Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенность Тургенева – обобщать, типизировать через культурный тип.

2019-11-11 361
Особенность Тургенева – обобщать, типизировать через культурный тип. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

В основном о крестьянах, причем крестьянах, очень осмысленных по-новому в то время.

 

Это означало, что он открыл читателю новую Россию, ту, которую никто не знал.

 

Антикрепостническая направленность "Записок охотника" проявляется прежде всего в тех рассказах, в которых непосредственно сопоставлены помещики и крестьяне. Таких рассказов немало, и в них основной общественный конфликт эпохи показан с особой силой. Это - "Хорь и Калиныч" (крестьяне и Полутыкин), "Ермолай и мельничиха" (Арина и Зверков), "Малиновая вода" (Стёпушка и шумихинский барин, Влас и молодой граф), "Льгов" (Сучок и его господа), "Бурмистр" (крестьяне и Пеночкин), "Контора" (Павел и госпожа Лоснякова с её главным конторщиком), "Два помещика" (буфетчик Вася и Стегунов), "Пётр Петрович Каратаев" (Матрёна и её барыня).

 

Другие рассказы построены иначе: центральное место занимают или крестьяне ("Касьян с Красивой Мечи", "Бежин луг", "Бирюк", "Свидание", "Живые мощи"), или простые люди из народа ("Певцы"), образы же помещиков даны или на периферии, или совсем отсутствуют; тем не менее читателю совершенно ясна крепостническая обстановка, в которой развёртывается действие: эта крепостническая обстановка и придаёт развитию действия характер того или иного драматического конфликта. В самом деле, читателю необходимо представить себе условия крепостного права, чтобы в полной мере понять жажду справедливости, поиски праведной земли у Касьяна, темноту и суеверия мальчиков "Бежина луга", ложное положение Бирюка, трагическую судьбу Акулины в рассказе "Свидание" и Лукерьи в рассказе "Живые мощи", гибель талантливых людей из народа в "Певцах".

 

Тургенев увидел и показал в мужике, задавленном крепостничеством, человека. Уже в первом рассказе «Записок охотника» «Хорь и Калиныч» он многозначительно заметил: «Калиныч был человек...» И что примечательно, Тургенев не просто описывает крестьянский люд - это делали и до него — он сумел заглянуть в душу своих героев. И оказалось, что все они очень разные люди и у каждого, несмотря на общую долю крепостных, неповторимая душа.

 

«Хорь и Калиныч». Еще «Записок охотника» не существует, а про рассказ уже дают подзаголовок: из Записок Охотника. Ну, Некрасову и пришлось так записать для публикации.

Есть приметы, связанные с натуральной школой. Четкая, естественно-научная градация и описание мужиков разных уездов, губерний. Кто в каких избах живет, кто носит лапти, а кто носит сапоги. Только потом у Тургенева оказываются Хорь и Калиныч. Хорь будет напоминать Сократа, а в черновиках один был Шиллером, а другой был Гёте, но Тургенев чувствовал, что сам переборщил.

«Такие же, как у Сократа! Такой же шишковатый лоб

Хорь и Калиныч становятся мировоззренческими типами. Так крестьян не рассматривали, а Тургеневу именно так интересно.

 

Тургенев любит своих героев. Но любовь его не слепая. Он хорошо видит, как хватающая за душу песня («Певцы») перерастает в обыкновенную пьянку, видит, как воруют мужики, как не хотят работать, как вечно ждут подачек, как готовы расправиться с тем, кто мешает, например, воровать. Они погрузились в разруху и пьянство и, похоже, не собираются оттуда выходить.

 

В чём дело? Почему происходит это разложение личности? Тургенев во всём винит крепостное право. Оно — главное зло в обществе. И развращает оно не только крестьян, которые уже привыкли не принадлежать себе, но и их хозяев.

 

Есть свидетельства, указывающие на то, что император Александр II («освободитель») приветствовал «Записки охотника». В 1864 г. И. Тургенев был приглашён на празднование третьей годовщины отмены крепостного права. В официальном слове было прямо сказано, что государь лично объявил о влиянии на его решение отменить крепостное право «Записок охотника» Тургенева.

 

В «Бежином луге» Павлушка описан как «байронический мальчик». Тургенев мыслит типами европейской культуры, европейской литературы. И, даже говоря о крестьянах, он все равно так делает, он себя в этом выключить не может.

 

«Певцы», стихотворение в прозе «Лес и степь», где описание природы – и больше ничего.

