Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2019-11-11 | 419 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
БРАТЬЯ АКСАКОВЫ (Константин и Иван) |
Константин Аксаков не смеялся, как Хомяков, и не сосредоточивался в безвыходном сетовании, как Киреевские. Мужающий юноша, он рвался к делу. В его убеждениях не неуверенное пытанье почвы, не печальное сознание проповедника в пустыне, не темное придыхание; не дальние надежды, а фанатическая вера, нетерпимая, втесняющая, односторонняя, та, которая предваряет торжество. Аксаков был односторонен, как всякий воин; с покойно взвешивающим эклектизмом нельзя сражаться. Он был окружен враждебной средой – средой сильной и имевшей над ним большие выгоды; ему надобно было пробиваться рядом всевозможных неприятелей и водрузить свое знамя. Какая тут терпимость! |
Вся жизнь его была безусловным протестом против петровской Руси, против петербургского периода во имя непризнанной, подавленной жизни русского народа. Его диалектика уступала диалектике Хомякова, он не был поэт-мыслитель, как И. Киреевский, но он за свою веру пошел бы на площадь, пошел бы на плаху, а когда это чувствуется за словами, они становятся страшно убедительны. |
БРАТЬЯ КИРЕЕВСКИЕ (Иван и Пётр) |
Оба брата Киреевских стоят печальными тенями на рубеже народного воскресения; не признанные живыми, не делившие их интересов, они не скидывали савана. |
Преждевременно состаревшееся лицо Ивана Васильевича носило резкие следы страданий и борьбы, после которых уже выступил печальный покой морской зыби над потонувшим кораблем. Жизнь его не удалась. С жаром принялся он, помнится, в 1833 году за ежемесячное обозрение «Европеец». Две вышедшие книжки были превосходны, при выходе второй «Европеец» был запрещен. Он поместил в «Деннице» статью о Новикове, – «Денница» была схвачена, и ценсор Глинка посажен под арест. Киреевский, расстроивший свое состояние «Европейцем», уныло почил в пустыне московской жизни; ничего не представлялось вокруг – он не вытерпел и уехал в деревню, затая в груди глубокую скорбь и тоску по деятельности. И этого человека, твердого и чистого, как сталь, разъела ржа страшного времени. Через десять лет он возвратился в Москву из своего отшельничества мистиком и православным. |
Иван Васильевич однажды с глубокой печалью сказал Грановскому: – Сердцем я больше связан с вами, но не делю многого из ваших убеждений; с нашими я ближе верой, но столько же расхожусь в другом. И он, в самом деле, потухал как-то одиноко в своей семье. Возле него стоял его брат, его друг – Петр Васильевич. |
Петр Васильевич был еще неисправимее и шел дальше в православном славянизме, – натура, может быть, меньше даровитая, но цельная и строго последовательная. Он не старался, как Иван Васильевич или как славянские гегелисты, мирить религию – с наукой, западную цивилизацию – с московской народностью; совсем напротив, он отвергал все перемирия. Самобытно и твердо держался он на своей почве, не накупаясь на споры, но и не минуя их. Бояться ему было нечего: он так безвозвратно отдался своему мнению и так спаялся с ним горестным состраданием к современной Руси, что ему было легко. Соглашаться с ним нельзя было, как и с братом его, но понимать его можно было лучше, как всякую беспощадную крайность. В его взгляде (и это я оценил гораздо после) была доля тех горьких, подавляющих истин об общественном состоянии Запада, до которых мы дошли после бурь 1848 года. Он понял их печальным ясновидением, догадался ненавистью, местью за зло, принесенное Петром во имя Запада. Оттого у Петра Васильевича и не было, как у его брата, рядом с православием и славянизмом, стремления к какой-то гуманно «гуманно-религиозной философии, в которую разрешалось его неверие к настоящему. Нет, в его угрюмом национализме было полное, оконченное отчуждение всего западного. |
ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ: перебивы собственные, ирония, пафос иронический уживается с пафосом лирическим, пафос сатирический, безумное количество иноязычной лексики (от латыни, франц, немецкий, англ) до искондеризмов.
|
|
Перед нами образ истории, исторические личности. Принцип Герцена: то, что выдумано, - ограничено. То, что живо и взято в произведение – имеет потрясающий потенциал. Сравнивал препараты и восковые слепки: в восковом слепке нет ничего, а в препарате застыла сама жизнь.
Заканчивается 8-я часть разрозненными воспоминаниями о вольной типографии, а дальше уже отдельные случаи, отдельные истории, не имеющие никакой связи.
Очень часто глава внутри части имеет краткий синопсис: где, когда происходит, дейстивующие лица. Как будто Герцен для себя выписывает основные штрихи, чтобы не свалиться.
Эпиграфы: любимый источник – Ник.
31. Драматургия А.Н. Островского: периодизация, социально-историческое содержание и нравственная проблематика, особенности стиля (анализ 2-3 пьес по выбору).
ПЕРИОДИЗАЦИЯ
1847–1851: ранний период творчества драматурга. Островский был связан с «натуральной школой», испытал ее влияние. Одно из первых его произведений, получивших известность, — пьеса «Банкрот» (1849), названная впоследствии «Свои люди — сочтемся!» Уже в этом произведении проявились некоторые новаторские черты драматургии Островского. Так, социальные проблемы раскрываются в его произведениях преимущественно через семейно-бытовой конфликт. Кроме того, напряженная интрига сочетается с широкими картинами быта и нравов; большое значение в сценическом действии приобретает так называемый «фон».
1852–1854: «москвитянинский» период. В это время Островский сотрудничал с редакцией журнала «Москвитянин», который издавали литераторы, близкие по своим воззрениям к славянофилам (Погодин, Аполлон Григорьев). Наиболее известное произведение Островского этого периода — «Бедность не порок» (1853).
