Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Фахму, хунер - талант, мастерство

2020-11-02 190
Фахму, хунер - талант, мастерство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Озгъун жигитлик бла озгъун

фахму — Адамны башына къайгъы.

Акъыллыны — бушманы кёп, Хунерлини — душманы кёп.

Биреуге сукъланып, фахмунгу

сатма, Аллах бергенни жерге атма.

Чемерлини къолу ортакъ.

Хунерлини кечерле, Хунерсизни бичерле.

Фахмунг бар эсе — бери, Фахмунг жокъ эсе — кери.

Фахмусузгъа бий болма да, Фахмулуну къулу бол.

Чемерлини он бармагъы —

он киши.

 

Чрезмерная смелость и

чрезмерный талант -Беда на голову человека.

У мудрого много скорбей, У талантливого — врагов.

Завидуя другому, не предавай

свой талант, Не роняй на землю дар Аллаха.

Руки мастера — общее

достояние.

(Что) талантливому простят, (За то) бездарного оскопят.

Имеешь талант — сюда, Не имеешь — (поди) прочь.

Чем быть господином бездари, Лучше будь слугой талантливого.

Десять пальцев мастера —

десять мужчин.

 

Каждый человек наделен от Бога каким-либо даром, большими или меньшими способностями, талантом (или гением). Чем выше этот дар, тем больше ответственность человека. Он обязан не предавать его, не пренебрегать им, поскольку дар этот дается для того, чтобы направлять человека и побуждать к труду. Такой человек призван для служения и другим стать не может, не изменив себе.

Но великий талант, как и великая смелость, не гарантирует человеку спокойную жизнь, наоборот, усложняет ее, поскольку требует полной отдачи, заставляет идти на риск, открывать новые горизонты, будоража общество, что не всем по душе. (Есть замечательная японская поговорка: «В дерево на горе ударяет молния».) Следует прибавить сюда и завистников, всячески злоумышляющих против людей выдающихся, частое непонимание и окружающих - заурядные, примитивные люди с трудом переносят тех, кому доступна высота. И справедливость речения становится очевидной.

Гениальность, например, может казаться многим людям, не обладающим таковой, но способным или даже талантливым и претендующим на большее, чем они заслуживают, личным оскорблением. Если бы гениям мешали только бездари, их жизнь была бы гораздо легче.

Яркий пример из русской классики. Вероятно, А. С. Пушкин совсем неслучайно написал свою дивную маленькую трагедию «Моцарт и Сальери»; его Сальери, отравивший Моцарта, совсем не бездарь, он -человек талантливый, но - не гений, и знает, что никогда и ни за что высот Моцарта не достигнет, а потому для обретения душевного спокойствия убивает его, восстанавливая, как ему хочется думать, «справедливость». Совершенно ясно, что великий поэт вложил в это произведение опыт взаимоотношений со своими современниками-поэтами, далеко не бездарными, но, в отличие от него, и не гениальными.

Человеку не дано постичь природу таланта, и для многих причины врожденного превосходства остаются неясными. Вот если бы он имел высокий чин, или множество наград, тогда другое дело - так рассуждает толпа; но Сальери тоньше, умнее (как и подобные ему), а потому и выдвигает обвинение против Бога - за что Он дал Моцарту великий дар, за какие заслуги? - самонадеянно полагая, что имеет право требовать ответа, и что если Бог ответа не дает, то он имеет право поступать по своему усмотрению: «Нет правды на земле, Но правды нет и свыше. Для меня так это ясно, как простая гамма...» Непонятное - пугает, а затем и раздражает. Разумеется, всякий бунт против Бога - прямая дорога к преступлению, что и показано в трагедии.

