Основная особенность композиции — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Основная особенность композиции

2019-11-11 449
Основная особенность композиции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Зеркальную симметрию можно назвать основным приемом в композиции романа. Любовное признание Татьяны Лариной в письме не вызывает ответных чувств у главного героя, напротив, он читает ей «проповедь», намекает на то, что юной девушке нужно учиться контролировать порывы своих любовных переживаний и эмоций. И вот в конце романа уже Евгений Онегин подвержен испытанию любовью, теперь он пишет письмо Татьяне, но она отвечает, что будет верна своему мужу, несмотря на сильные чувства к Евгению.

 

Зеркально противоположно показан Онегин в начале и в конце романа. В первых главах перед читателями столичный франт, который может часами собираться на бал, светские вечера и в театр. Он обольщает женщин, но не испытывает к ним каких-либо сильных чувств, холодно и безразлично говорит о многих вещах. В последних главах Пушкин показывает уже другого Онегина, в душе которого зарождается настоящая любовь, желание восхищаться и любоваться любимой женщиной. Онегин предстает как пылкий, влюбленный, отчаянный герой.

 

Перемены отображаются и в Татьяне Лариной. При первом знакомстве с читателями автор рисует ее как провинциальную, тихую, скромную девушку. Задумчивость, мечтательность и книги – ее главные спутники. В конце произведения Татьяна – это светская дама, хозяйка знаменитого салона, умеющая владеть собой. Так Пушкин показал внутреннюю эволюцию главных героев романа, строя произведение на контрастах.

 

Всего в романе выделяют две сюжетные линии, объединенные общим героем: Онегин — Татьяна и Онегин — Ленский. Композиционная единица романа — глава. В каждой новой главе описывается новый виток сюжета.

 

Первая глава – расширенная Экспозиция, посвященная Онегину.

Вторая глава – завязка сюжетной линии Онегин — Ленский.

Третья глава – завязка сюжетной линии Онегин — Татьяна.

Четвертая глава – основное действие.

Пятая глава – основное действие.

Шестая глава – кульминация сюжетной линии Онегин — Ленский.

Седьмая глава – кульминация и развязка сюжетной линии Онегин — Ленский.

Восьмая глава – кульминация и развязка сюжетной линии Онегин — Татьяна.

 

Значима роль и лирических отступлений в композиции романа. Такой «разговор» между автором и читателем придает динамику повествованию, усиливает интерес к произведению. В лирических отступлениях автор показан как непосредственный участник событий, сопереживающий своим героям.

 

Выразительные, красочные и точные описания природы оживляют роман. Встречается пейзаж всех четырех времен года. Особенно хороша в романе русская зима, с ее глубокими снегами и «серебристыми» деревьями. Часто природные зарисовки сопровождают образ Татьяны.

 

Открытая концовка. Поэт оставляет незавершенным роман, приводя читателя к загадкам и рассуждениям: «А что же было дальше?». Тем самым подтверждается мысль, что “Евгений Онегин” — уникальное произведение в русской литературе, обладающее своей неповторимой композицией.

 

«Онегинская строфа» — строфа, которой был написан роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», 14 строк. В основу строфы был положен сонет — 14-строчное стихотворение с определённой рифменной схемой. 14 строк, которые составлены из 3 четверостиший и 1 двустишья. Притом, каждое из четверостиший уникально и не похоже на предыдущее. Стихотворным размером Онегинской строфы является четырехстопный ямб.

 


Я к вам пишу — чего же боле?

Что я могу ещё сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

Сначала я молчать хотела;

Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

В ам слово молвить, и потом

Всё думать, думать об одном

И день и ночь до новой встречи.

Но, говорят, вы нелюдим;

В глуши, в деревне всё вам скучно,

А мы... ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.


 

Перекрёстная, параллельная, кольцевая, простая («мой дядя самых честных правил…»).

 

Образ автора и его личность играют важнейшую роль в романе "Евгений Онегин" Пушкина.

