Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2019-07-12 | 1002 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Цель занятия: Изучить основные группы средств, влияющих на центральную нервную систему.
Исходный уровень знаний:
· строение и функции ЦНС;
· эпилепсия и различные виды судорог;
· латинское написание названий наркозных и противосудорожных средств.
· механизмы формирования чувства боли;
· клиническая картина, причины и механизмы развития воспаления и лихорадки;
- структура и физиологическое значение сна;
· латинское написание названий наркотических анальгетиков и НПВС.
Студент должен представлять:
· механизм действия ингаляционных и неингаляционных наркозных средств;
· механизмы действия противосудорожных препаратов.
механизм обезболивающего действия морфина;
· механизмы формирования лекарственной зависимости от морфиноподобных веществ;
· механизмы обезболивающего и жаропонижающего действия ненаркотических
анальгетиков;
· механизм противовоспалительного действия ненаркотических анальгетиков и НПВС.
· механизмы действия различных групп снотворных
Студент должен знать:
· классификации наркозных и противосудорожных средств;
· требования к наркозным и противосудорожным препаратам;
· фармакологическую характеристику данных групп препаратов.
классификацию обезболивающих средств;
· классификацию нестероидных противовоспалительных средств;
· фармакологические характеристики групп обезболивающих препаратов и НПВС.
классификации снотворных и седативных средств;
· требования к снотворным;
· фармакологическую характеристику снотворных средств.
Студент должен уметь:
· выписывать и корректировать рецепты на наркозные и противосудорожные средства.
выписывать и корректировать рецепты на обезболивающие средства и НПВС;
|
· оказывать помощь при интоксикации, вызванной наркотическими и ненаркотическими
обезболивающими средствами.
Список препаратов к теме:
Эфир для наркоза, галотан (фторотан), метоксифлуран, азота закись, гексобарбитал (гексенал), тиопентал-натрий, кетамина гидрохлорид (калипсол), пропанидид (сомбревин), предион, натрия оксибутират, фенобарбитал, дифенин, карбамазепин, ацедипрол, клоназепам, ламиктал, мидокалм., морфина гидрохлорид, омнопон, промедол, фентанил, пентазоцин, налорфина гидрохлорид, трамадол, ацетилсалициловая кислота, анальгин, баралгин, бутадион, парацетамол, нимесулид, колдрекс, солпадеин, кеторолак, индометацин, ибупрофен, диклофенак натрия, мелоксикам, Реладорм, нитразепам, темазепам, лоразепам, триазолам, оксазепам, бромизовал, зопиклон (имован), золпидем (ивадал), натрия и калия бромиды, настойка валерианы, настойка пустырника, корвалол, валокордин, валоседан, новопассит, тенотен, лотосоник, персен.
Основные вопросы темы:
1. Определение и классификация средств для наркоза. Требования, предъявляемые к наркозным средствам.
2. Средства для ингаляционного наркоза, общая характеристика. Преимущества и недостатки данной группы препаратов.
3. Средства для неингаляционного наркоза, общая характеристика. Преимущества и недостатки данной группы препаратов.
4. Комбинирование наркозных средств между собой и препаратами других фармакологических групп.
5. Противоэпилептические средства, определение и классификация. Требования к противоэпилептическим средствам.
6. Общая фармакологическая характеристика противоэпилептических препаратов: фармакокинетика, механизмы действия, фармакодинамика, особенности применения и противопоказания.
7. Противопаркинсонические средства, классификация по принципу действия, механизмы действия.
8. Общая характеристика противопаркинсонических средств.
9. Определение и классификация обезболивающих средств.
|
10. Наркотические (опиоидные) анальгетики. Механизм обезболивающего действия.
11. Фармакокинетика и фармакодинамика опиоидных анальгетиков.
12. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания опиоидных анальгетиков.
13. Отравление морфином и его заменителями. Меры помощи.
14. Ненаркотические анальгетики и НПВС, определение и классификация. Механизмы обезболивающего, жаропонижающего, противовоспалительного действия.
