Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2024-01-17 | 216 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
В историческом плане древние греки были первыми, кто сумел доказать связь философии и предпринимательства. Российский социолог А.И. Кравченко приводит пример с философом Фалесом, который, вычислив по звездам обильный урожай маслин на следующий год, скупил по дешевке все давильни в округе, потому что никто не верил в богатый урожай. Когда начался сбор урожая и спрос на давильни резко возрос, Фалес стал сдавать их внаем втридорога, выручив огромную прибыль. Тем самым он на практике доказал, что философия – вещь сугубо практическая, если уметь ею пользоваться. Пример Фалеса свидетельствует о том, что деловой успех зависит от компетентности и умения правильно выбирать стратегию поведения [Кравченко, 2005, с. 44].
То, что было очевидным для древних греков, оказалось очевидным и для современных предпринимателей. В частности, американцы Ф. Тейлор, Г. Форд, А. Слоун, Д. Рокфеллер, Дж. Муни, японцы К. Мацусита, С. Хонда и др. были не только крупнейшими практиками менеджмента, приведших свои компании к деловому успеху, но и крупными философами менеджмента, определившими стратегию предпринимательства. А.И. Кравченко подчеркивает, что «если кто-то считает, что менеджмент – это совокупность конкретных приемов и методов управления, то он не понимает ни сущности менеджмента, ни сущности бизнеса. Все дело в философии и стратегии управления» [Кравченко, 2005, с. 44].
Становление менеджмента как науки относится к концу XIX – началу XX вв. Первой теоретической школой называют научную школу, формирование которой происходило в 1890-е – 1920-е гг. Значительный вклад в развитие научного менеджмента внес Ф. Тейлор, заложивший основы американского предпринимательства, которые базировались на ряде философских принципов. В частности, он обозначил основную цель производства через увеличение комфорта и благосостояния человечества и определил миссию «научного менеджмента» как конструктивный вклад в экономическое и социальное улучшение общества, подчеркнув тем самым необходимость социальной ответственности лидеров бизнеса перед обществом и интересами частного капитала.
|
В основе тейлоровской философии менеджмента лежит концепция разумного эгоизма. Ф. Тейлор считал, что в системе управления нет места для абстрактной благотворительности, поэтому оплата должна соответствовать вкладу работника в производство и вести к его увеличению. Так как капиталистическое предприятие не является благотворительным заведением, следует препятствовать любому ослаблению личной ответственности человека за собственное благосостояние. В связи с этим Ф. Тейлор возражал против сохранения численности рабочей силы независимо от потребности в ней. Придя работать в Вифлеемскую компанию, он первым делом сократил штаты с 500 до 150 рабочих, но поднял производительность труда в 3 раза. Ф. Тейлор считал, что такая система сильнее дисциплинирует рабочих, стимулирует их к достижениям, позволяет вести более трезвый образ жизни [см. более подробно: Тейлор, 1991].
Другим философом менеджмента классического периода является представитель административной школы Г. Эмерсон. Хотя этот ученый не изобрел новых технических методов рационализации, он представляет интерес как создатель оригинальной философии менеджмента, которая была изложена в книге «Двенадцать принципов эффективности» [35]. К числу основных принципов эффективности Г. Эмерсон относил здравый смысл, компетентность, дисциплину, единоначалие, скоординированность действий, производительность, научное нормирование, профессиональный отбор и др. По мнению ученого, все они являются петлями единой сети, сплетенными так прочно, что применение одного принципа требует использования всех других. Кроме прочной связи, данные принципы обладают еще одним качеством: их применение требует нового образа мышления. Это действительно так: чтобы следовать философии Г. Эмерсона, надо отказаться от устаревших истин управления, например, от взгляда на управленческую пирамиду в организации. Г. Эмерсон считал правильной такую организацию, в которой компетентные руководители сначала формулируют основные принципы и цели, затем обучают подчиненных тому, как их рационально достигать, и уже после контролируют ход выполнения и следят за нарушениями. Она должна заменить неправильную организацию, руководитель которой дает своим подчиненным совершенно произвольные задачи и требует, чтобы они сами справлялись с ними так, как знают.
|
В той или иной степени философию управления разрабатывали многие теоретики менеджмента и социологи. Например, философию менеджмента, основанную на индивидуальной мотивации (1930), разрабатывала американский социолог М. Фоллет. Исследователь, трактуя менеджмент как искусство добиваться результатов посредством действий других, во главу угла ставила гибкость и гармонию во взаимоотношениях между менеджерами и рабочими. Она подчеркивала необходимость исходить из сложившейся ситуации, а не только из того, что предписано функцией управления. Ей также принадлежит идея привлечения рабочих к участию в управлении, поскольку это способствует развитию ответственности и формированию общности интересов.
