Нефинансовая социальная отчетность компаний — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Нефинансовая социальная отчетность компаний



Декларация бизнесом своей социальной ответственности перед обществом требует подтверждения. Одним из способов информирования общества и государственных органов о реализации принципов КСО является социальная отчетность. Практика социальной отчетности бизнеса получила широкое распространение в середине 1990-х гг., хотя и раньше отдельные корпорации и даже страны пытались внедрять нефинансовую отчетность. Впервые термин «социальный аудит» был использован в сороковые годы прошлого столетия профессором Стэнфордской школы бизнеса Т. Крепсом. В шестидесятые годы британский экономист Дж. Гойдер обозначил возможности социального аудита как эффективного инструмента для менеджмента и средства влияния заинтересованных групп на политику компании. Сегодняшняя практика подтверждает его мнение. Хотя бизнес добровольно участвует в улучшении жизни общества, некоторые страны превратили корпоративную социальную отчетность в открытый и эффективный инструмент государственной политики. Соответствующее законодательство уже существует в Дании, Швеции, Норвегии, Голландии, Франции, Великобритании, работу в этом направлении ведет правительство Канады.

Появление нефинансовой отчетности относят к 1970-е гг. Так, в эти годы Франция, по которой прокатились крупномасштабные забастовки, вводит стандарт Bilan Social, предписывающий компаниям с персоналом более 300 человек регулярно представлять отчеты о соблюдении норм трудовых отношений. Тогда же и по той же причине в Германии принимается аналогичный стандарт Sozialbericht, который однако носит добровольный характер. В США Совет по экономическим приоритетам (Concil on Еconomic Рriorities, CEP) вводит в практику ранжирование компаний по результатам их действий в области социальной политики и защиты окружающей среды. В результате в 1972-1977 гг. многие американские корпорации выпустили первые социальные отчеты.

Последовавшая затем актуализация вопросов природоохранной деятельности заставила компании с помощью отчетов демонстрировать природоохранным организациям и свое бережное отношение к окружающей среде.

Однако, несмотря явный спрос со стороны стейкхолдеров, социальные и экологические отчеты до конца 1990-х гг. были единичны. Одной из причин было отсутствие международных стандартов по их подготовке, так как аналитики и эксперты долго не могли придти к соглашению, какую концепцию оценки социальных инвестиций следует выбрать. Кроме того, к середине 1990-х гг. была признана взаимосвязь социальных и экологических аспектов деятельности компаний, которые стали изучаться в комплексе в рамках общей концепции устойчивого развития. Однако до сих пор показатель устойчивого развития сложно оценить, так как он с трудом поддается выражению в финансовых или производственных данных. Это связано с высокой специфичностью воздействия каждого отдельного предприятия на общество и окружающую среду, так как степень влияния зависит от особенностей бизнеса, размера предприятия, региона его размещения и многих других параметров.

В настоящее время большинство экспертов в области КСО считает наиболее перспективным подходом комплексную оценку экологических и социальных программ корпораций во взаимодействии с основными стейкхолдерами. Для оценки деятельности социально ответственных компаний разработано около 30 международных стандартов нефинансовой отчетности, большинство из которых представлены в таблице 4.

Таблица 4 –Международные стандарты в области социальной и экологической ответственности компаний

