Воспитание доброго характера — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Воспитание доброго характера

2022-11-24 35
Воспитание доброго характера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    \ Человек должен вырабатывать хорошие черты характера, так как характер переживает тело. Добродетели – это ваша сила и красота. Характер – это могущество. Поэтому тренируйте характер и используйте его для того, чтобы узреть Господа, обрести непосредственный Божественный опыт (сакшаткару). Не упускайте из вида этой цели. (14, с. 264)

\ В этом мире существует много видов живых существ. И каждому предназначено исполнить определённую цель в творении Бога. Некоторые из них кажутся более красивыми, чем другие. Трудно сказать, кто красивее, бык или корова. Но добродетели важнее физической красоты. Видя в мире добро и зло, студенты должны развить в себе решимость выбирать добро. Они должны стремиться культивировать добродетели. С самого раннего возраста они должны впитывать хорошие качества и развивать добрый характер. Куда бы вы ни пошли, характер обладает первостепенной важностью. Когда студенты обретут хороший характер, вся страна станет хорошей и великой. Именно добродетели придают человеку величие. Рама ярко сияет в Рамаяне благодаря своим безупречным добродетелям. Они важнее книжного знания.

Несмотря на своё образование и разум, человек не в состоянии отбросить злонамеренность и дурные качества. Он не обладает знанием своего истинного «Я». Современное образование ведёт к умению вести споры, а не к полной мудрости (стихотворение на телугу).

Студенты – юноши и девушки! Вы должны стараться обрести полную мудрость. Вы должны правильно использовать глаза, уши и язык, которыми наделил вас Бог. Тот, кто сумеет контролировать эти три органа, обретёт величие. Поэтому необходимо стремиться к правильному видению, правильному слушанию и правильной речи. Всегда говорите мягко и ласково. Тот, кто развивает эти три добродетели, обязательно достигнет Божественности. В этом основная цель и фундаментальная основа вашего образования. Те, у кого нет подобных добродетелей, фактически являются демонами. В этом заключены суть и учение Рамаяны. Четыре Веды и другие Священные Писания призывают человека следовать этим принципам. Дорогие студенты! Не пренебрегайте учением Вед ни в коем случае. Они служат совершенствованию и искуплению всего человечества. Применяйте это учение в своей жизни. («ЯВЛЕНИЕ ВЕД В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ФОРМЕ». Божественная беседа Шри Сатья Саи Бабы. День Рождения Рамы, 30 марта 2004 г. http://www.saiorg.ru)

3 качества доброго характера. Для каждого человека, который хочет добиться успеха в области духовности, существенным качеством является добрый характер. Можно сказать, что существуют три качества доброго характера. Первый из них лучше передать словами священность, святость, доброта. Второе качество лучше всего описать словами терпимость, воздержанность, сострадание. А третье – словами твердость, решимость, сила духа (приверженность идеалам).

Какое бы образование вы ни получили, как бы вы ни были богаты, какое бы положение в обществе вы ни занимали, будь вы великий ученый или государственный деятель, если вы не обладаете этими тремя качествами характера, лучше бы вам и не родиться. Чего бы вы ни добились, без этих трех сторон характера все ваши знания и достижения бесполезны. Люди обращают внимание на внешнюю красоту человека, но Бог признает лишь красоту внутреннюю. По правде говоря, безукоризненный характер в человеке – вот в чем его красота. Человек, лишенный доброго характера – ничто; он подобен камню. Вы должны следовать этим семи аспектам дхармы и дать им возможность светиться в вас, ибо каждый из них совершенно естественен для вас. (34, с. 252)

3 качества настоящего человека. Люди сегодня утратили дух жертвенности. У каждого человека должны быть три качества: любовь к своей стране, жертвенность и потребность в благочестивом духовном пути. Только того, кто имеет эти три свойства, можно назвать настоящим человеческим существом.

Знать и изучать – функция ума. Действовать – обязанность тела. Пребывать вечным свидетелем – роль Атмана. Ум, тело и Атман вместе взятые составляют сущность «человеческого». Божественность присутствует во всех трех.

