Особенности стиля Лермонтова — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности стиля Лермонтова

2019-11-11 1761
Особенности стиля Лермонтова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Индивидуально-авторская манера письма Л. в поэзии стала основополагающей для формирования в его творчестве разновидностей художественного функционального стиля. Эмоциональный, эмоционально-ораторский и реалистический стили определили суть стилевой стороны творчества Л.

 

В эмоциональном стиле Л. усилена эмоциональная напряженность передаваемого поэтом и переживаемого героем содержания, идущая от влияния «романтической культуры художественного слова». Страстность, чувственность, внутреннее напряжение и тайная исповедь передаются особыми приемами в использовании языковых единиц и эмоционально окрашенными языковыми средствами. Для Л. важным является не точность, лаконичность отдельного слова, а эмоциональный эффект поэтической речи. Эмоциональным стилем написаны такие произведения, как: «Выхожу один я на дорогу», «Молитва», «Сосед», «И скучно и грустно», «Кинжал» и др., а также некоторые отрывки из поэм «Мцыри», «Демон», «Измаил Бей».

 

Основу эмоционального стиля составляют отвлеченные имена существительные и глаголы состояния, отношения и свойства. Эти единицы языка в эмоциональном стиле используются Л. не только как средство номинации и предикации, но и как изобразительно-выразительное средство. У Л. есть ст., написанные только посредством отвлеченных слов, конкретные же слова в подобных контекстах развивают оттенок абстрактного значения.

Например, ст. «Есть речи — значенье» (1840 г.). Большинство слов в этом стихотворении являются отвлеченными (значенье, волненье, безумство, желанье, разлука, свиданье и др.), под их влиянием оттенок абстрактности развивают слова: звук — в контексте выражения как полны их звуки безумством желанья это не материально выраженная единица речи, а сам процесс говорения, вызывающий у читателя безумство желанья; слово – не единица лексического уровня языка с определенным номинативным значением, а взволнованная, эмоциональная речь, рожденная из пламени и света. Обобщенный характер синтаксической конструкции и где я ни буду сообщает оттенок абстрактности конкретным словам в храме, средь боя. Общей приподнятости, эмоциональности стиля способствуют глаголы с отвлеченным значением внимать, не встретить (ответа), услышать (слово — речь), броситься (из битвы) и др.

 

В эмоциональном стиле Л. особое место среди слов признакового характера занимает эпитет. Как изобразительно-выразительное средство поэтической речи эпитет, несомненно, является одним из приоритетных эмоциональных средств русского языка. У Л. эпитет, в отличие от других писателей и поэтов первой половины ХIХ века, носит субъективно-оценочный характер. Посредством его поэт передает разную степень оценочности признака или действия предмета, лица. Она может быть положительной, отрицательной и нейтральной. Для лермонтовского эмоционального стиля характерна иносказательность передаваемого содержания, сопровождаемая олицетворением, сравнением, параллелизмом.

Эмоциональная сторона художественного текста организуется за счет использования Л. сравнений.

 

Ораторский, или эмоционально-ораторский стиль, а также декламационный стих, «железный стих», по определению самого Л., призван был выражать не только сильнейшие личные чувства, но и политический протест против существующих порядков мироустройства, борьбу с современным обществом, недовольство сложившимся традициями между человеком и государством.

Ораторским стилем написаны такие произведения Л., как: «Смерть поэта», «Дума», «Поэт», «Как часто, пестрою толпою окружен», «Прощай, немытая Россия», «Гляжу на будущность с боязнью, «И скучно и грустно» и др., а также отрывки из поэм «Мцыри» и «Демон» и др. В произведениях ораторского стиля Л. усиливает не только эмоциональную сторону стихотворной речи, но и ее идейную мотивировку.

Отвлеченная лексика передает обеспокоенность поэта судьбой личности в обществе, судьбой своего поколения: честь, молва, месть, обида, похвала, судьба, потеха, мучение, спасение («Смерть поэта»); бремя, познание, бездействие, путь, добро, зло, наслаждение, холод, слава, насмешка («Дума»); порок, назначенье, власть, благоговенье, дух, обман, мир, мщенье, презренье («Поэт»); будущность, боязнь, тоска, казнь, душа, избавленье, упование, страсть, надежда, бытие («Гляжу на будущность с боязнью») и др.

Эмоционально окрашенные и вопросительные предложения создают фон скрытой полемики:


А вы что делали, скажите, в это время,

Когда в полях чужих он гордо погибал?

Вы потрясали власть избранную, как бремя,

Точили в темноте кинжал!


Оценочный эпитет в обличительном ораторском стиле является отрицательно окрашенной единицей: посредством его Л. усиливает свое негативное отношение к окружающему миру: мелочных обид, пустых похвал, жалкий лепет, пустое сердце, свет завистливый и душный, клеветникам ничтожным, словам и ласкам ложным, обманутых надежд, надменные потомки, жадною толпой («Смерть поэта»).

