Женщины – оплот духовной культуры — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Женщины – оплот духовной культуры

2022-11-24 51
Женщины – оплот духовной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Преданные Богу женщины наставляют духовности мужчин. Вам еще много раз доведется услышать, что Кришну называют «самым великим вором на свете», имея в виду Его способность похищать сердца преданных Ему. Такого «вора» может поймать только тот, кто полон чистой и святой любви. Игра Кришны с пастушками привлекла внимание Богов, и они стали наблюдать за нею. Кому еще выпадет счастье играть с Самим Господом! Пастушки играли и играли, пока окончательно не выбились из сил. Тут они подумали: Яшода расстроится, если увидит, что мальчик ее так утомился. И тогда один из гопал расстелил полотенце, и Кришна преклонил Свою голову к нему на колени. Все остальные тут же почувствовали ревность к тому и, подойдя к Кришне, предложили Ему в последующие дни отдыхать на коленях по очереди у каждого из них. А другой пастушок добавил, что равное отношение ко всему со стороны Кришны должно заключаться не только в равном распределении пищи для них, но и в равной порции Его благорасположения.

       Между тем время, когда пастухам следовало возвращаться домой, давно истекло. Они прикончили уже все свои запасы и вновь сильно проголодались. Окружив Кришну, они сказали Ему об этом. Кришна на мгновение закрыл глаза, а затем объявил, что совсем недалеко от них брахманы исполняют обряд жертвоприношения, яджну. Он попросил одного из гопал, что постарше, отправиться туда и взять немного еды. Пастушок, сопровождаемый другими гопалами, побежал к указанному месту. Но просьба их привела в раздражение исполнителей обряда: они отказались дать пищу под тем предлогом, что еще не закончили церемонию подношения ее Господу, и выпроводили гопал прочь. Пастушки прибежали обратно, рассказали обо всем Кришне, и спросили, что им делать дальше. Громко рассмеялся на это Кришна и велел им снова отправляться на то же место. Он объяснил, что женщины, готовящие там еду, лучше мужчин понимают, что такое голод. Так что следует обратиться непосредственно к ним, а уж они помогут. Пастушки привыкли не раздумывая подчиняться наказам Кришны и всегда делали это с удовольствием. Так они поступили и на сей раз, и отправились прямо на кухню.

       Там они сказали женщинам, что Кришна прислал их за едой. Упоминание Его имени мгновенно растопило женские сердца, и они стали выпытывать у пастушков, где сейчас Кришна и какие игры, лилы, изобретает? Услышав же, что Кришна неподалеку, они собрали еду и поспешили туда, где Он находится.

       Брахманы же, закончив свои ритуалы, пришли за прасадом, пищей для посвящения Богу, так как настало время церемониального подношения пищи Божеству, но не нашли на кухне ни крошки. Не нашли они там и никого из женской обслуги. Тогда они направились на поиски и, придя в то место, увидели Кришну. Он сидел под деревом и вкушал пищу, которую подносили Ему женщины. Недаром говорится: женщинам свойственна преданность, в то время как мужчинам – только разум. Это утверждение полно глубочайшего смысла. Именно в силу такого свойства женщине дано право входить в обитель Высшего Духа, Параматмана. Мужчине же – кто выставляет свой ум напоказ – позволено войти и только коснуться стоп сидящего на троне Параматмана: ему не дозволено идти дальше. В приведенном нами рассказе Кришна создал такую ситуацию с намерением показать, что простая и бесхитростная преданность Господу намного сильнее любых знаний.

       Заметьте, что при посещении храма или молитвенного собрания женщина всегда во главе. Любой пример из Бхагаваты или Махабхараты показывает, что именно женщина наставляет мужчину на духовный путь. Женщина по природе своей обладает очень нежным сердцем. Именно потому в Бхагавад Гите сказано, что нельзя допускать того, чтобы женщина проливала горькие слезы. Никогда благосостояние не посетит тот дом, где женщину заставляют лить слезы горечи. На это указывалось еще в Ведах. Там женщине-матери отведено самое почетное место. И если кому-то больно, то он зовет «мама» – амма, а не «папа» – аппа. Не случайно страна, давшая нам рождение, зовется Родина-Мать. Мы говорим: «Матру Дево бхава, питру Дево бхава (Почитай мать как Бога, почитай отца как Бога)», а не наоборот. Первой упоминается мать и только потом – отец. Мы говорим: Сита-Рама, а не Рама-Сита. И мы говорим: Парвати-Парамешвара, а не Парамешвара-Парвати. Все священные тексты, в том числе Веды и Бхагавад Гита, отводят женщине почетное место. Именно поэтому Высший Дух, Параматман пребывает в женщине в виде семи различных сил и шестнадцати разнообразных способностей, кал. Благодаря тому, что женщина является носительницей всех этих Божественных качеств, ей легко следовать по пути духовности.