Англичанин О. Шелдон, главный исполнительный директор компании Rowntree в Йорке, разработал свою концепцию менеджмента, которую изложил в книге «Философия управления» (1923). Особенность данной концепции в том, что акцент сделан на этической стороне менеджмента и присущей ему функции ответственности. В частности, каждый менеджер должен усвоить три основных принципа философии менеджмента: 1) политика, условия и методы производства должны способствовать общественному благосостоянию; 2) менеджмент призван стремиться приспособить высшие моральные обязательства сообщества в плане социальной справедливости применительно к конкретным случаям; 3) менеджмент должен инициировать возвышение общих этических стандартов и концепции социальной справедливости. В ходе применения этих принципов менеджер анализирует не только аспект технологической эффективности, но и аспект социальной эффективности, используя научные методы исследования труда и развития человеческих возможностей [Sheldon, 1930].Известная теория иерархии потребностей А. Маслоу также может быть использована для разработки философии менеджмента. Основанием служит постулат о том, что управление должно осуществляться на основе выявления потребностей работника и использования соответствующих методов мотивации.
|
Большой вклад в развитие философии менеджмента внес и П. Друкер. Если до Второй мировой войны в американском менеджменте доминировали взгляды Ф. Тейлора и Г. Форда, рассматривавших управление как точную науку, П. Друкер стал рассматривать менеджмент как управленческую философию: корпорации должны управляться не только в соответствие с набором прагматических правил, но и в рамках философских понятий, определяющих роль организации в индустриальном обществе. Суть его философии составляет убеждение о том, что конечной целью предприятия является создание общественных благ. Организация служит для преобразования человеческих усилий в конкретную продукцию, и «личные усилия создают общественные выгоды» [Drucker, 1974, с. 810]. Во всех работах по менеджменту он указывает на необходимость учета социальных воздействий, оказываемых организацией на внешнюю среду. Чем крупнее и могущественнее предприятие, тем сильнее оказываемое им социальное влияние и тем выше необходимость в учете социального фактора. Ученый считал, что «требование социальной ответственности является, в значительной степени, платой за успех» [Drucker, 1977, с. 289].
Социальная направленность отличает не только философии менеджмента американских и европейских исследователей. Она характерна и для управленческих концепций, разрабатываемых в Японии. Прежде всего, необходимо упомянуть государственного деятеля и крупного предпринимателя Э. Сибусаву (1840-1931), который первым поднял вопрос о взаимоотношении целей предпринимательства и общества, потребностей бизнеса и индивидуальной этики. Суть его философии управления – союз этики и экономики. Э. Сибусаву также считают организатором национального менеджмента, так как он обосновал необходимость и поставил на систематическую основу подготовку специалистов в области менеджмента.
|
Однако огромный вклад в формирование принципов японской системы управления ХХ века внес другой предприниматель, японский бог менеджмента К. Мацусита[36], основатель корпорации Matsushita Electric[37]. Даже среди великих предпринимателей и менеджеров XX столетия трудно найти человека, который превзошел бы К. Мацуситу по числу достижений. Он ввел в деловую практику принципы управления, которые до сих пор успешно используются менеджерами всего мира. Так, К. Мацусита изобрел систему торговых агентов, использовал навязчивую рекламу при запуске в производство нового товара, создал фирменную систему сбыта с гарантийным обслуживанием, внедрил принцип пожизненного найма, провел реструктуризацию компании для реализации независимого и ответственного управления ее направлениями[38] и т.д. Его роль в процессе становления оригинальной системы управления, формирования феномена корпоративного человека и нового типа менеджера, отличного от классического реализацией своей социальной ответственности перед обществом, его философия управления никогда никем не подвергались сомнению.