В москвитянинский период усилился интерес драматурга к народной жизни и к фольклору. Его живо интересовали народные песни. Именно в народной жизни Островский стремился найти свой идеал. Находясь под влиянием последователей славянофилов, писатель идеализировал патриархальный быт купцов и мещан, противопоставляя его жизни дворянства, устроенной на европейский лад.
|
Для «москвитянских» пьес характерен известный утопизм в разрешении конфликтов между поколениями (в комедии «Бедность не порок» счастливая случайность расстраивает навязываемый отцом-самодуром и ненавистный для дочери брак, устраивает брак богатой невесты — Любови Гордеевны — с бедным приказчиком Митей). Но эта черта «москвитянинской» драматургии Островского не отменяет высокого реалистического качества произведений этого круга.
Сложным, диалектически соединяющим противоположные, казалось бы, качества оказывается образ Любима Торцова, спившегося брата купца-самодура Гордея Торцова в написанной значительно позднее пьесе «Горячее сердце» (1868). Одновременно Любим — провозвестник истины, носитель народной морали. Он заставляет прозреть Гордея, лишившегося трезвого взгляда на жизнь из-за собственного тщеславия, увлечения ложными ценностями.
В 1855 Александр Островский, не удовлетворенный своим положением в «Москвитянине» (постоянные конфликты и мизерные гонорары), покинул журнал и сблизился с редакцией петербургского «Современника» (Н. А. Некрасов считал Островского «бесспорно первым драматическим писателем»). В 1859 вышло первое собрание сочинений драматурга, принесшее ему и славу, и человеческую радость.
1855–1860: этап сближения Островского с редакцией журнала «Современник». Противоречия общественной жизни в предреформенную эпоху привели драматурга к разочарованию в патриархальной России. Влияние революционно-демократической идеологии на Островского сказалось в том, что он вновь обращается к острым социальным конфликтам, изображает противоречивую сущность эпохи конца 1850-х годов.
Центральное произведение этого периода — «Гроза» (1859).
1860–1886: пореформенный период. Драматург отражает в своем творчестве процессы, связанные с разрушением традиционных устоев российской жизни, падением нравственных ценностей, усилением власти денег над человеком. Наиболее известные произведения этого периода — комедии «На всякого мудреца довольно простоты» (1870), «Лес» (1871). Особое место в творчестве Островского занимает пьеса «Снегурочка» (1873). Среди острых социальных драм последнего периода творчества писателя следует отметить «Бесприданницу» (1879).
|
Всего Островский написал 47 пьес и 8 в соавторстве.
Соц.-историч. содержание.
Традиционно Островский рассматривает тип – а тип вписан в историю и в социум. Типизация. Островский нашел свой тип – купцы. У Островского была теория: во время написания «Москвитянинских пьес» он решил, что будет ориентироваться на купца в поисках положительного образца, идеала. Почему купец? Во-первых, он это знал, при том, что просто работал после университета в судах и рассматривал дела, юридическое образование, плюс ко всему еще это сословие, которое было свободно, более-менее. Если крестьяне могли быть несколько подпорчены крепостной зависимостью, да и Островский просто не знал этот типаж, если дворяне были, в свою очередь, испорчены этим положением дел, то купец ориентировался на свою активность, свою предприимчивость, свою ответственность. Поэтому именно купец. И определенное народное – купеческое – сознание было Островскому любопытно. Он даже собирал словарь, подобно Далю, и один раз в советское время этот словарь даже был издан.
Пространство в драматургии Островского отличает единство стилевого, языкового пространства. Но из-за выбранного положительного типа ему приходилось сохранять определенную точку зрения. Поэтому очень мало увидим положительного дворянского типа, в основном это будут искатели денег, поверхностные люди, ищущие своей выгоды от, например, брака с купеческой дочкой («Не в свои сани не садись»).
«Свои люди, сочтёмся» - здесь описывает явления, современные ему, с объявлением должника о своем банкротсве. Таким образом, вариант ухода от уплаты долгов. Долги можно купить или продать по 30 комп за рубль, а то и вообще ничего.
Островский так четко попал в этот типаж, что на него подали жалобу московскому губернатору за то, что он порочит честь и достоинство целого класса – купцов.
Особая вписанность во время и в социум, в социальный тип. Рассматривание соцтипа, который до этого был закрытым (купечество).
Технология сватовства четко расписана в бальзаминовском цикле («за чем пойдешь, то и найдешь»). – «Женитьба Бальзамилова».
Язык определенный, точка зрения в названиях пьесы, и никогда с этой точкой зрения Островский не будет спорить. Целая философия в названиях пьес.
Особенность стиля – УЗНАВАЕМЫЙ ЯЗЫК, ориентированный на публику. Его везде узнавали, узнавали в его персонажах себя.
|
Островский выбирает себе именно купца как зрителя и описывает особенность народной драматургии: он говорит – мой зритель наивен и готов сопереживать до бесконечности при том, что он обвешать может в практических делах, но когда он приходит в театр, он просто дитя. Его не интересуют нюансы, изыски сюжета, его интересуют правдоподобие, верность характеру.
Островский не писал трагедий. То, что пишется им на высокую тему об истории государства – это историческая хроника. Но все равно – драматическое, но не трагическое. «Бесприданница», несмотря на смерть главной героини, все равно драма. «Таланты и поклонники», «Бедная невеста» - комедии, хоть в нашем традиционном понимании комического в них мало.
Отличия драмы и трагедии:
1) тема. Трагедия – высокое.
2) персонажи – высокие
3) язык, речевые средства
4) жанр
Для анализа выбрать или по типу героини (героини горячего сердца: Катерина, Лариса, Снегурочка), или по жанру. Сопоставлять. Говорить о циклах.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!