       Пастушкам- гопи отведено такое почетное место именно потому, что они являют собой идеал поведения женщины. Воистину для смертного нет большей ценности, нежели преданность и вера. Любое образование, полученное вами, любое богатство, вами накопленное, – все будет бесполезным, если нет с вами милости Господа. (18, с. 144–146)

 

Женщины добродетельнее мужчин. На днях женщина из Греции упомянула о вишвакутумбе (всеобщей семье). Бог повсюду, во всей вселенной. Люди вселенной – Его близкие и родственники. Четыре царевны из Митхилы (Сита, Урмила, Мандави, Шрутакирти) были воплощениями добродетелей и безупречного поведения. В некотором отношении женщины превосходят мужчин, поскольку мужчины наделены только тремя силами, в то время как женщины наделены семью. Так как у них имеются четыре дополнительные силы, они сияют б о льшим великолепием. (21, с. 64)

 

       \Родиться женщиной – привилегия. Имеется много примеров, демонстрирующих превосходство женщин. (33, с. 310)

 

\Сегодня женщины из-за того, что они имеют образование, соревнуются с мужчинами за получение работы. Нет ничего неправильного в том, чтобы ходить на работу. Но до того как пойти на работу, они, прежде всего, должны заботиться о своих домашних нуждах. Если муж и жена вместе уйдут на работу, кто будет смотреть за их детьми? Дети сбиваются с пути, из-за того, что дома нет матери, чтобы за ними присмотреть. Если оба родителя будут ходить на работу, они могут удовлетворить свою финансовую потребность, но есть все шансы, что их дети будут испорчены, оттого что дома не будет никого, кто мог бы следить за их дисциплиной. Вы должны передавать детям те моральные ценности, которым научились сами. Всё, чему вы обучились, обретет ценность, только когда вы начнёте заботиться о прогрессе своих собственных детей. Образование означает выявление внутреннего потенциала индивидуума.

Женщины должны осознать свои обязанности и вести себя соответственно. В этом отношении много идеалов, установленных женщинами. Раджешвари Пател сказала, что многие женщины в прошлом вырабатывали в себе добродетели и вели идеальные жизни. Савитри была достойна подражания в своём поведении. Женщины тех дней не только прилежно выполняли свои домашние обязанности, но также самым идеальным образом воспитывали своих детей. Они учили своих детей не только наставлениями, но и собственным примером. Однако, мы не найдём сегодня таких идеальных матерей. Они больше интересуются тем, чтобы заработать больше денег, чем тем, чтобы сформировать своих детей в идеальных граждан. Они в значительной степени помогли бы своей нации, если смогли бы воспитать своих детей идеальным образом. В чем смысл того, что женщины идут на работу и делают деньги, если их дети в это время сбиваются с истинного пути, из-за того, что некому их остановить? Поэтому женщины, прежде всего, должны как следует смотреть за домом и детьми. Они должны достаточное время отводить своим домашним обязанностям. Современные образованные женщины нанимают повара и служанку, чтобы смотреть за домом. Большую часть своего заработка они тратят на оплату их работы.

Чандрамати была женщиной безупречного характера. Она всегда сопровождала своего мужа, Харисчандру. Когда они претерпевали трудности, она внушала ему мужество, говоря: «О царь, ты высокообразован и умён. Ты не должен уступать место слабости и испытывать колебания на избранном тобою пути. Мы не должны отступать от своего решения, пока не доберёмся до берега». Подобным образом, женщины тех дней побуждали своих мужей следовать по пути истины.

