как сева (бескорыстное служение), то можно сказать, что его жизнь состоялась. потому что процесс сублимации и очищения с помощью этого средства ускоряется.

       Не служите ближним ради награды и для того, чтобы обратить на себя внимание и заслужить благосклонность. Не превозноситесь и не гордитесь своими профессиональными навыками, богатством, социальным положением или властью. Служите из чувства любви. Когда же вам удаётся сделать что-нибудь хорошее, приписывайте успех милости Бога, который побудил вас к этому, ибо Он есть любовь, свойственная человеку. Если же вас постигнет неудача, считайте её результатом вашей собственной некомпетентности, неискренности или невежества. Разберитесь, почему вы начали заниматься севой, и постарайтесь сделать так, чтобы в вашем служении отсутствовали эгоистические мотивы. Если вам не удаётся что-нибудь сделать, не перекладывайте вину на тех, кому вы оказываете помощь, на сотрудников, товарищей или на Бога. (4, с. 73–74)

Добродетельный характер необходим для познания своей сущности, Атмы. Самая первая сутра подчёркивает следующий урок: тот, кто посвящает свою жизнь познанию Атмы, которая является его сущностью, должен обладать добродетелями, а они должны формировать его поведение и контакты так, чтобы они были священными. Потому что нет более высокого знания, чем добродетельный характер. Поистине, характер – это сила. Для человека, потратившего годы на обретение высшего знания, хороший характер, среди всего остального, является обязательным требованием. Каждая религия подчёркивает ту же самую необходимость, не как свойственную именно этой религии, а как саму основу духовной жизни и поведения. Те, кто живут по этим принципам, никогда не попадут в беду. Они будут наделены святыми достоинствами.

       Добродетели – это наиболее эффективные средства для очищения внутреннего сознания человека на всех уровнях, ибо они побуждают человека обнаруживать, что делать и как делать. Только тот, кто заслужил хорошую судьбу, сможет претендовать на совершенство в различении. Строгое соблюдение этих установок – это тот плот, который может переправить человека через океан постоянных перемен и опасений – бхава сагару. Добродетельному человеку обеспечено место среди освобождённых. Какой бы деятельностью человек в последствии ни занимался в силу необходимости, влияние этой деятельности не будет отражаться на нём, если он – добродетелен. Он может раствориться в Брахмане, воплощении Высшего Блаженства.

       Человек может выполнять ведические обряды и пожертвования; он может толковать содержание разнообразных Священных Писаний, которыми овладел; он может преуспевать, иметь огромные богатства; он может обучать Ведам и сопутствующим им дисциплинам с должным толкованием значений; но если у такого человека нет высоконравственного характера, для него нет места там, где постигают Брахмана. Таков урок, который преподносит нам эта сутра.

       Ибо состояние невозмутимости, столь необходимое для духовного прогресса, может быть обретено только тогда, когда разум очищен от обманчивых привязанностей и проблем. Лишённый этой ясности разум – буддхи не может распознать Брахмана. Почему? Термин «добродетель» (Virtue) всего лишь иное название «разума», который следует за побуждениями Атмы, той Сущности, которая является нашей Реальностью. Только тот, у кого есть такая добродетель, может снискать понимание Атмы, Истины. И как только человек достиг такого понимания, он больше не может быть пойман в объятия заблуждения или желания; они больше не способны коснуться его.

       Желание, зависимость от предмета желания и планы по его получению – это признаки индивидуализированных эгоистических интересов, а не «Я» (Сущности) или Атмы, пребывающей в теле. Чувства «я» и «моё», эмоции вожделения и гнева порождаются в комплексе «тело-ум». Только когда этот комплекс преодолён и искоренён, может проявиться истинная добродетель. (9, с. 6–7)

 

Воспитание удовлетворенности ума, стойкости и радостному приятию невзгод. Жизнь человека может быть либо приятной, либо неприятной – в зависимости от того, как он относится к ней. Одна и та же вещь может быть приятной в одной ситуации и неприятной в другой. То, что однажды было дорого сердцу, в другое время становится невыносимым, и даже видеть это не хочется. Причиной такого положения вещей является состояние ума. Поэтому необходимо тренировать ум, учить его быть всегда довольным.

