Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Корпоративная социальная ответственность: философско-управленческие аспекты современного бизнеса

2024-01-17 195
Корпоративная социальная ответственность: философско-управленческие аспекты современного бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

В.А. СИМХОВИЧ

МИНСК 2011

УДК 332:14(476)

ББК

Р е ц е н з е н т ы: член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси, доктор социологических наук, профессор А.Н. Данилов, доктор философских наук, профессор А.Н. Елсуков

Р е к о м е н д о в а н о Советом Института социально-гуманитарного образования БГЭУ

Симхович В.А.

Корпоративная социальная ответственность: философско-управленческие аспекты современного бизнеса. – Мн.: БГЭУ, 2011. – с.

Данная монография посвящена актуальной проблематике социальной ответственности бизнеса. В ней дается обзор основных концепций корпоративной социальной ответственности, рассматриваются практические аспекты, такие как характер, уровни, формы, модели, направления и мотивы КСО, и обосновывается ее потенциал как новой философии управления компанией. В монографии также представлены результаты исследования белорусской практики КСО: показана специфика отечественной модели, выявляются узкие места управления персоналом, устранение которых увязывается с внедрением КСО в корпоративное управление в качестве морального императива, даются рекомендации бизнесу и органам государственного управления по активизации корпоративной социальной деятельности, направленной на совместное решение актуальных проблем белорусского общества.

Работа предназначена для социологов, специалистов в области управления, аспирантов, студентов.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

5
Глава 1.

Социальная ответственность бизнеса как социальный феномен современного общества

9
  1.1. Понятие социальной ответственности бизнеса как социального феномена 9
  1.2. Корпоративная социальная ответственность: идея служения обществу 18
  1.3. Эволюция концепций корпоративной социальной ответственности 26
  1.4. Корпоративная социальная ответственность в контексте Глобального договора ООН 46
Глава 2.

Практические аспекты корпоративной социальной ответственности

61
  2.1. Характер, уровни и объекты социальной ответственности 61
  2.2. Основные формы корпоративной социальной ответственности 71
  2.3. Основные модели корпоративной социальной ответственности 86
  2.4. Основные направления и мотивы социально ориентированной деятельности компании 101
  2.5. Нефинансовая социальная отчетность компаний 113
Глава 3.

Корпоративная социальная ответственность как философия менеджмента

125
  3.1. Понятие философии фирмы, философии бизнеса и философии менеджмента 125
  3.2. Стратегическая и социальная направленность концепций философии менеджмента 134
  3.3. Интеграция корпоративной социальной ответственности в корпоративное управление 141
  3.4. Моральный императив социальной ответственности бизнеса 154
Глава 4.

Белорусский опыт корпоративной социальной деятельности

174
  4.1. Белорусская модель корпоративной социальной ответственности 174
  4.2. Корпоративная социальная ответственность белорусских компаний как потенциал формирования философии менеджмента 199

Заключение

211

Литература

219

 


ВВЕДЕНИЕ

Государство и бизнес должны быть партнерами. Эту фразу сегодня можно часто слышать из уст главы белорусского государства А.Г. Лукашенко, государственных чиновников и руководителей частного бизнеса Беларуси. На необходимость совместных действий Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко вновь указал в своем Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 23 апреля 2009 г. «Текущие задачи и стратегические цели развития белорусского общества». Говоря о решении проблем занятости населения, последовательного повышения уровня и качества жизни граждан, он подчеркнул, что за социальное благополучие страны должны нести одинаковую ответственность и государство, и бизнес [Лукашенко, 2009].

Осуществляемые в Беларуси масштабные экономические реформы, формирование эффективной рыночной экономической модели ставят на повестку дня новые вопросы взаимодействия бизнеса, государства и общества. Вовлечение частного бизнеса в решение ключевых социальных проблем общества – это реализация одного из направлений известной концепции государства всеобщего благосостояния. Данное направление может быть успешно реализовано с учетом новой идеологии участия бизнеса в общественной жизни: идеологии корпоративной социальной ответственности.

По мнению ряда экспертов, концепция корпоративной социальной ответственности, получившая широкое распространение в мире благодаря усилиям PR-специалистов и бизнес-коммуникациям, рассматривается в условиях глобализации как новая технология оправдания коммерческой и производственной деятельности компаний, конечной целью которых по-прежнему остается максимизация прибыли [Абрамов, с. 327]. Нет сомнения в том, что актуализация феномена корпоративной социальной ответственности тесно связана с процессами глобализации, которые способствуют усилению влияния крупного бизнеса на экономическое развитие. Национальные государства постепенно уступают давлению транснациональных корпораций как в экономической независимости, так и социальной политике. Противостоять этой тенденции можно при условии согласованных действий, которые обеспечат достижение показателей социальной ответственности, соответствующих международным нормам и принципам в области устойчивого развития.

