Воспитание общечеловеческих качеств — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Воспитание общечеловеческих качеств

2022-11-24 38
Воспитание общечеловеческих качеств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

    \ Благородный характер и правильное поведение провозглашают внутреннюю истину в человеке; эта истина основана на любви. Занимаетесь ли вы карма йогой, отказываясь от плодов своих действий, или бхакти-йогой, созерцая Вездесущего Господа, или джняна-йогой, практикуя внутреннее исследование, стремясь достигнуть мудрости, – основой всех этих духовных практик является чистая любовь, према. Истина, мир, праведное поведение и ненасилие – сатья, шанти, дхарма, и ахимса – не существуют сами по себе. В сущности, они все зависят от любви. Когда любовь проявляется в наших мыслях, она становится истиной, сатьей. Когда любовь проявляется в виде действия, она становится дхармой, или праведностью. Когда ваши чувства пропитаны любовью, вы становитесь самим покоем, шанти. Само значение слова «мир» – это любовь. Когда ваше понимание наполняется любовью, это ахимса. Практиковать любовь, прему, – это дхарма. Думать с любовью – это сатья. Чувствовать любовь – это шанти, а понимать любовь – это ахимса. Любовь скрыта в каждом из этих качеств. (34, с. 83)

 

Истина, праведность, умиротворенность, любовь – сатья, дхарма, шанти, према. Истина (сатья) – это любовь в форме мысли. Праведность (дхарма) – это любовь в действии. Мир (шанти) – это внутреннее чувство любви. Любовь (према) – это осознание единства всего сущего, которое выражается в глубоком, проникновенном чувстве, не знающем границ и условий, и слитым с даром бескорыстно отдавать и прощать. /ЗолотРевСаи-с.41; Послание, 18 ноября 1996 г./

 

\ Слон не осознаёт своей силы, поэтому он смиренно подчиняется погонщику и выполняет его команды. Подобно этому человек не способен осознать свою Божественную природу, подчиняется миру и его соблазнам и сталкивается с трудностями. Он не способен переносить даже незначительные неудобства. Когда кто-нибудь переезжает на новое место, то чувствует себя неуютно. Если его ребёнок заболевает, то человек начинает беспокоиться. Человек живёт в тисках страха. Он не способен осознать свою внутреннюю силу.

Причина этого страха – современное образование. Оно не развивает в человеке уверенность в себе. Современное образование учит вас тому, как выжить в мире. С помощью современного образования вы можете заработать деньги и обеспечить комфортное существование эфемерного физического тела. Но с его помощью вы не сможете обрести покой ума. С помощью денег вы можете наслаждаться мирскими удовольствиями, но с помощью богатства невозможно обрести духовное блаженство.

Поэтому ни при каких обстоятельствах не забывайте о духовности. Покой и счастье может даровать вам только духовная жизнь. Существует высказывание: «Бхаджана бина сукха шанти нахи …». Покой и счастье можно обрести, воспевая Божественное имя, а не с помощью богатства и мирской собственности. Мирское образование направлено на то, чтобы научить вас обеспечивать комфортное существование тела.

Не смотря на всю свою образованность и интеллигентность

Глупый человек не сможет познать истинное «Я»,

А злонамеренный – отбросить плохие качества.

(стихотворение на телугу)

Современное образование ведёт только к спорам,

А не к обретению всеобъемлющей мудрости.

Зачем получать образование,

С помощью которого вы не можете обрести бессмертие?

Обретите знание, которое сделает вас бессмертными.

(стихотворение на телугу)

Какая польза от получения такого образования? Человеку необходимо развивать пять человеческих ценностей: сатью (истину), дхарму (праведность), шанти (покой), прему (любовь) и ахимсу (ненасилие). Кама (вожделение), кродха (гнев), лобха (жадность), моха (заблуждение) и т.д. – это качества, присущие животным. К сожалению, сегодня человек развивает эти качества. Он не прилагает усилий для того, чтобы развивать человеческие качества. Вот почему, не смотря на то, что человек накопил большие богатства, у него нет покоя ума и счастья.

В этом контексте необходимо уделить особое внимание эдюкэа (воспитанию), а не образованию. Что такое эдюкэа? Эдюкэа – это проявление внутренней Божественной природы человека. Проявив свою природу, человек сможет пережить блаженство.

Сегодня повсюду в мире существует множество колледжей и университетов, а также большое количество профессоров и докторов философии. Но могут ли их высокие академические степени даровать им покой и счастье? Почему в мире нет покоя и счастья, несмотря на то, что так много образованных людей? Причина в том, что полученное ими образование предназначено для того, чтобы обеспечивать комфортные условия для жизни. Образование необходимо для жизни, а не для существования.