Однако основным обличительным средством ораторского стиля Л. является метафора. Новизна образно-метафорического словоупотребления связана с развитием в творчестве Л. новых, неизвестных ранее эффективных приемов ораторской речи, в основе которых лежит отбор и сочетание единиц русского общенационального языка для изображения нового содержания.

Эмоционально-ораторская сторона текста усиливается противопоставлением одного изображаемого предмета или действия другому. Антитеза, выступая ярчайшим обличительным средством в ораторском стиле Л., сообщает эту черту всему контексту — он становится декламационно организованным и стилистически предельно окрашенным. Например:

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой.

 

Реалистический стиль, или стиль предметной точности словБородино», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Герой нашего времени», «Сашка», «Княгиня Лиговская», отрывки из поэм «Мцыри», «Измаил-Бей» и др.), берет свое начало в творчестве А.С. Пушкина. То же использование точности и меткости значения слов:


Вам не видать таких сражений.

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала…


Однако реалистический стиль Л. рядом особенностей отличается от реалистического стиля А.С. Пушкина. Во-первых, в нем происходит фольклоризация художественного стиля. Во-вторых, он отражает освоение русским литературным языком разговорно-просторечных элементов. В-третьих, в реалистическом стиле Л. превалирует психологический фактор в изображении картины мира.

Фольклоризация художественного стиля наиболее ярко отражена в произведениях Л. «Бородино», «Песня про купца Калашникова…». Изучая произведения устного народного творчества, Л. их не копировал, а на новой основе, в духе нового времени создавал шедевры новой русской литературы. 

Новизна касалась и идейно-художественной стороны, и образов, и использования единиц русской речи. Изобразительно-выразительная сторона «Песни про купца Калашникова…» соответствует канонам былинного русского эпоса. Здесь обнаруживаются:

- постоянные эпитеты (солнце красное, тучки синие, удалой боец, дума крепкая, буйную головушку, брови черные и др.);

- сравнения (затряслась, как листочек осиновый; ходит плавно — будто лебедушка; твои речи — будто острый нож);

- параллелизмы (По одном из нас будут панихиду петь, И не позже как завтра в час полуденный; И один из нас будет хвастаться, С удалыми друзьями пируючи …);

- тавтологические единицы (диво дивное, плачем плачут, пир пировать, шутку шутить);

- повторы слов, относящихся к одной части речи (Перед кем покажу удальство свое? Перед кем нарядом похвастаюсь?; Мои очи слезные коршун выклюет, Мои кости сирые дождик вымоет; И приходит он в свой высокий дом, И дивится Степан Парамонович);

- повторы фрагментов текста, создающие замедление развития сюжета (Не оставь лишь малых детушек, Не оставь молодую вдову, Да двух братьев моих своей милостью);

- единоначатие (Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич, Аль ты думу затаил нечестивую? Али славе нашей завидуешь? Али служба тебе честная прискучила?) и т.д.

 

Олитературивание живой речи наиболее ярко проявилось в ст. «Бородино», где солдатское просторечие и простонародная стихия настолько органично вплетены в контекст изложения и изображения, что они не воспринимаются как стилистически сниженные единицы речи.

Народно-эпическое повествование о Бородинском сражении в рассказе старого солдата изложено «простым» языком, но насколько этот язык правдив, объективен, красочен!

«Что же до «Бородина», — это стихотворение отличается простотою, безыскусственностию: в каждом слове вы слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии», — писал В.Г. Белинский.

 

Близкие по своим результатам процессы фольклоризации литературного языка и олитературивание живой речи осуществились благодаря созданию Л. реалистических и обобщенных образов. Весь его рассказ не о себе, а о других; он тонет в единой солдатской массе: «на наш редут», «перед нами», «Наш бой», «считать мы стали раны» — с глубоким реализмом Л. рисует бой, а не бойцов или бойца, изображает общее, а не частное.

На смену изображения декоративных картин стилизованными средствами русского языка в духе романтической народности приходит реалистическое изображение деталей быта и обихода, черт облика и характера героя, его действий и поступков.

Реалистическому стилю Л. присуще изображение сложных «психических коллизий и раздумий сильной рефлектирующей личности, внутреннего мира героя в пространстве и времени — «Герой нашего времени».

 

Итог: Лермонтов – типичный представитель романтизма в России. Его лирический герой одинок, противостоит толпе, светскому обществу, всему миру. Его герой призывает бороться за свободу, правду, независимость. Часто автор обращается к прошлому: либо описывает события исторического прошлого, либо детские годы, в противовес нынешнему времени, обращается к экзотической природе – горы, море – типичный сюжет для романтиков. Единственное утешения для Лермонтова – любовь, но и она трагична и безответна.

 

Значение Л. для становления и развития современного русского языка велико и продуктивно. Именно в развитии поэтического языка творчества Л., его стилей (эмоционального, ораторского) идет прямая линия к творчеству Некрасова, а своей прозой (стиль предметной точности слов) Л. подготовил путь в литературе писателям-реалистам Тургеневу, Толстому, Достоевскому.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.