Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Уллу юй (уллу арбаз) - Большой дом (большой двор)

2020-11-02 168
Уллу юй (уллу арбаз) - Большой дом (большой двор) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Эр игиси - Уллу Юйде.

 Лучшие мужи - в Большом Доме.

 

Уллу Юйде жаш адамгъа шинтик жокъ.

 В Большом Доме для юношей скамеек нет.

 

Уллу Юйге кирмеген -Намысы жюрюмеген.

Жортууулну узакъ жолу Уллу Юйден башланыр.

Уллу Юйде — уллу оноу.

Уллу Юйге — жолгъа хазыр. (Жортууулгъа барыр ючюн.)

Бий аллында тюйюш жокъ.

 

В Большой Дом не вхож тот, Кто не пользуется уважением.

Дорога в дальний набег Начинается у Большого Дома.

В Большом Доме — большие

решения.

В Большой Дом — готовым в путь. (В набег, в поход.)

Перед лицом князя ссор не

бывает.

 

Очень важным местом, наряду с сельской площадью, был для жителей каждого селения Большой Дом (летом - Большой Двор). Поскольку мужчине, у которого не было какой-либо работы, сидеть дома было неприлично, все незанятые по хозяйству в будние дни собирались там. Обычно это был гостевой дом (къонакъ юй) князя, но нередко и состоятельного узденя (например, в селении Эль-Тюбю собирались в Большом Доме Кулиевых). Название вовсе не имеет в виду величину помещения, подразумевается его статус как общественного места и важность принимаемых там решений. Женщины в Большой Дом не входили, что позволяет видеть в нем реликт древней эпохи существования мужских обществ (братств). Отзвуком плясок этих братств посвященных является и древний экстатический танец «Сандыракъ тепсеу» (другое совр. знач. слова сандыракъ - «бред»), название которого в обратном чтении дает къарындаш - «Пляска братьев».

На почетном месте восседал князь, по сторонам, на длинных скамейках, сидели старики, иногда и зрелые мужчины, юноши всегда слушали стоя. Тему разговора мог предложить любой из присутствующих; но инициатива выступления в набег принадлежала князю. Повздорить с кем-то, перебивать говорящего, а тем более затевать ссору в присутствии князя воспрещалось, нарушение этого правила каралось большим штрафом (тазир).

Но правом входа в Большой Дом обладали не все. Совершившие преступление (пусть уже и наказанные), опозорившиеся, замеченные в чем-либо постыдном, в это общество не допускались. Приходить полагалось будучи готовым по призыву князя немедленно выступать в набег -он был самым осведомленным, знал, куда и когда лучше всего отправиться.

Когда исчез этот интересный и важный институт, сказать трудно, но, поскольку о нем еще помнили некоторые пожилые люди (по рассказам отцов и дедов), скорее всего, в середине XIX века.

ЖЫЙЫН - ДРУЖИНА, ОТРЯД

 

Жюгенсиз атха минме, Башсыз жыйыннга кирме.

Ит жыйыны бирикмез. Къуш къаргъаны нёгер этмез.

 

На невзнузданного коня не

садись, В отряд, не имеющий главы,

не вступай.

Собачья свора не сплотится.

Орел ворону в товарищи не

возьмет.

 Ат — белинден (белгили), Жигит — кёлюнден (белгили).

 Конь (распознается) по хребту, Молодец — по духу.

 

Кёргенден таныу ахшы, Таныудан сынау ахшы.

 Знакомый надежнее, чем виденный,

Испытанный надежнее, чем знакомый.

 

Жолгъа чыкъгъан ёзден жыйын Жангыз жашны сакъламаз.

Нёгер нёгерин юч кюн сакълар. (Кёнчекликге барама десе.)

Кёлсюзню бла антсызны Эр жыйыннга къошма.

Уллу жыйын — HIа налы.

Къаш ал деселе, Баш алма.

Макъырыучу киштик чычхан тутмаз.

 

Отряд узденей, снарядившись в путь, Одного молодца ждать не станет.

Товарищ товарища ждет три дня. (Если в набег они собрались идти вдвоем.)

Малодушного и клятвопреступника, В отряд мужей не принимай.

При большом отряде — несколько шапа.

Если велят снять бровь (врага) — Не снимай голову.

Кот-мяука мышей не ловит.

 

Слово жыйын означает «дружина»; «отряд»; «бригада (рабочая)». В этих изречениях оно употребляется во втором значении. Возникновение терминов, обозначающих различные по количеству и назначению военные соединения, вероятно, относится к древности и периоду средневековья, временам Скифии-Гуннии-Хазарии и Алании:

1.    Белек - группа, взвод.

2.    Жыйын - дружина; отряд.

3.    Тогъай, гюрен, жюз (круг) - сотня.

4.    Аскер - войско.

5.    Мингсан аскер - тысяча.

6.    Тюмен - десятитысячное войско.

7.    Кимсан аскер - бесчисленное войско, армия, полчище.

О войске, состоявшем из нескольких туменов, говорится в нартском сказании о последнем, решающем сражении с ордами злых иноплеменников-великанов.