       Воды реки стекают с гор, несутся по ущельям и падают в долины; в разных местах в них впадают притоки, и от этого вода становится мутной и нечистой. В потоке человеческой жизни скорость и напор то снижаются, то возрастают. Эти подъемы и падения могут произойти в любой момент. Никто от них не застрахован. Они могут быть в начале, в конце или в середине жизни. Поэтому человек должен убедить себя в том, что взлеты и падения неизбежны и что их надо не бояться, а приветствовать, потому что они обогащают наш опыт. И не только приветствовать, но и радоваться всему, что с нами происходит. При этом подходе все несчастья, какими бы они ни были, вы переживете легко и быстро. Для этого важен настрой ума. (14, с. 214)

Основы воспитания духовности, характера и взаимоотношений. Рождение и смерть – неизбежные события в существовании физических оболочек. Оценивать надо то, что происходит в промежутке между ними. Используйте этот период для духовного развития и возликуйте, когда добьетесь здесь успеха.

       Для достижения этого следует держаться трех направлений: духовные упражнения и дисциплина, развитие отречения, воспитание доверия к Себе. Без них жизнь превращается в утомительный и бесполезный путь через зыбучие пески. Откажитесь, отрекитесь – вот что требуется вам для духовного прогресса. Ценно не то, от чего вы отказываетесь, ценен высокий порыв, который вас к этому привел.

       Пока чувственные удовольствия имеют власть над человеком, нельзя говорить о приобщении его к духовной жизни. Сейчас многие кричат о том, что им необходим опыт духовного блаженства, но совсем немногие заслуживают его: люди слишком слабы, чтобы отвергнуть призывы чувств! Не нужно много усилий, чтобы понять, что чувства являются дурными наставниками и ненадежным источником знаний. Удовольствия, доставляемые ими, временные и чреваты горьким разочарованием. Обычное знание не одарит вас сердечной радостью, лишь постижение проявляемых во Вселенной силы и могущества Бога может стать неисчерпаемым источником радости. Не найти двух людей, согласных друг с другом по всем вопросам, даже если они братья и сестры, закадычные друзья или отец и сын. Только будучи паломниками на пути к Богу двое могут прийти к сердечному согласию и содружеству.

       Вы можете быть паломниками даже тогда, когда занимаетесь повседневными делами. Вы должны лишь ощущать, что каждая минута – это шаг к Нему. Делайте все так, как если бы это было посвящено Ему, направляемо Им, совершаемо как поклонение Ему и служение Его детям. Проверяйте свои действия, слова и мысли пробным камнем: будут ли они одобрены Богом, будут ли они способствовать Его славе? (3, с. 328–239)

 

       \ Сделайте свой дом местом, где живут добродетель, нравственность и любовь. Искорените гнев и жадность. Признаком подлинного бхакты (преданного)является немногословность и скромность. Вы можете считать себя бхактой и даже говорить об этом другим, но если вы не избавитесь от эгоизма и не относитесь ко всем людям с одинаковой любовью, то Господь не признает вашу преданность! (4, с. 51)

 

       \ Когда вы работаете не ради награды и без привязанности к плодам своих действий – вы идёте по прямому пути, ведущему к духовному успеху. Совершайте работу как долг, как служение Богу. (33, с. 346)

       \ Выполнение домашних обязанностей, забота о детях, помощь супруге и другим домочадцам – всё это является разновидностью садханы, духовной практики. Приготовление пищи – великолепное духовное упражнение. Удаление сора из риса перед его варкой – это разновидность йоги … Исполнение своего долга – вот высшая форма духовной практики. (33, с. 346)

 

Преобразование личности. Как добиться преобразования личности? В последнее время сильно распространились дурные привычки: многие курят, пьют спиртное, едят мясо и играют в азартные игры. Эти вредные занятия ведут не только к деградации личности, но и наносят серьезный ущерб семье. С ними нужно непременно расстаться, ибо они мешают проявлению врожденных светлых качеств. Во всей полноте личность расцветает лишь у того, кто верен нравственным устоям. (9, с. 309)