Но Кодекс не утверждает, что общество никогда не ценит одаренных людей. Нет, всегда есть люди, понимающие, кто перед ними и что он может, и потому готовые простить ему то, за что бездарного сурово наказали бы. Прощают хотя бы потому, что всякое дело сильно выигрывает, если за него берется талантливый человек. И лучше быть его слугой, чем господином бездарного, во всяком случае, в этом больше проку. Как и прочие дары Божьи, талант рассматривается как категория безусловно нравственная, а вовсе не нейтральная (ср. у А. С. Пушкина: «... гений и злодейство - две вещи несовместные»).

Слово фахму, пахму «талант» считается арабизмом, но может оказаться и исконно тюркским - в нем (ложно или действительно) содержится древнее слово пах, бах, бай - «бог». Если это мнение имеет основание, то слово должно было означать «то, что от Бога, божье». Происхождение хунер «талант, дар» и чемер «способность» неясно.

 

БЕТ - СОВЕСТЬ (ЛИЦО)

 

Малы болгъан эт табар, Бети болгъан бет табар.

Адетсиз эл — эл тюйюл, Бетсиз адам — эр тюйюл.

Бети болмагъан этин ачар.

Бет бетге къараса, — Бет жерге къарар.

Бетин сатхан кесин сатар.

Бет - адамны кюзгюсюдю: Не букъмаз, не алдамаз.

Бетсиз адам уятсыз.

 

Имеющий скот найдет мясо, Имеющий совесть обретет

уважение.

Народ без обычаев - не народ, Человек без совести —

не мужчина.

Бессовестный любит обнажаться.

Когда лицо посмотрит в лицо, Одно из них обратится к земле. (В виновном заговорит совесть.)

Предающий совесть предает себя.

Совесть — зеркало, а человек Не спрячется и не обманет.

Бессовестный — бесстыден.

 

В Кодексе (как и в самом народе) не всякий человек считается таковым. Адам тюйюлсе «Не человек ты» - так говорят тому, кого изобличили в бесчестном поступке или кто ведет себя бессовестно, подло. В принципе, совершить проступок может каждый, но не каждый признает свою вину или раскаивается, доказав, что это была случайность и что в нем голос совести не умолк. Не все те люди, кто выглядят как люди -вот мысль, выраженная в Кодексе неоднократно. Отсутствует совесть -отсутствует человек как таковой, это некое другое существо, животное или бес, или кто угодно, но не человек. Именно потому, что совесть есть, как уже говорилось, голос духа, животворящего тело. Если ее нет, то и говорить о человеке нельзя. Как нельзя считать человеком обыкновенный булыжник («Лучше бы мать родила вместо тебя камень - пригодился бы для забора», - так говорят низкому человеку.) Поэтому тот, кто предает свою совесть, предает себя, свое истинное Я. И обжигающий душу, очищающий ее стыд может ощутить только тот, в ком есть совесть, так как лишь она может обличить, указать вину.

Добавим к сказанному, что Кодекс не говорит о том, что надо стремиться превзойти человека и человеческое (стать сверхчеловеком) -наоборот, надо к ним приблизиться. Понятие о человеке в Кодексе -очень высокое.

Крайне интересны выражения уят-хаят «стыд-совесть», не уяты, не хаяты жокъду «у него нет ни стыда, ни совести». Как говорилось выше, слово хай (хакъ) означает «живой, жизнь, истина, истинный». Но из этих выражений становится ясно, что древние отождествляли не только жизнь и истину, но и совесть: все три - одно и то же.

Истинный человек, то, что он называет Я, есть его дух. Но если он молчит, значит, его (духа), в этом образе нет. Это просто существо без лица, без облика, видимость, в котором ничто, пустота - зло. Дух стыдлив, и, может быть, именно поэтому бессовестный (и не имеющий стыда), любит обнажаться. Совесть - один из даров Бога.

 

 

ИЙМАН - ВЕРА

 

Билим ёзеги — ийман. Иймансызны дини — кёзбау.

Санынга — дарман, Жанынга — ийман.

Ийман лыгъа — магъана, Иймансызгъа - багъана.

Адамлыгъы болмагъаннга Ийманы бар деме.

