Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2024-01-17 | 195 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
В.А. СИМХОВИЧ
МИНСК 2011
УДК 332:14(476)
ББК
Р е ц е н з е н т ы: член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси, доктор социологических наук, профессор А.Н. Данилов, доктор философских наук, профессор А.Н. Елсуков
Р е к о м е н д о в а н о Советом Института социально-гуманитарного образования БГЭУ
Симхович В.А.
Корпоративная социальная ответственность: философско-управленческие аспекты современного бизнеса. – Мн.: БГЭУ, 2011. – с.
Данная монография посвящена актуальной проблематике социальной ответственности бизнеса. В ней дается обзор основных концепций корпоративной социальной ответственности, рассматриваются практические аспекты, такие как характер, уровни, формы, модели, направления и мотивы КСО, и обосновывается ее потенциал как новой философии управления компанией. В монографии также представлены результаты исследования белорусской практики КСО: показана специфика отечественной модели, выявляются узкие места управления персоналом, устранение которых увязывается с внедрением КСО в корпоративное управление в качестве морального императива, даются рекомендации бизнесу и органам государственного управления по активизации корпоративной социальной деятельности, направленной на совместное решение актуальных проблем белорусского общества.
Работа предназначена для социологов, специалистов в области управления, аспирантов, студентов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | 5 | |||
Глава 1. | Социальная ответственность бизнеса как социальный феномен современного общества | 9 | ||
1.1. | Понятие социальной ответственности бизнеса как социального феномена | 9 | ||
1.2. | Корпоративная социальная ответственность: идея служения обществу | 18 | ||
1.3. | Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности | 26 | ||
1.4. | Корпоративная социальная ответственность в контексте Глобального договора ООН | 46 | ||
Глава 2. | Практические аспекты корпоративной социальной ответственности
| 61 | ||
2.1. | Характер, уровни и объекты социальной ответственности | 61 | ||
2.2. | Основные формы корпоративной социальной ответственности | 71 | ||
2.3. | Основные модели корпоративной социальной ответственности | 86 | ||
2.4. | Основные направления и мотивы социально ориентированной деятельности компании | 101 | ||
2.5. | Нефинансовая социальная отчетность компаний | 113 | ||
Глава 3. | Корпоративная социальная ответственность как философия менеджмента | 125 | ||
3.1. | Понятие философии фирмы, философии бизнеса и философии менеджмента | 125 | ||
3.2. | Стратегическая и социальная направленность концепций философии менеджмента | 134 | ||
3.3. | Интеграция корпоративной социальной ответственности в корпоративное управление | 141 | ||
3.4. | Моральный императив социальной ответственности бизнеса | 154 | ||
Глава 4. | Белорусский опыт корпоративной социальной деятельности | 174 | ||
4.1. | Белорусская модель корпоративной социальной ответственности | 174 | ||
4.2. | Корпоративная социальная ответственность белорусских компаний как потенциал формирования философии менеджмента | 199 | ||
Заключение | 211 | |||
Литература | 219 |
ВВЕДЕНИЕ
Государство и бизнес должны быть партнерами. Эту фразу сегодня можно часто слышать из уст главы белорусского государства А.Г. Лукашенко, государственных чиновников и руководителей частного бизнеса Беларуси. На необходимость совместных действий Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко вновь указал в своем Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 23 апреля 2009 г. «Текущие задачи и стратегические цели развития белорусского общества». Говоря о решении проблем занятости населения, последовательного повышения уровня и качества жизни граждан, он подчеркнул, что за социальное благополучие страны должны нести одинаковую ответственность и государство, и бизнес [Лукашенко, 2009].
|
Осуществляемые в Беларуси масштабные экономические реформы, формирование эффективной рыночной экономической модели ставят на повестку дня новые вопросы взаимодействия бизнеса, государства и общества. Вовлечение частного бизнеса в решение ключевых социальных проблем общества – это реализация одного из направлений известной концепции государства всеобщего благосостояния. Данное направление может быть успешно реализовано с учетом новой идеологии участия бизнеса в общественной жизни: идеологии корпоративной социальной ответственности.
По мнению ряда экспертов, концепция корпоративной социальной ответственности, получившая широкое распространение в мире благодаря усилиям PR-специалистов и бизнес-коммуникациям, рассматривается в условиях глобализации как новая технология оправдания коммерческой и производственной деятельности компаний, конечной целью которых по-прежнему остается максимизация прибыли [Абрамов, с. 327]. Нет сомнения в том, что актуализация феномена корпоративной социальной ответственности тесно связана с процессами глобализации, которые способствуют усилению влияния крупного бизнеса на экономическое развитие. Национальные государства постепенно уступают давлению транснациональных корпораций как в экономической независимости, так и социальной политике. Противостоять этой тенденции можно при условии согласованных действий, которые обеспечат достижение показателей социальной ответственности, соответствующих международным нормам и принципам в области устойчивого развития.