15. Фармакокинетика и фармакодинамика ненаркотических анальгетиков и НПВС. Принципиальные отличия от наркотических анальгетиков.
16. Показания и противопоказания к применению, побочные эффекты ненаркотических анальгетиков и НПВС.
17. Определение и классификация снотворных средств. Требования к современным снотворным препаратам. Механизмы действия снотворных.
План проведения занятия:
I. Тестовый контроль
II. Решение фармакологических и ситуационных задач
III. Обсуждение основных вопросов темы
Вещества группы общих анестетиков вызывают хирургический наркоз, который характеризуется обратимым угнетением ЦНС с выключением сознания, подавлением чувствительности и рефлекторных реакций, снижением тонуса скелетных мышц. Наркозные средства угнетают синаптическую передачу возбуждения в ЦНС, вызывая ее функциональную дезинтеграцию. С точки зрения практического применения средства для наркоза делят на ингаляционные и неингаляционные.
Противоэпилептические средства применяю для предупреждения судорог или уменьшения их интенсивности и частоты либо соответствующих им эквивалентов при различных формах эпилепсии. Лечение каждой формы эпилепсии проводят определенными средствами.
Противопаркинсонические средства применяют для лечения болезни Паркинсона, а также при паркинсонизме различного происхождения.
Боль – естественная защитная реакция организма на повреждающее воздействие, она имеет приспособительное значение. Однако выраженный, затянувшийся болевой синдром существенно снижает качество жизни, нарушая ее привычный ритм. Для купирования боли используются различные группы препаратов, в том числе наркотические анальгетики. Фармакологические эффекты наркотических (опиоидных) анальгетиков обусловлены взаимодействием с опиоидными рецепторами, расположенными как в ЦНС, так и в периферических тканях. Данные препараты угнетают ЦНС, что появляется анальгетическим, снотворным, седативным, противокашлевым и другими видами действия. Опиаты также вызывают физическую и психическую лекарственную зависимость.
|
Ненаркотические анальгетики и нестероидные противовоспалительные средства (НПВС) не вызывают зависимости, они обладают обезболивающим, жаропонижающим, противовоспалительным действием. Снотворные средства способствуют засыпанию и обеспечивают продолжительность сна, близкую к физиологической. В настоящее время в терапии бессонницы предпочтение отдается средствам с коротким периодом полувыведения и минимумом седативного эффекта в дневное время. Наиболее полноценный сон вызывают бензодиазепины, которые редко провоцируют осложнения, будучи назначены в оптимальной дозе и коротким курсом.
Аудиторная работа
Задание №1
Заполните таблицу, отметив положительные ответы:
Фармакологические характеристики | Наркотические анальгетики | Ненаркотические анальгетики |
Мощная анальгетическая активность | ||
Противовоспалительный эффект | ||
Вызывают эйфорию | ||
Эффективны при головных, зубных болях, болях воспалительного характера | ||
Отмена сопровождается абстинентным синдромом | ||
Вызывают привыкание | ||
Вызывают пристрастие, манию, зависимость | ||
Применяются при онкоболях, инфаркте миокарда, родах | ||
Хранение, отпуск, выписывание производятся с особой осторожностью (сейф, нормы отпуска на один рецепт, розовый бланк и т.д.) | ||
Жаропонижающий эффект | ||
Угнетают дыхательный центр | ||
Имеют гастротоксичность | ||
Имеют противокашлевой, снотворный эффекты |
Задание №2
Дайте определения понятиям:
Антипиретический или гипотермическйй эффект – это_________________
________________________________________________________________
Инсомния бессоница)– это__________________________________________________
__________________________________________________________________
|
Диссомния (нарушения сна) – это___________________________________________________
_________________________________________________________________
Гиперкинезия – это_________________________________________________
_________________________________________________________________
Нейролептанальгезия – это__________________________________________
__________________________________________________________________
Эндорфины – это_________________________________________________
_________________________________________________________________
Опоидные или опиатные рецепторы – это_______________________________
__________________________________________________________________
Задание №3.
