Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2019-11-11 | 1842 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Индивидуально-авторская манера письма Л. в поэзии стала основополагающей для формирования в его творчестве разновидностей художественного функционального стиля. Эмоциональный, эмоционально-ораторский и реалистический стили определили суть стилевой стороны творчества Л.
В эмоциональном стиле Л. усилена эмоциональная напряженность передаваемого поэтом и переживаемого героем содержания, идущая от влияния «романтической культуры художественного слова». Страстность, чувственность, внутреннее напряжение и тайная исповедь передаются особыми приемами в использовании языковых единиц и эмоционально окрашенными языковыми средствами. Для Л. важным является не точность, лаконичность отдельного слова, а эмоциональный эффект поэтической речи. Эмоциональным стилем написаны такие произведения, как: «Выхожу один я на дорогу», «Молитва», «Сосед», «И скучно и грустно», «Кинжал» и др., а также некоторые отрывки из поэм «Мцыри», «Демон», «Измаил Бей».
Основу эмоционального стиля составляют отвлеченные имена существительные и глаголы состояния, отношения и свойства. Эти единицы языка в эмоциональном стиле используются Л. не только как средство номинации и предикации, но и как изобразительно-выразительное средство. У Л. есть ст., написанные только посредством отвлеченных слов, конкретные же слова в подобных контекстах развивают оттенок абстрактного значения.
Например, ст. «Есть речи — значенье» (1840 г.). Большинство слов в этом стихотворении являются отвлеченными (значенье, волненье, безумство, желанье, разлука, свиданье и др.), под их влиянием оттенок абстрактности развивают слова: звук — в контексте выражения как полны их звуки безумством желанья это не материально выраженная единица речи, а сам процесс говорения, вызывающий у читателя безумство желанья; слово – не единица лексического уровня языка с определенным номинативным значением, а взволнованная, эмоциональная речь, рожденная из пламени и света. Обобщенный характер синтаксической конструкции и где я ни буду сообщает оттенок абстрактности конкретным словам в храме, средь боя. Общей приподнятости, эмоциональности стиля способствуют глаголы с отвлеченным значением внимать, не встретить (ответа), услышать (слово — речь), броситься (из битвы) и др.
|
В эмоциональном стиле Л. особое место среди слов признакового характера занимает эпитет. Как изобразительно-выразительное средство поэтической речи эпитет, несомненно, является одним из приоритетных эмоциональных средств русского языка. У Л. эпитет, в отличие от других писателей и поэтов первой половины ХIХ века, носит субъективно-оценочный характер. Посредством его поэт передает разную степень оценочности признака или действия предмета, лица. Она может быть положительной, отрицательной и нейтральной. Для лермонтовского эмоционального стиля характерна иносказательность передаваемого содержания, сопровождаемая олицетворением, сравнением, параллелизмом.
Эмоциональная сторона художественного текста организуется за счет использования Л. сравнений.
Ораторский, или эмоционально-ораторский стиль, а также декламационный стих, «железный стих», по определению самого Л., призван был выражать не только сильнейшие личные чувства, но и политический протест против существующих порядков мироустройства, борьбу с современным обществом, недовольство сложившимся традициями между человеком и государством.
Ораторским стилем написаны такие произведения Л., как: «Смерть поэта», «Дума», «Поэт», «Как часто, пестрою толпою окружен», «Прощай, немытая Россия», «Гляжу на будущность с боязнью, «И скучно и грустно» и др., а также отрывки из поэм «Мцыри» и «Демон» и др. В произведениях ораторского стиля Л. усиливает не только эмоциональную сторону стихотворной речи, но и ее идейную мотивировку.
|
Отвлеченная лексика передает обеспокоенность поэта судьбой личности в обществе, судьбой своего поколения: честь, молва, месть, обида, похвала, судьба, потеха, мучение, спасение («Смерть поэта»); бремя, познание, бездействие, путь, добро, зло, наслаждение, холод, слава, насмешка («Дума»); порок, назначенье, власть, благоговенье, дух, обман, мир, мщенье, презренье («Поэт»); будущность, боязнь, тоска, казнь, душа, избавленье, упование, страсть, надежда, бытие («Гляжу на будущность с боязнью») и др.
Эмоционально окрашенные и вопросительные предложения создают фон скрытой полемики:
А вы что делали, скажите, в это время,
Когда в полях чужих он гордо погибал?
Вы потрясали власть избранную, как бремя,
Точили в темноте кинжал!
Оценочный эпитет в обличительном ораторском стиле является отрицательно окрашенной единицей: посредством его Л. усиливает свое негативное отношение к окружающему миру: мелочных обид, пустых похвал, жалкий лепет, пустое сердце, свет завистливый и душный, клеветникам ничтожным, словам и ласкам ложным, обманутых надежд, надменные потомки, жадною толпой («Смерть поэта»).
