Былое и думы» А.И. Герцена. История создания. Жанровое своеобразие книги: синтез художественного и документального. Тема личности и истории. Особенности стиля А.И. Герцена. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Былое и думы» А.И. Герцена. История создания. Жанровое своеобразие книги: синтез художественного и документального. Тема личности и истории. Особенности стиля А.И. Герцена.

2019-11-11 579
Былое и думы» А.И. Герцена. История создания. Жанровое своеобразие книги: синтез художественного и документального. Тема личности и истории. Особенности стиля А.И. Герцена. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 «Наши» - западники, «не наши» - славянофилы.

 

Великий русский писатель-демократ, ближайший наследник декабристов и один из учителей революционных разночинцев 60-х годов, Герцен прошел сложный путь идейного развития; ему были свойственны противоречия, обусловленные исторической обстановкой тех лет в России и на Западе, но это был процесс непрерывного идейного роста. Герцен неуклонно приближался к познанию научных законов развития природы и общества. Его деятельность всегда была неразрывно связана с передовыми устремлениями русского общества, с освободительной борьбой народа против самодержавно-крепостнического строя.

 

В большом и многостороннем опыте Герцена как писателя и борца отразился знаменательный исторический процесс — переход к новому этапу в развитии русской революции. Одна из самых значительных фигур среди дворянских революционеров, Герцен в результате длительных и мучительных идейных исканий пришел в лагерь Чернышевского и Добролюбова и закончил свой путь как выдающийся деятель революционной крестьянской демократии.

 

В литературной борьбе своего времени Герцен играл видную роль как один из наиболее демократических русских писателей 40-60-х годов. В его взглядах на литературу и искусство отразились наиболее прогрессивные традиции русской критической и эстетической мысли, традиции Пушкина, декабристов, Белинского, эстетические принципы русской революционной демократии 60-х годов. Герцен горячо и последовательно отстаивал принципы передового реалистического искусства, справедливо усматривал в правдивом, обличительном слове художника-реалиста могучее средство революционной борьбы.

 

Преследуемый царским правительством, лишенный возможности вести революционную пропаганду, Герцен был вынужден покинуть свою родину, чтобы в эмиграции продолжать борьбу за свободу родного народа.

Он уехал из России накануне больших революционных событий в Европе. Его знакомство с буржуазной цивилизацией Запада, с культурой и общественным укладом крупнейших европейских стран проходило в грозовые дни нарастания революционной волны 1848 года. Вскоре Герцен стал свидетелем одной из самых трагических страниц европейской и мировой истории — торжества реакции, потопившей в крови восстание пролетариата.

 

Поражение революции 1848 года в Западной Европе глубоко потрясло Герцена. Тяжелые и мучительные переживания, вызванные крушением " гениального вдохновения парижского народа ", как называл он баррикады памятного года, трагическое изживание былых социальных надежд, связанных с революционностью европейской буржуазной демократии, совпало с крушением личной жизни Герцена.

Осенью 1851 года во время кораблекрушения погибают его мать и сын, 2 мая 1852 года в Ницце умирает жена. " Все рухнуло: общее и личное, европейская революция и домашний кров, свобода мира и личное счастье Камня на камне не осталось от прежней жизни ".

 

В августе 1852 года, после скитаний по Европе, Герцен приехал в Лондон. " Я не думал прожить в Лондоне больше месяца", — вспоминал он впоследствии; однако ему предстояло провести в столице Англии почти тринадцать лет. И трудно сказать, была ли когда-нибудь раньше жизнь Герцена столь напряженной и страстной, его деятельность столь кипучей и неутомимой, как именно в эти годы лондонской эмиграции.

"…Надобно было, — писал Герцен, — во что б ни стало снова завести речь с своими, хотелось им рассказать, что тяжело лежало на сердце. Писем не пропускают — книги сами пройдут; писать нельзя — буду печатать, и я принялся мало-помалу за "Былое и думы" и за устройство русской типографии ".

 

Рассказ о своей жизни стал частью великого революционного дела Герцена. Вершина его художественного творчества, " Былое и думы " явились величайшей летописью общественной жизни и революционной борьбы в России и Западной Европе на протяжении нескольких десятилетий — от восстания декабристов до кануна Парижской Коммуны. С огромной художественной силой, законченностью и полнотой "Былое и думы" запечатлели облик Герцена, все пережитое и передуманное им, его искания и борьбу, его кипучую страсть революционера, его яркую мечту о свободной родине.

 

Роман писался в 1861-62х годах. Из мемуарных записок вырастает книга, которую Герцен характеризовал как " биографию человечества ". Изначально он пишет рассказ о семейной драме, собирается излить в словах трагедию.

По ходу работы автора - для которого мысль важнее воспоминаний - меняет форма произведения.

Начинает появляться публицистичность – расставляются акценты на главных проблемах. Это не последовательное повествование от события к событию, а размышления, наплывающие друг на друга.

Герцен как никто другой умел соединить мысль о современности с размышлением о том, какие события к этой ситуации привели. И он видит эти события через судьбы людей.

Это не просто история, а история, пропущенная через судьбу человека. Человек в истории и история в человеке - ось, вокруг которой строится все произведение. Это никак не автобиография.

