Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глава 3. Корпоративная социальная ответственность как философия менеджмента

2024-01-17 227
Глава 3. Корпоративная социальная ответственность как философия менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

3.1. Понятие философии фирмы, философии бизнеса и философии менеджмента

Проблематика социальной ответственности бизнеса на постсоветском пространстве обладает своей спецификой, что связано, прежде всего, с короткой историей, более поздним присоединением к практике КСО, а также особенностями восприятия данного феномена. Более позднее присоединение к практике КСО имеет определенные преимущества, так как уже почти не требуется доказывать выгоды от реализации КСО, которая во всем цивилизованном мире превратилась в философию бизнеса.

Однако для бизнес-организаций постсоветских обществ вопрос в том, как этого добиться, остается пока без ответа, хотя проблема интеграции социальной ответственности бизнеса в корпоративное управление относится к социально-экономическим проблемам, наиболее активно обсуждаемым в последнее время экономистами, специалистами в области менеджмента, социологами, предпринимателями и представителями государственной власти.

В то же время, как показывает анализ имеющихся литературных источников, до сих пор имеет место смешение таких понятий, как «корпоративная философия», «философия бизнеса», «философия фирмы», «философия менеджмента». Более того, некоторые авторы вводят понятие корпоративной идеологии, идеологии фирмы и т.п., придавая ей доминирующий статус по отношению к корпоративной философии. Они считают это необходимым, поскольку после чрезвычайно идеологизированного прошлого постсоветские страны ударились в другую крайность – жизнь без идей, принципов, ценностей. Это совпало с приватизацией и породило новое поколение людей-циников, без морали и этики, без принципов и нравственных ограничений. Можно согласиться, что реакция населения в виде массы анекдотов, например, про «новых русских» отразила потребность основной массы людей в идеологии и нормальных ценностях.

Трудно игнорировать аргументы, имеющие под собой такое объективное обоснование как исторический опыт социально-экономического развития. Тем не менее, идеология всегда востребована: каждое государство имеет свою, тщательно разработанную идеологию, представляющую собой совокупность идей, теорий, взглядов, которые отражают социальную действительность с точки зрения интересов определенных групп, например политических или экономических элит. Поскольку ее конечная цель состоит в том, чтобы способствовать утверждению, укреплению или изменению некоторой системы экономических, политических и иных отношений, она внедряется в сознание индивидов в форме ценностей, идеалов, норм и моделей поведения.

Однако, признавая высочайшую эффективность идеологии как таковой, хотелось бы, с одной стороны, избежать разночтения терминов «философия» и «идеология» в приложении к результатам деятельности субъектов хозяйствования. Это можно сделать, если обратиться не к широкой трактовке философии как учения об общих принципах бытия и сознания, об отношениях человека к миру, а к более узкой – как концепции, или системе взглядов по тому или иному вопросу, его пониманию и толкованию. Несомненно, такая философия, равно как и идеология, должна конструировать и оценивать социальную действительность с определенной точки зрения. В частности, с точки зрения корпораций и экономических элит, если речь идет о корпоративной философии как совокупности идей и взглядов, которые выражают интересы, отношение бизнеса (его собственников и сотрудников) к себе, обществу и отдельным социальным группам, и определяют нормы поведения компании на рынке и в обществе. Философия как система ценностных установок, норм и принципов поведения объединяет сотрудников компании для достижения ее общих целей и становится конкурентным преимуществом на рынках труда и сбыта.

С другой стороны, необходимо уточнить статусы философии и идеологии компании. Авторы, предлагающие разделение философии и идеологии компании, не отрицают относительный характер их автономности, так как и та, и другая, в конечном счете, предполагают выход на некий кодекс поведения в типичных ситуациях. В частности, российский эксперт А. Лузаков считает, что с точки зрения субъекта управления «идеология призвана содействовать выработке и закреплению необходимых и целесообразных способов поведения работающих в организации людей, а точнее, тех аспектов их поведения, которые непосредственно касаются исполнения ими социальной роли работников фирмы. Идеология структурирована, отлита в формулировках, следовательно, – статична и обречена постоянно не поспевать за динамичной, вечно изменяющейся реальностью» [Лузаков, 2001]. Если формулировка целей идеологии не вызывает возражения, утверждение о статичности идеологии и отсутствии динамики представляется весьма дискуссионным.