Продолжите утверждения:
- Промедол применяется при родах, потому что__________________________
________________________________________________________________
- Преимущество новой группы НПВС - коксибов (препарат: целекоксиб seu целебрекс) заключается в отсутствии гастротоксичности или _____________
___________________________________________________________________
- Антагонисты наркотических анальгетиков или блокаторы опоидных рецепторов «закрывают» эти рецепторы или делают их нечувствительными к экзогенным опиатам (препаратам наркотических анальгетиков), поэтому показаниями к их применению являются_____________________________
_______________________________________________________________
Задание №4. Определите препараты:
А) Синтетический заменитель морфина, по анальгетическому действию значительно превосходит морфин. Длительность действия небольшая. Применяется преимущественно для нейролептанальгезии._________________________________________________________
Б) Препарат, близкий по структуре к морфину. Наличие в молекуле аллильного остатка придает ему свойства антагониста морфина. Ослабляет угнетение дыхания, вызванное морфином. Обезболивающее действие значительно слабее, чем у морфина.
_______________________________________________________________________________
В) Определите препарат: противопаркинсоническое средство, предшественник дофамина. Проникает в нервные клетки, где и превращается в дофамин. Особенно заметно влияет на гипокинезию, в меньшей степени на ригидность, еще меньше – на тремор.
_____________________________________________________________
Г) Определите препарат: активное вещество из группы производных циклопирролонов. Оказывает снотворное действие, обладая сродством к бензодиазепиновым рецепторам. Препарат укорачивает период засыпания, уменьшает количество ночных пробуждений, сохраняя качество сна.
Внеаудиторная работа
Учебные задания для самостоятельной работы:
1. Заполните терминологический словарь: анальгезия, болезнь Паркинсона, гипокинезия, ригидность мышечная, тремор, абстиненция, анальгезия, болевой шок, вещество Р, воспаление, гиперемия, дисфория, нейролептанальгезия, опиатные рецепторы, привыкание, пристрастие, ульцерогенное действие, экссудация, эйфория, энкефалины, эндорфины, последействие, премедикация, седация, сон, феномен отдачи.
|
2. Запишите порядок стадий действия наркозных средств.
3. Выпишите рецепты:в рецептурной тетради стр. 142 - 145.
4. Пользуясь справочной литературой, найдите, синонимам каких препаратов являются данные лекарственные средства: трамал, метиндол, панадол, мовалис, нимесил, кетанов, бруфен, аспирин, вольтарен.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы основные признаки стадии хирургического наркоза?
2. Каков основной недостаток азота закиси?
3. Какое средство для ингаляционного наркоза является огнеопасным?
4. Какие противоэпилептические средства применяют для предупреждения больших судорожных припадков?
5. Какие препараты оказывают и противоэпилептическое, и снотворное действие?
6. С чем связывают терапевтический эффект леводопы при паркинсонизме?
7. Как называется комбинированный препарат леводопы с ингибитором фермента ДОФА-декарбоксилазы?
8. Почему при отравлении морфином промывание желудка должно быть многократным?
9. Какого рода лекарственную зависимость вызывают опиаты?
10. Какой опиатный анальгетик обеспечивает наиболее длительную анальгезию?
11. С чем связан механизм жаропонижающего действия НПВС?
12. Как модно предупредить основные осложнения салицилатов при их длительном применении?
13. Стоит ли применять НПВС при повышении температуры тела до 37,1– 37,3 градуса?
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить сообщение: -«Влияние алкоголя на организм».
Основная литература
1. Харкевич, Д.А. Фармакология с общей рецептурой / Д.А. Харкевич. – М.: Медицинское информационное агентство, 2012. – 460 с.
2. Смолева, Э.В. Рецептурный справочник фельдшера / Э.В. Смолева, Е.Л. Аподиакос. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 311 с.