Полное название Сокращенное название Особенности Ссылка
AccountAbility 1000 Series AA 1000S Принципы подготовки социальных отчетов на базе диалога со стейкхолдерами www.accountability.org.uk
APEC Code of Business Conduct APEC Кодекс деловой практики стран Азиатско-Тихо-океанского экономического сотрудничества www.apec.org
Amnesty International’s Human Rights Guidelines for Companies Amnesty Руководящие принципы по соблюдению корпорациями прав человека www.amnesty.org.uk
Agence de Rating Social et Environmental sur les Enterprises ASPI Индексы устойчивых показателей деятельности Arese для компаний, котирующихся на Европейском фондовом рынке www.arese-sa.com
Balanced Business Scorecard BBS Система сбалансированных показателей оценки бизнеса от Balanced Scorecard Institute www.balancedscorecard.org
Caux Round Table Principles for Business Caux Принципы ведения социально ответственного бизнеса www.cauxroundtable.org
Dow Jones Sustainability Group Index DJSGI Индекс устойчивости Dow Jones www.sustainability-index.com
EFQM Business Excellence Model EFQM Модель и принципы достижения эффективности бизнеса в соответствии с интересами общества www.efqm.org
Principles for Global Corporate Responsibility: Bench Marks for Measuring Business Bench Marks Стандарты и принципы действий ответственной компании, совместный проект Interfaith Center of Corporate Responsibility (ICCR, США), The Ecumenical Council for Corporate Responsibility (ECCR, Филиппины), The Cristian Centre for Socially Responsible Investment (CCSRI, Австралия) и KAIROS-Canada (Канада) www.bench-marks.org
Eco-Management and Audit Scheme EMAS Инструмент для оценки, представления и улучшения экологических показателей компаний www.europa.eu.int/comm/ environment/emas
Ethical Trading Initiative Base Code ETI Стандарты трудовых отношений www.ethicaltrade.org
EU Eco-label criteria Eco-label Система экологической оценки компаний www.europa.eu.int/comm/ environment/ecolabel
Forest Stewardship Council’s Principles and Criteria for Forest Management FSC Принципы и критерии по управлению предприятиями лесопромышленного комплекса www.fscus.org/standarts_criteria/
FTSE4Good Selection Criteria FTSE4Good Индекс FTSE для компаний, соблюдающих глобальные принципы корпоративной ответственности www.ftse4good.com
Global Reporting Initiative Guidelines GRI Принципы и стандарты социальной и экологической отчетности www.globalreporting.org
IFOAM Basic Standards IFOAM Принципы устойчивости ведения бизнеса для компаний агропромышленного сектора www.ifoam.org
International Organization for ISO9000/14001 Standardization ISO 9000, ISO 14001 Стандарты ISO в области управления качеством и охраны окружающей среды www.iso.org
Organization for Economic Co-operation and Development Guidelines for Multinational Enterprises OECD Свод рекомендаций для транснациональных компаний по действиям в области деловой этики, информационной открытости, охраны окружающей среды, работы с персоналом, соблюдении прав человека, борьбы с коррупцией, взаимоотношений с потребителями, развитии науки и технологий, конкуренции и налогообложения www.oecd.org
Social Accountability 8000 SA 8000 Стандарт сертификации предприятий в области трудовых отношений www.sai.org
SIGMA Guidelines SIGMA Практические рекомендации для организаций по внесению ими существенного вклада в устойчивое развитие www.projectsigma.com
Global Sullivan Principles Sullivan Общие рекомендации и принципы в области социальной ответственности корпораций www.revleonsullivan.com
The Natural Step TNS Принципы достижения устойчивого развития www.naturalstep.org
UN Global Compact UN GC Свод базовых принципов для корпораций, готовых участвовать в решении глобальных проблем цивилизации www.unglobalcompact.org
WHO/UNICEF International Code on Marketing of Breast-milk Substitutes WHO/UNICEF Свод правил Всемирной организации здравоохранения в области торговли заменителями грудного молока www.who.int

Источник: Ассоциация менеджеров России, данные организаций.

В зависимости от сферы и целей своего использования международные стандарты можно подразделить на четыре основные группы:

· руководящие принципы и кодексы поведения (Руководящие принципы Amnesty International по соблюдению прав человека для компаний и ОЭСР для многонациональных корпораций, Глобальный договор ООН и другие),

· системы управления и схемы сертификации (Схема экологического менеджмента и аудита EMAS, эко-стандарты ИСО 9000 и 14001, стандарт для оценки социальных аспектов систем управления SA 8000 и другие),

· рейтинговые индексы (Индекс Доу-Джонса по устойчивому развитию DJSI, «этические» индексы FTSE4Good и т.д.),

· системы подготовки отчетности (Глобальная инициатива по представлению отчетности в области устойчивого развития GRI и процессный стандарт разработки отчетов АА1000S).

Каждый из перечисленных выше руководств и стандартов рассматривает отдельные направления социальной деятельности. Например, стандарт UN GC включает 10 базовых принципов для корпораций, готовых участвовать в решении глобальных проблем человечества, стандарт EFQM предлагает метод оценки успешности социальной деятельности, тогда как стандарт SA 8000 определяет требования к КСО, относящиеся к интересам персонала компании, не затрагивая охрану окружающей среды и экономию природных ресурсов, помощь местному сообществу и этические нормы деловой практики.

В практике нефинансовой социальной отчетности чаще всего используются четыре системы показателей GRI, AА 1000, SA 8000, ISO 14000, UN GD (Global Compact), которые ассоциируются с понятием «международные стандарты корпоративной социальной ответственности».

Самым распространенным стандартом социальной отчетности является стандарт GRI «Руководство Глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития» [26]. Его наиболее полный вариант был представлен в 2002 г. независимой организацией Global Reporting Initiative, созданной по инициативе «Коалиции за экологически ответственный бизнес» (CERES) в 1997 г.

