Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Къошда - в пастушеском стане

2020-11-02 195
Къошда - в пастушеском стане 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Къош таматаны сёзюн жерге тюшюрме.

 Къошха къонакъ келсе, суу ичмез. (Къошну берекети къуруйду дейдиле.)

Чалгъычыла жыйын таматала-рына ач болдукъ, арыдыкъ демей-диле. Суусап болдукъ дерге жа-райды.

Жыйын таматагъа акъыл юйретме.

Къошда шапа кеч жатар, Эртте къобар.

Къошда ашны иеси жокъ.

(Ким да, сормай, кирип, ашаргъа эркинди.)

Тамата эсли болса, Къошунда хошлукъ болур.

Жарашыуунг жокъ эсе, Къош нёгер излеме.

 

Слово старшего в стане исполняй сразу.

Гость в пастушеском стане воды

не пьет.

(Плохая примета — иссякнет изобилие.)

В бригаде косарей младшие не говорят старшему о том, что они устали или проголодались. Сказать о том, что они хотят попить воды, можно.

Не делай замечаний старшему в бригаде.

Шапа в стане ложится поздно, Встает рано.

(Шапа — прислуживающий на пиру или в бригаде.)

У еды в кошаре нет хозяина. (Любой может зайти и поесть без разрешения.)

Если старший разумен, В его стане будет мир.

Не умеешь ладить с людьми — Не ищи себе компаньона.

 

МАЛ - СКОТ

 

Мал тейриси — адам улу.

Эшекге миннген — биринчи айып, Андан жыгъылгъан — экинчи

айып.

Къойну ургъан онгмасын.

           

 

Бог животных — человек.

Сесть верхом на осла — одно

позорище, Упасть с него — второе.

(На ослах ездили старцы или дети.)

Да не достигнет блага тот, кто ударит овцу.

 

Иги мал кёрсенг: «Тюу, машалла!» де. (Кёз тиймезча.)

Халал малгъа тонгуз десенг, Этин харамгъа сана.

Къарны бетин кёргюнчю Къозу боюну къанамаз.

(Алты айы болмагъан къозуну

кесмейдиле.)

 

Увидев упитанную скотину, скажи: «Тьфу, машалла!» (Чтобы не сглазить.)

Если ты обозвал чистую скотину

свиньей, Считай ее мясо нечистым.

Ягненок, который не видел снега, Не будет зарезан.

(До полугода ягнят не резали.)

 

ТЫЙЫМ САЛЫУ - ТАБУ

 

Жаныуарны къаны бар, Къаны барны — жаны бар.

Агъазны ёлтюрсенг, Юйюнге игилик келмез.

Байрым эркекни ёлтюрген ырысды.

Макъаны ёлтюрген байыкъмаз.        

 Къарылгъач уяны бузсанг, Ийнегинги сютю къурур.

Уку кёзюнде Къуран аяты бар.

Кёгюрчюн огъурну келечисиди.

Байкъуш — къапатлыланы акъылманыды.

 

У зверя есть кровь, В ком есть кровь, в том есть и душа.

Убьешь ласку — дому блага не видать.

Убить удода — плохая примета.

Убивший лягушку не разбогатеет.

Разрушишь ласточкино гнездо, — У коровы молоко иссякнет.

В глазу совы написан аят из Корана.

Голубь — вестник блага. Филин — мудрец пернатых.

 

Человек в иерархии живых существ занимает свое, определенное место. Он выше всех прочих тварей, но ниже ангелов (салымчыла, мёлекле), являясь как бы наместником, представителем Тейри на земле, осуществляет власть и порядок. Поэтому он должен проявлять к ним сострадание, и не только к домашним, но и к диким, поскольку у них тоже есть душа, о чем говорит и сам термин жаныуар «зверь» - от жаны бар «имеющий душу».

Здесь же приведены некоторые, причем категорические, запреты на убийство конкретных животных и птиц. Можно предположить, что они были вызваны простыми наблюдениями и выводом об их полезности. Но это только поверхностное мнение, поскольку есть и другая причина - значение их названий, часто объясняемых правильно, но столь же часто - на основе народной (ложной) этимологии. Таково слово агъаз («ласка»), в котором звучит имя предков карачаево-балкарцев - алан, асов - акъ ас «белый ас». Вильгельм Рубрук, папский посол, писал (в XIII веке) о встрече с людьми, которые называли себя «аас», т. е. теми же «белыми асами» {акъ ас), в этнониме лишь выпало КЪ, плохо различимое для носителя другого языка.

Удод называется байрым эркек. Байрым (Байрам) - божество материнства, покровительница чадородия и детей. Ученые видят в ней отражение образа Пресвятой Девы Марии (Мариям). Принятое аланами в средневековье христианство после падения Византии постепенно утратилось, но оставило в языке, обрядности и культуре карачаево-балкарцев яркие и многочисленные следы. Таким образом, название удода означает «петушок Марии» (вспомним картины художников эпохи Возрождения, изображающие мадонну с удодом).

В слове макъа, бакъа («лягушка») ложно присутствует древнее слово бакъ, бах («бог») - «питающий, надзирающий», нынешнее бай. Кроме того, это же слово означало и означает «богатый, богач».

Уку («сова») созвучно окъу, окъуу («читать, чтение, учение»), откуда могло появиться странное поверье, что у совы в глазу написан стих из Корана.

Слово байкъуш («филин») букв, означает «божественная птица» или «божья птица» (от бакъкъуш - «глазастая птица»).

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.