3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский. – 15-е изд. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008. – 1206 с.
Дополнительная литература
1. Созонова, И.В. Практикум по фармакологии / И.В. Сазонова, Г.Л. Скорохватова. – М.: Март, 2005. – 256 с.
2. Федюкович, Н.И. Фармакология: учебник для медицинских училищ и колледжей / Н.И. Федюкович. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 698 с.
3. Электронный справочник «Видаль» / http.www.vidal.ru
Оценка за занятие_________ Подпись преподавателя__________________________
Дата______
Практическое занятие №_______
Тема: Практическое применение психотропных средств.
Цель занятия: Изучить основные группы средств, влияющих на центральную нервную систему.
Исходный уровень знаний:
· анатомическое строение центральной нервной системы и функции ее отделов;
· патогенез и симптоматика психических заболеваний;
· латинское написание названий нейролептиков и транквилизаторов.
· физиологические основы психической и эмоциональной деятельности человека;
· этиология и патогенез депрессий;
· нервная и гуморальная регуляция дыхания;
· рефлекторное действие лекарственных средств;
Студент должен представлять:
· механизм антипсихотического действия нейролептиков;
· механизм анксиолитического действия транквилизаторов.
· механизмы действия различных групп антидепрессантов;
· механизмы действия аналептиков
Студент должен знать:
· классификации нейролептиков и транквилизаторов;
· фармакологическую характеристику группы нейролептиков;
· фармакологическую характеристику группы транквилизаторов.
· фармакологические характеристики групп антидепрессантов и аналептиков.
источники получения адаптогенов;
· фармакологические характеристики психостимуляторов и ноотропов;
· меры помощи при острой и хронической интоксикации кофеином
Студент должен уметь:
· выписывать и корректировать рецепты на препараты групп нейролептиков и транквилизаторов.
Список препаратов к теме:
Хлопромазин (аминазин), левомепромазин (тизерцин), этаперазин, трифтазин, фторфеназин деканоат, клозапин (лепонекс), галоперидол, дроперидол, сульпирид (эглонил), хлозепид, феназепам, мезапам, мепротан, триметозин (триоксазин), алпразолам (ксанакс), транксен, диазепам, грандаксин, буспирон, мебикар. Ниаламид, пиразидол, метралиндол (инказан), моклобемид, имизин, амитриптилин, флуоксетин, флуоксамин, сертралин, тразодон, бемегрид, этимизол, кордиамин, камфора, сульфокамфокаин, цититон, лобелина гидрохлорид, кофеин бензоат-натрия, налоксон, Кофеин, амфетамин (фенамин), сиднокарб, этимизол, пирацетам (ноотропил), фезам, аминалон, пантогам, пикамилон, пиритинол, фенибут, ацефен, настойка жень-шеня, экстракт элеутерококка жидкий, экстракт левзеи жидкий, настойка плодов лимонника, экстракт родиолы жидкий, настойка аралии, пантокрин, рантарин.
Основные вопросы темы:
1. Определение и классификация нейролептиков. Механизм их действия.
2. Характеристика типичных нейролептиков: аминазин и его аналоги, галоперидол. Фармакокинетика фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
3. Характеристика атипичных нейролептиков: сульпирид, клозапин. Фармакокинетика фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
4. Определение и классификация транквилизаторов. Механизмы анксиолитического действия
5. Характеристика агонистов бензодиазепиновых рецепторов. Фармакокинетика фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
6. Характеристика агонистов серотониновых рецепторов Фармакокинетика фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
План проведения занятия:
I. Тестовый контроль
II. Решение фармакологических и ситуационных задач
III. Обсуждение основных вопросов темы
Широкое внедрение в медицинскую практику психотропных средств началось с середины ХХ века, что принципиально изменило тактику лечения психических заболеваний. Препараты из группы нейролептиков оказывают выраженное антипсихотическое и выраженное успокаивающее действие. Их психоседативный эффект характеризуется общим успокоением – устранением аффективных реакций, снижением беспокойства, тревоги, двигательной активности. Антипсихотическое действие проявляется в устранении бреда и галлюцинаций. Также этим препаратам свойственны: противорвотный, гипотензивный, гипотермический, антигистаминный эффекты.