Образ автора в романе "Евгений Онегин" - это образ ироничного, но доброго и мудрого человека. В этом произведении автор вовсе не скрывается от читателей. Напротив, он всячески заявляет о себе. И эта манера повествования придает роману особую атмосферу доверия и искренности. Автор "Евгения Онегина" признается, что он лично знаком со своим героем - Евгением Онегиным.

Рассказчик называет Евгения своим "добрым приятелем": "...Онегин, добрый мой приятель..."

Автор настаивает на том, что его роман не о нем самом, а о его знакомом - Евгении Онегине. Автор просит читателя разделять эти понятия:

"... Всегда я рад заметить разность / Между Онегиным и мной..."

Автор объясняет читателю, что он и Онегин подружились, когда отец Онегина еще был жив. Молодые люди стали друзьями, потому что оба были угрюмые и скучающие:

«Я был озлоблен, он угрюм; / Страстей игру мы знали оба; / Томила жизнь обоих нас»

Автор охладел к жизни так же, как и Онегин. После того как отец Евгения умер, автор и Онегин надолго перестали общаться.

Любопытно, что у автора каким-то образом оказалось и сохранилось письмо Татьяны к Онегину. Это письмо автор свято бережет:

"...Письмо Татьяны предо мною; / Его я свято берегу, / Читаю с тайною тоскою / И начитаться не могу..."

 

По словам автора, на именинах Татьяны Лариной присутствовал его двоюродный брат - Буянов. Судя по всему, от этого Буянова автор почерпнул некоторые сведения о героях. На самом деле Буянов - это вымышленный персонаж из поэмы дяди Пушкина - В. Л. Пушкина.

В романе "Евгений Онегин" автор делится мыслями на самые разные темы. Он рассказывает о себе, своих возлюбленных и т.д. Так, например, автор неоднократно дает читателям различные советы, просит извинения и т.д.

Автор сообщает о том, что ему скоро 30 лет: "...Ужель мне скоро тридцать лет?... "

В молодости автор любил бывать на балах и в театрах (как и Евгений Онегин). Автор признается, что потратил много времени на "разные забавы" - балы и т.д. В этом они очень похожи с Онегиным.

В прошлом автор был сердцеедом и искусителем, как и Онегин. Поэтому автор советует мужьям и матерям лучше следить за своими дочерьми. Очевидно, что автор "Евгения Онегина" - это большой любитель женщин. Автор является ценителем женской красоты. Он жалуется на то, что в России трудно найти женщину со стройными ногами.

Судя по тексту романа, автор был влюблен, и, вероятно, не раз. В романе много лирических отступлений о любви и женщинах.

В целом автор считает себя "добрым малым. Автор понимает, что его роман могут критиковать и даже бранить, но он относится к этому с иронией:

"...И журналистам на съеденье / Плоды трудов моих отдам..." 

"... Новорожденное творенье, / И заслужи мне славы дань: / Кривые толки, шум и брань!.."

Завершив свой рассказ о Евгении Онегине и Татьяне Лариной, автор по-дружески прощается с читателем.

 

В поэме насчитывается 27 лирических отступлений. В них поэт говорит от своего имени, иногда — о себе. Лирические отступления помогают выразить течение времени и частично раскрывают нам образ автора романа.

В поэме Пушкин несколько раз говорит, что хочет перейти от поэзии к прозе. В последней главе поэт рассказывает немного о себе, вспоминает юношеские годы в лицее, где он начал писать свои творения и где.

У Онегина много общего с автором. Пушкин также как и Онегин любил светские развлечения, у них похожее дворянское воспитание. Правда, Пушкин получил образование в лицее, а воспитание Онегина ограничилось домашним образованием. Но все-таки это разные люди. Онегин был душевно ленив, скептичен и равнодушен. Пушкин имел натуру страстную, хотел быть полезным обществу, много работал на литературном поприще.

 

 

15. Историческая драма А.С. Пушкина «Борис Годунов». Социально-историческая и нравственно-философская проблематика. Образы Годунова и Лжедмитрия. Власть и народ в драме.