Женщины Бхарата всегда защищали свою священную культуру. Сита не лила слез даже при крайне затруднительных обстоятельствах. Хотя она была окружена демонами, она не боялась их. Она проводила своё время в мыслях о своём муже, Господе Раме, и тем установила идеал другим. То же самое можно сказать о Дамаянти. Она была добродетельной женщиной. Своей решимостью она помогла мужу вернуть его царство. Подобным образом, женщины тех дней заслужили себе имя своим безупречным характером и идеальным материнством. Женщины сегодняшнего дня должны принять их за образец для подражания…

То, чему учит мать, играет жизненно важную роль в формировании будущего её детей. Она должна стараться изжить из своих детей дурные качества и внушить им человеческие ценности, такие как сатья, дхарма, шанти, према и ахимса. Многие выдают речи о важности этих ценностей в жизни, но кто претворяет их в жизни? Очень немногие. Нет истины в словах людей, они не занимаются праведными делами.

Наши предки не сворачивали с пути истины и праведности ни при каких обстоятельствах. Сатьяннасти паро дхарма (Нет дхармы превыше приверженности истине). Веды учат: Сатьям вада, дхармам чара (говори истину, практикуй праведность). Ваши мысли, слова и дела должны быть в гармонии друг с другом. Сказано: человечество должно заниматься человеком. Сегодня никто не знает, что на уме у человека, потому что его мысли, слова и дела совершенно противоречивы. Своим неэтическим поведением он растрачивает свою жизнь. Язык дан ему для того, чтобы произносить истину.

«О язык, знающий вкус! Ты очень свят. Говори истину самым приятным образом. Непрерывно повторяй Божественные Имена Говинды, Мадхавы и Дамодары. Это твой первейший долг» (поэма на санските).

Язык, предназначенный для произнесения священных слов, используется на то, чтобы критиковать других. Никто не может описать в словах судьбу этого человека. Наши предки имели столько любви к своей родине, что они снова и снова хотели воплощаться на этой священной земле Бхарата. Но сегодня люди не имеют ни любви к своей стране (дешабхимана), ни любви к праведности (дхармабхимана). Вместо этого у них есть только любовь к своему телу (дехабхимана). Тело – что пузырь на воде. На сколько вы сможете его защитить? Этот пузырь лопнет рано или поздно. Поэтому развивайте Атмабхиману (любовь к Атме). Развивайте веру в то, что та же самая Атма существует в вас и во всех остальных. Когда вы имеете такую сильную веру, будет процветать вся нация. Имеющий любовь к Атме – это настоящий человек. Если у человека нет любви к Атме, то его жизнь пройдёт впустую.

Воплощения Любви! Этот день (19 ноября) очень свят. Грихам аммаи, мать этого тела, разговаривала со всеми с любовью. Она не могла перенести страдания других. Она прибегала наверх и умоляла Меня: «Свами, они в плачевном состоянии. Пожалуйста, позови их и поговори с ними». В её сердце было огромное сострадание. Вот почему так распространилась её слава. Для того чтобы добиться хорошего имени, вы должны произносить священные слова и помогать другим. Когда мать Ишварамма приходила ко Мне с такими просьбами, Я делал вид, что разгневан, и упрекал её: «Зачем ты приходишь сюда с рекомендациями? Я не хочу их слушать». Но она настаивала. Она продолжала умолять: «Свами, пожалуйста, пожалей их. Им просто необходима Твоя помощь. Поговори с ними хоть один раз». Я был счастлив, думая про себя: «Какая она сострадательная и добросердечная!» Хри + дайя = хридая. Сердце (хридайя) – это то, что наполнено состраданием. Но сегодня у человека нет такого сострадательного сердца. Он говорит грубые слова и из-за этого теряет свою репутацию. Нужно говорить мягко и вежливо. Никогда не задевайте чувств других людей своими грубыми речами.

Воплощения Любви! В первую очередь женщины должны сдерживать свой язык. Из-за того, что на мужчин возложено множество обязанностей, им может быть трудно следить за их языком. Поэтому обязанностью женщин является прилежно смотреть за домом и вести себя приятным образом. Сердечно принимайте своих гостей и насколько это возможно помогайте нуждающимся. Сегодня люди помогают только на словах, они не воплощают свои слова на практике. Вы должны проявлять сострадание тем, кто попал в затруднительное положение, и пытаться утешить их. Вы должны успокоить их утешительными словами. Те, кто говорят грубые слова, – это просто демоны. Если вы обижаете чувства других людей, вы сами будете обижены в двукратном размере. Вы не можете избежать последствий своих действий. Вы должны держать эту истину в своей голове. Ваша жизнь станет святой, только если вы будете вести себя так, чтобы не обижать других…