 

«Живые мощи», где Лукерья лежит там одна и вся высохла с болезни, в тонком сознании она уже там, в небесах, уже видит видения, и крестьяне к ней относятся так, и она рассказывает охотнику, как она себя видит.

«Певцы» - соревнование, кто лучше поет. Выигрывает не тот, у кого академический поставленный голос, а тот, кто поет народным духом. Но потом народ отмечает, и там уже не гармония, а пьяный угар, и гармония растворяется.

 

Следующая особенность "Записок охотника", содействующая их идейно-художественной стройности, - образ рассказчика (охотника), от лица которого неизменно идёт повествование во всех рассказах.

 

Рассказчик в "Записках охотника" - не посторонний наблюдатель событий, происходящих на его глазах: обычно он живой участник этих событий, не скрывающий своего отношения (положительного или отрицательного) к тем или иным героям. А вместе с тем он - посредник между действующими лицами и читателем, он постоянно имеет в виду этого читателя, то и дело вступает с ним в беседу и как бы вовлекает его в изображаемые в рассказах события.

 

Рассказчик по-разному участвует в ходе повествования. То он по преимуществу слушает, а иногда, как в " Конторе " или в " Свиданьи ", подслушивает разговоры действующих лиц и лишь частично принимает участие в беседе, то специально расспрашивает действующих лиц и для поддержания беседы сам сообщает им те или иные сведения (например, в рассказе " Хорь и Калиныч "), а в некоторых рассказах принимает самое активное участие в развитии действия. Так в рассказе " Бирюк " он просит отпустить мужика, уличённого в порубке леса, предлагает уплатить штраф за срубленное дерево, а в решительный момент бросается к мужику на помощь.

 

Однако, как ни различно проявляется роль рассказчика в ходе событий, он никогда не остаётся безучастным к жизни и поведению своих героев. Вводя образ рассказчика и тем самым связывая между собой отдельные эпизоды, отдельные рассказы, Тургенев усиливает реалистичность, вызывает у читателя впечатление предельного соответствия художественного вымысла реальной действительности.

 

Непринуждённая беседа с читателем не только способствует живости его воображения, но одновременно действует и на его чувства, вызывает эмоциональное отношение к людям и природе и придаёт рассказам Тургенева лирический характер, тёплую задушевность.

 

С особенной отчётливостью лиризм "Записок охотника" выступает в описаниях природы. Известно, что Тургенев был непревзойдённым мастером пейзажа: мало кто из русских писателей любил родную природу такой глубокой и нежной любовью и проявлял по отношению к ней такую проникновенную наблюдательность.

 

Понятны поэтому, например, в рассказе " Лес и степь " то обилие и та яркость эмоциональных слов и выражений, какими пользуется рассказчик, желающий передать читателю своё восторженное отношение к природе.

" Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо..."

 

И во всём дальнейшем описании, наряду с подбором слов, рассчитанных на работу воображения читателя (" Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега... Вы едете - едете мимо церкви, с горы направо, через плотину..."), рассказчик то и дело вставляет эмоциональные эпитеты, сравнения, метафоры, восклицательные предложения и т. п.

" Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенётся, как птица. Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом... Живее, кони, живее! Крупной рысью вперёд!.. Вы взобрались на гору. Какой вид!.. Как вольно дышит грудь, как быстро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны!

А летнее, июльское утро!.."

и т. д.

 

Весь рассказ "Лес и степь" выдержан в этом тоне задушевной беседы с читателем и заканчивается он (а надо сказать, что это последний, заключительный рассказ "Записок охотника") таким же тёплым, дружеским прощальным словом:

" Однако - пора кончить. Кстати - заговорил я о весне: весной легко расставаться, весной и счастливых тянет вдаль... Прощайте, читатель; желаю вам постоянного благополучия ".

 

 

33. Романы И.С. Тургенева. Традиция «дворянского» романа о герое времени. Социально-бытовой и философский уровни содержания. Тургеневский психологизм (на примере 2-3 романов).

 

Предположительное начало ответа:

Знаю, что Тургенев написал «Рудина», «Накануне», «Дворянское гнездо», «Отцов и детей», и безмерно любя «Дым» и «Новь», я бы хотела остановиться на...

 

«Дым» и «Новь» - финал «дворянского» романа, его конец в творчестве Тургенева.

 

Дворянский роман: гг дворянин, большая часть действия происходит в поместье.

