Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Проза И.А. Гончарова. Роман «Обломов» в контексте творчества писателя. Проблематика, система персонажей романа. Дискуссия о характере главного героя.

2019-11-11 573
Проза И.А. Гончарова. Роман «Обломов» в контексте творчества писателя. Проблематика, система персонажей романа. Дискуссия о характере главного героя. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Иван Александрович Гончаров – рано осиротевший сын симбирского купца, воспитывался матерью и крёстным отцом Николаем Трегубовым, бывшим моряком; окончил частный пансион священник Троицкого, 8 лет учился в Московском коммерческом училище (не окончил), в 1831 поступил на факультет словесности Московского университета, по окончании которого служил в министерстве финансов; участвовал как секретарь в экспедиции в кругосветном путешествии фрегата «Паллада» в 1852-54 гг, преподавал словесность цесаревичу Николаю Александровичу, служил на руководящих должностях в цензуре.

В 1884 Гончаров отвечал в письме поэту К.Р. (великому князю Константину):

«Что писать? Это скажет потом жизнь, когда выработается вполне орудие писателя – перо. Юность и прежде со старых времен, и теперь начинает стихами, а потом, когда определится род таланта, - кончает часто прозой и нередко не художественными произведениями, а критикой, публицистикой или чем-нибудь еще…»

Сам Гончаров, по его словам, читал «с невероятной быстротой и жадностью», но вот за вышеупомянутые стихи «никогда не брался», а начал литературное творчество с переводов прозы Гете, Шиллера, Винкельмана.

«Все это чтение и писание выработало мне, однако, перо и сообщило, бессознательно, писательские приемы и практику».

Раннее творчество 30-х годов Гончарова сохранилось в рукописных журналах салона Майковых: это повести («Лихая болесть», «Счастливая ошибка») и, вопреки его признаниям К.Р., все-таки стихи – в слегка шаржированном виде они были потом переведены им в «Обыкновенной истории» (стихи Александра Адуева).

Зрелое творчество Гончарова принято начинать с «физиологического очерка» «Иван Саввич Поджабрин» (опубл. В 1848, но написан в 1842). В нем обычным для избранного жанра образом изобилуют конкретные картины современной петербургской жизни. При этом главный герой пустотой и легкомыслием своим, а также рядом конкретных поступков явственно напоминает гоголевского Хлестакова (а его слуга Авдей – хлестаковского Осипа).

 

Роман «Обыкновенная история» (1847) еще в рукописи был показан Некрасовым Белинскому, заслужив его горячее одобрение, а затем принес молодому автору прочную известность. Гончаровский вариант коллизии «отцов и детей» был создан 35-летним человеком – поколение самого Гончарова только что прошло через описанную в романе «обыкновенную историю», так что писатель лично сподобился увидеть целый ряд весьма поучительных возрастных человеческих метаморфоз, давших ему богатый запас жизненных наблюдений. Это поколение в юности отличалось особой романтической экзальтированностью – тот же Герцен, однокашник Гончарова по университету, вспоминал в «Былом и думах», как они с Огаревым давали друг другу клятвы, вместе рыдали над судьбами человечества и тд.

Но позже именно из пылких русских юных романтиков 1830-х получилось немало холодных карьеристов и цепких практических дельцов (что психологически как раз неудивительно). Однако, что важно, изображенное в романе не привязано к какому-то определенному времени или поколению. Гончаров сумел придать ему универсальный характер, и «Обыкновенная история» сохраняет свою художественную значимость и для читателя начала 21в.

 

Опубликованный Гончаровым фрагмент «Сон Обломова» (1849) выглядел как хорошо написанный «физиологический очерк». Поистине раблезианские картины всеобщего застоя, развала и лени, которыми охвачена «жизнь верхов» (неких помещиков Обломовых) и жизнь «низов» (их крестьян), была впечатляющей:

Читатель конца 40-х, уже приученный натуральной школой к подобным социально-критическим этюдам, вряд ли мог представить, к чему это приведет в будущем романе, который начал вынашивать Гончаров. Сам автор тоже вряд ли представлял себе пафос будущего произведения.

 

В 1852 Гончаров отплыл в долгое путешествие на парусном фрегате «Паллада». Экспедиция обогнула африканский континент, через Индийский океан добралась до Японии и завершилась у берегов русского Дальнего Востока. О путешествии Гончаров написал объёмную книгу «Фрегат «Паллада» (1858). Документалистические традиции натуральной школы, соединившиеся с традициями жанра «путешествий» русской художественной литературы, под пером крупного мастера дали замечательный синтез документального и художественного начал. Книга открыла собой целую традицию «морских путешествий».

Вернувшись в Петербург после путешествия на «Палладе», Гончаров попал в душераздирающую атмосферу неожиданного военного поражения России, воспринимавшегося в обществе как трагедия и позор. Разумеется, первыми виновниками краха в массовом сознании выглядели только что умерший Николай 1 и его администрация, а также «самодержавие и крепостное право». Более взвешенные умы подвергали критике застоявшуюся социально-экономическую систему страны.

Была и еще одна линия нападок, атаковавшая русский национальный характер и противопоставлявшая ему деловитость, практичность, расчетливость, предпринимательские наклонности западных европейцев. Образ Обломова в итоге приобрел такой окончательный вид, что стал выражать основные постулаты этого последнего идейного «направления».