Мандодари, жена Раваны, изо всех сил старалась спасти своего мужа. Она давала ему мудрые советы, но Равана не обращал на них внимания. Когда муж вступает на неверный путь, добродетельная жена действует подобно мудрому министру, чтобы вернуть его на путь праведности. Такой женой и была Мандодари. Бхарья (жена) – не та, которая дарит мужу мирские удовольствия, а та, кто действует ему во благо, направляя его на путь мудрости и праведности. Мандодари была настоящей сати (женой), которая старалась исправить порочные наклонности своего пати (мужа). Сита также была Раме мудрой советчицей, убедив Его не уничтожать всех демонов. Она сказала, что наказать следует лишь тех, кто совершил дурные поступки. Справедливость не состоит в уничтожении всего клана. Величие женщин в том, что они указывают верный путь мужчинам. На самом деле они являются светом мудрости в мире. Поэтому они заслуживают защиты и почитания. Сита символизирует принцип мудрости (джняна-таттву). Сита сказала Раме, что добро распространяется на всех, независимо от касты, рода или общины. Благодаря таким женщинам, как Сита, мужчинам удалось достичь прогресса в жизни.

 (Божеств. беседа Шри Сатья Саи Бабы. «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА – ЭТО ОБЯЗАННОСТЬ ЖЕНЩИН». Женский День. 19.11.2002. http://www.saiorg.ru)

 

       \К такому качеству как сила, которое обычно связывается с мужчинами, женщины могут добавить ещё семь своих качеств (честь, способность производить потомство, мягкая речь, житейская мудрость, ум, добросовестность и решимость). Хотя физически женщины и слабее мужчин, однако, они полны внутренней силы. Как воплощения трёх гун, женщины обладают чрезвычайной энергией и безграничными возможностями в духовной области… Женщины являются оплотом духовной культуры. К сожалению, в наши дни мужчины считают для себя унизительным выказывать женщинам внешние знаки почтения. Это большая ошибка и признак невежества. (33, с. 311)

 

 

Образование женщин

Воспитание и образование женщины. Образование необходимо как для мужчин, так и для женщин. Но образование для женщин должно соответствовать их особым потребностям. Образованные женщины поистине содействуют развитию дхармы (праведности и долга) во всем мире. Родители также должны прилагать усилия, чтобы дать дочерям должное образование. В некоторых сферах свободаженщин должна ограничиваться. Я не одобряю предоставление им полной свободы. Они должны стать идеальными женщинами, этим и должно определяться их образование.

       Необузданная свобода разрушительна для дхармы, кроме того, это приносит вред самой женщине. Вращение в обществе без всякого разбора приводит к разрушительным результатам. Конечно, в прошлом также были образованные женщины, но они никогда не отрекались от своей дхармы (долга), они никогда не забывали цель атмадхармы. Образование(видья) должно строиться на основе вивеки, или различения. Сулабхи, Савитри, Анасуйя, Гарги, Налаянии другие подобные образцы целомудрия, такие преданные Господу женщины, какМира, такие йогини, как Чудала, – все они были рождены в этой Божьей стране, Бхаратадеше (Индии), и своей приверженностью дхарме они укрепляли дхарму. Даже царь Джанакабыл поражен, когда услышал однажды, как Сулабхи со всей своей ученостью и опытом рассуждала об Атмане! Именно благодаря примерам таких великих и святых женщин, чьи характеры и поведение вдохновлялись бхакти и джняной, даже сегодня простота, смирение и преданность сияют в сердцах женщин Бхаратадеши.

       Их пример должен вдохновлять современных женщин, они должны стараться вести такую же жизнь, как и эти женщины в прошлом. Индусская женщина никогда не должна терять из виду проводника – идеал дхармы – и совершенствоваться в духовной дисциплине. Она может достичь мастерства в любой области мирских знаний, популярной сегодня, но нельзя забывать и о благополучии духа. Ей нужно интересоваться учением Веданты, которая развивает внутреннее в и дение. Женщина без такой подготовки – это шаткая скала, очень неуравновешенное существо, опасное и для себя, и для других. Сулабхии другие женщины, усвоившие это учение, стали проповедниками Божественного знания (брахмавадинами) и приобрели большую известность. Индия дала несколько таких святых и ученых женщин, и великие богословы и мудрецы приходили к ним за вдохновением и наставлениями. (14, с. 43–44)

       \ Особое значение здесь следует придавать воспитанию добродетельного характера. Ведь это школа для девочек. И такие черты характера, как скромность и вера в Бога, являются истинными украшениями для женщин, которые хранят лучшие традиции нашей культуры и оберегают покой нации. Если пренебречь воспитанием характера женщин, наступит разруха, не процветание, поверьте Мне. Поэтому направляйте все усилия образования на формирование характера учениц. Имея это, потом уже можно спокойно думать о построении остального курса обучения.