 

    \ Вы родились как обычный человек и как обычный человек прожили часть своей жизни. Но теперь вы избрали путь духовной жизни. Вы ищете хорошую компанию – сатсанг. Вы с удовольствием слушаете рассказы из великих Писаний, описывающие священные качества Господа. Но теперь вы понимаете, что этого недостаточно. Вы стремитесь непосредственно увидеть Господа. Но даже и тогда вы не удовлетворены. Даже получив возможность видеть Господа и говорить с Ним, вы всё равно не находите полного счастья. Но когда вы полностью сольётесь, соединившись с Ним, тогда вы получите полное осуществление того, что искали, ибо тогда вы обретёте безграничный покой и блаженство, чем и является Господь. В этом заключается учение, которое Кришна преподнёс Арджуне на поле битвы Дхармакшетра. (34, с. 65)

 

    \ Общество хороших людей ведёт вас к Господу, в то время как общество плохих заводит в трясину материального мира (пракрити). Как отличить хороших людей от плохих? Хорошими людьми (саджанами) являются те, кто занимается повторением мантр (джапой), медитацией (дхьяной), поисками единства с Богом (йогой) и поклонением (арчаной). Тех же, кто не любит этого, ищущий высшего знания (джнаны) должен избегать. Ведь он желает радости, которая приходит, когда малое становится большим, когда существенно важна даже мимолётная радость, когда нищий наследует огромные богатства. Хороший человек мягок. Он легко склоняется перед старшими, мудрецами и садхаками. «Не моё» (на ма) – вот сокровенный смысл приветствия поклоном (намаскара), этим передаётся убеждение, что «всё, чем я являюсь и что я имею, существует благодаря Твоей Милости», это и есть истинная намаскара.

       Старайтесь проводить своё время в обществе хороших людей (сатсанге). Очистите свой ум щёткой распознавания (вивеки). Я не собираюсь требовать, чтобы вы отказались мыслить критически; оценивайте, разбирайтесь, пробуйте и анализируйте свой опыт, а затем, если убедились, принимайте. Бхакти, йога и джнана –  вот три двери, ведущие в один и тот же Зал. Джнанин видит во всём Божественную Суть, бхакта смотрит на всё, как на Божественную игру (лилу), карма-йогин видит во всём служение Господу. Всё это – дело вкуса и склонности, уровня развития разума и эмоций. Тирумалачар говорит, что как результат джнаны, майя уходит. Но майя не «приходит» и не «уходит». Когда в этот зал вносят светильники, вы говорите, что свет пришёл, а темнота ушла, но разве она куда-нибудь уходит? Уберите свет, и станет темно! Темнота не входит через двери оттуда, куда она якобы удалилась, и не заполняет собою весь зал. Она в нём – всё время. Она не уходит. Просто зал осветили, и в нём теперь преобладает свет. Точно так же, когда достигнута Милость Господа, джнана будет преобладать, а иллюзия разделённости станет бессильной.

       Как заслужить такую джнану? Путём медленного, систематического избавления от ограничивающих факторов: жадности, похоти, гордыни, зависти, ненависти и всего змеиного клубка собственнических инстинктов и порывов; посредством облагораживающего влияния дхармы (праведности), этого свода правил, сложившегося на основе жизненного опыта целых поколений; посредсвом изучения, размышления и практики; путём анализа знаний, полученных в состоянии бодрствования, сновидения и глубокого сна; благодаря умению оставаться сторонним наблюдателем всего этого скоротечного спектакля, не вовлекаясь в его хитросплетения; путём преодоления всех тенденций разграничения и разделения. (1, с. 225–226)

    \ Что вам следует делать, так это расширять свой ум, свое в и дение. Сердце, не физическое, а духовное – изначально широко. Оно обладает Космическим Сознанием. Нет необходимости р


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.