Транквилизаторы (анксиолитики) уменьшают внутреннее напряжение, тревогу, страхи, что позволяет применять их главным образом при невротических и неврозоподобных состояниях. Эти препараты обладают антифобическим действием, не подавляя положительны эмоций, а даже активизируя их.
Антидепрессантами называют вещества, применяемые для лечения депрессий. Антидепрессивное (тимолептическое) действие является следствием различных механизмов (связанных с медиаторами – моноаминами или ферментом, разрушающим их в пределах синапического окончания - МАО).
Аналептики являются стимуляторами ЦНС общего действия. Они либо усиливают процесс возбуждения, облегчая синаптическую передачу нервных импульсов, либо подавляют тормозные механизмы, действуя практически на всех уровнях ЦНС.
Утомление – естественное состояние организма, развивающееся вследствие повышенных умственных и физических нагрузок. Обычно достаточно продолжительного отдыха, чтобы восстановить резервы организма, но при длительных нагрузках, стресса, применении угнетающих нервную систему средств состояние утомления нуждается в фармакологической коррекции. Психостимуляторы снижают чувство усталости, повышают работоспособность и настроение, особенно при выраженном утомлении. К группе ноотропных средств относят вещества, активирующие высшие интегративные функции мозга, благоприятно влияют на память и обучение (мнемотропное действие), обладают антигипоксическими и нейрометаболическими свойствами.
Адаптогены растительного и животного происхождения обладают тонизирующим действием на организм в целом, включая центральную нервную и сердечно-сосудистую систему, обладают репаративными свойствами. На фоне их применения повышается общая сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям физическим и психическим нагрузкам.
Аудиторная работа
Задание №1
Название фармакологической группы | Альтернативное название фармакологической группы | Терапевтические эффекты | Показания к применению |
Нейролептики | |||
Ноотропы | |||
Успокаивающие средства | |||
Антидепрессанты | |||
Психотоники |
Задание №2. Подберите аналептики, необходимые дл оказания помощи при неотложных состояниях, указанных в таблице:
Патологические состояния | Препараты |
Шок | |
Коллапс | |
Асфиксия | |
Отравление алкоголем | |
Острая сердечная недостаточность | |
Отравление барбитуратами | |
Асфиксия новорожденных | |
Рефлекторная остановка дыхания при травмах |
Задание №3. Определите препараты:
А) Производное бутирофенона. Нейролептик с выраженным антипсихотическим эффектом. Применяется при шизофрении, маниакальных и бредовых состояниях острых и хронических психозов. Выпускается во флаконах по 10 мл 0,2%-ного раствора, список Б.
___________________________________________________________________________
Б) Активное вещество - дикалий клоразепат. Препарат из группы бензодиазепинов длительного действия с выраженным анксиолитическим эффектом. Обладает седативным, снотворным, противосудорожным и миорелаксирующим действием.
____________________________________________________________________________
Задание №4 Решите ситуационные задачи:
А) Пациент проходит курс лечения бензодиазепиновыми транквилизаторами. К концу второй недели появилась апатия, слабость, дневная сонливость. Какой препарат и в каких дозах следует назначить для коррекции данных побочных эффектов?
____________________________________________________________________________
Б) Пациенту, страдающему динамическим нарушением мозгового кровообращения, был назначен препарат N. Через четыре дня у пациента начались колебания артериального давления, бессонница, тошнота, появилось постоянное ощущение жара. Какой препарат мог вызвать осложнения? Как снизить побочные эффекты?