 

Рудин (1856, др. источники – 1855)   Первый роман Тургенева назван по имени главного действующего лица.   Рудин – один из лучших представителей культурного дворянства. Он получил образование в Германии, как Михаил Бакунин, послуживший его прототипом, и как сам Иван Тургенев. Рудин наделен красноречием. Появившись в усадьбе помещицы Ласунской, он сразу очаровывает присутствующих. Но хорошо говорит он лишь на отвлеченные темы, увлекаясь «потоком собственных ощущений», не замечая, как действуют его слова на слушателей. Учитель-разночинец Басистов покорен его речами, но Рудин не ценит преданности юноши: «Видно, он только на словах искал чистых и преданных душ». Терпит герой поражение и на поприще общественного служения, хотя замыслы его всегда чисты и бескорыстны. Крахом кончаются его попытки преподавать в гимназии, управлять имениями одного самодура- помещика.   Он завоевывает любовь дочери помещицы, Натальи Ласунской, но отступает перед первым препятствием – противодействием матери. Рудин не выдерживает испытания любовью – а именно так проверяется человек в художественном мире Тургенева.  
Дворянское гнездо (1858)   Роман об исторической судьбе дворянства в России.   Главный герой, Федор Иванович Лаврецкий, попадает в любовные сети холодной и расчетливой эгоистки Варвары Павловны. Он живет с нею во Франции, пока случай не открывает ему глаза на неверность жены. Как будто освобождаясь от наваждения, возвращается Лаврецкий домой и словно заново видит свои родные места, где жизнь течет неслышно, «словно вода по болотным травам». В этой тишине, где даже облака, кажется, «знают, куда и зачем они плывут», он встречает свою настоящую любовь – Лизу Калитину.   Но и этой любви не суждено было стать счастливой, хотя удивительная музыка, сочиненная старым чудаком Леммом, учителем Лизы, сулила героям счастье. Варвара Павловна, считавшаяся умершей, оказалась жива, а значит, невозможным стал брак Федора Ивановича и Лизы.   В финале Лиза уходит в монастырь замаливать грехи отца, добывшего богатство нечестным путем. Лаврецкий остается один доживать безрадостную жизнь.  
Накануне (1859)   В романе «Накануне» болгарин Дмитрий Инсаров, борющийся за независимость своей родины, влюблен в русскую девушку Елену Страхову. Она готова разделить его трудную судьбу и следует за ним на Балканы. Но их любовь оборачивается жестокостью по отношению к родителям Елены, к друзьям, приводит ее к разрыву с Россией.   Кроме того, личное счастье Инсарова и Елены оказалось несовместимым с той борьбой, которой без остатка хотел посвятить себя герой. Его смерть выглядит как расплата за счастье.   Все романы Тургенева о любви, и все – о проблемах, волновавших тогда российскую общественность. В романе «Накануне» общественная проблематика – на первом плане.   Добролюбов в статье «Когда же придет настоящий день?», опубликованной в журнале «Современник», призвал «русских Инсаровых» к борьбе с «внутренними турками», в число которых попадали не только сторонники крепостного права, но и либералы, как и сам Тургенев, верившие в возможность мирных реформ. Писатель уговаривал Некрасова, издававшего «Современник», не печатать эту статью. Некрасов отказал. Тогда Тургенев порвал с журналом, с которым сотрудничал много лет.  
Дым (1867)   Роман «Дым» (1867) резко отличается от предшествовавших ему романов Тургенева.   Главный герой «Дыма» Литвинов ничем не замечателен. В центре романа даже не он, а бессмысленная жизнь разношерстного русского общества на немецком курорте Баден-Баден. Все словно заволокло дымом мелочной, ложной значительности. В конце романа дана развернутая метафора этого дыма, который наблюдает из окна вагона возвращающийся домой Литвинов. «Все вдруг показалось ему дымом, все, собственная жизнь, русская жизнь – все людское, особенно все русское».   В романе проявились крайние западнические взгляды Тургенева. В монологах Потугина, одного из персонажей романа, немало злых мыслей об истории и значении России, единственное спасение которой в том, чтобы неустанно учиться у Запада. «Дым» углубил непонимание между Тургеневым и русской общественностью. Достоевский и его единомышленники обвиняли Тургенева в клевете на Россию. Демократы были недовольны памфлетом на революционную эмиграцию. Либералы – сатирическим изображением «верхов».  
Новь (1876)   Последний роман Тургенева «Новь» – о судьбе народничества.   В центре произведения – судьба целого общественного движения, а не отдельных его представителей. Характеры персонажей раскрываются уже не в любовных перипетиях. Главное в романе – столкновение разных партий и слоев русского общества, в первую очередь – революционеров-агитаторов и крестьян. Соответственно возрастает общественное звучание романа, его «злободневность».  

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.