Ийман жолгъа тюзетир.

Итинмеген ийнанмаз, Ийнанмагъан жол тапмаз.

 

Сердцевина (ядро) знания — вера. Религия неверующего — лицемерие.

Телу нужен бальзам, Душе - вера.

Верующий (обретет) смысл, Неверующий — (позорный) столб.

Не считай верующим того, В ком нет человечности.

Вера направит на (верный) путь.

Нестремящийся не уверует, Неверующий не найдет пути.

 

Слово ийман «вера» считается арабским. Но столь же правомерно считать его исконно тюркским, так как слова со значением «верить, доверять, веровать», употребляемые в обычном смысле, образуются от слишком схожего ийнан. Трудно представить себе, что до знакомства с исламом в тюркских языках с их богатейшей и древней лексикой не было столь простого и нужного слова.

В первом же афоризме подчеркнуто, что знание (мудрость) имеет своей сердцевиной именно веру. Без нее знание таковым не является, поскольку не ведает или отрицает самое главное - причину, источник мудрости, видя их в самом человеке, а не в Творце мира. Интересно и важно, что народное сознание четко различает, не смешивает внешнюю сторону богопочитания - религию, культ, и живое, личное чувство связи с Богом, веру - высшее. Поэтому религия человека, даже полностью исполняющего все ритуалы и обряды, но не имеющего веры, есть просто лицемерие, обман.

Но что есть сама вера и каково ее воздействие? Из Кодекса следует, что душа человека больна или может заболеть, и только вера, подобно бальзаму, способна излечить ее. Кодекс категоричен, утверждая, что, в конце концов, истинно верующий обретет знание смысла своей жизни, преодолеет ощущение абсурда, творящегося вокруг и найдет смысл, как и неверующий рано или поздно окажется у позорного столба (конечно, не следует понимать это буквально - имеется в виду: «совершит что-то позорное»).

Но вера, в представлении творцов Кодекса, не есть нечто потаенное и бездейственное - она обязательно проявляется и должна проявляться в поступках и словах, которые и есть свидетельство присутствия веры и присутствия Творца в человеке и мире. И здесь мы встречаем важнейшее в карачаево-балкарской этике понятие - адамлыкъ (его синоним - асыл «благородство»). Адекватного термина в русском языке нет, поэтому мы перевели его ближайшим словом - «человечность», определяемого как «достойное человека», «гуманность, отзывчивость». Но понятие адамлыкъ шире; оно включает в себя еще и такие смыслы, как милосердие, личное достоинство, мужество, щедрость, великодушие, ум, радушие и многое другое, - не будет ошибкой сказать, что оно включает в себя представление о самых важных и лучших человеческих качествах. Поэтому, при отсутствии одного из них в ком-либо, могут сказать: Къой-къой, аны не адамлыгъы барды1? - «Брось, какой там у него адамлыкъ'!».

Можно попытаться (повторно и более подробно) определить причину обозначения понятия этим словом. Адам в карачаево-балкарском имеет два значения - «первочеловек»; «человек». Происхождение его неизвестно. Кроме того, адам улу означает и просто «человек», и «сын человеческий», и «человечество», в зависимости от контекста. Но есть и другое слово - киши «мужчина»; «человек». Причем в одних случаях употребляется одно, в других - второе слово. Например: Юйде киши жокъду - «Дома никого нет» («нет ни одного человека»). Но обратиться, скажем, к группе людей разного пола со словом Кишиле! нельзя - это будет означать «Мужчины!». Следует сказать: Адамла! - «Люди!», или Аланла! - «Аланы!» (в значении «сородичи, соплеменники, соплеменницы, люди»).

Заметим, что если слово адам имеет этический оттенок, то слово киши нейтрально, в отличие от производного кишилик «мужество». Кроме того, в Св. Коране Адам назван пророком. Из сказанного напрашивается вывод, что адам есть слово, обозначающее не просто человека, а именно верующего, последователя религии, возвещенной первопророком Адамом. Для сравнения вспомним, что в средневековой Европе слова «добрый христианин» означали просто «добрый человек».