       Ученики должны познать секрет счастливой жизни и то, как наладить счастливое сотрудничество с другими членами общества. В этом заключается долг и перед собой, и перед своей семьей, и перед окружающими. Его нужно выполнять с умом и радостно. Только тогда жизнь может оказаться гармоничной и плодотворной. (1, с. 111–112)

 

Образование и культура женщин – основа прогресса нации. Каждая женщина должна получить хорошее образование. Она должна быть способна понимать проблемы страны. Она должна оказывать служение и помощь стране, обществу и семье по мере своих способностей и ресурсов. Нация может быть построена только на культуре женщин. Новое поколение формируется сегодняшними матерями. Это поколение полно адхармы (неправедности) и несправедливости, потому что матери, которые воспитывали его, не были достаточно разумными и бдительными. Ну, что случилось, то случилось. Чтобы спасти, по крайней мере, следующее поколение, женщины должны быть вовремя предупреждены: им следует рекомендовать принять идеалы древности в качестве модели.

       В прошлом, настоящем или в будущем – во все времена женщина является стержнем прогресса, сердцем нации, самим ее дыханием. Она играет главную роль в дхарме (праведности) жизни – ключевую роль, которая наполнена святостью. Ее миссия – заложить основы благочестия и морали. Она должна обеспечить детей необходимой моральной и духовной подготовкой. Когда мать наполнена дхармой, это благоприятно сказывается на детях, и они также наполняются ею. Если она строго придерживается морали, дети также учатся морали. Поэтому уровень образования среди женщин определяет процветание или упадок страны. Их действия, их поведение являются решающими факторами. (14, с. 46)

           \ На чем основан прогресс? Прогресс нации, общества и семьи зависит от правильного образования женщин. Страна может подняться до своего изначального величия только через женщин, достигших совершенства в науке осознания реальности, Атмавидье. Для длительного процветания и мира в стране необходимо, чтобы женщины проходили через систему образования, которая будет делать упор на моральное поведение, моральные качества. Причиной современного падения нравственных стандартов и отсутствия мира в обществе является пренебрежение этим аспектом образования женщин. Земля и небо остались те же самые, изменился идеал образования – от дхармы к адхарме. (14, с. 45)

 

           \ Образованные женщины могут оказывать полезную помощь сообществу, которое их окружает, согласно своим способностям, наклонностям, желаниям, своему вкусу и характеру, образовательному уровню, образу жизни, дисциплине и учености. Они должны стараться не запятнать репутацию своих родителей, своей семьи, свою собственную. Женщина без хорошего характера не лучше «мертвой», поэтому женщина всегда должна быть бдительной, когда она вращается в миру. Она должна избегать пустых разговоров и общения с кем попало. Используя способность к различению, достойная женщина будет участвовать только в тех действиях, которые укрепляют уважение и известность ее мужа, и будет избегать действий, которые могут запятнать его репутацию. Вот почему говорится, что признак образованного человека – это добродетель (садгуна), – то, что придает ценность самому образованию.

Я не призываю к тому, чтобы женщины не получали образования и были изолированными от общества. Если они наделены хорошими качествами и если эти хорошие качества сопровождаются благими действиями и привычками, приверженностью вечной дхарме и духовной дисциплине, то в каком бы обществе они ни вращались, их образование будет иметь смысл и принесет этому обществу пользу. Обучение и общество не являются вредными сами по себе, они взаимодействуют с природой людей, которые используют их, и приводят к хорошим или плохим результатам. Кошка хватает и котенка, и мышь одними и теми же зубами, в чем же разница? Котенка она ласкает, а мышь убивает. Зубы сами по себе нейтральны, именно котенок или мышь определяют результат действия.

Точно так же знание может развить способность различения, вдохновить на служение, содействовать исследованию реальности и поиску Абсолюта и даже вымостить путь к просветлению и мудрости (к уровню парамахамсы). С другой стороны, оно может вскормить и укрепить корни лжи, лицемерия, жестокости и несправедливости. Оно может научить человека новым средствам обмана и разрушить его земной путь. Оно может превратить любовь в ядовитую ненависть, а истину – в яблоко раздора.