____________________________________________________________________________
В) Пациенту, страдающему неврастенией, был назначен адаптоген внутримышечно. Через неделю началась диарея, появился кожный зуд, боли в сердце. Анализ крови выявил превышение нормы свертываемости. Какой был назначен препарат? Как можно устранить побочные эффекты?
______________________________________________________________________________________
Учебные задания для самостоятельной работы:
1. Заполните терминологический словарь: анксиолитическое действие, антипсихотическое действие, гипотермическое действие, невроз, психоз, фобия, аналептическое действие, депрессия, дыхательный центр, моноамины, моноаминоксидаза (МАО), сосудодвигательный центр, тимолептическое действие.
2. Выпишите рецепты в рецептурной тетради стр 142 - 145.
3. Перечислите «дневные» транквилизаторы.
Вопросы для самопроверки:
1. С чем связан механизм действия нейролептиков?
3. Вызывают ли нейролептики лекарственную зависимость?
4. Где применяется свойство нейролептиков потенцировать эффект наркозных средств?
5. Чем объясняется психотропное действие транквилизаторов?
6. Какие препараты относятся к агонистам серотониновых рецепторов?
Самостоятельная работа обучающихся
Составить графоструктуру по номенклатуре психотропных средств
Основная литература
1. Харкевич, Д.А. Фармакология с общей рецептурой / Д.А. Харкевич. – М.: Медицинское информационное агентство, 2015. – 460 с.
2. Смолева, Э.В. Рецептурный справочник фельдшера / Э.В. Смолева, Е.Л. Аподиакос. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 311 с.
3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский. – 15-е изд. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008. – 1206 с.
Дополнительная литература
1. Созонова, И.В. Практикум по фармакологии / И.В. Сазонова, Г.Л. Скорохватова. – М.: Март, 2005. – 256 с.
2. Федюкович, Н.И. Фармакология: учебник для медицинских училищ и колледжей / Н.И. Федюкович. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 698 с.
3. Электронный справочник «Видаль» / http.www.vidal.ru
Оценка за занятие_________ Подпись преподавателя__________________________
Дата______
Практическое занятие №_______
Тема: Фармакотерапия заболеваний органов дыхания.
Цель занятия: Изучить основные группы препаратов, влияющие на функцию органов дых К данной группе препаратов относятся дыхательные стимуляторы (см. Аналептики), противокашлевые, отхаркивающие и бронхолитические средства. Противокашлевые препараты предназначены для подавления сухого кашля, могут быть центрального или периферического действия. Отхаркивающие препараты взывают усиление секреции и разжижение бронхиальной слизи (мокроты), что облегчает ее отделение при влажном кашле. Для удаление мокроты применяют секретомоторные средства (стимулирующие отхаркивание) и муколитические средства (разжижающие бронхиальный секрет). Бронхолитические средства расслабляют гладкую мускулатуру бронхов, расширяя их и снимая бронхоспастическое состояние.
Исходный уровень знаний:
· анатомо-физиологические особенности дыхательной системы;
· этиология и симптоматика заболеваний органов дыхания;
· латинское написание названий противокашлевых, отхаркивающих и бронхолитических средств.
Студент должен представлять:
· механизмы действия групп препаратов, влияющих на органы дыхания.
Студент должен знать:
· классификацию средств, влияющих на органы дыхания;
· фармакологическую характеристику групп препаратов: противокашлевых, отхаркивающих, бронхолитиков.
Студент должен уметь:
· выписывать и корректировать рецепты на препараты, влияющие на дыхательную систему.
Список препаратов к теме:
Кодеин, либексин, стоптуссин, коделак, глауцина гидрохлорид, бронхолитин, тусупрекс, ацетилцистеин, бромгексин, амброксол, препараты солодки, алтея, термопсиса, истода, трипсин, химотрипсин, экзосурф, сальбутамол (сальбен), фенотерол, изадрин, атровент, эуфиллин.
Основные вопросы темы:
1. Классификация средств, влияющих на органы дыхания.
2. Противокашлевые средства центрального и периферического действия. Фармакологическая характеристика.
