ТЕМА: Кардиотонические и антиаритмические средства в клинической практике. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

ТЕМА: Кардиотонические и антиаритмические средства в клинической практике.

2019-07-12 593
ТЕМА: Кардиотонические и антиаритмические средства в клинической практике. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель занятия: Изучить классификацию, механизмы действия гипотензивных средств разных групп, особенности фармакокинетики и фармакодинамики отдельных препаратов. Составить четкое представление о патогенетических принципах лечения гипертонической болезни и симптоматических гипертоний, купировании гипертонических кризов, терапии регионарных спазмов сосудов. Иметь представление о препаратах, применяемых при гипотензиях, обусловленных снижением периферического сопротивления сосудов и/или снижением сердечного выброса

Исходный уровень знаний:

· анатомо-физиологические особенности сердечной мышцы;

· строение и функции проводящей системы сердца;

· этиологию и патогенез сердечной недостаточности;

· причины нарушений сердечного ритма;

· латинское написание названий кардиотонических и антиаритмических препаратов.

Студент должен представлять:

· механизм специфического действия сердечных гликозидов;

· механизмы действия основных классов антиаритмических препаратов.

Студент должен знать:

· классификацию кардиотонических средств;

· фармакологическую характеристику сердечных гликозидов;

· классификацию антиаритмических средств;

· фармакологическую характеристику классов антиаритмических средств;

· симптомы интоксикации препаратами сердечных гликозидов.

Студент должен уметь:

· выписывать и корректировать рецепты на препараты групп кардиотонических и антиаритмических средств;

· рассчитывать дозы сердечных гликозидов на курс лечения.

Список препаратов к теме:

Дигитоксин, дигоксин, целанид, адонизид, строфантин К, кордигит, настойка ландыша, коргликон, кардиовален, амринон, милринон, левосимендан, добутамин, изопреналин, хинидина сульфат, новокаинамид, лидокаин, пропафенон, амиодарон, верапамил, атенолол, изадрин, панангин, аспаркам.

Основные вопросы темы:

1. Определение, классификация, механизмы действия кардиотонических средств.

2. Препараты сердечных гликозидов: фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

3. Интоксикация сердечными гликозидами, профилактика и меры помощи.

4. Кардиотоники «негликозидной» структуры, общая характеристика.

5. Определение, классификация и механизмы действия антиаритмических средств.

6. Антиаритмические средства, блокирующие преимущественно ионные каналы: фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

7. Антиаритмические средства, влияющие на эфферентную иннервацию сердца: фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

 

Кардиотонические средства (растительного и синтетического происхождения) применяют для лечения сердечной недостаточности различной этиологии. Сердечные гликозиды (препараты растительного происхождения) повышают работоспособность миокарда, обеспечивая экономную и эффективную деятельность сердца. Средства «негликозидной» структуры применяют для непродолжительной стимуляции миокарда при декомпенсации функции сердца.

Нарушения сердечного ритма (аритмии) – очень распространенная патология, сопровождающая как заболевания сердечно-сосудистой системы, так и других органов. Некоторые аритмии угрожают жизни и требуют обязательного лекарственного вмешательства, для чего используются антиаритмические средства.

План проведения занятия:

I. Тестовый контроль

II. Решение фармакологических и ситуационных задач

III. Обсуждение основных вопросовов.

                                                      Аудиторная работа

Задание №1 Заполните терминологический словарь:

аритмия, батмотропное действие, блокада сердца, брадикардия, дромотропное действие, инотропное действие, мерцательная аритмия, проводящая система сердца, тахикардия, хронотпропное действие, экстрасистолия, эффективный рефрактерный период.

Задание №2. Выпишите рецепты: а) дигоксин свечи; б) дигитоксин для инъекций; в) целанд в таблетках; г) пропафенон, драже; д) калия хлорид, раствор.

Задание № 3. Пользуясь справочной литературой, укажите групповую принадлежность данных антиаритмических средств (IА, IВ, IС, II, III классы):

· Ацебутолол;

· Амиодарон;

· Ритмонорм (пропафенон);

· Прокаинамид;

· Этацизин;

· Морацизин (этмозин).