Итак, вера должна проявляться в поступках, словах, образе действий, помышлений, свидетельствующих о том, что в человеке действительно живет вера. Поэтому нельзя считать верующим того, в ком нет адамлыкъ (букв, «человекство») - о присутствии божественного говорит истинно человеческое, верой направляемое на истинный путь.

Конечно, вера входит в число даров Бога, более того, оно из них важнейшее. Но почему она в порядке перечисления идет на шестом месте и предшествует разуму, согласно логике расположения энергетических центров? Вероятно, потому, что, с одной стороны, нужно совершить восхождение к вере, она не есть нечто такое, что дается просто - для веры нужно обладать какими-то качествами; с другой стороны, как можно назвать разумным человека, не имеющего веры?

 

АКЪЫЛ, ЭС - УМ, РАЗУМ

 

Дунияда таш къаты, Ташдан да акъылы болгъан баш

къаты.

Акъылы барны ангы бар.

Акъыллыгъа бир айт, Акъылсызгъа минг айт.

Алдагъына къарап, фикир эт, Артдагъына къарап, зикир эт.

Акъыл ёлчеуге тюшмез. Акъыл — башха, окъуу — башха. Биреуню акъылы биреуге кёчмез.

Акъылыиг бар эсе, — ангыла, Акъылынг жокъ эсе, - тынгыла.

Акъыл насыпха къор.

Бети болгъан адамланы алдамаз, Акъылы болгъан кеси кесин

алдамаз.

 

В мире тверже всего камень, Но тверже камня голова,

в которой ум.

У кого есть ум, у того есть и

понимание.

Умному скажи один раз, Неумному — тысячу раз

(результат один).

Глядя на опередившего (тебя),

размысли,

Глядя на отставшего — молись

(за него).

Ум измерению не поддается. Ум — одно, образование — другое.

Ум одного к другому не

переходит.

Имеешь ум — понимай, Не имеешь — слушай.

Удача сильнее ума.

Совестливый не

обманет другого, Умный не обманет себя.

 

Ум считается таким же врожденным качеством, как и талант, -он или есть, или его нет. Кодекс говорит, что он передается от предков, стать умным по своему желанию невозможно. Он лишь может проснуться под влиянием случая, если был до этого чем-то затуманен (ср. русское выражение «взяться за ум» - то же самое; т. е. ум был, но его обладатель им «не пользовался»). Лучший совет неумному человеку, счастливо понявшему свою ограниченность (стало быть, не дураку), - побольше слушать и поменьше говорить: пусть чужой ум и нельзя усвоить, но следует перенять опыт.

И далее - практический совет обращать внимание на самое начало труда: увидев, как он идет, можешь сделать вывод, получится или нет. В народе считается, что если какое-то дело не ладится с самого начала, все время возникают какие-то препятствия, это говорит о том, что результат сейчас достигнут не будет, что судьба не желает этого. Если же человек, вопреки всему, добьется желаемого, то это, рано или поздно, выйдет ему боком.

Народ никогда не путал две вещи - образование и ум. При отсутствии ума даже хорошее образование является только мертвым набором сведений и навыков; ум же без образования все-таки остается высоким качеством и гораздо выше просто учения. Но умный человек, получивший образование, многократно увеличивает свои возможности. Однако ум не гарантирует счастья - удача приходит к человеку не потому, что он разумнее других, а по иным причинам, о чем говорилось выше (заслуги предков).

Но что такое ум? Его нельзя ни измерить, ни взвесить, ни потрогать. И каков главный признак умного человека? Древние мудрецы сумели дать на эти вопросы удивительно тонкий ответ: умным можно считать того, кто не строит иллюзий - ни на свой счет, ни на чужой, реально оце-нивает себя, других людей, обстановку и возможности, выбирая самый оптимальный подход к делу. Иными словами, это способность учитывать возможно больший круг взаимодействующих реалий и предугадывать последствия тех или иных действий.