3. Отхаркивающие средства, определение, механизмы действия. Применение, побочные эффекты и противопоказания.
4. Препараты, влияющие на систему сурфактанта. Фармакологическая характеристика.
5. Бронхолитики – стимуляторы адренорецепторов. Фармакологическая характеристика.
6. Бронхолитики – стимуляторы холинорецепторов. Фармакологическая характеристика.
План проведения занятия:
I. Тестовый контроль
II. Решение фармакологических и ситуационных задач
III. Обсуждение основных вопросовов.
Аудиторная работа
Задание №1.Дайте определения понятий:
Аспирация – это___________________________________________________
Асфиксия – это____________________________________________________
Астма – это_______________________________________________________
Аналептики – это___________________________________________________
Бронхолитики - это__________________________________________________
Муколитики – это______________________________________________________
Бронхорелаксация – это________________________________________________
Бронходилятация – это_______________________________________________
Миотропное действие – это___________________________________________
Задание№2.Определите препарат.
Протеолитический фермент. Облегчает удаление вязких экссудатов, при заболеваниях дыхательных путей назначают ингаляционно. Противопоказан при туберкулезе легких, эмфиземе легких.
Задание№3. Решите задачи письменно:
1. У больного приступ бронхиальной астмы. В Вашем распоряжении бемегрид, эуфиллин и кордиамин. Что Вы выберете в данном случае и почему?
__________________________________________________________________________________________
2. У больного приступ бронхиальной астмы, сопутствующее заболевание - гипертоническая болезнь. В Вашем распоряжении эфедрина гидрохлорид и платифиллина гидротартрат. Что Вы выберете в данном случае и почему?
_______________________________________________________________________________________
3. У больного приступ бронхиальной астмы, страдает сахарным диабетом. В Вашем распоряжении адреналина гидрохлорид и атропина сульфат. Что Вы выберете в этой ситуации и почему?
_______________________________________________________________________________________
4. У пациента, страдающего бронхиальной астмой, развился частый, сухой, непродуктивный кашель. Какой противокашлевый препарат можно порекомендовать?
______________________________________________________________________________________
5. Для какого противокашлевого средства гипотония является противопоказанием?
___________________________________________________________________________________
Задание №4. Из перечня средств выберите средства:
для купирования приступов бронхиальной астмы (А);
для предупреждения приступов бронхиальной астмы (Б);
противопоказанные при бронхиальной астме (В)
В ответе с рядом буквенным индексом перечислите соответствующие средства (цифровые
индексы).
Перечень средств:
Адреналин.
Атропин.
Изадрин 1% раствор.
Изадрин, таблетки по 0,005 г.
Сальбутамол.
Эфедрин 5% раствор в ампулах по 1 мл.
Эфедрин, таблетки по 0,025 г.
Анаприлин.
Прозерин.
Задание №5. В перечне средств, имеющихся в наличии (цмфровые индексы), найдите средства (буквенные индексы) для замены отсутствующих в данный момент в аптеке.
Перечень средств, отсутствующих в аптеке:
Эуфиллин.
Эфедрин.
Изадрин.
Кодеин.
Трава термопсиса.
Натрия иодид.
Мочевина.
Перечень средств, имеющихся в аптеке:
А. Сальбутамол.
Б. Этилморфин.
В. Манит.
Г. Папаверин.
Д. Корень алтея.
Е. Адреналин.
Ж.Калий иодид.
З. Бромгексин.
Задание №6 Подобрать соответствующие пары по принципу «вопрос—правильный ответ
Вопросы:
1. Кофеин-бензоат натрия 4. Настой травы термопсиса
2. Цититон 5. Кодеин
3. Калия йодид 6. Эуфиллин
Ответы:
а. Стимулятор дыхания рефлекторного типа действия
б. Противокашлевое средство
в. Отхаркивающее средство рефлекторного типа действия
г. Спазмолитическое средство миотропного действия
д. Стимулятор дыхания прямого (центрального) типа действия
Задание№7 Методом выбора найти правильные ответы
1. Указать стимуляторы дыхания, оказывающие прямое действие на дыхательный центр; а) кофеин; б) цититон; в) коразол; г) бемегрид; д) лобелина гидрохлорид.