 

Свою трагедию Пушкин посвятил памяти Карамзина, умершего в 1826 г. и не успевшего познакомиться с пушкинской пьесой. Это нисколько не значило, что Пушкин разделял историческую концепцию Карамзина — ультрамонархическую и морально-религиозную. Пушкин, несмотря на кардинальное разногласие свое с Карамзиным по политическим и обще-историческим вопросам, глубоко уважал знаменитого историка за то, что тот не искажал фактов в угоду своей реакционной концепции, не скрывал, не подтасовывал их, — а только по-своему пытался их истолковать.

«Борис Годунов» написан в 1825 г. В этом произведении отразился решительный отход Пушкина от романтического направления. На место прежней задачи — выражать в поэзии в первую очередь свои личные чувства и переживания, свои надежды, «высокопарные мечтанья» или, наоборот, страдания и разочарования (причем все образы и картины реальной действительности использовались лишь как средство осуществления этой чисто лирической, субъективной задачи), перед Пушкиным встала новая задача — внимательного изучения реальной, объективной действительности, проникновения в ее сущность методами художественного познания — и поэтического воспроизведения ее.

Личное отношение поэта к изображаемым явлениям, его оценка, конечно, ясно выражается и здесь. Но, в отличие от романтизма, поэт стремится постигнуть и проследить логику самой жизни, чем и определяется в первую очередь отбор картин или ход событий в произведении. Этой независимой от поэта, но верно показанной им в произведении действительности он дает свою оценку, тем или иным способом обнаруживает свое отношение к ней.

Проблематика «Бориса Годунова», первой русской реалистической трагедии, была в высшей степени современной. Пушкин поднимал самый злободневный вопрос, волновавший в то время передовую дворянскую интеллигенцию («Борис Годунов» был окончен в ноябре 1825 г., незадолго до декабрьского восстания) — вопрос о самодержавии и крепостном праве и, главным образом, об участии самого народа в борьбе за свое освобождение.

Декабристы, как известно, в своих планах отводили народу пассивную роль, боялись его революционных выступлений. Свое отношение к этой проблеме Пушкин в «Борисе Годунове» обнаруживает не в форме авторских деклараций, высказываемых устами того или иного действующего лица, как это было в классических и в романтических драмах. Он нашел в истории момент, ситуацию, где этот вопрос разрешался самой жизнью, и показал со всей верностью действительности, как развиваются события и какие силы действуют при этом.

Пушкин взял нужный ему материал в только что вышедших Х и XI томах «Истории Государства Российского» Карамзина. Там описывались события «смутного времени» (начало XVII в.) — широкое народное восстание против царя Бориса Годунова, утвердившего (как считал Карамзин, а вслед за ним и Пушкин) крепостное право в России, восстание, приведшее к свержению с престола царя Федора, сына Бориса Годунова (сам Борис умер незадолго до этого).

Время царствования Бориса Годунова, заключавшее в одном коротком историческом периоде и введение крепостного права, и народное возмездие за это, показалось Пушкину в высшей степени подходящей темой для политической трагедии с современной проблематикой.

Вывод, который делал Пушкин на основании изучения народных движений прошлого, был совершенно определенный: главную, решающую роль в них играет сам народ, его настроение, его активность, его способность к борьбе за свои права. Свержение династии Годуновых и победа Самозванца решена была не интригами бояр, ненавидевших Бориса, не участием польских отрядов, не успехами или неудачами тех или иных полководцев, а «мнением народным», настроением народа, стихийно поднявшегося на своего угнетателя — царя Бориса.

Эту главную идею трагедии Пушкин и стремился провести, показывая в двадцати трех ее сценах подлинные, верно угаданные добросовестным поэтом-историком картины событий того времени.