Стандарт GRI, ориентированный на результат, структурирован по принципу «трех корзин» или «триединого итога» (Triple Bottom Line): экономика компании, экология производства и социальная политика. Этот рекомендательный стандарт в соответствии с Руководством 2006 г. – G3 включает 46 основных и 33 вспомогательных показателя результативности компаний. Хотя GRI предлагает подробную методику количественного отражения социальной и экологической ответственности вплоть до перечня конкретных показателей, он очень гибок – компании могут применять его частично или использовать только общие принципы GRI. По мнению экспертов, стандарт GRI является формой наибольшей степени раскрытия информации в области социально-экологической ответственности компаний, так как он предусматривает возможность поэтапного использования показателей результативности по мере развития нефинансовой отчетности компаний [Костин, 2006].

Международный стандарт AA 1000S, направленный на повышение эффективности социальных инициатив компании, появился в 1999 г. в качестве национальной инициативы Великобритании. Данный стандарт, известный как AccountAbility, был разработан Институтом социальной и этической отчетности (Institute for Social and Ethical Accountability, ISEA). Он носит процессный характер, определяя процедуру, набор критериев оценки социальной ответственности (включая влияние на окружающую среду) и порядок подготовки отчета.

Серия стандартов AccountAbility 1000S служит форматом поддержки GRI и других международных стандартов, устанавливая процедуры взаимодействия со стейкхолдерами, разработки социального отчета (отчета по устойчивому развитию) и принципы их оценки и верификации. Ключевым в этой серии является стандарт АА 1000SES о взаимодействии компаний со стейкхолдерами.

Международный стандарт SA 8000[27] создавался для помощи в решении масштабных социальных проблем компаний, разместивших основные производства в странах третьего мира. Его первая версия была разработана Агентством по аккредитации Совета по экономическим приоритетам (Council on Economic Priorities Accreditation Agency, CEPAA) и введена в действие с октября 1997 г. Второе издание SA 8000 введено в 2001 году. Данный документ имеет высокий статус благодаря своей идеологической основе, представленной Общей декларацией прав человека, Конвенцией ООН по правам детей, Конвенцией ООН по ликвидации всех форм дискриминации женщин, конвенциями и рекомендациями Международной организации по труду и других служб по защите прав человека. Он устанавливает нормы ответственности работодателя в области условий труда по девяти основным разделам – от параметров занятости в производстве детей до стандартизации системы менеджмента, включающий в себя и контроль поставщиков. Стандарт SA 8000 обеспечивает определение этических критериев при производстве товаров и услуг и удачно дополняет стандарты ИСО серий 9000, 14000 и OHSAS 18001, являясь универсальным средством для практической реализации этической и нравственной деятельности администрации.

Существует еще один международный стандарт, который появился на волне общемировой кампании по устойчивому развитию и всемерному внедрению КСО. Этот стандарт, введенный по инициативе самого бизнес-сообщества 8 сентября 1999 г., носит название фондового Индекса Доу-Джонса по устойчивому развитию (DJSI). Индекс DJSI рассчитывается по 50 показателям, которые группируются по трем направлениям: экономика компании, экология и социальная деятельность, каждое из которых составляет по 33% общей оценки устойчивости бизнеса. 60% показателей одинаковы для всех компаний, независимо от их отраслевой принадлежности, а 40% различаются по секторам. Индекс Доу-Джонса определяет место компании, корпорации или финансового института в мировом (европейском) табеле о рангах по устойчивому развитию с разбивкой по 59 секторам. Например, общемировой индекс рассчитывается для 2500 компаний, но только немногим более 10% компаний были отобраны в качестве наиболее успешных и инвестиционно привлекательных. Жесткие требования данного стандарта подтверждает отсутствие данного индекса у российских компаний. На Форуме-практикуме «Внедрение принципов КСО: решение практических задач», прошедшем в Москве в мае 2009 г., отмечалось, что до настоящего момента ни одна из 16 российских компаний, обращавшихся с просьбой о присвоении им индекса DJSI, не смогла его получить.