2. В каких случаях применяют стимуляторы дыхания рефлекторного типа действия: а) при асфиксии новорожденных; б) при остановке дыхания в стадии наркоза; в) при отравлении угарным газом; г) при бронхиальной астме; д) при отеке легких; е) при отравлении снотворными
3. Отметить противокашлевые средства: а) сухой экстракт термопсиса; б) кодеин; в) либексин; г) трипсин; д) этилморфин; е) капли нашатырно-анисовые.
4. Указать отхаркивающие средства прямого действия: а) настой травы термопсиса; б) калия йодид; в) трипсин; г) натрия гидрокарбонат; д) кодеин; е) капли нашатырно-анисовые.
5. Отметить отхаркивающее средство рефлекторного типа действия: а) калия йодид; б) настой травы термопсиса; в) этилморфин; г) натрия гидрокарбонат; д) кодеин; е) трипсин.
6. Препараты каких фармакологических групп оказывают бронхолитическое действие: а) М-холиноблокаторы; б) м-холиномиметики; в) β-Адреномиметики; г) β-Адреноблокаторы; д) спазмолитические средства миотропного действия; е) α- и β-Адреномиметики.
7. Указать препараты, используемые для купирования приступов бронхиальной астмы:
а)атропина сульфат; б)кодеин; в)адреналина гидрохлорид; г)изадрин; д)эуфиллин; е)эфедрина гидрохлорид.
8. Отметить механизм действия изадрина: а)возбуждает α- и β-адренорецепторы;
б) возбуждает α-адренорецепторы; в) возбуждает β-адренорецепторы; г)блокирует β-адренорецепторы; д)оказывает миотропное спазмолитическое действие.
9. Указать фармакологические группы препаратов, применяемых при отеке легких:
а) симпатомиметики; б) дегидратирующие средства;в) противовспенивающие средства;
г) отхаркивающие средства; д) гипотензивные средства; е) сердечные гликозиды.
10. Отметить дегидратирующие средства: а) мочевина для инъекций; б) кофеин-бензоат натрия; в) маннит; г) спирт этиловый; д) бензогексоний; е) строфантин.
Внеаудиторная работа
Учебные задания для самостоятельной работы:
1. Заполните терминологический словарь: астма бронхиальная, астматический статус, бронхоспазм, кашель, сурфактнат.
2. Выпишите рецептыв рецептурной тетради стр.165 - 167.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие противокашлевые средства обладают наркотическим типом действия?
2. Какие отхаркивающие препараты обладают резорбтивным действием?
3. На чем основан механизм действия муколитиков?
4. Каков механизм бронхолитического действия М-холиноблокаторов?
5. На чем основан механизм отхаркивающего действия бромгексина?
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составить рекомендации по применению бронхолитических средств.
Основная литература
1. Харкевич, Д.А. Фармакология с общей рецептурой / Д.А. Харкевич. – М.: Медицинское информационное агентство, 2012. – 460 с.
2. Смолева, Э.В. Рецептурный справочник фельдшера / Э.В. Смолева, Е.Л. Аподиакос. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 311 с.
3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский. – 15-е изд. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008. – 1206 с.
Дополнительная литература
1. Созонова, И.В. Практикум по фармакологии / И.В. Сазонова, Г.Л. Скорохватова. – М.: Март, 2005. – 256 с.
2. Федюкович, Н.И. Фармакология: учебник для медицинских училищ и колледжей / Н.И. Федюкович. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 698 с.
3. Электронный справочник «Видаль» / http.www.vidal.ruания.
Оценка за занятие_________ Подпись преподавателя__________________________
Дата_______
Практическое занятие №________
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!