Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2018-01-13 | 593 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Терроризм относится к числу транснациональных преступлений, совершение которых сопряжено с причинением ущерба не только национальным интересам отдельно взятых государств, но и международной безопасности и правопорядку в целом. Отсюда, борьба с этим высокоопасным явлением является составной частью обеспечения не только национальной безопасности Российской Федерации, но и безопасности мирового сообщества в целом. Как отмечается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской федерации от 26 декабря 1997 г. в редакции Указа от 10 января 2000 года: «Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности».
Вышесказанное объективно требует консолидации государств и объединения их усилий в выработке различных форм сотрудничества как на региональном уровне, так и в масштабах всего мирового сообщества. В тех случаях, когда терроризм выходит за пределы национальной юрисдикции и затрагивает интересы двух и более государств, он приобретает статус преступления международного характера. В частности, международным терроризм (международной террористической деятельностью) признается террористическая деятельность, осуществляемая: 1) террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства или наносящая ущерб интересам более чем одного государства; 2) гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства; 3) в случае, когда как террорист, так и жертва терроризма являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами территорий этих государств.
|
Более широко трактуется международный терроризм в специальной литературе. В частности, Панов В. П. считает терроризм международным в случаях, когда: а) преступник и потерпевшие являются гражданами одного государства либо разных, но преступление совершено за их пределами; б) он направлен против лиц, пользующихся международной защитой; в) подготовка к преступлению осуществляется в одном государстве, а совершается преступление в другом; г) после совершения преступления в одном государстве, преступник укрывается на территории другого государства и возникает вопрос о его выдаче // В. П. Панов. Международное уголовное право. М. 1997. С. 73.
Необходимость сотрудничества России с другими государствами в борьбе с терроризмом вытекает и из ст. 4 Федерального закона от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму», которая закрепляет основные положения международных обязательств Российской Федерации по сотрудничеству с иностранными государствами в борьбе с терроризмом вне зависимости от различия в формах его проявления.
Согласно ч. 1 этой статьи Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями.
А в ч. 2 статьи подчеркивается, что Российская Федерация, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории лиц, обвиняемых (подозреваемых) в причастности к терроризму, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
|
Международное сотрудничество в борьбе с международным терроризмом начало складываться еще в 30-х годах. Так, например, в 1934 году на Мадридской конференции по унификации уголовного законодательства была предпринята попытка определения терроризма как применения какого - либо средства, способного терроризировать население, в целях уничтожения всякой социальной организации. Женевской Конвенцией о предупреждении и наказании терроризма 1937 года, которую подписали более 20 государств терроризм определялся как преступные действия, направленные против государства, цель или характер которых состоят в том, чтобы вызвать ужас у определенных лиц или среди населения. Однако вышеназванные конвенции не набрали необходимых ратификаций и в силу не вступили. В более позднее время круг лиц и объектов, посягательство на которых образуют акты терроризма был определен в Конвенции Генеральной Ассамблеи ООН 1973 г. о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов.
Общепризнанным координирующим центром деятельности различных государств и международных организаций в борьбе с преступностью является Организация Объединенных Наций. ООН является единственной из существующих организаций, которая обладает мандатом и соответствующим международным механизмом, позволяющим оказывать эффективную помощь в борьбе с преступностью в национальном и международном масштабе. В структуре ООН имеются три органа, в которых государства решают вопросы сотрудничества в борьбе с международной преступностью, - Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея и Международный суд. Непосредственная координация сотрудничества государств, органов ООН и специализированных учреждений возложена на Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС), в котором существует ряд специальных вспомогательных органов - Комиссии по правам человека, по международному терроризму, Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней. В функции ЭКОСОС входит, в частности, подготовка рекомендаций для Генеральной Ассамблеи ООН, проектов международных договоров, созыв конференций, сессий органов, утверждение рекомендаций, принятие резолюций и различных программ деятельности ООН по борьбе с преступностью и др. Под эгидой ЭКОСОС раз в 5 лет проводятся Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. С 1955 г. было проведено 9 конгрессов, в том числе предпоследний в Каире в 1995 г. Так, например на V Конгрессе в Гаване в 1990 г. в числе более чем 50 документов были приняты Типовые договоры о выдаче преступников и о взаимной помощи по уголовным делам, Меры по борьбе с международным терроризмом.