Свою задачу он видел не в том, чтобы использовать исторический материал для создания волнующей, интересной драматической ситуации (как часто писались и пишутся исторические пьесы), а в том, чтобы точно и верно воспроизвести подлинную историческую ситуацию, «облечь в драматические формы одну из самых драматических эпох новейшей истории» (Наброски предисловия к трагедии «Борис Годунов»). Речи действующих лиц на сцене должны высказывать не мысли автора, не его мнения и оценки, а угаданные поэтом мысли и чувства изображаемых им людей прошлого.

В статье о трагедии М. Погодина «Марфа Посадница» Пушкин писал о «драматическом поэте»: «Не он, не его политический образ мнений, не его тайное или явное пристрастие должно было говорить в трагедии— но люди минувших дней, их умы, их предрассудки. Но его дело оправдывать и обвинять, подсказывать речи. Его дело воскресить минувший век во всей его истине».

Показав столкновение личности и народа, Пушкин никому не отдаёт предпочтения. Больше того, он показывает, что все действия героев первоначально вызваны добрыми намерениями. Борис убил царевича Димитрия не из одной лишь жажды власти, ведь Димитрий — сын Ивана Грозного, жестокого царя, Борис прерывает эту традицию и делает широкие государственные преобразования, без крови укрепляет границы и мощь России, то есть он убил младенца во благо. Лжедмитрий, свергающий Бориса Годунова за его грех по воле самого народа тоже справедлив, тоже убивает во благо. Баба, бросающая ребёнка оземь, бросает его ради того, чтобы слышать происходящее возле царского престола, то есть имеет серьёзные, государственно значимые намерения; юродивый, стремящийся избавиться от насмешек мальчишек тоже по-своему прав и понятен. Мысль Пушкина заключается в том, что добрые намерения каждого по отдельности, приходя во взаимодействие, порождают зло. У Пушкина сформировалось своеобразное представление об историческом зле — у него нет конкретного носителя, оно безлико и неуловимо.

Кроме социального конфликта в трагедии ясно виден конфликт двух культур: исконно русской и западной, принесенной интервентами. А. С. Пушкин противопоставляет чистому, высокому чувству Ксении расчетливую любовь Марины; искреннюю тягу к знаниям Феодора и образованность самозванца, щеголяющего знаниями латыни; скромному Пимену польского священника, советующего Лжедмитрию лгать народу; да и всему патриархальному устройству русского быта шикарные балы в доме Мнищека.

Таким образом, в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» отразилась не только занимавшая автора проблема народа и власти, но и конфликт двух культур, двух стихий, двух цивилизаций.

 

Художественные особенности

В жанровом отношении трагедия Пушкина является сложным образованием. Трагедия написана и стихами и прозой, русским и немецким языком, имеет и высоких и низких героев, реально существовавших и вымышленных, показывает царей и народную толпу, содержит в себе кровавые сцены смерти и фарсовый смех, похожа на драматическую поэму (по масштабу места и времени действия, по содержанию конфликта, по числу персонажей, по отсутствию списка действующих лиц с амплуа героев), на драматическую хронику, похожа на цикл маленьких трагедий. Тень убитого царевича сильно напоминает призрак датского короля из шекспировского «Гамлета».

Идейный и литературный замысел определили худ-е особ-ти драмы: композицию, реализм образов, историзм в воспроизведении эпохи, разнообразие языка. Отлич-я особ-ть – решительный разрыв с правилами классицизма.

Пушкин смело нарушает три единства классицистов:

· время действия: период в восемь с лишним лет,

· место действия: дворец, площадь, монастырская келья, корчма, поле сраженья; даже не только Русь, но и Польша;

· действие не объединяется вокруг центрального героя и единой интриги, чем нарушается единство действия.

Основное столкновение в трагедии - это борьба за престол Бориса и Самозванца, в которую втянуты различные общественные силы. Любовь в трагедии – лишь одно из средств характеристики героев, но не пружина, движущая события.

В трагедии широкий охват жизни изображаемой эпохи, результатом чего явилось необычайно большое количество действующих лиц (около 60), притом из самых различных социальных слоев: царь, бояре, дворяне, патриарх, монахи, русские, поляки.