Вместе с мирским образованием человек должен получать воспитание (эдюкэа). Образование относится к внешнему миру, а воспитание – к внутренней жизни человека и Атме. Где находится Атма? Она повсюду. Она вездесуща. В Ведах провозглашается: «Ахам Брахмасми» (Я – Брахман). В этом изречении говорится о том, что Бог присутствует повсюду. Человек поистине является воплощением Божественного «Я». Человек является не просто человеком. Поскольку он отождествляет себя с физическим телом, то он считает себя обычным смертным…

Существует пять человеческих ценностей. Первая – это сатья (истина). Какова её форма? У неё нет формы. Её невозможно описать словами. Подобно этому шанти (покой) невозможно увидеть невооруженным глазом. У других человеческих ценностей – дхармы (праведности), премы (любви) и ахимсы (ненасилия) – так же нет формы.

Према присутствует во всех людях, но она невидима. Её возможно ощутить только тогда, когда вы проявляете её по отношению к другому человеку. Там, где есть любовь, там нет ненависти. Там, где нет ненависти, там нет насилия, там ахимса (ненасилие).

Странно, но сегодня термин человеческие ценности обрёл новое значение. Под ним ошибочно понимается обретение богатства и счёта в банке. Люди думают, что в этом заключается цель образования. Но это неверно.

Истинные человеческие ценности – это сатья, дхарма, шанти, према и ахимса. Всё, что противоречит этим ценностям, имеет природу животного. Поэтому когда у вас рождаются мысли, присущие животному, напоминайте себе: «Я не животное, я человек». Вы – люди, а не животные. Тем не менее, вас можно считать настоящими людьми только тогда, когда вы разовьёте в себе человеческие качества. Вы можете быть очень образованным и начитанным человеком, но, если у вас не развиты человеческие качества, вас нельзя назвать человеком в истинном смысле этого слова. Истинным человеком можно назвать только того, кто научился проявлять человеческие ценности.

Вы можете быть императором, у которого накоплены огромные богатства и в распоряжении которого находится большое количество людей, но вы не будете счастливы. Истинный покой и счастье исходят от ощущения внутреннего покоя и умиротворённости. Мирская собственность и сила не могут даровать вам покой и счастье.

Все вы знаете историю императора Александра. Он прошёл по миру с завоевательной миссией, пересёк реку Синдху и вошёл в Индию. Тем временем у него начался сердечный приступ. Рядом с ним находилось множество хороших докторов, которые исследовали его состояние и сказали, что он не проживёт долго и скоро умрёт. Александр созвал своих министров и генералов и сказал им: «После того, как я покину это тело, заверните моё мёртвое тело в белую ткань, поднимите обе руки вверх для того, чтобы люди могли увидеть, что у меня в руках ничего нет. Пронесите моё тело по всем улицам. Все, кто увидят моё тело, будут спрашивать, почему руки подняты. Скажите им, что император Александр завоевал все страны и накопил большие богатства, но в момент смерти ни могущественная армия, ни доктора не смогли спасти его. Он ушёл из мира с пустыми руками, оставив свою империю и богатства».

И миллиардер, и миллионер должны будут уйти из этого мира с пустыми руками. Вы можете хранить свои богатства в банковском сейфе, но вы не можете взять с собой даже горсть земли, когда будете покидать этот мир. Не сможете взять даже пылинку.

Всё образование, которое сегодня получают люди, это мирское образование. Несомненно, оно тоже важно, но истинное образование помогает вам проявить свою внутреннюю Божественность. Вы можете прочитать множество книг, вы можете так же читать лекции. Но это не сделает вашу жизнь достойной подражания.

Какое образование нужно получать человеку? Эдюкэа. Что такое эдюкэа? Эдюкэа – это проявление в повседневной жизни заложенных в человеке человеческих качеств. Для этого нет необходимости читать книги. Тем не менее, так как вы пришли в этот мир, и у вас есть тело, то вы должны получать образование и зарабатывать деньги для того, чтобы поддержать жизнь тела. Мирское образование необходимо для того, чтобы поддержать физическое тело. Гаятри мантра начинается со звука ОМ. Далее следует: «Бхур Бхувах Суваха Тат Савитур вареньям бхарго Дэвасья дхимихи дхийо йо нах прачодаят». Пение ОМ дарует все блага, которые можно обрести, повторяя мантру. Сегодня очень важно объяснить студентам внутреннее значение и смысл таких мантр. Вот почему мы принимаем учителей, которые могут дать студентам мирское образование и объяснить эти духовные аспекты. («ИСТИННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЕДЁТ К ЕДИНСТВУ МЫСЛИ, СЛОВА И ДЕЛА». Беседа Шри Сатья Саи Бабы на церемонии смены проректора Университета Шри Сатья Саи. 6.08.2008 г. http://www.saiorg.ru)

 

    \ С древних времен жители Бхараты называли этот мир, состоящий из движущихся и неподвижных объектов, «прапанча», то есть состоящим из пяти элементов: земли, воды, огня, воздуха и эфира.