|
Меры международного сотрудничества по борьбе с терроризмом, предпринимаемые в рамках различных международных организаций можно разделить на две большие группы:
Содействие заключению международных договоров и соглашений по борьбе с международным терроризмом;
Выработка общих международных стандартов предупреждения терроризма, преследования и наказания лиц, виновных в совершении международных преступлений, в том числе и терроризма.
Кроме того следует отметить, что отдельными аспектами борьбы с преступлениями международного характера, включая терроризм, занимаются отдельные специализированные учреждения ООН (ИКАО, МАГАТЭ и др.), а также неправительственные международные организации. К числу последних относятся Международная ассоциация уголовного права (МАУП), Международное криминологическое общество (МКО), Международное общество социальной защиты и другие.
Единственной международной организацией, принимающей непосредственное участие в борьбе с преступлениями международного характера является Международная организация уголовной полиции (Интерпол), созданная в 1923 г. и объединяющая в настоящее время более 150 государств. С 1982 г. Интерпол имеет статус Международной Межправительственной организации. Основными направлениями деятельности Интерпола являются: уголовная регистрация преступников и преступлений, нарезного ручного огнестрельного оружия всех стран мира, похищенных произведений искусств и т. п., международный розыск преступников, в том числе с проведением оперативно-розыскных действий, сбор и обобщение статистических данных о преступности в каждой стране и о международных преступлениях, оказание по линии Интерпола технической помощи отдельным странам, организация международных полицейских выставок, научно-исследовательская работа. СССР вступил в Интерпол в 1990 г. и активно использует возможности, предоставляемые этой организацией.
|
В настоящее время международное сотрудничество государств в борьбе с терроризмом осуществляется в различных формах и по различным направлениям. Объективно международное сотрудничество было связано изначально с потребностями оказания правовой помощи, и прежде всего с выдачей преступников. В более позднее время центральным звеном системы международно-правового механизма сотрудничества в борьбе с преступностью, включая и терроризм, стали международные договоры, которые по своему функциональному назначению подразделяются на два вида: договоры, которые регламентируют обязательства государств по пресечению и наказанию отдельных или нескольких преступлений международного характера и договоры, предусматривающие взаимосогласованные действия различных государств по обеспечению эффективной борьбы с преступностью. В последние годы значительно активизировалось прямое сотрудничество между правоохранительными органами различных стран.
Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества. В соответствии с Конституцией Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права они являются составной частью ее правовой системы. Согласно п. "а" ст. 2 Федерального закона РФ от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" "международный договор Российской Федерации" означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. //Собрание законодательства РФ, 17.07.95, N 29, ст. 2757, Российская газета, N 140, 21.07.95. Международные договора независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров) по своему характеру могут быть межгосударственными, межправительственными или межведомственными и обладают равной юридической силой.
За более чем 50-летний опыт международного сотрудничества мировое сообщество выработало целый ряд конвенций универсального и регионального характера, в которых на основе четких критериев устанавливаются в качестве предмета правового регулирования взаимное сотрудничество различных государств в борьбе с терроризмом.