Бог предоставил человеку все блага для жизни в этом мире. Но есть одно неизбежное условие, которое необходимо принимать во внимание. Результаты ваших действий, плохих или хороших, будут соответствовать природе этих действий. Сегодня люди хотят пожинать плоды добрых действий, уклоняясь от самих этих действий. Это невозможно! Так же никто не может избежать результатов дурных поступков. Бог – только Свидетель.

Так начните хотя бы сейчас: развивайте добрые мысли, поступайте правильно – тогда вы оправдаете свое существование. Начать следует с карма-марги (пути действия), а закончить джняна маргой (путем знания). Между первым и вторым находится упасана-марга, путь поклонения. Это тот путь, по которому вы должны следовать сегодня. Для этого нужно вооружиться уверенностью, что Бог вездесущ. Когда у вас есть это убеждение, вы никогда не пойдете на лицемерие, интригу и обман, не станете оскорблять других и вредить им, напротив, – вы стяжаете все добродетели.

В этом – цель соблюдения обетов Шиваратри, священной ночи Шивы. Ночное бдение должно быть всецело посвящено размышлениям о Боге. Развивайте стойкое убеждение в том, что Бог внутри вас и вы божественны. Любовь – это Бог и Бог – это Любовь. Живите в любви и превратите свою жизнь в поэму любви. (9, с. 52–53)

 

    \ Перестройка личности гораздо важнее строительства храмов. Преумножайте добродетели, а не строения. Претворяйте в жизнь всё, что проповедуете, это будет истинным духовным продвижением. Очистите ум от зависти и злобы, это будет истинным омовением в водах святости.

       Для чего держать Имя Господа на языке, если сердце нечисто? Несправедливость и неудовлетворённость распространяются повсюду из-за одного-единственного недостатка, присущего человеку: говорить одно, а делать другое. Так язык и рука действуют в противоположных направлениях.

       Человек должен сам организовать своё правильное питание, развлечение, свободное время, а также и характер мышления. (1, с. 84)

 

Благородные качества, образ жизни и характер. В Кали -юге больше разнообразных путей, позволяющих человеку выработать способность различения (вивеку), чем в предыдущие юги (эпохи). Для тех, кто желает получить образование, имеется достаточное количество школ и других учебных заведений. Для тех, кто стремится к богатству, существует много честных путей, посредством которых, приложив усилие, можно сделать состояние. Однако, несмотря на это, мы не можем сказать, что люди стали от этого более счастливыми и внутренне спокойными. Напротив, количество страдания значительно возросло по сравнению с предыдущими веками!

В чем же причина? Причина кроется в поведении, в самом образе жизни человека…

Человеческая жизнь, несомненно, является самой высокой ступенью в эволюционном развитии, и для того, чтобы придать ей смысл, необходимо духовное стремление, которое чисто и свято. Для такого образа жизни первостепенную роль играет характер. Характер делает жизнь бессмертной, он продолжает существовать даже после смерти. Некоторые говорят, что знание – сила, но это не так. Характер – это сила. Даже для приобретения знаний необходим хороший характер. Поэтому каждый человек должен стремиться обрести безупречный характер, в котором нет ни малейшего признака зла.

Заметьте, что Будда, Иисус Христос, Шанкарачарья и Вивекананда, великие мудрецы, святые и преданные Господа – все они по сей день бережно хранятся в памяти человечества. Какое качество сделало их чтимыми во все времена? Отвечу: это характер каждого из них.

Богатство, образование, положение в обществе – всё это бесполезно, если нет характера. Характер для человека – это как аромат для цветка. Он придает человеку ценность. Поэт, художник или ученый могут быть выдающимися – каждый в своей области, – но если у них нет характера, они не смогут достичь достойного положения в обществе.

Конечно, могут возникнуть сомнения в том, располагают ли все те, кто ныне почитаем в обществе, характером, который, по нашему мнению, необходим для того, чтобы считаться великим. Но Я говорю здесь об обществе и о характере с точки зрения непреходящих ценностей. Как правило, в разное время общество по-разному оценивает одни и те же качества, и «моды» на характер меняются вместе с причудами общества. Но основная природа безупречного характера вечна, она постоянна и не зависит от перемен в обществе. В этом смысле она вечна, так как связана с другой бессмертной сущностью – Атманом.