 

В этом произведении, воссоздающем целостную картину жизни, в реалистической соподчинённости сплавляются личность и её среда, психология и социология, конкретно-историческое и общечеловеческое, идеи и чувства, история и быт, национальное и народное, лирическое и эпическое, объективное и субъективное.

 

«Былое и думы» оттачивались и шлифовались с осени 1852 по 1868 год, с остановками и перерывами.

Они начинаются рассказами об Отечественной войне 1812 года. В их фокусе становление нового человека, героя, передового борца и мыслителя, наиболее яркого представителя дворянской революционности последекабристской поры, идущего к революционной демократии.

 

«Былое и думы» - история идейного формирования этого героя, его мучительные поиски правильной теории, исповедь, философия, воззрение на жизнь и воинствующие воспоминания о том, чему был свидетелем.

Это поистине энциклопедия полувековой русской идейно жизни (1812-1860).

 

Но тема «Былого и дум» не ограничивается Россией. Их вторая половина посвящена двух десятилетиям жизни на Западе (1847-1867): французской революции 1848 года, организации Вольной русской типографии, изданию «Колокола» в Лондоне и международному революционному движению.

 

Преобладающий мотив романа жизнеутверждающий. Автор и в то же время основной герой проникнуты гуманистической верой в конечное торжество прогресса, в победу революции, народа.

СТРУКТУРА:

1) Часть первая «Детская и университет» (1812—1834) — жизнь в доме отца,

2) Часть вторая «Тюрьма и ссылка» (1834—1838) — дело об оскорблении его величества

3) Часть третья «Владимир-на-Клязьме» (1838—1839) — история любви Герцена и Натальи Александровны Захарьиной

4) Часть четвёртая «Москва, Петербург и Новгород» (1840—1847) — о западничестве и славянофильстве

5) Часть пятая «Париж — Италия — Париж (1847—1852): Перед революцией и после неё» — первые годы, проведенные Герценом в Европе, в том числе во время революции

6) Часть шестая «Англия (1852—1864)» — период жизни писателя в Лондоне после смерти жены

7) Часть седьмая «Русская эмиграция» — очерки о М. Бакунине и В. Печерине

8) Часть восьмая (1865—1868) — впечатления А. Герцена от путешествия по Европе

9) Часть девятая «Старые письма» — письма от Белинского, Чаадаева, Грановского и пр.

 

Перед нами галерея всемирно известных лиц, среди которых портреты «горных вершин» западноевропейского освободительного движения.

 

Герцен не умолчал в воспоминаниях и о своих глубоко личных, интимных переживаниях. В пятой части романа (которая про Францию) он с поразительной смелостью и художественной яркостью рассказал о самых драматических эпизодах своей жизни.

 

«Былое и думы», одно из наиболее прогрессивных, бесстрашно правдивых, реалистически откровенных произведений середины XIX века.

 

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

«Былое и думы» не укладываются в традиционные жанры. Здесь органически сплавляются семейная хроника, автобиографические записки, публицистический или физиологический очерк, литературный портрет, политический памфлет, анекдот, социально-психологический роман и другие виды прозы.

Жанрово-видовая специфика произведения определяется уже его заглавием. «Это, - разъясняет Герцен, - не столько записки, сколько исповедь, около которой, по поводу которой собрались там-сям схваченные воспоминания их Былого, там-сям остановленные мысли из Дум».

Оправдывая отрывочность рассказов, картин, рассуждений, свойственную пятой и последующим частям своего произведения, он утверждает: «Былое и думы» - не историческая монография, а отражение истории в человеке, случайно попавшемся на её дороге.

Все изображения относятся к одному предмету, но держатся вместе только оправой, колечками.

 

Публикация «Былого и дум» началась в 1854 году в Лондоне отдельным изданием их второй части – «Тюрьма и ссылка». Огромный успех этой книги вызвал её переиздание в 1855 году в Германии, в 1856 – в Дании, в 1858 – в Англии, в 1861 – во Франции. Книга получила мировое признание.

С появлением в печати последующих частей внимание к «Былому и думам» со стороны русских и западноевропейских читателей не ослабевало, а возрастало. И по масштабу отображаемой жизни, подлинно исторического звучания, и по актуальной проблематике, и по кругу передовых, жизнеутверждающих идей своего времени, и по эстетическим достоинствам это произведение Герцена было воспринято и оценено в качестве крупнейшего художественного шедевра мировой литературы.

 

 

«НАШИ» И «НЕ НАШИ»

 

Потрясающие литературные портреты, которые он создает.

 

Герцен ненавидел Николая 2, очень много уделял внимания его глазам и взгляду. «Зимние», «холодные» глаза.

 

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ПОРТРЕТЫ СЛАВЯНОФИЛОВ И ЗАПАДНИКОВ.

(Наши - сторонники западнического развития, не наши - славянофилы)

Среди наших проследить рассказ о Белинском, с которым он дружил и которого он понимал. С другой стороны - его ближайший друг - Николай Огарев.

Выделить - братьев Аксаковых и братьев Киреевских (славянофилы).

И еще один персонаж - Чаадаев.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.