|
К договорам универсального характера, отражающим различные аспекты проблемы международного терроризма, относятся Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, подписанная в Токио 14 сентября 1963 года, Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, подписанная в Гааге 16 декабря 1970 года, Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, заключенная в Монреале 23 сентября 1971 года, Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, принятая в Нью-Йорке 14 декабря 1973 года, Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, принятая в Нью-Йорке 17 декабря 1979 года, Конвенция о физической защите ядерного материала, принятая в Вене 3 марта 1980 года, Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, подписанный в Монреале 24 февраля 1988 года, Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, совершенная в Риме 10 марта 1988 года, Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, совершенный в Риме 10 марта 1988 года, и Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения, совершенная в Монреале 1 марта 1991 года, Конвенция ООН «О борьбе с бомбовым терроризмом» 15 декабря 1997 года, Конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма 1999 года, Международная конвенция ООН О борьбе с актами ядерного терроризма 2005 года,. Отдельные весьма важные положения содержатся в Решении V Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в Гаване 27.08.1990-07.09.1990 "Меры по борьбе с международным терроризмом", в Декларации ООН о мерах по ликвидации международного терроризма от 9 декабря 1994 г., в Итоговом документе совещания министров "восьмерки" по борьбе с терроризмом (Париж, 30 июля 1996 г.) и в Декларации совещания министров "восьмерки" в Оттаве по борьбе с терроризмом от 12 декабря 1995 г.
К региональным актам относятся принятая в рамках Европейского Совета Европейская конвенция о борьбе с терроризмом 1977 г. и Дублинское соглашение 1979 г. по применению Европейской конвенции о борьбе с терроризмом, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г, Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 г., Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма 2005 г..
Вместе с тем, всеобщей мировой конвенции о терроризме, которая содержала бы определение понятия международного терроризма и его субъектов, а также принципы, основания и пределы ответственности за его совершение и формы, характер и направления сотрудничества различных государств не принято. Попытка частичного разрешения указанных вопросов была предпринята еще в 1954 году, когда Комиссией международного права ООН был разработан проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Однако несмотря на все прилагаемые в течение последующей четверти века усилия данный Кодекс по прежнему существует лишь в виде проекта.
Международная практика в настоящее время при установлении признаков терроризма и направлений и форм международного сотрудничества в борьбе с ним руководствуется положениями рамочных и региональных конвенций. Так, например, согласно ст. 2 Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 года как преступления в соответствии с внутренним законодательством должны рассматриваться каждым государством - участником преднамеренное совершение: а) убийства, похищения или другого нападения против личности или свободы лица, пользующегося международной защитой, б) насильственного нападения на официальное помещение, жилое помещение или транспортные средства лица, пользующегося международной защитой, которое может угрожать личности или свободе последнего в) угрозы любого такого нападения, г) попытки любого такого нападения, и д) действий в качестве соучастника любого такого нападения. Соответственно, каждое государство должно предусматривать наказания за такие преступления с учетом их тяжкого характера. Одновременно такое решение никоим образом не освобождают государства - участников от обязанностей в соответствии с международным правом принимать все надлежащие меры для предотвращения других посягательств на личность, свободу и достоинство лица, пользующегося международной защитой.
В ст. 4 Конвенции обращается внимание на такие особые пути сотрудничества государств-участников в деле предотвращения терроризма как принятие всех практически осуществимых мер по предотвращению подготовки в пределах их территорий совершения этих преступлений в пределах или вне пределов их территории и обмен информацией и координация принятия административных и других соответствующих мер, для того чтобы предотвратить совершение таких преступлений.
Согласно п. 5 Декларации ООН о мерах по ликвидации международного терроризма от 9 декабря 1994 г государства обязаны выполнять свои обязательства по Уставу Организации Объединенных Наций и других положений международного права в отношении борьбы с международным терроризмом. В частности, им настоятельно предлагается принять следующие эффективные и решительные меры согласно соответствующим положениям международного права и международным стандартам прав человека для скорейшей и окончательной ликвидации международного терроризма:
а) воздерживаться от организации террористической деятельности, подстрекательства к ней, содействия ее осуществлению, финансирования, поощрения или проявления терпимости к ней и принимать надлежащие практические меры к обеспечению того, чтобы их соответствующие территории не использовались для создания террористических баз или учебных лагерей или для подготовки или организации террористических актов, направленных против других государств или их граждан;
б) обеспечивать задержание и судебное преследование или выдачу лиц, совершивших террористические акты, согласно соответствующим положениям их национального права;
в) стремиться к заключению специальных соглашений с этой целью на двусторонней, региональной и многосторонней основе и разработать с этой целью типовые соглашения о сотрудничестве;
г) сотрудничать друг с другом в обмене соответствующей информацией относительно предотвращения терроризма и борьбы с ним;
д) оперативно предпринимать все необходимые шаги к претворению в жизнь существующих международных конвенций по этому вопросу, участниками которых они являются, включая приведение своего внутреннего законодательства в соответствие с этими конвенциями;
е) принимать надлежащие меры до предоставления убежища в целях установления того, что ищущее убежище лицо не занималось террористической деятельностью, и после предоставления убежища в целях обеспечения того, чтобы статус беженца не использовался в целях, противоречащих положениям, изложенным в подпункте "а".
