Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Сыйда тамата - тамада на пиру

2020-11-02 179
Сыйда тамата - тамада на пиру 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

 

Тамата бла шапа — юйге жууукъ адамла.

Таматаны - кёп сагъышы, Юч алгъышы.

Тамата болгъан тынчды, Таматалыкъ этген къыйынды.

Таматаны юлюшю — баш жарты бла жауурун.

Баш жартыда — юч юлюш.

Сыйда низам болмаса — тамата дан кёр.

Тамата бла даулашхан Сый къангадан къысталыр.

 

Тамада и шапа — родственники

хозяев дома.

У тамады мыслей много, А тостов — три.

Тамадой стать легко, Тамадой быть трудно.

Доля тамады — правая половина головы (барана) и лопатка.

Полголовы (барана) — три доли.

Если на пиру нет порядка —

вини тамаду.

Кто начнет препираться с

тамадой, Того изгонят из-за стола.

           

Тёр тапсанг, тёреден чыкъма.

Иги тамата ушакъны тыймаз, Лахорну да унамаз.

Хал билмеген тамата Шапаларын кеф этер.

 

Сел на почетное место - соблюдай обычаи.

Хороший тамада беседу не прервет, Но и гомона не допустит.

Тамада, не знающий приличий, Своих шапа напоит.

 

Слово тамады за карачаево-балкарским столом непререкаемо: «Тамада всегда прав». Нельзя выйти из-за стола без его разрешения, курить, громко разговаривать, пить без общего тоста. Нельзя затевать с ним спор по какому-либо поводу. Неумение вести себя за столом может закончиться удалением из зала. Меньшее наказание - когда провинившийся выпивал «штрафную». Определенные ограничения накладывались и на тамаду. Он мог говорить по любому поводу, но не имел права перебивать произносящего тост, как и другие участники застолья. Он имел право только на три тоста (первый, четвертый и седьмой), и один из них (четвертый) он мог уступить другому человеку.

Половина бараньей головы считается почетной долей, которую тамада разламывает на три части, две из которых отдает сидящим по правую и левую руку от него, т. е. старшим из гостей. Вести застолье правильно, красиво, свободно - нелегко. Тамада должен все видеть, знать, не затягивать паузу между тостами, но и не принуждать пить чашу за чашей, должен уметь шутить и понимать шутку, не допускать шумных разговоров, вовремя давать указания шапе, уметь гадать по лопаточной кости жертвенного барана, вовремя объявить перерыв для танцев или песен и т. д.

 

СЫЙДА ШАПА - ШАПА НА ПИРУ

 

Тойда шапа кёп болса, Ашны татыуу кетер.

 Если на пиру слишком много

шапа, Еда становится безвкусной.

 

Узунбилек шапаны атасына айып келир.

Тюзню тиги жокъ, Шапаны шинтиги жокъ.

Аман шапа адамлагъа артын буруп ашар.

 

Отец «длиннорукого» шапы стыда не оберется.

На равнине нет круч, У шапы нет стула. (Он не садится.)

Невоспитанный шапа ест спиной к гостям. (Тайком.)

 

Эринчек шапа аякъны толтуруп берир.

(Эрини бла биринчи аякъны толтурадыла.)

 

Ленивый шапа чашу наполняет до краев.

(До краев наполняли только первую чашу.)

 

Ашны-сууну ма деп берме. (Ма деп, ашны итге бередиле).

Шапаны аягъын алгъан тазирге

къалыр. (Боза, сыра къуйгъан аягъын.)

 

Подавая еду и питье, нельзя говорить: «На». (Так бросают еду собаке.)

Взявший ковшик шапы Подвергнется штрафу.

 

Большая ответственность лежит на прислуживающем за столом (шапа). Он должен быть не только расторопным и энергичным, но и внимательным - вовремя принести блюда, быстро и незаметно убрать со стола, аккуратно подавать бузу или «сыра» (темное густое пиво), быстро и точно исполнять распоряжения тамады и т. д. Он не имел права садиться в продолжение всего застолья, пить и есть при гостях. Если что-то он пытался сделать сидя, его тут же могли назвать «длинноруким», что расценивалось как упущение его отца, не научившего сына правилам обслуживания гостей. На свадьбе гости сидели за несколькими столами, и было несколько шапа, отвечавших каждый за свой стол. Если был порядок, то каждый четко выполнял свое дело. Но иногда, из-за нераспорядительности, возникала путаница, число шапа становилось велико, и они мешали друг другу.