Задание № 4. Расположите препараты сердечных гликозидов: а) по скорости развития кардиотонического эффекта; б) по длительности действия. Препараты: дигитоксин, дигоксин, строфантин К, целанид.

Задание № 5. Решите ситуационные задачи:

А) Кардиотоническое средство негликозидной структуры. Увеличивает силу сердечных сокращений, не повышая при этом концентрацию ионов кальция в клетках миокарда. Повышает чувствительность миофибрилл к ионам кальция. Расширяет сосуды большого круга кровообращения и коронарные сосуды. Применяется при острой сердечной недостаточности.

Задания:

· Определить препарат по описанию;

· Уточнить, возможен ли длительный курс лечения;

· Перечислить особенности фармакокинетики препарата.

 

Б) Диагноз пациента: хроническая интоксикация дигитоксином.

Задания:

Перечислите наиболее выраженные кардиальные и экстракардиальные симптомы такой интоксикации;

· Назовите необходимые меры помощи;

· Уточните, можно ли заменить дигитоксин на препараты короткого действия для парентерального введения.

 

В) Пациенту назначено противоаритмическое средство. Препарат относится к блокаторам натриевых каналов подгруппы IC, обладает выраженной аритмогенной активностью; снижает автоматизм, сократимость и заметно угнетает проводимость. Применяется при угрожающих жизни желудочковых аритмиях и в случае неэффективности других средств.

Задания:

· Определите препарат по описанию;

· Уточните, может ли препарат вызвать атриовентрикулярную блокаду;

· Уточните, можно ли заменить данный препарат лидокаином. Обоснуйте ответ.

Г) У пациента на фоне острого приступа инфаркта миокарда возникла фибрилляция желудочков. Какое противоаритмическое средство можно быстро применить для спасения жизни?

Задание №5. Заполнить таблицу со сравнительной характеристикой препаратов:

       

 

Показатели - строфантин К дигоксин, левосимендан.
Коммерческое наименование        
Механизм действия      
Фармакологические эффекты      
Применение      
Побочные эффекты      
Противопоказания к применению      
Возможная замена      

 

 

                             Внеаудиторная работа

 

Учебные задания для самостоятельной работы:

 

1. Заполните терминологический словарь: аритмия, батмотропное действие, блокада сердца, брадикардия, дромотропное действие, инотропное действие, мерцательная аритмия, проводящая система сердца, тахикардия, хронотпропное действие, экстрасистолия, эффективный рефрактерный период.

2. Выпишите рецепты: а) дигитоксин; б) строфантин К; в) настойку ландыша; г) хинидина сульфат; д) лидокаин.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие препараты сердечных гликозидов хорошо всасываются в ЖКТ?

2. Какие препараты сердечных гликозидов обладают наименьшим латентным периодом действия?

3. Каковы основные признаки токсического действия сердечных гликозидов?

4. Какие блокаторы натриевых каналов действуют на все отделы сердца?

5. Какие антиаритмические средства применяют при атриовентрикулярной блокаде?

6. При каких аритмиях эффективен верапамил?

Основная литература

1. Харкевич, Д.А. Фармакология с общей рецептурой / Д.А. Харкевич. – М.: Медицинское информационное агентство, 2012. – 460 с.

2. Смолева, Э.В. Рецептурный справочник фельдшера / Э.В. Смолева, Е.Л. Аподиакос. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 311 с.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский. – 15-е изд. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008. – 1206 с.

Дополнительная литература

1. Созонова, И.В. Практикум по фармакологии / И.В. Сазонова, Г.Л. Скорохватова. – М.: Март, 2005. – 256 с.

2. Федюкович, Н.И. Фармакология: учебник для медицинских училищ и колледжей / Н.И. Федюкович. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 698 с.

3. Электронный справочник «Видаль» / http.www.vidal.ruания.

Дата_______

Практическое занятие №________


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.