Починяйтесь законам дхармы. Поэтому, какой бы предмет женщина ни изучала, в чем бы она ни преуспевала, какую бы ученую степень ни получила, каков бы ни был ее собственный статус и статус ее мужа, она должна твердо придерживаться этих истин. Подлинное очарование заключается в добром характере. Нравственность – само дыхание женщины, скромность – сама жизненная сила, правдивость – ее ежедневный долг. Она должна растить в своем сердце страх перед Господом и развивать в себе обаяние смирения. В религиозной, моральной и материальной областях жизни она должна следовать строгим предписаниям дхармы и рассматривать это как основу любого образования. Она должна быть готова пожертвовать даже самой жизнью, чтобы отстоять свою честь, она должна укреплять и сохранять свое целомудрие и преклонение перед мужем. Это главная дхарма женщины. В этом причина ее рождения именно как женщины. (14, с. 48–50)

ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

Систему воспитания можно считать эффективной лишь в том случае, если она наполняет сердце ребёнка состраданием и сочувствием. Система воспитания, которая не формирует сильный характер, подобна неуправляемой лодке; никто не знает, куда её прибьёт течение. (33, с. 269–270)

 

Према должна преобразовать все отношения. Любовь (према) – вот то, что необходимо сейчас для развития личности и общества. Индостан обрёл величие благодаря потокам премы, которые веками проносились над этой землёй. Любовь вновь должна изменить все взаимоотношения: социальные, экономические, образовательные, профессиональные, семейные, религиозные, правовые и прочие.

       Отец должен любить детей сильнее и разумнее, мать должна распространять любовь на всех, кто находится под ее влиянием, дети должны любить окружающих их. Чувство равенства, заключающееся в том, что каждый является обителью Божественной Сущности, должно изменить общественное и личное поведение…

       Помните: меч любви (премы) следует хранить в ножнах различения (вивеки). Чувства (индрии) должны строго контролироваться различением (вивекой) и непривязанностью или отречением (вайрагьей), этими двумя дарами, врученными только человеку. Вивека учит вас, как выбирать призвания или друзей. Она говорит вам о сравнительной ценности предметов и идеалов. Вайрагья спасает вас от слишком большой привязанности и служит опорой как во время душевного подъема, так и в моменты отчаяния. Это – те два крыла, которые поднимают птицу в воздух. Они показывают вам непостоянство мира и подтверждают постоянство Божественной Истины. Они побуждают вас направить ваши жизни к духовной садхане (практике) и вечной славе Господа. (1, с. 75–76)

 

Воспитание характера и религиозность. На самом деле много ошибок совершается во имя религии. Религия – это три четверти характера. Только те, кто сохраняет характер, могут называться истинно религиозными. Без такого обладания характером, какая польза от аргументов и объяснений? Как первый шаг сегодня требуется воспитание характера у детей, только тогда страна сможет достичь прогресса. Учебный план, методика обучения и усвоения материала, атмосфера учебного заведения, поведение и отношение ответственных за обучение – все это также должно соответствовать идеалу воспитания. Только это может привести к улучшению. Когда образованность и добродетели не считаются достоинством, когда духовные достижения сводятся к умению разглагольствовать, когда вся деятельность направляется на достижение мирского и преходящего, тогда истинное духовное усилие оскорбляется. Духовное устремление должно быть полностью свободно от привязанности к чувственному и объективному миру, либо должно найти и постоянно видеть в чувственном и объективном мире Бога, Господина Вселенной. Это священное в и дение и святое чувство должны утверждаться в действии. Только таким образом индивидуальный Атман сможет моментально осознать себя и слиться с Универсальным Атманом, не так ли? /Хислоп-доп-248/

Дисциплина – признак разумной жизни. Человек в основе своей – это Любовь, Мир, Радость и Истина. Он воплощение всего этого, иначе говоря, Божественности, и должен вести себя только в соответствии с этими основополагающими свойствами, но он прячет их под слоем обманчивых, ложных представлений – «я» и «мое» – и омрачает свою натуру. И в любом месте на земле избавление от этого загрязняющего слоя – задача религии. Прекрасные очистительные процессы – духовные песнопения и памятование Имени (бхаджаны и намасмарана), но при том условии, что ум полностью погружен в сладость Имени и в результате сам становится сладок. И то, и другое должно стать регулярным занятием с осознанием того, что практика принесет добрые плоды. Недопустимо, чтобы она свелась к механическим, рутинным «пунктам» перегруженного дневного расписания.