Все войско, судя по терминам, делилось на конное (атлы аскер) и пешее (жаяу аскер). Воины-профессионалы, которых быть много не могло ни в одном средневековом государстве - слишком дорого содержать их, - составляли хазыр аскер (букв, «готовое войско», регулярное), в отличие от зытчыу аскер - ополчения. Ближние к князю дружинники назывались нёгер, джёнгер («товарищ»), жанкиши, байчора, бийчора, рядовые -чора, джора (прошедшие посвящение - жоралау, и давшие клятву верности - къач, ант), аскерчи, къаугъар (архаизм). Особый статус имели непобедимые бойцы, называвшиеся батыр, и, разумеется их было мало (в одной эпической песне сказано, что даже у нартов было всего пять батыров). Уверенные в себе, они часто разъезжали в одиночку, откуда и появилось их второе именование - жангыз атлы «одинокий всадник».

Небольшие отряды, выполнявшие роль полиции и несшие охрану границ, назывались мыртазакъ аскер - «сторожевое войско», стражники.

Последний афоризм - предупреждение молодому воину не быть хвастливым, не рассказывать о своих подвигах, это может сделать только другой, если подвиги имели место. Юноши, достойно прошедшие испытания, ежегодно проводили военные сборы в лагерях басият къош «княжеский стан», где и принимали посвящение (жоралау), и приносили присягу (къач, ант), (см. нартский эпос и очерк М. К. Абаева «Балкария», 1911 год). Завершающей частью обряда посвящения в воины было исполнение молодыми людьми воинственной пляски Барсойнакъ «барсово игрище».

Здесь же перечислим различные воинские звания:

1.    Башчы - предводитель небольшого отряда.

2.    Жыйын тамата - предводитель дружины, отряда.

3.    Жюзбашы - сотник.

4.    Аскер башчы - предводитель войска.

5.    Мингбашы - предводитель тысячного войска.

6.    Тюменбашы - предводитель десятитысячного войска.

7.    Бачама, аскер бачама - вождь, полководец.

ЖОРТУУУЛ - ПОХОД, НАБЕГ

 

Бий чакъырса — мычымай, Тебире десе — жунчумай, Ушкокланы жерлеп, Бичакъланы билеп.

 Если князь сзывает — немедля, Велит трогаться — не теряясь, Ружья зарядив, Шашки наточив.

 

 

 

Жортууулгъа чыкъгъан эсенг, Къарынынгы къанжыгъагъа къыс.

Талауур керек эсе, Ат белинден тюшме.

 Отправляясь в набег, Привяжи свой желудок к тороке.

Нужна добыча — Не слезай с коня.

 

Къарыусузгъа кюлме, Онгсузгъа тийме.

Эрни юйю — жамычы.

 Над слабым не смейся, Бессильного не трогай.

Дом мужчины — бурка.

 

Алтмыш къабып, ат тояр, Алты къабып, эр тояр.

 Шестьюдесятью кусами насытится конь,

Шестью кусами — мужчина.

 

Керексизге атылма, Жангыз атлыгъа къатылма.

 Попусту не горячись, Одинокого всадника не задевай.

 

НАСИЙХАТ - НАСТАВЛЕНИЕ

 

Ушкок отунг къургъакъ болсун, Миннген атынг жоргъа болсун.

Кёз кёзге къалауур болса, Жыйын талауур табар.

Бир кёзюнг бла жукъла, Бир кёзюнг бла жокъла.

 

Пусть порох у тебя будет сухим, Верховой конь — иноходцем.

Если один глаз - страж другого, Отряд найдет добычу.

Одним глазом спи, Другим — всматривайся.

 

Къой кютерик — кюн жарыкъда, Жылкъы сюрлюк — аи жарыкъда.

Бир кийимни кийген — жарлы, Бир жолну жюрюген — жарты.

Белгисиз жолгъа — жети кёзден.

Баргъанда, къууанма, Къаитханда, махтанма.

Атланнганда — алгъа къарап, Къаитханда — артха къарап.

 

Пасти овец (хорошо) при свете солнца, Угонять табун — при свете луны.

Кто надевает одну и ту же одежду — беден, Кто ездит по одной и той же

дороге — глуп.

На незнакомом пути гляди в семь глаз.

Отправляясь (в набег), не ликуй, Вернувшись, не хвастай.

Отправляясь (в набег), гляди вперед, Возвращаясь, гляди назад.

 

Выступали в поход или набег обычно вечером, под удары в дауур-бас «литавры», извещая село о выезде. Ехать полагалось молча, видимо, это способствовало концентрации воли на поставленной цели. Возвращаться ни с чем считалось делом постыдным, как и оглядываться, передумывать. При возвращении же следовало быть начеку, чтобы суметь отбиться от погони. Разумеется, на еду много времени не тратили, продуктов брали с собой немного, в основном легкую пищу, то, что могло храниться долго, - куски вяленого мяса (къакъ эт), сушеный сыр (къурут), фляжки (суу-лукъ) с бузой, сухофрукты (къатхан), толокно (къууут), сушеные корни ятрышника (мыкъыриш). Успех зависел от многого, но самым главным его залогом считалось доверие друг к другу, уверенность каждого в своем товарище. Поэтому жестко сказано о необходимости защиты соратника даже ценой жизни (разумеется, не только в набеге, но и в любом сражении). Покинувший товарища в момент смертельной опасности, если и не подвергался казни, то навсегда лишался чести и не имел права посещать Большой Дом.

Похваляться подвигами или добычей было предосудительно, и не только потому, что это противоречило воинской этике, но и чтобы не сглазить, чтобы удача в следующий раз не отвернулась. Нельзя было нападать на слабого - воин этим самым уподоблялся разбойнику. Нельзя было нападать и на одинокого всадника - в одиночку разъезжали только прославленные, уверенные в себе витязи-батыры.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.