Среди качеств, составляющих безупречный характер, наивысшими являются любовь, терпение, способность переносить невзгоды, стойкость и милосердие. Вот эти качества и должны почитаться.

Сотни малых дел, которыми мы ежедневно занимаемся, переходят в привычки; эти привычки формируют интеллект, определяют наше мировоззрение и жизнь. Всё, что мы рисуем в воображении, что ищем в идеалах, и к чему направляемся в своих устремлениях, накладывает на наш ум неизгладимый отпечаток. Под влиянием этих искажений мы формируем наши знания, нашу картину окружающего мира, и вот к этой картине мы и привязываемся.

Настоящее человека есть не что иное, как результат прошлого и привычек, сформированных в течение этого долгого периода. Какой бы ни была природа характера человека, ее можно изменить путем изменения привычного образа мыслей и представлений.

Нет такого человека, чья злобность была бы неисправима. Разве не был Ангулимала разбойником, и разве не сделал его Будда добрым человеком? А разве не стал вор Ратнакара святым Вальмики? Посредством сознательного усилия можно изменить привычки и облагородить характер. В самом человеке всегда заложена способность к тому, чтобы бросить вызов своим дурным склонностям и изменить дурные привычки. Посредством самоотверженного служения, отречения, преданности, молитвы и логических умозаключений можно избавиться от старых привычек, приковывающих человека к земле, и привнести в наши жизни новые привычки, которые поведут нас по святому пути.

Цель всей духовной литературы, включая стихи, эпические поэмы, книги и периодические издания, состоит в том, чтобы обсуждать природу такого характера, его особенности и давать рекомендации, как изменить характер…

Однако следует отметить, что одно лишь чтение книги или журнала не приведет к вивеке, то есть способности различать. То, что было увидено, услышано или прочитано, должно осуществляться на практике, в реальной жизни. Чтение без практики – пустая трата времени. Если что-то читается ради времяпрепровождения, то оно и уходит со временем, не оставляя следа. (24, с. 97–100)

Благородный характер, совершенное равновесие и гармония чувств. Вместе со знаниями очень важно иметь и характер. Только тогда вы сможете насладиться совершенным равновесием в жизни. Очень жаль, что современное образование имеет своей целью лишь развитие умственных способностей и смышлености, совершенно игнорируя воспитание характера и человеческих качеств личности. Какова польза от приобретения каких бы то ни было знаний, накопленных миром, если у вас отсутствует воля и характер? Именно отсутствие волевого характера является причиной потери душевного равновесия современного человека вообще, и образованного человека в особенности. Если вы теряете равновесие при езде на велосипеде, с вами может произойти несчастный случай. Так же и на жизненном пути: при отсутствии должного равновесия между приобретенными знаниями и силой характера, вы неизбежно подвергаете себя серьезному риску и жизненным неудачам. Поэтому, с одной стороны, необходим контроль чувств, а с другой стороны – достойная жизнь, достойные поступки. Очень важно сохранять такое равновесие в жизни.

       Студенты! Если вы будете стремиться лишь к контролю над чувствами – этого недостаточно. Необходимо достигнуть также их гармонии. Согласно Патанджали, йога состоит в обретении контроля над блуждающим умом. Но добиться абсолютного контроля над умом и чувствами чрезвычайно трудно, если вообще возможно. В противоположность этому, более подходящий и простой метод состоит в достижении гармонии чувств и умственного равновесия. Это можно сделать, если вы сосредоточите свой ум на всем хорошем, тогда он автоматически отстранится от всего, что плохо. За все ваши проблемы в жизни полную ответственность несет неуравновешенность ума и душевная слабость.

       Был такой ученый-философ, по имени Карлейль. Он был чрезвычайно умен, но из-за своей неуравновешенности и полного отсутствия контроля над чувствами очень ослабел и страдал бессонницей. Однажды он позвал своего соседа и сказал ему, что ночью не может сомкнуть глаз, потому что у соседа в доме поет петух. Сосед ответил, что ни один петух не станет петь всю ночь, а лишь два или три раза утром, и не смотря на это, он, сосед, прекрасно спит всю ночь. Карлейль сказал, что он тоже знает, что петух поет два-три раза, но не может заснуть из-за того, что всю ночь думает о петухе и о том, когда тот запоет.