       Жители Бхараты поклоняются этим пяти элементам как проявлениям Божественности. Землю они называют Бхудеви, богиней земли, воду – Гангадеви, богиней воды (Ганги), огонь – Агнидевой, богом огня, ветер – Вайюдевой, богом ветра, а акашу, эфир, – Сабда Брахманом, изначальным звуком. Пять элементов соотносятся с пятью органами чувств человека – зрением, вкусом, осязанием, обонянием и слухом. Истинное значение поклонения пяти элементам состоит в том, что человек должен не только правильно использовать эти элементы, но и очищать свои органы чувств. Однако студенты не стараются познать Божественную природу этих пяти элементов, а учителя не направляют их к этой истине. Студенты интересуются только книжным знанием, не стремясь осознать святость этих элементов. Истинное образование развивает добродетель, интеллект, преданность, долг и дисциплину. Учителя тоже заинтересованы лишь в том, чтобы учить студентов книжным знаниям, пренебрегая духовным аспектом образования.        Сегодня все пять элементов загрязнены и, как следствие, человек находится в опасности. Студенты не должны стремиться только к получению ученых степеней. Они должны правильно использовать эти пять элементов. Это и есть истинное образование, направленное на развитие общечеловеческих ценностей, в котором нуждается современный мир. (10, с.183–184)

 

    \ Сатья и дхарма (истина и праведность) – два основополагающих принципа Санатана дхармы (вечного духовного учения). Они являются идеалом всех религий и учений святых, целью всех мудрецов, основной темой всех Священных Писаний. В Гите говорится, что эти принципы возникли из принципа Высшего «Я» (Атмататтвы). Гита содержит в себе сущность Упанишад и Веданты (завершения Вед)… Веданта провозглашает: «Ишавасьям идам сарвам» (Всё это пронизано Всевышним), – поэтому, разве можно ненавидеть или обманывать других людей? Правила и заповеди, содержащиеся во всех религиях, направлены на то, чтобы помочь человеку осознать эту великую истину, то есть имманентность Бога.

       Сатья и дхарма являются глазами таких религий, как буддизм, христианство и ислам, отпочковавшихся от первоначального учения Санатана дхармы. В дальнейшем это учение развивали и иллюстрировали различными историями, которые сейчас содержатся в древнеиндийском эпосе и Пуранах (Священных Писаниях). Рама отправился в лес в изгнание и перенёс там много страданий только ради укрепления сатьи, истины. Пандавы покинули столицу и безропотно снесли все оскорбления в свой адрес только для того, чтобы восторжествовало дело истины. Харишчандра перенёс много страданий и унижений, но, несмотря на это, продолжал держаться истины! Эти герои на протяжении многих тысячелетий являются для мужчин и женщин Индии эталоном, и их прославляют в песнях, драмах, скульптуре, живописи, поэзии и философии. Они – маяки, указывающие людям всех стран путь к духовной, благородной и счастливой жизни. Однако сегодня дети Бхараты (Индии), прельщённые могущественными достижениями западной науки в материальной сфере, мечтают о полётах в космос и на Луну! (4, с. 52–53)

 

\ Счастье, которое человек получает из добродетелей, намного превосходит то счастье, которое мы получаем от обладания богатством. К сожалению, современная молодежь стремится к богатству, физической силе и дружбе. Но всё это имеет мало ценности, если нет богатства характера. Характер – это фундамент для мужчин и женщин. Если человеку не хватает характера, он становится слабым во всех отношениях. Люди тех дней стремились добиться благородного характера. За правое дело они были готовы отдать свои жизни. Женщины стремились поддержать честь своих мужей. Сила индивидуума заключается в его характере, а не в богатстве, которое он себе приобрёл. Человек должен быть готов столкнуться с любыми трудностями, чтобы вести добродетельную жизнь. Страна находится сейчас в столь затруднительном положении из-за отсутствия индивидуумов, имеющих сильный характер. Нам сегодня нужно не материальное богатство. Мы должны заработать богатство добродетели. Материальное богатство не может принести вам истинного счастья.