       Дисциплина – признак разумной жизни. Родители не должны допускать, чтобы дети выходили из-под контроля и плыли по течению без компаса и якоря. Многие родители балуют и закармливают своих детей, а затем, под видом «свободы», позволяют им самим выбирать друзей и развлечения. Они водят их в кино, не заботясь о том, какое впечатление оказывают фильмы на нежные детские умы. Они привечают приятелей своих детей, но не интересуются их подноготной и привычками. Они поощряют даже то, что их дети начинают курить и пить вино, не подозревая, что им придется об этом пожалеть. Всеми своими действиями они ясно демонстрируют, что являются врагами собственного потомства!

Я люблю детей, Я проявляю большую заботу о них, Я уделяю им огромное внимание. Я даю им нужные советы в нужное время, и то же самое рекомендую и родителям. Я настаиваю на дисциплине, на почтительном послушании родителям, на разумном режиме питания и игр, на строгом соблюдении распорядка дня, где отведено определенное время учению, бхаджанам, медитации и т.д. Я также советую приобщать их к служению, например, они могут помогать в кормлении больных. Я осуждаю легкомысленные разговоры, роскошную жизнь, вредные привычки, пристрастие к кино, к комиксам с «ужасами», друзей по переписке, вычурную одежду, модные прически по западному образцу с целью привлечь внимание к себе и тому подобное. Все это способствует тому, что мальчики и девочки постепенно склоняются к неправедным и безнравственным путям.

       Дисциплина приучает преодолевать разочарования, вы принимаете, что на жизненном пути неизбежны подъемы и спуски, что у каждой розы есть шипы. Сейчас люди хотят роз без шипов, хотят, чтобы жизнь была вечной сказкой из чувственных утех, сплошным развлечением. Но когда на деле этого не происходит, вы приходите в ярость и принимаетесь клеймить других. Если каждый будет заботиться только о собственном удовольствии, как сможет общество двигаться к прогрессу? Как могут выжить слабые? «Мое, не твое», эта жадность – корень всего зла. Этот критерий применяется даже к Богу! «Мой Бог, не твой!» «Твой Бог, не мой!»

       Поистине Я очень рад сегодня, что могу провести некоторое время с вами, детьми исправительного дома. Для вас же провести какое-то время в Божественном присутствии – это удача, являющаяся наградой за прошлые заслуги. Вы отбываете здесь наказание за правонарушения. Позвольте Мне сказать вам, что все люди отбывают наказание – у кого-то короче, у кого-то длиннее, у кого-то исправительные работы легче, у кого-то труднее, – расплачиваясь за проступки и преступления, совершенные в прошлых жизнях. От каждого падения образуется вмятина. Каждая ошибка должна быть исправлена, каждый грех должен быть «смыт», каждый в этом мире – заключенный.

Он узник потому, что куда бы ни двинулся, его сопровождают два охранника и следят за каждым его движением. Только когда он добьется права ходить повсюду без них, его можно будет назвать свободным. Но пока что «я» в паре с «моё» не отпускают человека, они следуют по обе стороны, неуловимо управляя каждым его шагом. Эти «я» и «моё» заставляют вас считать, что вы – тело, ум, чувства, интеллект. Это «я» побуждает вас заботиться о том, чтобы тело было сильным и украшать его, склоняет вас поддаваться фантазиям, привлекающим ум, потакать изменчивым прихотям языка и глаза, оно твердит вам, что рассудок – единственное мерило истины, оно отрицает интуицию и опыт. Ум учит вас хватать, приобретать, обладать – просто ради удовольствия обладания и лишения других того, что им дорого. Но тот же ум может быть использован для освобождения от наручников «я» и «моё». Позвольте ему сосредоточиться на Боге – и оба они исчезнут.

       Перед тем как совершить любое действие, проанализируйте, не причинит ли оно боли другим, и если это так, откажитесь от него. Не поступайте с другими так, как бы вы не хотели, чтобы они поступили с вами. Это и называется золотым правилом. Да, это лучший тест для различения добра и зла. Если у другого человека есть что-то, что вам хотелось бы иметь, не делайте его несчастным, отбирая это у него. Разве хотели бы вы, чтобы кто-то отнял у вас то, что вы любите?