Несмотря на то, что социальная ответственность бизнеса (СОБ) или корпоративная социальная ответственность (КСО)[1] имеет достаточно давнюю традицию, данное явление по-разному понимается разными заинтересованными лицами – компаниями, потребителями, акционерами, государством и др. Например, некоторые полагают, что если и существует какая-то ответственность, то, прежде всего, перед владельцами бизнеса. Другие считают вложение средств компании в социальные проекты прямым PR-ом по увеличению спроса на ее товары или услуги. Однако самым распространенным заблуждением, имеющим место, главным образом, на постсоветском пространстве, является отождествление КСО с благотворительностью и филантропией, когда социальная ответственность бизнеса сводится к формуле «делиться надо».

Корпоративную социальную ответственность часто увязывают с деловой этикой. Определение моральных и нравственных ориентиров в бизнесе сегодня является очень актуальным, особенно в постсоветских обществах. Равнозначны ли понятия «нравственный бизнес» и «законный бизнес»? Перед кем и за что несут ответственность менеджеры корпораций? Можно ли требовать от работников лояльности к фирме? Являются ли потребители товаров и услуг собственниками информации о самих себе? Можно ли считать морально оправданными бонусы в 165 млн. долларов, которые страховая компания AIG выплатила по различным договорным обязательствам своим сотрудникам из суммы в размере 180 млрд. долларов, выделенной правительством США на поддержку компании в условиях финансового кризиса? [2] Решение этих и других вопросов нравственного характера тесно увязано с соблюдением принципов деловой этики и социальной ответственности бизнеса.

Несмотря на разное понимание сущности феномена КСО корпоративная социальная ответственность как таковая трактуется как влияние бизнеса на общество. Сегодня в мировом научном и бизнес-сообществах преобладает широкий подход, в рамках которого КСО рассматривается как стратегия ведения бизнеса, в основе которого лежат несколько базовых принципов. Они предполагают предоставление потребителям товаров и услуг высокого качества, выплату заработной платы в соответствии с законодательством и развитие персонала, соблюдение всех видов законодательства, а также внимание к общественным интересам и общепринятым ценностям.

Реализация принципов социальной ответственности была непростым делом даже в условиях стабильного экономического роста, так как на первых этапах она приводила к снижению прибыли компаний из-за выполнения обязательств материальной поддержки собственного персонала, социально уязвимых слоев населения (малообеспеченных, инвалидов, многодетных и др.), местных сообществ, регионов пребывания компании и т. п. Однако в долгосрочной перспективе КСО превращалась в фактор конкурентоспособности. Мировой опыт использования принципов социальной ответственности показал, что социальная ответственность может приносить максимум пользы обществу и самой компании в ряде случаев. Во-первых, если направление социально ответственной работы логично вписывается в стратегию компании и не противоречит ее ценностям и стилю ведения бизнеса, во-вторых, если компания готова выделять необходимые ресурсы на социально ответственную работу и знает, как измерять эффективность социально ответственных инициатив. При грамотном подходе социальная ответственность может приносить компании такие выгоды как лояльность покупателей и рост объема продаж, укрепление позиций бренда и закрепление позитивной репутации компании, благосклонность инвесторов и т.д.

 Сегодня, в условиях глобального финансово-экономического кризиса, который не мог не затронуть и государства СНГ, вопросы социальной ответственности бизнеса не теряют своей значимости. Социальная ответственность субъектов хозяйствования в условиях кризиса проявляется в выполнении обязательств на разных уровнях, в частности на уровне функциональных единиц организации, особенно высшим руководством. Но главным образом социальная ответственность предприятий проявляется в выполнении обязательств по отношению к собственному персоналу, что предполагает недопущение его безосновательного увольнения из-за сокращения объемов производства или резкого снижения заработной платы. Сохранение персонала, эффективное использование имеющихся ресурсов, посильная помощь региону присутствия или социально уязвимым слоям населения и сферам общества будет, в свою очередь, способствовать смягчению социальной напряженности в обществе в целом.

Данная монография не претендует на решение всех вопросов, связанных с понятием корпоративной социальной ответственности. Это первая в Беларуси попытка систематизировать существующие подходы к КСО, проанализировать первые шаги по реализации практики социальной ответственности белорусскими субъектами хозяйствования, определить специфику белорусской модели КСО, расширить информационное поле для отечественных предпринимателей и органов государственного управления с целью принятия стратегических, социально ответственных решений и создания новых механизмов вовлечения бизнеса в решение социальных проблем.



Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.