Женщины должны развивать богатство добродетели и также защищать честь своих мужей. Оба: и мужчины, и женщины – должны иметь хороший характер. Без сильного характера всё заработанное вами будет впустую. (Божеств. беседа Шри Сатья Саи Бабы. «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА – ЭТО ОБЯЗАННОСТЬ ЖЕНЩИН». Женский День. 19.11.2002. http://www.saiorg.ru)

 

 

Сатья, истина и правдивость

Истина и творение. Господь всё сотворил из истины и все пронизано истиной. Поймите, что в мире нет ничего, что бы ни основывалось на истине, и все состоит из шуддха саттвы, Божественной сущности. Человек забыл об этом. Человек возник из Бога, Мадхавы. Забвение этого факта есть майя, заблуждение, от которого человек страдает. Настоящий человек не может страдать от этого заблуждения. /СаиТ25-с.314/

 

    \ Истина, сатья – это то, что остается неизменным во всех трех ипостасях времени – прошлом, настоящем и будущем. Мир постоянно меняется. В этом случае как вы можете утверждать, что мир нереален? Вы – есть часть мира. Мир содержит вас в себе. /СаиТ28-с.70/

 

    \ Истиной считается то, что соответствует определённым фактам. Но это лишь земная истина, или правда. Истина в своём высшем духовном значении является совестью, пребывающей в вашем сердце и её голос слышат все чистые люди. Эту истину на санскрите называют Ритам, или Божественным порядком и гармонией, то есть высшей истиной, не меняющейся в зависимости от места и времени (33, с. 337)

 

    \ Каждый должен в конечном счете основывать свою жизнь на некой истине; эта истина – есть Бог. Жизнь не может вестись в полном пренебрежении Истиной. (7, с. 319)

 

\ Теперь поговорим об Истине. Откуда она появляется? Она не исходит из земли и не спускается с небес. Её источником не являются север, юг, восток или запад. Истина нерушимо закреплена в сердце человека. Если вы разовьёте внутреннее в и дение, то, несомненно, сможете осознать истину. Там, где истина, там праведность. Там, где истина и праведность, там из сердца будет исходить любовь. Там, где есть любовь, там покой. Там, где любовь и покой, там царит ненасилие. Мы должны понять внутреннюю связь, которая существует между пятью человеческими ценностями – истиной, праведностью, покоем, любовью и ненасилием. Все эти качества заложены в вас.

Человек поистине является Богом. Вот почему Бога изображают в человеческой форме. Если Бог проявит Своё истинное тождество, то Он провозгласит: «Я – Брахман». Он не будет говорить о том, кем Он является. Все имена дали людям их родители, а не Бог. Бог дал вам только один дар – Атму. Вот почему говорят: «Маматма сарвабхутантхаратма» (Одна и та же Божественность пронизывает все существа). Вы наблюдаете за муравьями. Они движутся вверх и вниз по одной линии. Когда они так передвигаются, то с радостью приветствуют друг друга. Когда корова рождает телёнка, она не может присоединиться к стаду и оставить новорожденного одного. Даже на расстоянии она может узнать, что кричит её теленок. Теленок зовёт: «Мама! Мама!» И корова-мать отвечает. Такие взаимоотношения существуют среди животных и даже среди птиц.

В Рамаяне рассказывается о том, как охотник увидел двух птиц, которые счастливо проводили время в обществе друг друга, сидя на дереве. Охотник выпустил стрелу и убил самца. Не выдержав страданий от разлуки со своим возлюбленным, вторая птица вскоре умерла. Мудрец Вальмики, который был свидетелем этой трогательной сцены, произнес шлоку, которую он не знал. Она появилась у него на его губах естественным образом. Эта шока (печаль) послужила вдохновением для написания великого эпоса Рамаяна. Птицы и животные любят друг друга. Как же тогда человек мог утратить благородную способность любить? Сегодня человек может многому научиться у птиц, животных и даже зверей. Но он не стремится получить эти уроки. В течение нескольких десятилетий Я учу многим хорошим вещам, но вы не слушаете. Даже, если вы слушаете, то не применяете эти поучения на практике.

Если кто-то обесчестит вас, вы расстраиваетесь. Разве вы не знаете, что он чувствует то же самое, когда вы браните его? Похвалу и критику считайте частью Божественной игры. Когда вы разовьёте такое отношение, то сможете успешно развиваться. Сегодня даже богатые люди страстно желают денег. Но они не проявляют такого рвения по отношению к Богу. Люди полностью утратили веру в себя. «Где находится Атма? Что такое Атма?» Люди задают множество вопросов. Они совершенно не понимают, что та Атма, о которой они спрашивают, имманентно присутствует в них самих.