Несмотря на то, что социальная ответственность бизнеса (СОБ) или корпоративная социальная ответственность (КСО)[1] имеет достаточно давнюю традицию, данное явление по-разному понимается разными заинтересованными лицами – компаниями, потребителями, акционерами, государством и др. Например, некоторые полагают, что если и существует какая-то ответственность, то, прежде всего, перед владельцами бизнеса. Другие считают вложение средств компании в социальные проекты прямым PR-ом по увеличению спроса на ее товары или услуги. Однако самым распространенным заблуждением, имеющим место, главным образом, на постсоветском пространстве, является отождествление КСО с благотворительностью и филантропией, когда социальная ответственность бизнеса сводится к формуле «делиться надо».
|
Корпоративную социальную ответственность часто увязывают с деловой этикой. Определение моральных и нравственных ориентиров в бизнесе сегодня является очень актуальным, особенно в постсоветских обществах. Равнозначны ли понятия «нравственный бизнес» и «законный бизнес»? Перед кем и за что несут ответственность менеджеры корпораций? Можно ли требовать от работников лояльности к фирме? Являются ли потребители товаров и услуг собственниками информации о самих себе? Можно ли считать морально оправданными бонусы в 165 млн. долларов, которые страховая компания AIG выплатила по различным договорным обязательствам своим сотрудникам из суммы в размере 180 млрд. долларов, выделенной правительством США на поддержку компании в условиях финансового кризиса? [2] Решение этих и других вопросов нравственного характера тесно увязано с соблюдением принципов деловой этики и социальной ответственности бизнеса.
Несмотря на разное понимание сущности феномена КСО корпоративная социальная ответственность как таковая трактуется как влияние бизнеса на общество. Сегодня в мировом научном и бизнес-сообществах преобладает широкий подход, в рамках которого КСО рассматривается как стратегия ведения бизнеса, в основе которого лежат несколько базовых принципов. Они предполагают предоставление потребителям товаров и услуг высокого качества, выплату заработной платы в соответствии с законодательством и развитие персонала, соблюдение всех видов законодательства, а также внимание к общественным интересам и общепринятым ценностям.
Реализация принципов социальной ответственности была непростым делом даже в условиях стабильного экономического роста, так как на первых этапах она приводила к снижению прибыли компаний из-за выполнения обязательств материальной поддержки собственного персонала, социально уязвимых слоев населения (малообеспеченных, инвалидов, многодетных и др.), местных сообществ, регионов пребывания компании и т. п. Однако в долгосрочной перспективе КСО превращалась в фактор конкурентоспособности. Мировой опыт использования принципов социальной ответственности показал, что социальная ответственность может приносить максимум пользы обществу и самой компании в ряде случаев. Во-первых, если направление социально ответственной работы логично вписывается в стратегию компании и не противоречит ее ценностям и стилю ведения бизнеса, во-вторых, если компания готова выделять необходимые ресурсы на социально ответственную работу и знает, как измерять эффективность социально ответственных инициатив. При грамотном подходе социальная ответственность может приносить компании такие выгоды как лояльность покупателей и рост объема продаж, укрепление позиций бренда и закрепление позитивной репутации компании, благосклонность инвесторов и т.д.
|
Сегодня, в условиях глобального финансово-экономического кризиса, который не мог не затронуть и государства СНГ, вопросы социальной ответственности бизнеса не теряют своей значимости. Социальная ответственность субъектов хозяйствования в условиях кризиса проявляется в выполнении обязательств на разных уровнях, в частности на уровне функциональных единиц организации, особенно высшим руководством. Но главным образом социальная ответственность предприятий проявляется в выполнении обязательств по отношению к собственному персоналу, что предполагает недопущение его безосновательного увольнения из-за сокращения объемов производства или резкого снижения заработной платы. Сохранение персонала, эффективное использование имеющихся ресурсов, посильная помощь региону присутствия или социально уязвимым слоям населения и сферам общества будет, в свою очередь, способствовать смягчению социальной напряженности в обществе в целом.
Данная монография не претендует на решение всех вопросов, связанных с понятием корпоративной социальной ответственности. Это первая в Беларуси попытка систематизировать существующие подходы к КСО, проанализировать первые шаги по реализации практики социальной ответственности белорусскими субъектами хозяйствования, определить специфику белорусской модели КСО, расширить информационное поле для отечественных предпринимателей и органов государственного управления с целью принятия стратегических, социально ответственных решений и создания новых механизмов вовлечения бизнеса в решение социальных проблем.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!