Вместо смычного деления на действия (по правилам классицизма — пять) пушкинская трагедия разбита на сцены (23), все время меняющие место действия. Это чередование сцен дано в порядке последовательности или по контрасту.

Так, например, в первых трех сценах даны разговоры о Борисе: в первой — двух бояр во дворце, во второй — народа на Красной площади, в третьей — "всей Москвы" на Девичьем поле. Четвёртая же сцена — контраст и в то же время как бы итог предшествующим: избранный народом Борис обращается с торжественной речью к патриарху и боярам, и затем краткий разговор Шуйского с Воротынским снова возвращает нас к их беседе в первой сцене и выразительно характеризует их обоих и Бориса.

Новизной в построении, обусловленной идейным содержанием, является введение в качестве основного действующего лица народа. Поэтому-то, в противоположность трагедиям классицистов, у Пушкина трагедия начинается и заканчивается без Бориса и Самозванца – казалось бы, главных действующих лиц.

Следует отметить, что Пушкин нарушил и еще одно правило классицизма – чистоту жанра: он соединил в своей трагедии и трагические, и бытовые, и комические сцены.

По принципам реализма построены и образы трагедии. Взамен одностороннего изображения характера, свойственного писателям классицизма, Пушкин даёт широкую и разностороннюю зарисовку внутреннего мира своих героев.

ОБРАЗЫ БОРИСА И ЛЖЕДМИТРИЯ

Годунов злодейски убил младенца Димитрия. Димитрий живёт в памяти Бориса Годунова и народа — это вызывает Лжедмитрия, который является ещё большим злодеем (самозванство, отрицательный пафос деятельности). Казалось бы, тень убитого Димитрия управляет событиями (Киреевский) и сталкивает героев-злодеев, но очевидно, что незримо присутствует ещё одна сила, которая и вызывает дух Димитрия, которая и есть истинная причина драматизма — народ. Народное стремление к справедливости (противостояние злу) вызывает Лжедмитрия, ещё большего злодея, вокруг которого собираются проходимцы и все недовольные. Таким образом народ оказывается злодеем. Сходство злодея Бориса, убившего младенца, с народом подчёркивается Пушкиным в образах людей из народа (баба бросает оземь ребёнка, юродивый просит Бориса убить маленьких детей).

Борис прекрасно осознает значимость народа как движущей силы: Годунов пытается расположить к себе народ, он «отворил им житницы», «сыскал работы», но, убедившись в том, что народ все-таки не любит его, Борис находит этому объяснение: «Живая власть для черни ненавистна, Они любить умеют только мертвых».

В течение всей трагедии Годунов презрительно называет народ «чернью», часто (особенно ярко это проявилось в монологе «Достиг я высшей власти») говорит о народе: «они», «им», «их», противопоставляя местоимение единственного числа первого лица и местоимение множественного числа третьего лица: «они ж меня, беснуясь, проклинали», «они ж меня пожаром упрекали», «я злато рассыпал им». Автор подчеркивает одиночество царя: Борис оставлен боярами, умирая, он советует сыну доверять Басманову и Шуйскому, не зная, что именно эти люди предадут его.

Основное внимание поэт уделяет нравственным мучениям Бориса — трагедии «несчастной совести». В Годунове борются два человека: цареубийца и справедливый, «добрый государь», ласковый отец и детоубийца.

Борис вступает в спор со своей честью. В кульминационной сцене трагедии Борис делает выбор окончательный: царь не дозволяет открыть святые, по словам патриарха, мощи убиенного царевича Димитрия для спасения русской земли от интервентов, чтобы обезопасить себя, не дать еще одного повода обвинить себя.

Борис Годунов обрисован Пушкиным всесторонне. Он прекрасный отец, желающий счастья своим детям, справедливый и заботливый правитель, думающий о благе народа, но почему же везде он терпит поражение? Нет счастья его детям:

Я, может быть, прогневал небеса, Я счастие твое не мог устроить. Безвинная, зачем же ты страдаешь? - говорит он дочери.