Люди говорят: «Это мой носовой платок». Это означает, что они существуют отдельно от носового платка. Подобно этому, когда вы говорите: «Моё тело», это говорит о том, что вы отделены от тела. Что означает слово «мой»? Вы говорите: «Это моё». Кто этот вы? Вы не знаете истину о самом себе. Когда вы познаете себя, то познаете всё. Если вы не познали себя, то не сможете познать других. Поэтому сядьте спокойно в уединённом месте и попытайтесь познать свою истинную природу. Это настоящая дхьяна (медитация). Медитация – это не размышление о Боге. Прежде всего познайте себя. Бог находится в вас, с вами, вокруг вас, над вами и под вами. ВЫ – ЭТО БОГ. Когда кто-либо спросит вас: «Кто вы?», – говорите: «Я – Бог». Как вы будете счастливы, когда будете считать себя Богом! Будут счастливы даже те люди, которые услышат ваш ответ.

Образование заключается не в том, чтобы получать знания. Мы можем многому научиться из книг. Но мы не способны понять истинный смысл написанного. Прежде всего, спросите себя: «Кто я?» Тогда вы получите верный ответ. Являетесь ли вы умом, интеллектом, содержимым ума или телом? Нет. Несомненно, тело, ум, интеллект и т.д. – всё это дары Бога. Конечно же, вы должны уважительно относиться к ним и ценить их. Недостаточно того, что вы будете читать различные тексты, переживать счастье и удовлетворение от того, что вы обрели обширные знания. Вчера один студент подошёл ко Мне и сказал: «Свами, я завершил чтение «Шри Ширди Саи Сатчариты»». Когда Я спросил его, прочитал ли он всю книгу, он ответил, что полностью прочитал её, не пропустив ни одной буквы. Тогда Я спросил: «Какие поучения Бабы, о которых говорится в этой книге, ты применяешь на практике?» Он ответил: «Ни одно из них, Свами». Тогда для чего было читать эту книгу? Для того чтобы переворачивать страницы? Совсем нет. Необходимо трансформировать сердце. Только тогда вы сможете сделать священным процесс чтения святых книг.

Преданные занимаются различными видами духовных практик. Но это не истинная садхана (духовная практика). Если вы хотите познать реальность, то вы должны развивать внутреннее в и дение. Если вы откроете глаза, то увидите внешний мир и множество голов. Когда вы закроете глаза, то сможете заглянуть внутрь себя. Там вы не увидите никого, кроме себя. Поэтому развивайте внутреннее в и дение. Спросите себя: «Кто я?» Изнутри немедленно придёт ответ: «Я есть Я». Это верный ответ. Люди называют своё имя, говорят, что они приехали из Америки и т.д. Но это не истинный ответ на вопрос: «Кто я?» Всё это имена, которые вы даёте для удобства отождествления во внешнем мире. Они не важны. Важно самоисследование. Тогда вы сможете осознать Истину.

Голдштейн и Шринивасан, которые выступили ранее, прославляли образование. То, о чём они говорили, относится к мирскому образованию. Я не согласен с этим. Образование должно помогать вам развиваться. Только тогда вы сможете осознать представление о том, что «Я есть Я». Завтра Я отвечу на некоторые ваши вопросы, которые беспокоят вас. Я уверен, что очень скоро вы сможете осознать Божественность. Я не хочу говорить о современном образовании. Это может сделать каждый. Нет ничего великого в том, чтобы читать книги и получать мирские знания. Всё это только книжные знания. Вы должны обрести знание истинного «Я» (внутреннего существа). Это истинное знание. Оно неизменно и вечно. Истина одна, двух истин не существует. Истина – это Бог. Праведность – это Бог. Покой – это Бог. Любовь – это Бог. Знайте это. «Любовь – это Бог, живите в любви». Вы сможете достичь в жизни всего, если будете развивать такую бескорыстную и Божественную любовь.

«Бог один, цель одна». Если вы развиваете твёрдую веру в это, то сможете понять всё. То, что вы переживаете в этом материальном мире, не так важно. Эти переживания не истинны. Необходимо развивать вечные ценности и человеческие качества. Эти ценности и человеческие качества должны быть проявлены изнутри, их нельзя обрести во внешнем мире. В этом заключается процесс «эдюкэа» (воспитания). «Эдюкэа» означает проявление качеств и ценностей, заложенных в сердце человека. Книги, которые вы читаете, относятся к мирскому образованию. Они не имеют отношения к воспитанию. Если люди будут развивать человеческие качества, то они объединятся.