Растущее воздействие результатов деятельности компаний на окружающую среду требует ужесточения экологических параметров и разработки новых стандартов. Так, в марте 2007 г. Международная организация по стандартизации (ISO) начала разработку стандарта ISO 26000. Данный стандарт разрабатывался с учетом мнений экспертов из 120 стран и в согласовании с уже работающими специальными стандартами в области экологии (ISO 14000), безопасности труда (OHSAS 18000) и стандартом SA 8000, регламентирующего ответственность работодателя по отношению к своему персоналу. В 2008 г. стандарт ISO 26000 уже прошел первоначальное согласование. Нельзя не отметить отношение постсоветских стран к данному стандарту: Украина и Казахстан поддержали предварительную версию ISO 26000, Россия – воздержалась, Беларусь – отказалась от поддержки этой версии.

Выбор того или иного стандарта отчета определяется конкретной ситуацией на предприятии. Например, стандарт AA 1000 применим в тех случаях, когда необходимо отразить коммуникацию и связи с заинтересованными сторонами. Рекомендации стандарта GRI предлагают обширный список индикаторов, а компания решает какие из этих индикаторов ей следует использовать, чтобы доказать социальную ответственность. Очень часто при подготовке социального отчета используются оба стандарта. Выбор отчета по принципам Глобального договора определяется тем, что, присоединившись к Договору, компания добровольно обязуется регулярно информировать общественность о соблюдении его принципов. Более того, имеется определенная взаимосвязь между Глобальным договором и GRI. В частности, Руководство G3 предлагает пути, как отразить в отчете результаты выполнения каждого из 10 принципов Договора. Показатели и элементы отчетности GRI обеспечивают представление информации о результатах деятельности и достижениях компании в нужном контексте (стратегия и концепция; системы менеджмента и другая информация контекстного характера) [Устанавливая связь, 2007, с. 9]. Эксперты отмечают, что около 15% содержания отчета UN GC соответствует требованиям GRI [Костин, 2006].

В зависимости от целей и развитости компаний, отчетность по корпоративной социальной и экологической ответственности может осуществляться в пяти основных видах:

· специальный раздел в годовом отчете;

· социальный отчет, сводящий воедино все социальные, благотворительные и спонсорские проекты компаний, составленный в свободной и, как правило, удобной для компаний форме, вне формата международных стандартов КСО;

· экологический отчет, описывающий приоритеты и основные направления экологической политики компании, систему экологического менеджмента, мониторинга и контроля, воздействие на ОС, показатели и затраты на экологическую политику;

· отчет о корпоративной социальной и экологической ответственности с частичным применением принципов и показателей международных стандартов, включающий наряду с описанием миссии, ценностей и стратегических целей компании ее социальные мероприятия и проекты, осуществляемые в качестве реакции на диалоги со стейкхолдерами;

· отчет об устойчивом развитии, составленный в соответствии с принципами и с использованием показателей результативности Руководства GRI, стандарта АА 1000S и включающий все аспекты социальной миссии компании, ее корпоративной стратегии, культуры, социальной и экологической политики [28].

Подготовка полноценного социального отчета является весьма трудоемкой процедурой, требующей больших усилий, времени, затрат, привлечения компетентных консультантов для подготовки социальных отчетов и их верификации. Неслучайно нефинансовая социальная отчетность практикуется именно крупным бизнесом, заинтересованным в выходе на международные фондовые рынки, привлечении зарубежных инвесторов.

Следует отметить, что в мировой практике ключевым фактором при принятии решения о внедрении процесса социальной отчетности является ее влияние на прибыль. Компании давно убедились в том, что если корпоративной социальной отчетности уделяется должное внимание, то лояльность общества к предприятию и его продукции заметно возрастает. По данным организации GRI, число компаний, выпускающих отчеты по ее стандартам, растет с каждым годом. Если в 2007 г. их было 714, то в 2008 г. – 1075, в 2009 г. – 1386. По данным на конец июля 2010 г. 494 компании уже опубликовали свои социальные отчеты [см: www . globalrepor - ting . org]. Они представляют все направления деятельности и страны мира. В то же время число российских и белорусских компаний в списке GRI невелико. Так, в 2007 г. на сайте организации GRI были зарегистрированы отчеты только двух российских компаний – «ВАТ Россия» и Северо-Западной лесопромышленной компании (экологический), в 2008 г. – ни одного, в 2009 г. – отчеты четырех – ОАО «ЛУКОЙЛ», «Татнефть», «Роснефть» и ООО «НОВОГОР-Прикамье». Из белорусских компаний первым и пока единственным социальный отчет GRI представил в 2009 г. РУП «Белорусский металлургический завод» [29].