Борис приходит к выводу, что народу ненавистен любой царь.

Живая власть для черни ненавистна,

Они любить умеют только мертвых.

В самом воздухе витает обвинение, что Годунов – убийца царевича Дмитрия. Бояре не решаются высказать это царю, им есть что терять, они хотят любыми средствами спасти свои привилегии, местничество, близость к трону.

В народе же постоянно бродит недовольство своим униженным положением, подчиненностью вся и всем. Порой оно выливается в бунты, заканчивающиеся ничем. Правители умеют вовремя остановить народ, умаслить его не столько действенными мерами, сколько сиюминутными подачками и посулами. Шуйский очень хорошо объясняет Борису сущность народа.

Умудренный опытом, Борис понимает, что не стоит правителю искать любви у масс. Он должен лишь быть справедливым, заботящимся о благе государства, а всем угодить невозможно, всегда найдутся обиженные и недовольные.

 

В пьесе Александра Пушкина «Борис Годунов» есть как вымышленные персонажи, так и исторические. Ко вторым относится образ Гришки Отрепьева. В истории этот человек известен тем, что смог занять царский трон, выдав себя за законного наследника.

Пушкин считал его порождением Смутного времени. Поэтому этот образ так важен в пьесе. Григорий Отрепьев был монахом в монастыре, однако его душа жаждала авантюр, а не смирения. Юноша имел яркий беспечный характер, отличался ловкостью и удачливостью.

Однажды он услышал от летописца Пимена историю о несчастном царевиче Дмитрии, которого приказал убить Борис Годунов. Пимен пишет послание потомкам и пытается указать все детали, о которых ведал. Летописец говорит, что царевичу, если бы он выжил, было бы столько же лет, сколько и сейчас Григорию. Совпадение в возрасте, да и сама история сильно привлекала внимание юного монаха. Со временем у него зарождается идея выдать себя за спасшегося наследника трона.

Самозванец Лжедмитрий– это смелый авантюрист, которому душно и тесно в монашеской келье, которого мечты влекут к жизни шумной, полной всяких впечатлений... Ради этих впечатлений он смело вступает на путь, который может его привести к плахе. Но смерти он не боится. Самозванец беззаботно и смело смотрит в жизнь и старается от неё взять все, что можно, без всяких хитроумных планов. Когда он беззаботно пирует в замке воеводы Мнишка, он готов забыть все свои затеи и всей душой отдается веселью; когда он влюбляется в Марину, он не думает ни о чем, кроме своей любви, и с беззаботной смелостью открывает ей все свои тайны. Поражение его не огорчает в такой мере, как смерть его любимого коня. Впрочем, эта самоуверенность и беспечность верный залог успехов в борьбе с запуганным, морально истерзанным Годуновым.

Лжедмитрий всегда находится в движении, жаждет перемен. Автор отмечает его способность перевоплощаться. На протяжении пьесы мы видим его то монахом, то ловким дипломатом, то романтичным влюбленным мужчиной. Характер героя переменчив и не прост, как и характер Бориса Годунова. Однако личность Григория более яркая. Этот человек достаточно умен, но беспечен. Его познания в риторике помогают ему найти общий язык с каждым собеседником.

Самозванец – «рыцарь минуты», орудие рока, которому суждено было покарать Бориса Годунова и затем бесследно исчезнуть. Не личные качества Лжедмитрия, а обстоятельства того времени, сумма условий, воспитавших и создавших самозванца, обусловили ему успех. Он наделен и умом, и благородною гордостью, и любовью к родине, и, кроме всего этого, той богатой фантазией, которой был такой запас у гоголевского Хлестакова... В разговоре с Мариной, он может так увлечься своей ролью, что говорит с ней языком прирожденного царевича. Самозванец понимает ясно что, в руках Польши и иезуитов, он – только удобное оружие против России, и что до его самозванства им равно никакого дела нет. Перед сражением он мучится мыслью, что ведет врагов родины проливать кровь своих единоземцев. Но всех этих качеств мало для того, чтобы усидеть на престоле, путь к которому полит кровью.