Верьте Мне, через 25-30 лет весь мир объединится. Будет только одна каста, одна религия и один Бог. Такое единство необходимо. Сегодня люди проводят различия на основе кастовой принадлежности, мировоззрений, вероисповеданий, языка, национальности и т.д. Эти различия должны исчезнуть, и тогда воцарится единство. В Ведах об этом единстве говорится так: «Экам сат випрах бахудха ваданти» (Истина одна, но мудрецы называют её различными именами). Таков истинный мир. («РАЗВИВАЙТЕ КАЧЕСТВА НАХОДЯЩИЕСЯ В ВАШЕМ СЕРДЦЕ И ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ». Беседа Шри Сатья Саи Бабы на Международной конференции по вопросам образования. 20.07.2008 г. http://saiorg.ru)

 

    \ В потоке человеческой жизни отмечаются разные стадии. И на каждой стадии человек становится жертвой таких пороков, как эгоизм, ревность, ложь, вместо того, чтобы культивировать Истину, праведность и смирение. Жизнь, которая должна быть святой и чистой, обращается в ад. То, что должно было стать обожествленным и полным смысла человеческим существованием, превращается в недостойную и грешную жизнь. Первая стадия жизни – детство. На этой стадии человек ведет невинную жизнь, не зная о шрейо или прейо маргах (духовном или земном путях). Но становясь старше, он становится на земной, а не на возвышенный путь. Обладая энергией юности и всеми умственными и другими способностями, он забывает свои основные человеческие качества и ведет мирскую жизнь, лишенную всякого смысла. Он теряет силу различения между добром и злом и забывает, что высоко, а что низко. Он забывает даже свою человеческую сущность. Он не подозревает о Боге. Он опускается до уровня животного. В конце концов он перестает быть человеком. Бросаясь в реку желаний, носясь по волнам заблуждения, погружаясь в пучину семейной жизни и утонув в беспокойстве и борьбе, человек поглощается левиафаном неудовлетворенности.

Чтобы повернуть человеческую жизнь от этого земного существования к Богу, необходимо иметь связь с Сат – сатсангом. Слово Сат относится к тому, что не подвержено изменениям с течением времени. Истина остается неизменной, независимо от времени, места и прочих обстоятельств. Человек должен связывать себя с этой Истиной. Погружая свое сознание в эту Истину, он должен испытывать блаженство от этой связи. Сатсангам (связь с Истиной) означает ощущение Сат-чит-ананды (Истины бытия – сознания – блаженства). В Ману Дхарма Шастре говорится, что сатсангам имеет три грани, – «бхадрам пашьянту», «бхадрам шрунванту», «бхадрам курванту» (смотри только на хорошее, слушай только хорошее и делай только хорошее). К несчастью, во взрослом состоянии эти качества отсутствуют. На этой стадии он может казаться преданным, бхактой, но его преданность непостоянна и неискренна. Духовность считается больше формальным ритуалом, чем внутренним состоянием.

Что же такое духовность на самом деле? Заключается ли духовность в бхаджанах? Или в повторении слов «Саи Рам», или в паломничествах по святым местам? Нет, все это – признаки слабости человека. Настоящая духовность состоит в устранении животных инстинктов и проявлении Божественного света в человеке. Это – истинный смысл духовности. Сегодня человек практикует медитацию и выполняет джапу (перебирает четки), но вместе с тем он также позволяет расти и животным качествам. Пока эти качества остаются, соблюдение религиозных ритуалов бесполезно. Все подобные духовные практики означают попытку обмануть Самого Бога. Следовательно, настоящая садхана, духовная практика, означает избавление от всех животных качеств, таких, как жестокость, злобность и т.п. Два качества делают человека чуждым Богу – асуйя и ахамкара, – зависть и эгоизм, – два червя, разрушающие древо жизни. Они отнимают у человека его человеческую сущность. С этими дурными качествами люди отпадают от хорошего общества. /СаиТ25-с.247–248/

 

    \ Верьте, что истина спасет вас на долгом пути; оставайтесь верны ей, не думая о том, что может случиться. Поскольку, если вы правдивы, вас не будет грызть изнутри чувство вины, оно не причинит вам боли. Скрывать правду заставляет малодушие; ненависть оттачивает лезвие лжи. Будьте смелыми, и не нужно будет лгать. Будьте полны чистой любви, премы, и не будет нужды в уловках. Легче всего привыкнуть говорить правду, быть честным. Если вы начнете говорить ложь, вам придется вести счет и помнить, кому и как вы солгали, всегда быть настороже, чтобы одна ложь не вступила в противоречие с другой. Любите человека, и вам не придется его обманывать; вы почувствуете, что он заслуживает правды, и ничего, кроме правды. Любовь в значительной степени спасает от хлопот. (1, с. 57)