Поскольку ум есть один из даров Бога, безнравственный человек по-настоящему умным, проницательным не считается. О таком в лучшем случае говорят: Акъылы уа барды - «Ум у него все-таки есть», но не ол акъыллы адамды - «Это умный человек». Более того, склонность к творению зла признается в Кодексе началом сумасшествия.

Слово акъыл считается арабизмом, но может оказаться и производным от одного из терминов, означающих «дух, душа» - ах, акъ.

 

ЧОМАРТЛЫКЪ - ЩЕДРОСТЬ

 

Чомартха Тейри да борчлу.

Къызгъанч кёргенин айтмаз, Чомарт бергенин айтмаз.

Чомартны къызгъанч сюймез. Жалгъан чомарт терк билинир.

Тилей баргъан — чомартха, Кюлселе да — чомартха.

Къашыкъ бла жыйгъанынгы Челек бла чачма.

Бай, къызгъанч эсе, — жарлыды, Жалчы, чомарт эсе, - барлыды.

Чомартлыкъ юлгюсю — Тейри.

 

Перед щедрым и Тейри в долгу.

Скупой умолчит о том, что

видел, Щедрый — о том, что отдал.

Щедрого не любит скупой.

Мнимо щедрый распознается

быстро.

Каждый с просьбой ходил к

щедрому, И каждый смеялся над ним же.

Что собирал по ложечке, Не выплескивай ведрами.

Богач, если он жаден, — беден, Батрак, если он щедр, — имущ.

Образец щедрости — Тейри.

 

Сказанное выше о щедрости как главном признаке благородного человека подтверждается и здесь. Можно ли дать более высокую оценку, если прямо утверждается, что перед щедрым в долгу сам Тейри? Но Кодекс учит отличать настоящую щедрость, способность дарить от всей души, от бессмысленных трат, пускания пыли в глаза. Щедрый действительно богат - если бы он был беден, то ему нечем было бы и одаривать, скупой же нищ, так как ему трудно поделиться с ближним, даже если он обладает сокровищами, - он пытается восполнить нищету душевную материальными богатствами. Люди несовершенны и не все понимают солнечную природу щедрости, для многих она признак глупости. Но, насмехаясь над щедрым человеком, они обличают только себя - ясно, что сами они на щедрость не способны.

Мышление карачаево-балкарца, как уже говорилось выше, всегда стремится в любом явлении сразу же найти и выделить главное. Все же следует привести некоторые примеры. К слову, на замечательных по красоте и гармонии орнамента и цвета войлочных коврах всегда отмечается центр. В центре селения всегда находилась площадь (ныгъыш), на которой проводили досуг мужчины. В народной поэзии - то же самое. Главная гора в нартском эпосе - Эльбрус (Минги may, «Вечная гора» или «Гора Вечности»), главная река - Волга (Эдил), главный герой -Карашауай, и т. д.

То же стремление отмечается в народной этике. Она выделила такое качество, такую черту характера, в которой сходятся и выражают себя в окружающий мир все другие лучшие человеческие качества - щедрость {чомартлыкъ), имея в виду и душевную (в первую очередь), и материальную, и обязательно - радушие, веселость. И это не голословное утверждение. Таковы те же нарты. Таковы многие герои историко-героических песен. Скупость презирается и осмеивается (и в фольклоре, и в реальной жизни) как нечто унизительное, мелочное и бессмысленное, щедрость же превозносится, как высшее достоинство. Почему, обращаясь к кому-либо с просьбой, по сей день говорят: Бир ёзденлик этчи - «Прояви-ка свое узденьство (щедрость)»? Но скряге, будь он из самого знатного рода, могли сказать: Эй, сен не эсе да ёзден къаны болгъаннга ушамайса -«Эге, не похоже, что в тебе течет узденьская кровь». Случайно ли, что производное от именования свободного человека (ёзден) слово (ёзденлик) означает не мужество, не ум, не доброту, а является синонимом слова «щедрость»? Этому должно быть какое-то объяснение.

