ТЕМА Практическое применение антисептических и дезинфицирующих   средств. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

ТЕМА Практическое применение антисептических и дезинфицирующих   средств.

2019-07-12 682
ТЕМА Практическое применение антисептических и дезинфицирующих   средств. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель занятия: изучение механизма действия и общих принципов подбора антисептических и дезинфицирующих средств разных химических групп.

Исходный уровень знаний:

· понятия «асептика», «антисептика», «дезинфекция»;

· строение микробной клетки;

· латинское написание названий антисептиков;

· правила выписывания рецептов на антисептики и дезинфектанты.

Студент должен представлять:

· механизмы действия антисептических и дезинфицирующих средств.

Студент должен знать:

· классификацию антисептиков и дезинфицирующих средств;

· особенности фармакологического действия антисептиков и дезинфицирующих средств;

· отличия антисептических средств от дезинфицирующих;

· последствия токсического действия данных групп препаратов на организм человека.

Студент должен уметь:

· рассчитывать концентрации антисептических и дезинфицирующих средств, для приготовления растворов;

· выписывать и корректировать рецепты на антисептические и дезинфицирующие средства.

Основные вопросы темы:

1. Определение, классификация, условия действия антисептических и дезинфицирующих средств.

2. Группа фенола. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.

3. Группа галогеносодержащих средств. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.

4. Группа окислителей. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.

5. Группа альдегидов и спиртов. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.

6. Группа тяжелых металлов. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.

7. Группа красителей. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.

8. Группа кислот и щелочей. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.

9. Детергенты. Механизм действия, применение, осложнения и противопоказания.

10. Продукты переработки нефти, минеральные и растительные антисептики. Особенности применения.

Список препаратов к теме:

Резорцин, хлорамин Б, пантоцид, р-р йода спиртовой, хлоргексидин, йодинол, р-р перикиси водорода, калия перманганат, р-р формальдегида, циминаль, серебра нитрат (ляпис), гексаметилентетрамин, кислота борная, бриллиантовый зеленый, протаргол, цинкундан, димексид, церигель, роккал, дёготь березовый, ихтиол, винилин, хлорофиллипт, ротокан, спирт этиловый, лизоцим, фурацилин.

      Лечение инфекционных, паразитарных, вирусных и онкологических заболеваний проводится химическими веществами, избирательно действующими на патогенные бактерии, вирусы, простейших, гельминтов, клетки злокачественных новообразований – химиотерапевтическими средствами. К таким средствам относятся антибиотики, сульфаниламиды, противотуберкулезные препараты, противопротозойные и антигельминтные средства, препараты для лечения злокачественных новообразований. Также существуют подобные вещества неизбирательного действия – антисептические и дезинфицирующие препараты, которые в соответствующих концентрациях губительно влияют на большинство микроорганизмов. Они используются для обработки помещений, обеззараживания инструментария и предметов обихода пациента, обработки кожи и слизистых оболочек.      

План проведения занятия:

I. Тестовый контроль

 II. Решение фармакологических и ситуационных задач

III. Обсуждение основных вопросов темы

1. Средства, действующие на возбудителей заболеваний: дезинфицирующие, антисептические, химиотерапевтические. Определение и основные различия.

2. Классификация антисептических средств.

3. Антисептики - определение, классификация

                                 Аудиторная работа

Задание 1. Вспомните отличия антисептических и химиотерапевтических средств. Заполните таблицу 1, отметив наличие эффекта символом «+».

Сравнительная характеристика антисептических и дезинфицирующих средств

 

Параметры сравнения Антисептические средства Химиотерапевтические средства
Широкий спектр действия      
Определенный спектр противомикробного действия    
Высокая токсичность для человека      
Относительно низкая токсичность для человека    

 

Задание 2. Дайте определение следующим терминам:

Антисептические средства – это_____________________________________________ _

_________________________________________________________________________ 

Дезинфицирующие средства – это_____________________________________________

__________________________________________________________________________

Химиотерапевтические средства – это_______________________________________ __

__________________________________________________________________________

Задание 3. Вспомните классификацию антисептических и дезинфицирующих средств и в соответствующих местах напишите названия групп этих средств.