Начало формирования философии К. Мацуситы относится к 1920-х гг., когда предприниматель приходит к пониманию, что общество, доверив ему бизнес, наделило и публичной ответственностью, осуществляемой через управление. В 1929 г. он формулирует основные задачи управления и кредо компании, лейтмотив которых «гармония корпоративных прибылей и справедливости» произвел сенсацию в то время. Главной целью предпринимателя Мацусита считает служение обществу через устранение бедности и рост благосостояния. Данная цель может быть достигнута только через производство большого количества товаров (в случае с Matsushita Electric это производство бытовой техники). Здесь исследователи наследия японского бога менеджмента любят цитировать окончание его высказывания: «… дешевой бытовой техники высокого качества, чтобы она были доступна людям так же, как водопроводная вода» [Matsushita, 1997, с. 10] [39].
Свою философию менеджмента создал и другой известный японский предприниматель С. Хонда, который сделал акцент на двух важных моментах. Во-первых, на всестороннюю обоснованность управления, что означает, что руководитель должен понимать цели деятельности своей организации, обосновывать ее политику и создавать планы по достижению поставленных задач таким образом, чтобы его подчиненные работали с сознанием собственного достоинства и получали от работы удовлетворение. Для того чтобы выработать такой образ мышления, который подталкивал бы подчиненных к достижению поставленных целей в любых условиях, лидер должен обладать теоретически сильной и практически применимой концепцией, т.е. философией. Формирование нового мышления – главной цели молодого (послевоенного) поколения японских менеджеров – стало вторым акцентом философии менеджмента С. Хонды.
|
По мнению японского исследователя Т. Нагао, в основу новых концепций управления японскими корпорациями легли общие философские взгляды, которые позволили японскому управлению приобрести дух открытости и подчинить технологическое развитие решению выдвигаемых самой жизнью проблем [Нагао, 1989, с. 39]. Стержнем этих взглядов, представленных в документах исследовательской группы «Дойкай», стало признание социальной ответственности менеджеров как важного рычага, развивающего систему управления производством товаров наивысшего качества в соответствии с общими интересами экономики и в целях повышения благосостояния всего общества.
Устоявшиеся управленческие философии можно дифференцировать в соответствии и со страновой спецификой. Так, английская философия менеджмента основывается на ценностях теории человеческих отношений. Она предусматривает уважение личности работника, его мотивацию и поощрение достижений, доброжелательность, обеспечение высокого качества работ и услуг, систематическое повышение квалификации, гарантии достойного заработка.
Американская философия менеджмента построена на традициях конкуренции и поощрения индивидуализма работника с четкой ориентацией на прибыль компании и зависимость личного дохода от нее. Для нее характерна четкая постановка целей и задач, высокая оплата персонала, поощрение потребительских ценностей, высокий уровень демократии в обществе, социальные гарантии.
Японская философия управления основывается на традициях уважения к старшему, коллективизма, всеобщего согласия, патернализма и преданности идеалам фирмы. Основными принципами являются пожизненный наем сотрудников в крупных компаниях, постоянная ротация персонала, создание условий для эффективного коллективного труда.
Что касается постсоветских бизнес-сообществ, то можно говорить о российской философии, но, скорее всего, не менеджмента, а бизнеса. Она весьма многообразна и зависит от формы собственности, региональных и отраслевых особенностей и величины предприятия. Высокая вариативность корпоративных форм социальной активности в России обусловлена отсутствием общепринятых стандартов и моделей КСО. Некоторые эксперты отмечают, что интерпретация КСО даже его сторонниками не всегда адекватна действительности, так как определяется рамками их уровня понимания данного феномена. Это приводит к искажению восприятия процесса не вовлеченными в него сторонами, отказу бизнеса использовать передовые управленческие практики (т.е. философию управления) и дискредитации КСО в глазах общественности [Башарина, 2008, с. 4]. О целостной философии российского бизнеса говорить пока не приходится, хотя крупные компании в своей социальной политике стараются делать акцент на учете интересов всех заинтересованных сторон.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!