 

«ОБЛОМОВ»

В эпоху, когда типичный герой русского романа страдает от невозможности приложить свои силы в России, Гончаров выводит на сцену человека, сознательно избегающего любых усилий. В споре между мечтательным Обломовым и деятельным Штольцем автор не берёт ничью сторону: его роман — то ли притча о вечной русской лени, то ли ода мудрому русскому недеянию.

 

В 1847 году, задетый замечанием Белинского об эпилоге «Обыкновенной истории» (критик находил его искусственным), Гончаров берётся за новый роман — набрасывает текст, ещё не имея никакого представления о его общей концепции. Так возникают «Сон Обломова» и черновик первой части романа. Гончаров планирует его быстро завершить и даже обещает рукопись издателю «Отечественных записок» Андрею Краевскому, но поездка в родной Симбирск не приносит ожидаемого вдохновения. В 1852 году писатель и вовсе отправляется в кругосветное путешествие в качестве секретаря адмирала Евфимия Путятина, и в результате этого путешествия возникает совсем другая книга — путевые очерки «Фрегат «Паллада». Современники не понимали, почему писатель бросил многообещающую литературную карьеру. Только в 1856 году Гончаров возвращается к роману и в три с небольшим года завершает его.

В «Обломове» Гончаров, по сути, обыгрывает главный литературный конфликт 1850-х годов, когда от писателей всё больше требовали социальности и того, что Чернышевский назвал «учебником жизни», в противовес «чистому искусству». Тематика романа — вроде бы социальная, в духе времени: тут есть и деятельный герой (Штольц), и поиск поля деятельности, и «испытание личности». Но к этим обязательным элементам Гончаров подходит нестандартно: любимый его герой бездеятелен, усилия прикладывать не хочет, от «испытания» отказывается. Кроме того, вразрез с тенденциями времени, действие и сюжет в этом романе — не главное. Едва начав рассказывать историю Обломова, Гончаров сразу же впускает в неё невероятное количество любовно выписанных подробностей, интригующих микросюжетов и выразительных портретов. Внимание читателя поглощено не столько развитием событий, сколько множеством мелочей — и вслед за героем романа он погружается в чистое созерцание.

Особую роль играет здесь сон Обломова, помещённый в отдельную главу: это своего рода концентрат, объясняющий всплеск и «погасание» жизни Обломова. Заданный этим сном ритм и становится организующим началом романа, который развивается вовсе не по социальным законам, а согласно годичному природному циклу: выйдя из зимней спячки, весной Обломов встречает Ольгу, их отношения переживают летний расцвет и умирают осенью. Конец им кладёт невозможность переправиться через замерзающую на зиму Неву.

 

Cреди авторов, повлиявших на «Обломова», исследователи в первую очередь называют Гоголя. В романе отчётливо видны сюжетные ходы и описательные приёмы «Женитьбы» и «Мёртвых душ». Гоголевскую традицию Гончаров осваивает нетипичным для своего времени образом: он отсылает не к «Петербургским повестям», которые ценят авторы натуральной школы ⁠ и дидактики вроде Чернышевского, а к первому тому «Мёртвых душ»: перед лежащим Обломовым проходит галерея гостей, их портреты полны метафорических подробностей, а сам он погружается в живописный сон.

Поскольку роман был задуман и начат ещё в 1847 году, часто указывают на его тесную связь с натуральной школой, воплотившуюся и в описании бытовых привычек Обломова, и в истории его взаимоотношений с простой женщиной Агафьей Матвеевной. Вместе с тем основная работа над романом приходится на вторую половину 1850-х годов — и это время появления так называемых романов испытания личности, в том числе Ивана Тургенева и Алексея Писемского, герои которых стремятся к деятельности и активно ищут практическое приложение своим силам.

Гончаров вписывает свой роман в этот ряд, но предлагает принципиально другого героя. Помимо этого, исследователи замечают в тексте романа многочисленные отсылки к фольклорным и сказочным сюжетам, а сам Обломов уподобляется былинному богатырю, пролежавшему на печи тридцать лет и три года. Наконец, существуют попытки связать замысел романа с кругосветным путешествием самого Гончарова — нехарактерное для писателя решение провести несколько лет в непрерывных перемещениях как будто помогает ему создать образ абсолютно неподвижного героя. Именно после этой поездки писатель берётся за роман с новыми силами и завершает его.

 

По традиции того времени первая публикация романа «Обломов» состоялась в журнале — выбор Гончарова пал на «Отечественные записки». Роман выходит по частям в первых четырёх номерах журнала за 1859 год. Однако с Ильёй Ильичом Обломовым читающая публика впервые познакомилась ещё в 1849 году, вскоре после выхода «Обыкновенной истории». Тогда, на волне интереса к новому автору, в «Литературном сборнике с иллюстрациями» (приложении к некрасовскому журналу «Современник») был опубликован «Сон Обломова». Впоследствии оказавшийся в глубине повествования, для первых читателей он стал экспозицией или, как говорил сам Гончаров, увертюрой к неоконченному роману. И если сейчас «Сон Обломова» читается скорее как воспоминание о беззаботном идиллическом детстве, тогда он воспринимался как начало биографии героя. Однако какими бы ни были ожидания читателей относительно возможного продолжения, явление повзрослевшего Ильи Ильича всё равно оказалось слишком неожиданным — отчасти поэтому сразу после публикации романа в 1859 году развернулось его бурное обсуждение.

 

В первой части романа единственный момент, когда Обломов приподнимается, говрит страстно, эмоционально – именно о литературе, о новой этой манере натуральной школы. Гончаров изображает петербургские типы, которые приходят к Обломову поговорить по поводу поездки в Петербург.

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.