Для эффективной борьбы с увеличением числа и возрастанием международного характера и последствий актов терроризма государства должны усиливать свое сотрудничество в этой области путем, в частности, систематизации обмена информацией о предупреждении терроризма и борьбе с ним, а также эффективного осуществления соответствующих международных конвенций и заключения соглашений о взаимной правовой помощи и выдаче на двусторонней, региональной и многосторонней основе;
К числу договоров, направленных на повышение эффективности механизма взаимодействия государств в борьбе с терроризмом, относятся прежде всего Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, заключенная в Страсбурге 20 апреля 1959 г. (подписанная Россией вместе с протоколами 7 ноября 1996 г., и ратифицированная 25 октября 1999 г.), а также двусторонние договоры первоначально СССР, а затем России о правовой помощи по уголовным делам с Корейской Народно-Демократической Республикой (16 декабря 1957 г.), Польской Народной Республикой (28 декабря 1957 г. с изменениями и дополнениями от 23 января 1980 г.), Румынской Народной Республикой (3 апреля 1958 г.), Венгерской Народной Республикой (15 июля 1958 г. с изменениями и дополнениями от 19 октября 1971 г.), Федеративной Народной Республикой Югославия (24 февраля 1962 г.), Народной Республикой Болгарией (19 февраля 1975 г.), Финляндской Республикой (11 августа 1978 г.), Греческой Республикой (21 мая 1981 г.), Социалистической Республикой Вьетнам (10 декабря 1981 г.), Чехословацкой Социалистической Республикой (12 августа 1982 г.), Республикой Кипр (19 января 1984 г.), Тунисской Республикой (26 июня 1984 г.), Республикой Куба (28 ноября 1984 г.), Монгольской Народной Республикой (23 сентября 1988 г.), Китайской Народной Республикой (19 июня 1992 г.), Республикой Польша (16 сентября 1996 г.), Канадой (20 октября 1997 г.).
Так, согласно Европейской Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. договаривающиеся стороны обязуются оказывать друг другу, в соответствии с положениями этой Конвенции, самую широкую правовую помощь на взаимной основе в вопросах уголовного преследования за преступления, наказание за которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию судебных органов запрашивающей стороны.
Данная Конвенция не применяется к арестам, принудительному исполнению приговоров, а также к воинским преступлениям, которые не являются таковыми согласно общему уголовному праву.
Вместе с тем Конвенция предусматривает случаи, когда в соответствующей помощи может быть отказано. В частности, в соответствии с ст. 2 Конвенции это возможно когда просьба касается преступления, которое запрашиваемая Сторона считает политическим преступлением, преступлением связанным с политическим преступлением, или фискальным преступлением. Кроме того такое решение может быть принято в случае, если запрашиваемая сторона считает, что выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам ее страны. Вместе с тем Дополнительным протоколом к Конвенции от 17 марта 1978 г. оговорено, что отказ в оказании помощи не может основываться только на том основании, что просьба касается нарушения налоговых правил. Если данное правонарушение преследуется по закону обеих сторон, а исполнение просьб оговорено этим условием, то данное условие выполняется.