Если высшей целью человека является свобода, то и идеалом является личность, наиболее полно воплощающая эту свободу. И другое. Фактически все пороки являются разновидностями страха (вопреки известному изречению, гласящему, что матерью всех пороков является лень). Та же лень - страх перед трудом, скупость - страх бедности, трусость - страх боли или смерти и т. д. Даже смелый человек может быть ленивым, добрый - трусливым и т. п. Но в щедром страха нет -и это самое главное. Нет никакого страха - если он обладает душевной щедростью. Это самый богатый, умный и смелый человек в мире - ему ничего не жаль для других, потому что он ничего не боится. Он не может быть ни трусом, ни лодырем, ни бездарью. Можно довольно успешно, пусть и временно, изображать из себя храбреца, или пользоваться славой талантливого человека, или умного и т. п., но нельзя притвориться щедрым, если твоя суть не такова.

Вот, на наш взгляд, те причины, по которым народное сознание выделило щедрость как главный признак свободного, благородного (асыл), того, кто имеет полное право называться человеком, как пример отношения к миру. И необязательно приводить множество изречений, чтобы дать понятие о том, кого имеет в виду Кодекс. Бесстрашная и радостная щедрость - главный признак того, что в этом человеке присутствует и ярко выражает себя не душа, а дух.

ЭР КИШИ - МУЖЧИНА

 

Бёрю болса — кёк болады, Киши болса — бек болады.

Къуру сёзге къууанма, Къанау ишге жубанма.

Эр кишини башы, сёзю да бир.

Ахшылыкъгъа ахшылыкъ — Хар кишини ишиди, Аманлыкъгъа ахшылыкъ — Эр кишини ишиди.

Эрни къыйматын эл билир.

Эр терсликни унамаз.

 

Настоящий волк — сивый, Настоящий мужчина — волевой.

Пустым словам не радуйся

(похвале), Женским делом не занимайся.

У мужчины мысль и речь едины.

Ответить добром на добро — Поступок любого человека, Ответить добром на зло — Поступок настоящего мужчины.

Цену герою (мужчине) знает

народ.

Мужчина несправедливости не

терпит.

 

Главным качеством настоящего мужчины народ и его Кодекс считают волю, внутреннюю твердость, упорство, что тождественно мужеству (не путать его со смелостью или храбростью). Воля, мужество - это то, что должно быть в человека всегда, а не проявляться, как порыв, вспышка; воля - это постоянное присутствие духа. И наоборот, отсутствие воли предстает как бедствие, огромный недостаток, и такой человек считается достойным жалости.

Настоящий мужчина не придает значения похвалам - он сам знает себе цену. Он занят тем, чем должен заниматься мужчина, и не берется за то, что составляет занятия женщин. Если у него есть мнение, он может его высказать, но только в том случае, если уверен в его верности или ценности. И только волевой, уверенный в себе человек может ответить добром на зло, не боясь обвинений в малодушии. Народ высоко оценивает таких людей, они составляют его стержень, ядро.

Дело не только в том, что настоящий мужчина всегда умеет постоять за себя, - это может и просто смелый, - он не должен, не может терпеть несправедливости и насилия, которые творятся на его глазах.

О таких говорят: Элни эл этген адамла - «Люди, которые делают народ народом». Таков главный и любимый герой карачаево-балкарского нартского эпоса Карашауай, сын Алаугана.

 

ТИШИРЫУ - ЖЕНЩИНА

 

Аман бичакъ къол кесер, Аман къатын жол кесер.

Эр киши — ю и и га къолайы, Тиширыу — юйшо чырайы.

Кишилени бек аманы — болумсуз, Къатынланы бек аманы — огъурсуз.