Пушкин по-разному называет своего героя: Григорий, Самозванец, Лжедмитрий. Несколько раз он назван Димитрием без оскорбительной приставки Лже – когда искреннее произносит, что выбран судьбой заменить царевича, и когда приостанавливает бой, чтобы спасти воинов.

Григорий верит, что по своей воле продолжает борьбу за трон, однако есть много внешних факторов, которые не позволяют ему отступить от цели. Его сообщники с Польши заинтересованы, чтобы именно Самозванец занял московский трон. Помогая ему, они рассчитывают потом влиять на Московию.

Важна здесь и роль некой Марины Мнишек. Дочка польского воеводы имела одно очень сильное качество – честолюбие. Она использует свои девичьи чары, чтобы управлять Григорием. Знаменательной является сцена у фонтана, где беседуют Марина и Григорий. Юноша поглощен своей любовью к ней и ради любви готов отказаться от опасной цели завоевать трон. Однако Марина напоминает ему о долге перед государством. И даже намекает на то, что может раскрыть его тайну в случае отказа от «долга». Самозванец теперь не может просто так уйти с политической арены. Хотя Григорий продолжает себя тешить верой, что действует исключительно по собственной инициативе, на самом деле его тщеславие используют другие люди: Марина, польские вельможи.

Самозванец вступает в борьбу за якобы законный трон. На его сторону постепенно переходят русские дворяне. Так же к нему благосклонен народ. Но не потому что он их герой, а потому что народу надоел царь Борис Годунов. Лжедмитрию удается занять место московского царя. Но народ достаточно быстро понял, что он ничем не лучше других, и отказался его славить.

 

ВЛАСТЬ И НАРОД

В самом воздухе витает обвинение, что Годунов – убийца царевича Дмитрия. Бояре не решаются высказать это царю, им есть что терять, они хотят любыми средствами спасти свои привилегии, местничество, близость к трону.

В народе же постоянно бродит недовольство своим униженным положением, подчиненностью вся и всем. Порой оно выливается в бунты, заканчивающиеся ничем. Правители умеют вовремя остановить народ, умаслить его не столько действенными мерами, сколько сиюминутными подачками и посулами. Шуйский очень хорошо объясняет Борису сущность народа.

Пушкин очень точно определил и показал народный характер. Вечно недовольные существующей властью, люди готовы подняться на ее уничтожение и бунтуют, вселяя ужас в правителей, и только. А в результате сами же остаются обиженными, так как плодами их победы пользуются бояре и родовитые дворяне, стоящие при троне государя.

Умудренный опытом, Борис понимает, что не стоит правителю искать любви у масс. Он должен лишь быть справедливым, заботящимся о благе государства, а всем угодить невозможно, всегда найдутся обиженные и недовольные.

Это основная мысль трагедии Борис Годунов. России необходима крепкая власть, но не замешанная на крови, а иначе все рассыплется в прах таков неумолимый закон жизни.

Пушкин показывает, что движущей силой истории является народ, и он же всегда остается в проигрыше. Плодами его труда пользуются правители, выскочки и проходимцы. Они всплывают из небытия и уходят, а народ безмолвствует, так как не в силах что-либо изменить самостоятельно, а истинных героев, самоотверженных борцов за всеобщее счастье нет, они, может быть, появятся позже. Пока же народу остается ждать, терпеть, надеяться теперь... на Лжедмитрия.

 

Значение "Бориса Годунова" в истории русской драматургии

Велико значение "Бориса Годунова" в истории русской драматургии.

Трагедия отличается историзмом, вниманием к общественно-политической жизни, глубиной в раскрытии образов, художественной простотой. Эти основные положения, которые Пушкин считал обязательными при создании трагедии, стали руководящими в творчестве последующих передовых русских писателей.

После появления «Бориса Годунова» реализм прочно утверждается в русской драматургии.

 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.