Нет сомнения в том, что менеджерам необходимо периодически осмысливать организационный опыт, делать выводы о приоритетных ценностях и с учетом ситуации ставить новые цели. Продукт такого осмысления и ревизии ценностей составляет содержание философии компании. Философия позволяет ответить на вопросы, какие позиции в жизни фирмы и своей жизни в ней субъект управления рассматривает как ключевые, чем его фирма отличается от других, как ему следует действовать и т.п. Трудно однако согласиться, что философия – это рефлексия, предпринятая субъектом управления «для себя», тогда как идеология предназначена больше для коллектива работников. Если бы это было так, каким образом фирме удавалось бы сформировать свой имидж, привлекающий потребителей ее продукции? Каково соотношение философии и идеологии фирмы в плане содержания и функций? В частности, частью философии или идеологии должны являться ценности и нормы, которые разделяют все сотрудники фирмы? Ссылка на то, что «философия используется для формирования идеологии, т.е. служит задаче распространения и укрепления среди персонала надлежащих норм и ценностей и, в конечном счете, – формированию сплоченного дееспособного коллектива» [Лузаков, 2003], мало проясняет суть дела [31].

Не углубляясь далее в терминологическую дискуссию, отметим, что, признавая существующие определенные различия между терминами «организационная философия», «корпоративная философия» и «философия фирмы», ставим между ними знак равенства и рассматриваем их как синонимы. Более того, в контексте корпоративной социальной ответственности, когда таковую может реализовать любое предприятие, не относящееся к корпоративному сектору, в том числе и НКО, термин «философия фирмы» более предпочтителен. Если же говорить о статусе философии фирмы, то она в большей степени, нежели ее идеология, определяет стратегическое развитие и стратегическое управление компании. Это подтверждает, в частности, и известный японский исследователь в области качества Ё. Кондо, по мнению которого философия фирмы имеет фундаментальное значение, так как в ней установлены ежегодная, среднесрочная и долгосрочная политики (читай: стратегии) компании, и она является стандартом, позволяющим сотрудникам компании оценивать свою деятельность [Kondo, 1998, c. 426].

Справедливости ради следует признать, что термин «философия бизнеса (предпринимательства)» по содержанию шире термина «философия фирмы». Это убедительно доказывает российский исследователь Ф.И. Шамхалов, используя в качестве основания точку пересечения философии бизнеса с экономической наукой и философией. Он отмечает, что философия бизнеса «концентрирует внимание на социокультурных, политико-культурных, морально-этических факторах и аспектах поведения субъектов экономической деятельности: отдельно взятого человека или же созданных им разного рода организаций и институтов… Философия бизнеса призвана выявить и проанализировать движущие мотивы экономического поведения человека, ответить на вопрос, почему, с какой целью он становится субъектом экономической деятельности вообще и бизнеса в частности и т.д. В этом смысле главная ее задача состоит в том, чтобы определить сущностные характеристики, основополагающие принципы, идеи, теории организации и функционирования мира бизнеса. Она как бы выводит за скобки конкретные формы, типы и проявления экономической деятельности и уделяет главное внимание месту, роли и предназначению экономики в жизни общества как ключевого социального феномена, составляющего материальную основу жизнедеятельности людей» [Шамхалов, 2010, с. 6].

С данной позицией можно согласиться, поскольку в интерпретации Ф.И. Шамхалова философия бизнеса имеет своей главной целью постижение природы экономической деятельности и экономического поведения в самом широком и глубинном понимании этих феноменов. Недаром социально-философские и морально-этические основы предпринимательства составляют предмет его исследования.

О философии предпринимательства еще в начале ХХ века писал в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебер. Он отмечал, что предпринимателем движет не только стремление к выгоде. Истинными мотивами его деятельности являются профессиональный долг и особые обязательства перед делом. В подтверждение классик социологии приводит жизненную позицию, т.е. философию трудовой деятельности выдающихся предпринимателей Германии того времени, выраженную одной фразой: «Если спросить этих людей о смысле их безудержной погони за наживой, плодами которой они никогда не пользуются, те просто сказали бы, что само дело с его неустанными требованиями стало для них необходимым условием существования» [Вебер, 2002].

Однако философию фирмы не следует отождествлять с философией управления (менеджмента[32]). Философия фирмы – это совокупность внутрифирменных принципов и правил поведения всех работников компании (предприятия), а также система ценностей и убеждений, воспринимаемая ими добровольно или в процессе профессиональной социализации. Иными словами, это моральный кодекс поведения на предприятии.