    \ Хорошее поведение (ачарадхарма) без соблюдения закона истины (сатьядхармы) и закон истины в отрыве от хорошего поведения не дадут никакого результата. Хорошее поведение и закон истины неразрывно связаны и только так должны рассматриваться. Старший служащий нуждается в работе младшего служащего точно так же, как младший служащий нуждается в помощи старшего служащего. Тогда кто из них зависим, а кто свободен? Оба они связаны своим желанием счастья и благополучия. До тех пор, пока основополагающий секрет Атмана не будет осознан, состояние зависимости от внешнего мира сохранится. Если он будет осознан, бремя рабской зависимости от чувств и объектов уменьшится. Тогда правила поведения по отношению к объективному миру соединятся с правилами по отношению к нашей внутренней Божественной природе, и тогда все наши побуждения начнут действовать в гармоничном согласии друг с другом.

       Веданта, Писания, раскрывающие природу Высшего Духа, дхарма – все они призывают человека жить и действовать как Бог (Бхагаван), а не как раб. Тогда все действия становятся дхармакармой – праведными, а не камьякармой – выполненными с желанием обрести их плоды. Нельзя избежать оков этой зависимости путем простой смены вида деятельности. Их можно избежать, только изменив точку зрения: с сотворенного на Творца (с деха на Дэву). Это приведет к тому, что моральные качества также станут сильнее. /Дх-сб, с.20–21/

    \ Мать Ганди, Путлибаи, свято придерживалась двух принципов: истины и праведного поведения. Многие годы она неукоснительно соблюдала обряд: не приступать к завтраку, пока не раздастся первый крик кукушки. Однажды утром кукушка сильно «запаздывала», и Путлибаи все откладывала свой завтрак. Заметив это, юный Ганди пробрался на задний двор и пропел «кукушкой», а затем вернулся в дом и сказал матери, что теперь она может позавтракать. Путлибаи, мгновенно разгадав хитрость, очень огорчилась из-за поведения сына. Она сказала ему: «Какой грех я совершила, что у меня родился такой сын? Бесполезно осуждать тебя за то, в чем виноваты мои грехи. Но какая, должно быть, я великая грешница, если вырастила сына-обманщика?» Ее горе было так велико, что не сдержавшись, она ударила сына по щеке и вышла из комнаты. В тот же самый миг Ганди принял решение: «Клянусь, что никогда в жизни не произнесу больше ни слова лжи. Может ли жизнь того, кто приносит страдания матери, считаться достойной? Родившись в стране, где каждому завещано чтить как Бога мать и отца, я заставил горевать свою маму, опустившись до обмана». В тот день он дал обет говорить только правду и никогда не быть причастным к лицемерию и лжи.

Матери тех дней были глубоко набожны и обладали благородным нравом. Они были добродетельны сами и учили этому своих детей. Только из лона таких благородных женщин могут появиться на свет сыновья, обладающие великими достоинствами. (9, с. 33)

 

Дхарма, праведное поведение

    \ Дхарма – это моральный путь; моральный путь – это свет; свет – это блаженство. Дхарма характеризуется святостью, миром, истиной и силой… Соблюдающие дхарму обладают чувством собственного достоинства, здравым смыслом и всегда поступают по справедливости. Они также полны любви, чести, доброты и симпатии. (33, с. 338)

 

    \ Если в своих повседневных трудах и заботах вы обращаете реальные ценности вечной дхармы в действия, полные любви, – это значит, что вы исполняете свой долг по отношению к своей внутренней сущности, атмадхарме. Стройте свою жизнь на духовной основе, и успех вам обеспечен. Наша Веданта, наши духовные Шастры, наша дхарма призывают всех людей жить и действовать подобно богам, а не рабам. Тогда весь ваш труд из камьякармы (труд, нацеленный на получение плодов и последствий этих плодов) превратится в дхармакарму (труд, основанный на долге и праведности). Послание 19 января 1997 г. (39, с. 38–39)

 

Воспитание почитания и праведности. Два главных послания, звучащие веками в индийской культуре, таковы: «Почитай мать как Бога. Чти отца как Бога». Это священные заповеди. Когда родителями пренебрегают и причиняют им боль непослушанием, то Я уверен, что скоро будут пренебрегать и Мною, и Меня не будут слушаться. Если сын относится к вам так, словно вас вовсе нет, как же может он заявлять, что чтит Меня? Такое заявление явно ложно.