Россия как страна, компании и организации которой выпускают нефинансовую отчетность, была впервые представлена в международных базах данных в 2007 г. [30], однако к этому времени она уже имела некоторый опыт. Первый социальный отчет в России в 2002 г. выпустила табачная компания «ВАТ Россия». Он был составлен в соответствии со стандартом AA 1000S, где много слов и мало цифр. В 2003 г. вышло сразу несколько отчетов российских компаний «Альфа-банка», «ФИА-банка», ОАО «ЮКОС» и «Сибнефть». Если социальные отчеты банков представляли собой информацию о многочисленных благотворительных программах с редким вкраплением сумм, перечисленных на то или иное мероприятие, то отчеты нефтяных компаний были гораздо более содержательны и позволяли изучить социальную и экологическую политику компаний.

По состоянию на октябрь 2006 г. 43 российских компании выпустили нефинансовые отчеты, из которых 14 были представлены в форме главы в годовых отчетах компаний, 18 – в форме социальных отчетов, 7 – как отчеты по устойчивому развитию и 4 – в форме экологических отчетов. 12 компаний (РАО «ЕЭС России», ГМК «Норильский никель», ОАО «ЛУКОЙЛ», ООО «ЕвразХолдинг», ОАО «Татнефть», ОАО «МХК «Еврохим» и др.) разрабатывали свои нефинансовые отчеты с использованием методологии и показателей международных стандартов GRI и АА1000S [см. например: Социальный отчет ВАТ, 2005]. Компания «РУСАЛ» опубликовала свой нефинансовый отчет в соответствии со своей практикой соблюдения принципов Глобального договора ООН.

Число российских компаний, продолжающих практику подготовки социальных отчетов, растет. Их отчеты включаются в созданный РСПП Национальный Регистр корпоративных нефинансовых отчетов. На 1 ноября 2008 г. в нем было зарегистрировано 144 отчета, представленных 63 компаниями. Среди них социальный отчет публикуют ряд химических и нефтехимических компаний – ОАО «Сибур Холдинг», ОАО «МХК «Еврохим» и др. Позитивной тенденцией последних лет можно считать переход корпоративных социальных отчетов в самостоятельный инструмент анализа и оценки деятельности компаний в сфере экономического роста, социального развития, экологической безопасности.

Нельзя не отметить, что в Российской Федерации обсуждается вопрос разработки национальных стандартов нефинансовой отчетности. Однако, по мнению исполнительного директора НП «КСО – Русский Центр» А. Костина, не стоит изобретать очередной «российский велосипед» в этой области. Он рекомендует внедрять достаточно «мягкие» международные стандарты, которые унифицированы и понятны всему развитому миру и лидерам третьего мира, таким как Бразилия, Аргентина, Чили, Южная Корея, ЮАР и т.д., хотя и не возражает против разработки национальных приложений GRI на уровне отдельных показателей результативности (экономических, экологических и социальных), которые бы учитывали российскую специфику [Костин, 2006].

Что касается Беларуси, то отечественные компании и предприятия еще только приходят к пониманию важности нефинансовой отчетности и ее влияния на прибыль и капитализацию компании, в связи с чем информация об их социальных отчетах практически отсутствует. Известно, что белорусское подразделение ВАТ, как и другие подразделения корпорации во всех странах ее присутствия, регулярно готовит такой отчет. Однако сегодня данная компания не единственная. В 2009 г. свои первые социальные отчеты и отчеты в области устойчивого развития представили компании, ставшие победителями различных номинаций конкурса «Брэнд года-2009». Среди них ОАО «Савушкин продукт», ЗАО «МТБанк», ОАО «Бабушкина крынка», ООО «ТРАЙПЛ», ООО «Торговая компания «Милавица», СП ЗАО «Международный деловой альянс», ООО «Кофеин» (торговая марка «МАТАДОР») и др. Если с социальными отчетами победителей можно ознакомиться на сайте www.bestbrand.by/sobbrand/, то социальный отчет БМЗ зарегистрирован также и на сайте GRI.

Белорусская практика подготовки социальных отчетов имеет свою специфику. Если в России нефинансовая социальная отчетность в силу своей трудоемкости практикуется главным образом крупным бизнесом, то в Беларуси социальные отчеты и отчеты в области устойчивого развития представляют представители как крупного, так и среднего бизнеса.

Таким образом, не только идеи развития принципов КСО, но и нефинансовая социальная отчетность постепенно входят в сферу интересов отечественного бизнеса. В этом отношении очень важно, чтобы корпоративные социальные отчеты были не самоцелью, а стали самостоятельным инструментом анализа и оценки деятельности белорусских компаний в сфере экономического роста, социального развития, экологической безопасности.



Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.