Японские менеджеры абсолютно уверены, что философия фирмы может способствовать образованию преданности у работника по отношению к труду и ее трансформации в эффективную трудовую деятельность. Их уверенность основывается на том, что философия дает четкое представление о целях организации, ее нормах и ценностях, обеспечивая индивиду направление его усилий, устанавливая ограничения на его поведение и повышая его мотивацию. Известный японский предприниматель К. Мацусита часто подчеркивал, что корпоративная философия должна быть внедрена в сознание каждого работника так, чтобы она стала неотъемлемой частью его поведения.

Соблюдение философии гарантирует организационный успех и эффективное развитие, неконфликтное взаимодействие персонала и т.п., а несоблюдение – ведет к развитию конфликтов между администрацией и сотрудниками, между поставщиками и потребителями, к снижению имиджа фирмы, а в дальнейшем может привести к краху и разорению предприятия.

Философия фирмы тесно связана с корпоративной культурой. Хотя исследователи нередко придают ей подчиненный характер, мы считаем философию первичной по отношению к культуре. Любая философия строится на системе ограничений, например, заповедями христианства являются «не убий», «не укради» и т.д. Подобную систему ограничений содержит и философия фирмы. Возможно, мы выскажем крамольную мысль, но для работодателя важнее определить не то, как высоко способен подняться сотрудник его компании, а то, как низко тот не сможет опуститься, поскольку именно система ограничений определяет нормы поведения, составляющие часть содержания корпоративной культуры.

Существуют различные точки зрения по поводу того, нужна отдельная философия фирмы, поскольку на любом предприятии имеется множество нормативных документов, регулирующих различные аспекты его функционирования.

Аргументы против разработки корпоративной философии немногочисленны. Одним из них является наличие неформальных групп в структуре компании, которые сами разрабатывают нормы поведения, на основании чего высказывается мнение о нежелательности их административного регулирования. Поскольку людям в коллективе свойственно разрабатывать свои правила поведения и быстро к ним адаптироваться, можно разрабатывать лишь «микрофилософию» для небольшого коллектива.

Другим аргументом является затратный характер философии фирмы, на разработку и корректировка которой приходится тратить много времени и сил, поэтому, по мнению противников данного документа, не стоит тратить время и средства на разработку еще одного нормативного документа.

Появление третьего аргумента вызвано спецификой функционирования бизнеса на постсоветском пространстве, в частности в России, где на современном этапе развития сложилась двойная мораль, поэтому часть людей полагает, что лучше не фиксировать систему взаимоотношений в коллективе («в мутной воде рыбка лучше ловится»).

Аргументов, свидетельствующих о необходимости разработки корпоративной философии, гораздо больше. В их основе лежат представления о значимости различных регуляторов деятельности работников компании.

Во-первых, персонал предприятия представляет собой совокупность людей, различающихся между собой не только по статусу в иерархической структуре организации, своим компетенциям, функциям, но и морально-психологическим и иным основаниям, поэтому отношения между персоналом должны быть строго регламентированы общими для всех принципами.

Во-вторых, на предприятии существует текучесть кадров и новые сотрудники должны быстро изучить требования администрации, систему моральных ценностей, а также взгляды на роль трудового коллектива, самоуправление, единоначалие, централизацию управления.

В-третьих, собственник компании желает проводить свою кадровую политику, иногда отличающуюся от общепринятой и государственной, и он нанимает только тех, кто готов разделять его политику в отношении персонала.

В-пятых, руководящий и управленческий персонал могут меняться, но это не должно в значительной степени влиять на функционирование и развитие компании, все ее работники должны жить по общим правилам [Егоршин, 2003, с. 561].

Необходимость разработки философии фирмы определяется и ее функциями. В частности, целеполагающая функция предполагает формулировку не противоречащих друг другу целей бизнеса и его отдельных подразделений. Нормативная функция означает принятие в организации определенных норм поведения, восприятия, мышления, отношений. Аксиологическая функция предполагает формулировку определенных ценностей, имеющих характер общественных норм, их внедрение и закрепление в организации. Интегративная функция направлена на сплочение сотрудников через разделение и демонстрацию норм и моделей поведения, содержащихся в философии фирмы. Мотивационная функция означает создание, расширение системы ценностей для сотрудников и масштабов их нематериальной заинтересованности в работе. Идентификационная функция предполагает, что философия предоставляет критерии для осознания каждым сотрудником своего места и роли в компании, а также отличия компании от ее конкурентов и партнеров.