Значительно более тесным в 90-х годах стало прямое сотрудничество между правоохранительными органами различных стран. Так, только Министерство внутренних дел Российской Федерации имеет соглашение о сотрудничестве с МВД более чем 20 стран, в том числе Канады, Швейцарии, Австрии, Франции, Турции, Польши, Китая, Италии, Швеции и других стран. Например, согласно Соглашению о сотрудничестве между Главным полицейским управлением Швеции и Министерством внутренних дел Российской Федерации, заключенному в Стокгольме 2 мая 1996 г., стороны, подтверждая свое стремление укреплять и развивать практическое сотрудничество в борьбе с международной преступностью, согласились сотрудничать в борьбе с преступлениями, предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие которых требуют совместных действий компетентных органов обоих государств. Данное сотрудничество осуществляется путем:
1) обмена информацией и опытом работы;
2) розыска преступников и подозреваемых лиц;
3) разработки и осуществления согласованных оперативных мероприятий;
4) предоставления друг другу правовой информации и данных о состоянии и тенденциях преступности в своих государствах;
5) организации совместных научных исследований, представляющих взаимный интерес, обмена результатами исследований, а также научными, техническими и другими профессиональными публикациями.
Тесно сотрудничают в борьбе с преступностью и, в частности с терроризмом, страны СНГ. Так, 17 мая 1996 г. Совет глав государств Содружества Независимых Государств утвердил Межгосударственную программу совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2000 года. Согласно этой программе в качестве мер по укреплению международно-правовой базы сотрудничества предусматривается внесение на рассмотрение Совета глав государств, Совета глав правительств СНГ в числе иных проект международного договора о сотрудничестве в борьбе с актами терроризма, затрагивающими общие интересы и безопасность государств-участников СНГ; договор о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы; договор о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территории государств-участников СНГ; соглашение правоохранительных органов и специальных служб государств-участников СНГ; соглашение о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ взрывных устройств;
Межпарламентской Ассамблее государств-участников СНГ (МПА) предложено разработать проекты ряда модельных законодательных актов по вопросам борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений для государств-участников СНГ и рекомендовать национальным парламентам учитывать их при разработке проектов таких национальных законов как о борьбе с незаконным оборотом оружия, о порядке выдачи лиц, совершивших преступления на территории других государств, об исполнении приговоров, вынесенных судом других государств, о порядке передачи лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государствах их гражданства, о контроле за оборотом радиоактивного материала, о борьбе с терроризмом. Для укрепление механизмов координации сотрудничества расширяется применение института представителей (офицеров связи) правоохранительных органах государств-участников СНГ, рассматривается вопрос о создании единого межгосударственного банка данных о лицах, причастных к террористической деятельности, незаконным вооруженным формированиям.
Во исполнение рекомендаций Совета глав государств 8 декабря 1998 г. Межпарламентская Ассамблея на 12 Пленарном заседании приняла Модельный закон "О борьбе с терроризмом". Данный закон воспроизводит в своих основных чертах комментируемый аналогичный закон Российской Федерации: определяет понятие терроризма и закрепляет правовые основы деятельности по борьбе с терроризмом и направлен на унификацию законодательства стран СНГ по борьбе с терроризмом.
Решением Совета министров иностранных дел государств-членов СНГ одобрен и внесен на рассмотрение Совета глав правительств СНГ проект Договора о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом. В проекте Договора терроризм определяется в основном также как и в российском законе и отмечается, что при осуществлении сотрудничества в борьбе с актами терроризма, в том числе в вопросах выдачи лиц. их совершивших, договаривающиеся стороны рассматривают соответствующие деяния только как уголовные. Новеллой по сравнению с соответствующим законом РФ является упоминание о "технологическом терроризме" под которым понимаются использование или угроза использования ядерного, радиологического, химического или бактериологического (биологического) оружия или его компонентов, патогенных микроорганизмов, радиоактивных и других вредных для здоровья людей веществ.