       Господь не требует внешнего великолепия. Он лишь проверяет, есть ли внутренняя чистота. Жизнь, прожитая дурно, все равно, что безжизненное тело. Тело на санскрите зовется «деха», что означает «то, что должно быть предано огню». Тело человека, не стремящегося к внутренней чистоте, живет лишь ради этого конца, для оправдания этого названия. Оно не служит никакой иной цели и не может быть благословлено милостью Господа.

       Ценность образования следует измерять добродетелью, которую оно прививает, поскольку одна лишь добродетель гарантирует мир и радость. Без нее же человек все равно, что труп, а то и хуже. Образование должно наделять человека способностью тонкого различения. А у твоего сына – это какое-то уродливое и вульгарное приобретение.

       Главные добродетели – это истина, праведность, мир и любовь (сатья, дхарма, шанти и према). Сатья, истина – это то, чему Я учу. Дхарма, праведность – то, как Я живу. Шанти, мир – знак Моей Личности. Према же, любовь – Моя истинная природа. (37, с. 163–164)

 

    \ Во-первых, заботьтесь о своих родителях с любовью, почтительностью и благодарностью. Во-вторых, Сатьям вада, дхармам чара – говорите правду и действуйте праведно. В-третьих, как только у вас возникнет немного свободного времени, повторяйте имя Господа с Его формой в уме. В-четвертых, никогда не говорите плохо о других, и не пытайтесь искать в них недостатки. Наконец, не причиняйте боли никому, ни в какой форме. (7, с. 165)

 

Воспитание достоинства и чести. Образ жизни и обычаи, к которым призывает индийская культура, всегда вызывали только уважение. Нам не следует отказываться от её традиций. В своём шикарном костюме, имитирующем западный стиль, молодой человек, индиец, выглядит как клоун. Нет ничего плохого в том, чтобы носить богатую и красивую одежду, но она должна соответствовать духу национальной культуры и вызывать не насмешки, а уважение к нашему народу и к нашей стране. Сейчас вошли в моду рваные застиранные шорты, сшитые из ткани, которой обычно обивают мебель или застилают кровати. Когда юноша разгуливает в таких шортах, от него шарахаются даже животные. Еще можно понять, когда такую одежду носит маленький мальчик. Индийцы должны очень внимательно относиться к своему внешнему виду, к стилю и покрою своей одежды.

В Индии существует обычай обследовать лоб новорожденного. Считается, что ребёнка, чей лоб высок и широк, ожидает счастливая судьба: Сам Бог начертал на лбу у младенца уготованное ему высокое предназначение. Сейчас среди молодёжи распространилась привычка закрывать лоб волосами. Это никак нельзя назвать красивым. Иногда из-за густой чёлки не видны даже глаза, и такой человек выглядит ещё более нелепо. Наше восприятие мира должно быть ясным и неискажённым. Наше зрение – это драшти, а срашти, или творение – объект нашего драшти. Слово «драшти» имеет и другой смысл – знание. Мы разрушаем знание о себе, полагая, что то, что мы делаем с собой, очень красиво. Всё, что Я сказал, надеюсь, не относится к студентам, которых Я сейчас вижу перед Собой. Но важно, чтобы, выйдя отсюда, вы никогда не поддавались дурному влиянию. Всегда заботьтесь о чести и достоинстве.

       Куда бы вы ни направлялись, не выходите на середину дороги. Часто бывает, что молодые люди шествуют беспорядочной гурьбой, полностью загораживая проход, мешая людям и транспорту. Помните о правилах движения и всегда заботьтесь о том, чтобы никому не создавать неудобств и осложнений.

       Студенты склонны принимать участие в бессмысленных забастовках. Я прошу всех тех, кто присутствует здесь, никогда больше не участвовать в демонстрациях. С какой целью вы поступили в колледж? Вас должна привлекать только поставленная цель. Попусту тратя время на конфликты и столкновения, вы растянете срок своего обучения от двух лет до пяти, а то и больше, а это значит, что вы будете зря тратить деньги, посылаемые вашими родителями. Борясь за «справедливость», люди швыряют камни в автобусы, и часто страдают ни в чём не повинные люди. Это несправедливо. Мы не случайно проводим наши летние занятия, и те, кто участвуют в них, не должны поддаваться никакой агитации.

Постарайтесь, чтобы ваше поведение в дальнейшем стало бе


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.