       Мораль этой истории такова, что бессонница Карлейля была вызвана не пением петуха, как это представлялось ему, а его собственным воображением. Так же и большинство людей в настоящее время страдает не от своих чувств, а из-за неправильного применения их – своего искаженного воображения и ошибочных представлений. Поэтому человек должен решительно избавляться от своих мнимых и беспричинных страхов, которые приносят ему только вред. (19, с. 75–76)

Основы воспитания – в развитии сознательных усилий человека в формировании хороших привычек и благородного характера. В Кали- юге больше разнообразных путей, позволяющих человеку выработать способность различения (вивеку), чем в предыдущие эпохи. Для тех, кто желает получить образование, имеется достаточное количество школ и других учебных заведений. Для тех, кто стремится к богатству, существует много честных путей, посредством которых, приложив усилие, можно сделать состояние. Однако, несмотря на это, мы не можем сказать, что люди стали от этого более счастливыми и внутренне спокойными. Напротив, количество страдания значительно возросло по сравнению с предыдущими веками!

       В чем же причина? Причина кроется в поведении, в самом образе жизни человека… Человеческая жизнь, несомненно, является самой высокой ступенью в эволюционном развитии, и для того, чтобы придать ей смысл, необходимо духовное стремление, которое чисто и свято. Для такого образа жизни первостепенную роль играет характер. Характер делает жизнь бессмертной, он продолжает существовать даже после смерти. Некоторые говорят, что знание – сила, но это не так. Характер – это сила. Даже для приобретения знаний необходим хороший характер. Поэтому каждый человек должен стремиться обрести безупречный характер, в котором нет ни малейшего признака зла.

       Заметьте, что Будда, Иисус Христос, Шанкарачарья и Вивекананда, великие мудрецы, святые и преданные Господа – все они по сей день бережно хранятся в памяти человечества. Какое качество сделало их чтимыми во все времена? Отвечу: это характер каждого из них.

       Богатство, образование, положение в обществе – все это бесполезно, если нет характера. Характер для человека – это как аромат для цветка. Он придает человеку ценность. Поэт, художник или ученый могут быть выдающимися – каждый в своей области, – но если у них нет характера, они не смогут достичь достойного положения в обществе.

       Конечно, могут возникнуть сомнения в том, располагают ли все те, кто ныне почитаем в обществе, характером, который, по нашему мнению, необходим для того, чтобы считаться великим. Но Я говорю здесь об обществе и о характере с точки зрения непреходящих ценностей. Как правило, в разное время общество по-разному оценивает одни и те же качества, и «моды» на характер меняются вместе с причудами общества. Но основная природа безупречного характера вечна, она постоянна и не зависит от перемен в обществе. В этом смысле она вечна, так как связана с другой бессмертной сущностью – Атманом.

       Среди качеств, составляющих безупречный характер, наивысшими являются чистая бескорыстная любовь, терпение, способность переносить невзгоды, стойкость и милосердие. Все эти качества и должны почитаться.

       Сотни малых дел, которыми мы ежедневно занимаемся, переходят в привычки; эти привычки формируют интеллект, определяют наше мировоззрение и жизнь. Всё, что мы рисуем в воображении, что ищем в идеалах и к чему направляемся в своих устремлениях, накладывает на ум неизгладимый отпечаток. Под влиянием этих искажений мы формируем наши знания, нашу картину окружающего мира, и вот к этой картине мы и привязываемся.

       Настоящее человека есть не что иное, как результат прошлого и привычек, сформированных в течение этого долгого периода. Какой бы ни была природа характера человека, ее можно изменить путем изменения привычного образа мыслей и представлений.