       Учитесь помогать людям в полную силу своих возможностей. Учитесь уважать родителей, учителей, старших. Их всегда волнует, идете ли вы по правильному пути. Когда вы вернетесь в свои родные места, вступите в общество добровольного служения и присоединитесь к группе бхаджанов и учебных программ. (Хайдерабад, апрель 1973 г.) (6, с. 72–75)

Полагайтесь на свои способности и силы. На родителях лежит и еще одна ответственность. Чтобы картина счастливой, чистой семейной жизни могла запечатлеться в уме ребенка, они должны вести такую семейную жизнь, какая предписана Дхарма-шастрами (сводом нравственных законов). Если отец – пьяница, игрок, мошенник, то его сына не исправят горы книг по этическим нормам. Я люблю детей, люблю этих юных невинных существ. Я не позволю, чтобы все упреки сыпались только на них. Вина целиком лежит на плечах старших, родителей, воспитателей, учителей – на тех, кто создает образцы, которым дети подражают. Дхритараштра, слепой царь, поддерживал своих сыновей в их нечестивых замыслах по истреблению двоюродных братьев, Пандавов, и тем самым обрек на гибель все сто Кауравов. Ни наставлением, ни добрым примером он не учил их любви, жертвенности и способности довольствоваться тем, что имеешь.

       Не полагайтесь на других, полагайтесь только на свои силы и способности. Живите на то, что зарабатываете, на свои собственные средства. Умение полагаться на себя – лучшая пища для подрастающего поколения. Лучше жить честно один день, чем бесчестно – долгие десятилетия. Лучше прожить короткий век лебедем, чем сто лет – вороной. Лебедем восхищаются все, ворон презирают и швыряют в них камни. Не желайте чужой собственности или того, что можно заполучить обманом и хитростью. Работайте в поте лица, и тогда вы сможете с гордостью и радостью тратить честно заработанные деньги.

       Я повторяю Свой совет детям: не читайте комиксов-«ужасов», детективов и эротических романов, книг, где преобладает жестокость и насилие. Избегайте также кино, так как фильм может рекламироваться как познавательный и вдохновляющий, но продюсеры в своей погоне за выгодой «протаскивают» в него непристойные и низкие сцены, на которые падки незрелые неискушенные умы. Не допускайте, чтобы вирус порока проник в ваши головы. Если это случается, вы падаете ниже животного уровня. Не мечтайте, что в жизни у вас будет только счастье – без забот и тревог, не стройте воздушных замков в надежде поселиться в них. Жизнь – мозаика из радости и печали; горе – интервал между двумя радостными мгновеньями, мир – интерлюдия между двумя войнами. Не бывает роз без шипов, но умелый садовник избежит их уколов, срезая цветы; не бывает пчел без жала, но опытный пчеловод все же соберет мед. Мучения и напасти будут преследовать вас, но вы не должны позволять им уводить вас с пути долга и самоотдачи. (***)

Поймите, какие огромные возможности скрыты в ребенке. В нежных сердцах детей заложены богатые задатки преданности и приверженности высоким идеалам и целям. Вы можете развить и взрастить их. Не думайте, что дети ничего не знают, что вы можете слепить из них все, что вам захочется, – это ошибка. Осознайте скрытые возможности детей, действуйте такими методами, какие может предложить и наметить сам ребенок. Помогите ребенку приблизиться к Богу, узнать о своем высшем предназначении. Не полагайте, что дети ниже, незначительней вас и что они неспособны достичь высот.

       Но у самих родителей не хватает компетентности для воспитания детей. Они души в них не чают и не знают, как исправить их, они сами усвоили предосудительные привычки и образ жизни. Они курят, играют в карты, спекулируют, пью, ссорятся, лгут, сплетничают, бахвалятся, злословят в присутствии детей. Разве могут они воспитать их правильно? Вы должны уговаривать таких родителей изменить свой образ жизни и стать вдохновляющими примерами для своих детей, а не их врагами и помехами в их развитии.

       Но прежде чем давать советы родителям, убедитесь, что у вас самих нет изъяна, на который они указали бы пальцем! Прежде чем приступить к заданию, спросите себя, есть ли у вас право советовать. Сначала наведите порядок в собственном доме, постарайтесь очистить его атмосферу от неприязни, спеси, жадности, взаимных оскорблений. Поставьте у руля любовь, а веру в Бога сделайте крепким островом, на котором держатся отношения в семье.

Индия выступает в роли учителя для всего человечества. Индийс


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.