Однако основным обличительным средством ораторского стиля Л. является метафора. Новизна образно-метафорического словоупотребления связана с развитием в творчестве Л. новых, неизвестных ранее эффективных приемов ораторской речи, в основе которых лежит отбор и сочетание единиц русского общенационального языка для изображения нового содержания.
Эмоционально-ораторская сторона текста усиливается противопоставлением одного изображаемого предмета или действия другому. Антитеза, выступая ярчайшим обличительным средством в ораторском стиле Л., сообщает эту черту всему контексту — он становится декламационно организованным и стилистически предельно окрашенным. Например:
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Реалистический стиль, или стиль предметной точности слов («Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Герой нашего времени», «Сашка», «Княгиня Лиговская», отрывки из поэм «Мцыри», «Измаил-Бей» и др.), берет свое начало в творчестве А.С. Пушкина. То же использование точности и меткости значения слов:
|
Вам не видать таких сражений.
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала…
Однако реалистический стиль Л. рядом особенностей отличается от реалистического стиля А.С. Пушкина. Во-первых, в нем происходит фольклоризация художественного стиля. Во-вторых, он отражает освоение русским литературным языком разговорно-просторечных элементов. В-третьих, в реалистическом стиле Л. превалирует психологический фактор в изображении картины мира.
Фольклоризация художественного стиля наиболее ярко отражена в произведениях Л. «Бородино», «Песня про купца Калашникова…». Изучая произведения устного народного творчества, Л. их не копировал, а на новой основе, в духе нового времени создавал шедевры новой русской литературы.
Новизна касалась и идейно-художественной стороны, и образов, и использования единиц русской речи. Изобразительно-выразительная сторона «Песни про купца Калашникова…» соответствует канонам былинного русского эпоса. Здесь обнаруживаются:
- постоянные эпитеты (солнце красное, тучки синие, удалой боец, дума крепкая, буйную головушку, брови черные и др.);
- сравнения (затряслась, как листочек осиновый; ходит плавно — будто лебедушка; твои речи — будто острый нож);
- параллелизмы (По одном из нас будут панихиду петь, И не позже как завтра в час полуденный; И один из нас будет хвастаться, С удалыми друзьями пируючи …);
- тавтологические единицы (диво дивное, плачем плачут, пир пировать, шутку шутить);
- повторы слов, относящихся к одной части речи (Перед кем покажу удальство свое? Перед кем нарядом похвастаюсь?; Мои очи слезные коршун выклюет, Мои кости сирые дождик вымоет; И приходит он в свой высокий дом, И дивится Степан Парамонович);
- повторы фрагментов текста, создающие замедление развития сюжета (Не оставь лишь малых детушек, Не оставь молодую вдову, Да двух братьев моих своей милостью);
- единоначатие (Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич, Аль ты думу затаил нечестивую? Али славе нашей завидуешь? Али служба тебе честная прискучила?) и т.д.
|
Олитературивание живой речи наиболее ярко проявилось в ст. «Бородино», где солдатское просторечие и простонародная стихия настолько органично вплетены в контекст изложения и изображения, что они не воспринимаются как стилистически сниженные единицы речи.
Народно-эпическое повествование о Бородинском сражении в рассказе старого солдата изложено «простым» языком, но насколько этот язык правдив, объективен, красочен!
«Что же до «Бородина», — это стихотворение отличается простотою, безыскусственностию: в каждом слове вы слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии», — писал В.Г. Белинский.
Близкие по своим результатам процессы фольклоризации литературного языка и олитературивание живой речи осуществились благодаря созданию Л. реалистических и обобщенных образов. Весь его рассказ не о себе, а о других; он тонет в единой солдатской массе: «на наш редут», «перед нами», «Наш бой», «считать мы стали раны» — с глубоким реализмом Л. рисует бой, а не бойцов или бойца, изображает общее, а не частное.
На смену изображения декоративных картин стилизованными средствами русского языка в духе романтической народности приходит реалистическое изображение деталей быта и обихода, черт облика и характера героя, его действий и поступков.
Реалистическому стилю Л. присуще изображение сложных «психических коллизий и раздумий сильной рефлектирующей личности, внутреннего мира героя в пространстве и времени — «Герой нашего времени».
Итог: Лермонтов – типичный представитель романтизма в России. Его лирический герой одинок, противостоит толпе, светскому обществу, всему миру. Его герой призывает бороться за свободу, правду, независимость. Часто автор обращается к прошлому: либо описывает события исторического прошлого, либо детские годы, в противовес нынешнему времени, обращается к экзотической природе – горы, море – типичный сюжет для романтиков. Единственное утешения для Лермонтова – любовь, но и она трагична и безответна.
Значение Л. для становления и развития современного русского языка велико и продуктивно. Именно в развитии поэтического языка творчества Л., его стилей (эмоционального, ораторского) идет прямая линия к творчеству Некрасова, а своей прозой (стиль предметной точности слов) Л. подготовил путь в литературе писателям-реалистам Тургеневу, Толстому, Достоевскому.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!