Можно только добавить, что содержание философии фирмы включает в себя не только принципы, ценностные ориентации и нормы поведения, но и методы, приемы, инструменты и принципы ее выработки, реализации и поддержания в организации. Философия фирмы – это дух компании, т.е. эмоциональное состояние, характеризующее уровень вовлеченности сотрудников, их преданность и соответствие поведения корпоративным нормам, восприятие компании как работодателя и т.п. Она характеризует определенный тип мышления и реальности в организации, объединяет в себе принятые в ней приемы и методы воздействия как внутри компании, так и на внешнее окружение.

Философия фирмы является идейным стержнем, вокруг которого организуется бизнес. Ее ядро составляет концепция, которая включает в себя описание видения, миссии и ценностей организации, «пирамиду» брэнда, корпоративный кодекс и др. Именно концепция создает реализуемость философии, иными словами, перевод в поведенческие навыки [33].

Некоторые авторы также включают в корпоративную философию совокупность управленческих установок (стратегии, операционные планы, приказы, распоряжения, критерии оценки, отчетность по этим критериям, планы мероприятий и т. д.). По их мнению, идеи управления как один из элементов корпоративной культуры сами по себе в функциональном плане могут служить отражением таких элементов механизма управления, как цели, методы, принципы и задачи. Они играют особую роль в организации, поскольку в отличие от традиционных элементов корпоративной культуры представляют собой наиболее доступный и универсальный способ формулировки и передачи назначения и смысла выполняемых сотрудниками действий, их настроений, устремлений и т.д. Кроме того, идеи являются удобной и эффективной формой реализации ценностей управления, норм и правил поведения и взаимоотношений в коллективе, поэтому с их помощью вырабатываются элементы социальной психологии в организации (настроения, вкусы, предпочтения и т.д.). Подобную систему идей на фирме, представленную идеями руководителя, отдельных сотрудников и коллектива в целом (порою выраженных в виде мифов, историй и т.д.), можно определить как управленческую философию [Савеленок, 1998, с. 107] [34].

Мы разделяем позицию Е.И. Савеленка в том плане, что актуальность воздействия идей в организации не исчерпывается управленческой областью, поскольку управленческая идеология является частью идеологии компании.

Возникновение философии менеджмента связано с тем, что разнообразие сфер деятельности компании требуют создания системы менеджмента. При этом первостепенной задачей должна быть выработка концепции управления, миссии компании, ее целей и стратегий. Для успеха организации важно, чтобы данные концептуальные положения стали правилами поведения всех ее членов. По мнению классиков научного менеджмента, правильные принципы в руках посредственных людей сильнее бессистемных и случайных попыток гениев. В этом плане особо значение приобретает философия менеджмента, которая трактуется как система идей, взглядов и представлений управляющих о природе человека и общества, задачах управления и моральных принципах поведения менеджеров. По мнению российского социолога А.И. Кравченко, «приличный» руководитель или «приличная» фирма должны иметь глубокую философию. Лидеры бизнеса не могут надеяться на успех до тех пор, пока они не сформулируют свою философию управления, которая может быть принята и понята как предпринимателями, так и общественностью [Кравченко, 2005, с. 165].

Белорусские теоретики менеджмента рассматривают философию менеджмента как часть методологии управления компанией и подчеркивают, что она должна основываться на таких социальных ценностях, как занятость, высокие доходы всех сотрудников, их здоровье, высокие продолжительность и качество жизни. Обязательной нормой деловых организаций должна также являться экологическая безопасность производства. Важным моментом философии менеджмента является создание условий для саморазвития и творческого совершенствования работника [Теория системного менеджмента, 2002].

Фирмы, стремящиеся к развитию, все чаще используют предпринимательский стиль управления, который принимает форму философии менеджмента. Это практическая философия, которая не остается неизменной по мере развития производства и общества, по мере изменения условий его жизнедеятельности и культуры. Вместе с тем основы философии менеджмента довольно устойчивы. Это связано с тем, что, несмотря на разительные перемены во всех сферах жизни общества, наиболее характерные черты рыночной среды, в которой действуют предприниматели, практически не меняются.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.