Тиширыуну намысы Къан чериуню къайтарыр.

Иги къатын кирсиз болур, Андан озса — тилсиз болур.

Тели къатын кишилеге оноу этер.

Эр киши — жел, Тиширыу — жер.

 

Плохой нож порежет руку, Плохая женщина пересекает

дорогу (мужчине).

Мужчина — сила дома (семьи), Женщина — краса дома.

Худший из мужчин -

бездеятельный, Худшая из женщин - злобная.

Честь женщины обращает вспять (Даже) отряд кровников.

Хорошая женщина —

чистоплотная, А лучшая — и немая

(т. е. немногословная).

Глупая женщина мужчинам

указания дает.

Мужчина — ветер, Женщина — земля.

 

Главным достоинством женщины Кодекс признает НАМЫС. Это емкое слово содержит в себе целый спектр понятий - и уважительность, и честь, и приличие, и чувство собственного достоинства. Как от мужчины требуется проявление его мужского начала - активности, твердости, великодушия, силы воли, так от женщины - доброты, мягкости, учтивости, умения сделать дом уютным, красивым, чистым. Однозначно сказано: худшая из женщин - злобная. Злоба - это то, что отрицает ее как женщину (дочь, мать, жену, сестру), превращает в стерву, ведьму.

Генрих-Юлиус Клапрот писал о карачаевцах (в 1808 г.): «Обычно они берут лишь одну жену, некоторые, однако, имеют двух или трех, с которыми они живут очень мирно и с которыми, в противоположность другим горским народам, они обращаются очень человечно и внимательно, так что жена у них, как и у европейцев, подруга, а не служанка».

Честь женщины оберегала не только она сама, но прежде всего -общество, причем подчеркнуто, оно же ее возвышало. Если мужчина плакал на похоронах отца, это считалось слабостью, но за слезы на похоронах матери его никто не осуждал. Любимым племянником считался не сын брата, а сын сестры (эгечден туугъан), как и брату матери воздавался больший почет, чем брату отца. Нельзя было и пальцем тронуть даже кровника, если тот успевал забежать в дом убитого им человека и прикоснуться губами к груди его матери. Если между двумя сражающимися мужчинами или даже на пути отряда, отправляющегося для свершения кровной мести, женщина успевала бросить платок, бой прекращался, а отряд поворачивал назад. (О причине появления обычая см. выше).

Женщина безусловно должна быть чистоплотной и немногословной. Но если говорливость все же считалась простительной, то неряшливость рассматривалась как одна из немногих уважительных причин для развода. Ни в коем случае не допускалось вмешательство женщины в беседу мужчин, если только они сами ее о чем-либо не спрашивали, тем более она не имела права давать им какие-либо указания, пытаться верховодить ими. Первое расценивалось как невоспитанность, второе -как глупость или мужеподобие, и порождало подозрения, что она помыкает мужем. Разумеется, женщина рассматривалась как олицетворение пассивного, рождающего начала (плоть), как и земля, мужчина - активного, свободного, оплодотворяющего, - ветер (дух).

Женщина была в традиционном карачаево-балкарском обществе фигурой неприкосновенной - ее могли казнить только по решению суда. Имели право наказать ее или даже убить за какие-то прегрешения, позорный поступок и т. д., только отец или братья, но не муж и его родственники, поскольку она является человеком из другого рода. Тем более позорно и преступно было поднять на нее руку или применить против нее оружие. Характерен эпизод из нартского эпоса, в котором витязь Карашауай, олицетворение благородства и силы, сталкивается с девушкой-воительницей, которую он принял за мужчину. Та предложила нарту борьбу. Богатырь швырнул «соперника» наземь, шлем слетел с ее головы и волосы рассыпались по плечам.

- О Аллах, столько подвигов я совершил,

А теперь вот вступил в схватку с женщиной, -

Когда он так посетовал,

Половина его бороды поседела, говорят.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.