 

1. ___________________________: Хлорамин Б, хлоргексидин, раствор йода спиртовой

 

2. ________ ___________________: Перекись водорода, калия перманганат

 

3. ___________________________: Кислота борная, раствор аммиака

 

4. ________________________________: Ртути дихлорид, серебра нитрат, серебра протеинат,

                                                      серебро коллоидное, цинка сульфат

 

5. ___________________________: Раствор формальдегида, спирт этиловый

 

6. ___________________________: Фенол, деготь березовый, ихтаммол

 

7.__________________________ _: Бриллиантовый зеленый, метиленовый синий,

                                             этакридина лактат

8. ___________________________: Церигель

9. ___________________________: Нитрофурал

10. __________________________: Хлорофиллипт

Задание 4. Укажите механизмы противомикробного действия хлоргексидина, перекиси водорода, кислоты борной, серебра нитрата, раствора формальдегида, фенола, метиленового синего, церигеля, нитрофурала

 

Механизмы противомикробного действия Препараты
Денатурация белка микробной клетки вследствие дегидратации 1. 2. 3. 4. 5 6.
Денатурация белка микробной клетки вследствие окисления 1. 2.
Угнетение ферментов, необходимых для жизнедеятельности микроорганизмов 1.
Нарушение проницаемости плазматической мембраны 1.

Задание 5. Подберите препараты:

1. Для обработки язвенных и ожоговых поверхностей:___________________________

2. Для обработки рук хирурга и операционного поля:____________________________

3. Для промывания желудка при отравлении:___________________________________

4. Для обработки ран, кожи и слизистых оболочек:____ __________________________

5. Для спринцеваний и полосканий в гинекологии и урологии:_____________________

6. Для дезинфекции инструментов и предметов ухода за больными:_________________

7. Для лечения дерматитов:__________________________________________________

8. Применяемые в качестве дезодорирующего средства:__________________________

9. Для лечения блефоритов, конъюнктивитов:___________________________________

10. Для лечения стафилококковых инфекций кожи у новорожденных:_______________

Задание 6. Определите препарат:

1. Обладает сильным противомикробным действием в отношении вегетативных форм бактерий и грибов; на споры влияет слабо. Применяется для дезинфекции предметов домашнего обихода, инструментов, белья.

Ответ: ______________

2. Антисептик, эффективный в отношении грамположительных, грамотрицательных микроорганизмов и простейших. Применяется для обработки ран, кожи, слизистых оболочек, а также для промывания суставных полостей. Может вызывать сенсибилизацию и дерматит.

Ответ: ______________

3. Активный и быстро действующий антисептик. В присутствии белков эффективность его снижается. Применяется наружно при гнойных поражениях кожи.

Ответ: _______________

4. Препарат серебра, обладающий прижигающим действием. Применяется для лечения кожных язв, эрозий, при поражениях слизистых оболочек глаз; в более высоких концентрациях – для прижигания бородавок.

Ответ: _______________

5. Относится к группе окислителей, способствует механическому очищению раны, обладает кровоостанавливающими свойствами. Применяется при воспалительных заболеваниях слизистой оболочки ротовой полости и горла, а также для обработки гнойных ран.

Ответ: _______________  

                                              Внеаудиторная работа

Учебные задания для самостоятельной работы:

1. Заполните терминологический словарь: антисептика, асептика, дезинфекция, детергенты.

2. Выпишите рецепты: а) раствор хлорамина Б для обработки рук; б) йодинол; в) хлоргексидин; г) фурацилин для полоскания горла.

3. Укажите групповую принадлежность препаратов:

1.Фурацилин                                                                  А) Дегти, смолы

2.Серебра нитрат                                                      Б) Группа окислителей

3.Формальдегид                                                             В) Группа солей тяжелых металлов

4.Ихтиол                                                                         Г) Производное нитрофурана

5.Перекись водорода                                                    Д) Группа альдегидов

Вопросы для самопроверки:

1. Чем различаются антисептические и дезинфицирующие средства?

2. Какая концентрация этилового спирта подходит для обработки рук хирурга?

3. Какими антисептиками можно обрабатывать раны?

4. Какие дезинфицирующие средства применяют для обработки помещений?

5. Чем опасен контакт организма с дезинфицирующими средствами в высоких концентрациях?

6. Какими свойствами обладают растительные антисептики?

Основная литература

1. Харкевич, Д.А. Фармакология с общей рецептурой / Д.А. Харкевич. – М.: Медицинское информационное агентство, 2012. – 460 с. стр. 319 - 324

2. Смолева, Э.В. Рецептурный справочник фельдшера / Э.В. Смолева, Е.Л. Аподиакос. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 311 с.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский. – 15-е изд. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008. – 1206 с.

Дополнительная литература

1. Созонова, И.В. Практикум по фармакологии / И.В. Сазонова, Г.Л. Скорохватова. – М.: Март, 2005. – 256 с.

2. Федюкович, Н.И. Фармакология: учебник для медицинских училищ и колледжей / Н.И. Федюкович. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 698 с.

3. Электронный справочник «Видаль» / http.www.vidal.ru

     

Задание №2 Выписать в рецептах (задание в рецептурной тетради стр. 175 - 178)

Самостоятельная работа обучающихся

1.Составить графологическую структуру темы.

Оценка за занятие_________ Подпись преподавателя__________________________

Дата__________

Практическое занятие №______

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.