       Нет такого человека, чья злобность была бы неисправима. Разве не был Ангулимала разбойником, и разве не сделал его Будда добрым человеком? А разве не стал вор Ратнакара святым Вальмики? Посредством сознательного усилия можно изменить привычки и облагородить характер. В самом человеке всегда заложена способность к тому, чтобы бросить вызов своим дурным склонностям и изменить дурные привычки. Посредством самоотверженного служения, отречения, преданности, молитвы и логических умозаключений можно избавиться от старых привычек, приковывающих человека к земле, и привнести в наши жизни новые привычки, которые поведут нас по святому пути.

       Цель всей духовной литературы, включая стихи, эпические поэмы, книги и периодические издания, состоит в том, чтобы обсуждать природу такого характера, его особенности и давать рекомендации, как изменить характер. Именно эту цель преследует «Санатана Саратхи»*; издатели журнала не ставят цели продемонстрировать эрудицию или добиться известности и славы.

       Однако следует отметить, что одно лишь чтение книги или журнала не приведет к вивеке, то есть способности различать**. То, что было увидено, услышано или прочитано, должно осуществляться на практике, в реальной жизни. Чтение без практики – пустая трата времени. Если что-то читается ради времяпрепровождения, то оно и уходит со временем, не оставляя следа. (24, с. 97–100)

 

Формирование личности. Человек приучил глаза, ухо и язык к постоянной роскоши новизны, а теперь он должен выработать у них обратные тенденции. Ум должен повернуться к добру, каждый поступок – это удар по резцу, посредством которого из камня высекается личность человека. Сильный удар может испортить, повредить камень. Поэтому даже незначительные действия должны совершаться с осторожностью и преданностью. Тонущему и стебель тростника является опорой. Так и здесь, для человека, барахтающегося в море самсары, круговороте жизней, несколько добрых слов могут оказать неоценимую услугу. Ни один хороший поступок не проходит бесследно, нет, и плохой тоже, потому что и плохие поступки имеют свои последствия. Поэтому старайтесь избегать даже малейших намеков на злые дела. Пусть ваши глаза будут чисты, а уши ваши слушают слова Господа и рассказы об угодных Господу делах, не позволяйте им слушать клевету. Пусть язык ваш произносит только хорошие, добрые и правдивые слова. Пусть он всегда напоминает вам о Господе. Такое постоянное стремление должно привести вас к успеху. Вот для того, чтобы обрести эти святые самскары, привязанности, человек должен поддерживать непрерывный поток высоких мыслей и чувств. Руки должны служить для совершения хороших дел. Внутри вас должно быть имя Господа, а снаружи – практика свадхармы. (***)

Человек истинный. Когда змея времени преследует вас, неумолимо настигая, вы в ужасе бежите от нее, пытаетесь скрыться, но не знаете, где найти убежище. Повсюду ищете помощи, но вам нет спасения даже в самых затаенных уголках мира. Вы нигде не сможете скрыться от времени, которое, как змея, ползет за вами.

       Я ищу, Я искал в прошлом и ищу в настоящем, Я все время ищу того, кто бы был достоин зваться человеком. Я искал, Я пытался найти хотя бы одного человека, обладающего истинно человеческими добродетелями, – и не нашел его. На земле живут пять тысяч кроров существ, имеющих человеческий облик, но сколько из них – и в самом деле люди, а сколько тех, кто подобен обезьяне? (17, с. 263)

Человек нравственный. Только нравственный и верный слову человек завоевывает уважение и доброе имя. Те качества, которые вы приобрели в юности, останутся с вами на всю жизнь. В древности людей, исповедовавших такие благородные идеи, называли учителями. (17, с. 66)

Человек характера не станет никого ненавидеть, он добр и сострадателен, свободен от самомнения, с равной беззаботностью встречает удовольствие и страдание, всегда в единстве мира. Нет у него чувства, что мир приносит ему беспокойство, и сам он никоим образом не вносит в мир беспокойства. В нем нет и следа гнева, страха, озабоченности или торжества, не связан он и цепями слепого увлечения или жажды мести. Нет ни страстной жажды, ни печали, он без вреда для себя сносит добрую и дурную славу, равно приемля и то, и другое, как жар и холод. Он доволен судьбой – благой или не благой, и нет для него дома, который бы он покидал с неохотой. (37, с. 135)

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.