Еще в двадцатые годы сохранялся обычай пить из одной большой чаши, которую, после тоста, пускали по кругу. Позже небольшие чаши стали ставить перед каждым из гостей. Поскольку гость никогда не берет еду сам и не наливает себе питье, это должен вовремя делать шапа. До краев наливали только первую чашу, а шапа должен был увидеть, у кого она пустая и вовремя подливать бузу или сыра (пиво) своим ковшиком, к которому никто не имел права прикасаться.

 

ЖЫР-ТЕПСЕУ - ПЕСНИ И ТАНЦЫ

 

Той этилмеген къууанч — Мухарлагъа жубанч.

 Веселье без танцев Развлечение обжор.

 

Ючюнчю алгъыш белгиди: Ашны къой да, тойгъа чыкъ.

 Третий тост — знак: Оставь еду и выходи на танцы.

 

Жырлай билмеген жарсыуду, Тепсей билмеген айыпды.

 Не уметь петь — печально, Не уметь танцевать — стыдно.

 

Той болса — оюн болур, Къурманлыкъгъа союм болур, Къонакълагъа тоюм болур.

 Будет пир — будут шутки, Будет жертвоприношение, Будет угощение для гостей.

 

Сыйны чырагъы жырды.

Иги шорпа — чырлы, Керти къууанч — жырлы.

Эсирип, тойну бузгъан — Ит кибик, жерге къусхан.

 

Светильник пира — песня.

Хороший бульон — с наваром, Настоящее веселье — с песнями.

Опьянеть и разладить свадьбу -Все равно, что блевать на

землю, как пес.

 

Смысл праздника, торжества, как оно и должно быть в любой устоявшейся культуре, заключался не в принятии пищи и напитков, а в веселье, радости и свободе открытого, доброжелательного общения. После третьего тоста по слову тамады все выходили во двор и начинались танцы под руководством распорядителя (бегеуюл). Не уметь танцевать считалось постыдным. Неслучайно слово той имеет четыре значения «пир»; «веселье»; «пляска»; «насыщение». Отсюда - около ста чудом сохранившихся (в записях) танцев и плясок, к сожалению, большей частью все еще не поставленных на сцене.

Не меньшее и не менее почетное место занимала в праздничной культуре карачаево-балкарцев песня. Умения петь от каждого не требовалось -не всем Бог дал хороший голос. Но все же, даже в недавнее время, среди представителей старшего поколения умевших и любивших петь было много. Ныне положение и здесь плачевное: почти утрачено то, что придавало народной музыке особую силу и красоту - певческая традиция. Большая часть исполнителей народных песен сегодня упрощает и искажает мелодию.

После шестого тоста, перед тем, как на стол подадут мясо жертвенного животного, старшие начинали петь, передавая черед друг другу, под басовое сопровождение присутствующих. Шапа по распоряжению тамады приглашал к столу юношей, которые слушали стоя, стараясь запомнить слова и мелодию песен. Вероятно, именно благодаря этому обычаю мы и сохранили, пусть неполностью, огромное песенное богатство своих предков.

Кроме того, были также и особые песенные состязания (жыр эришиу). Одно село могло пригласить к себе песельников из другого. Кто-нибудь из состоятельных сельчан готовил для них угощение, к назначенному сроку собирались и зрители. Пели поочередно. Условие было одно - каждую песню исполнять до конца. Один из старожилов рассказывал, что он присутствовал на таком состязании в селении Кашхатау, куда приехали песельники из Безенги. Оно продлилось до самого утра, и победу одержали безенгиевцы, исполнив напоследок колыбельную, на которую их соперникам ответить уже было нечем, весь репертуар они исчерпали.

 

 

БЕГЕУЮЛ - РАСПОРЯДИТЕЛЬ

 

Бегеуюлге керек — марда.

Асылсызны бегеуюл этсенг, Тойну зауугъу къалмаз.

Къала бийи — къалауур, Бия бийи — бегеуюл.

Тойну тамата башлар.

Бегеуюл чамсыз болмаз, Чурум тапмай къыйналмаз.

Тепсегенни саны эркин, Бегеуюлню жаны эркин.

 

Бегеулу нужно чувство меры.

Назначишь бегеулом

неотесанного — В танцах наслаждения не будет.

Господин башни — часовой, Господин плясок — бегеул.

Танцы начинает тамада.

Бегеул без шуток не обходится, Всегда найдет, к чему

придраться.

У танцора свободно тело, У бегеула — душа.

 

Непременный участник любого торжества (в прошлом) - бегеуюл, распорядитель. Он определял, кому с кем танцевать, какой танец объявить, он же штрафовал нарушителей порядка и т.п. Бегеул должен был обладать тонким чувством юмора, быть раскованным, но и знать меру. Невоспитанный, неотесанный человек, взявшись за эту роль, мог испортить людям праздник. Танцы начинал один из старших, за ним другие, а потом уже в круг вступала молодежь.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.