Сотрудничество между сторонами и содействие друг другу оказывается по таким направлениям как обмен информацией; выполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий; разработка и принятие взаимосогласованных мер для предупреждения, выявления, пресечения или расследования актов терроризма и взаимоуведомление об этих мерах; оказание содействия в оценке состояния системы физической защиты объектов повышенной технологической и экологической опасности, разработка и реализация мер для совершенствовании этой системы; направление по согласованию между заинтересованными сторонами специальных антитеррористических формирований для оказания практической помощи в пресечении актов терроризма и в борьбе с их последствиями; подготовка и повышение квалификации сотрудников, проведение стажировок, конференций, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление поставок специальных средств, техники и оборудования для обеспечения антитеррористической деятельности и ряду других.
Сотрудничество между государствами осуществляется на основании запросов заинтересованной стороны или по инициативе стороны, предполагающей, что такое содействие представляет интерес для другой стороны. Запрос об оказании содействия направляется в письменной форме, а в безотлагательных случаях и в устной с последующим письменным подтверждением не позднее чем в 72 часа, в том числе с техническим использованием средств передачи.
В оказании содействия по запросу может быть отказано полностью или частично в случаях, когда запрашиваемая сторона полагает, что выполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим ее существенным интересам либо противоречит ее законодательству или международным обязательствам, а также в случае если деяние, в связи с которым поступил запрос, не является преступлением по закону запрашиваемой стороны.
22 января 1993 г. в г. Минске была заключена Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, ратифицированная Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова (с оговоркой), Российской Федерацией 4 августа 1994, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистаном, Украиной. Азербайджанская республика присоединилась к Конвенции 22 сентября 1995 г., Грузия - 5 февраля 1996 г. //Бюллетень международных договоров 1995 г., N 2, стр. 3, Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 1994 г., N 2, стр. 101. В соответствии с данной Конвенцией договаривающиеся стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой стороной, в частности: составления и пересылки документов, проведения обысков, изъятия, пересылки и выдачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, обвиняемых, свидетелей, экспертов, возбуждения уголовного преследования, розыска и выдачи лиц, совершивших преступления,
При этом, согласно статьи 72 каждая договаривающаяся сторона обязуется по поручению другой стороны осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против собственных граждан, подозреваемых в том, что они совершили на территории запрашивающей стороны преступление. Кроме того договаривающиеся стороны обязуются по просьбе передавать друг другу: а) предметы, которые были использованы при совершении преступления, влекущего выдачу лица в соответствии с данной Конвенцией, в том числе орудия преступления, предметы, которые были приобретены в результате преступления или в качестве вознаграждения за него, или же предметы, которые преступник получил взамен предметов, приобретенных таким образом; б) предметы, которые могут иметь значение доказательств в уголовном деле. Данные предметы передаются и в том случае, если выдача преступника не может быть осуществлена из-за его смерти, побега или по иным обстоятельствам.
Важное значение для непосредственного сотрудничества правоохранительных органов стран СНГ в борьбе с терроризмом будет иметь Договор о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств-участников Содружества независимых государств, проект которого 23-24 декабря 1998 г. в г. Минске был согласован и парафирован полномочными представителям и экспертами, и который представлен на рассмотрение очередного заседания Совета глав правительств Содружества. Согласно данному документу на основании соответствующих запросов и после получения разрешения сотрудники правоохранительных органов одной стороны могут направляться на территорию другой стороны для выполнения служебных заданий, оказания содействия в проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. При этом оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия осуществляются сотрудниками правоохранительных органов запрашиваемой стороны и в соответствии с ее законодательством и международными договорами. Сотрудники правоохранительных органов, прибывшие в установленном порядке на территорию другой стороны, выполняют свои функции и пользуются правом хранения, ношения и применения табельного огнестрельного оружия и специальных средств в соответствии с законодательством стороны пребывания и условиями, регламентирующими их пребывание и выполнение задания. Участие в наблюдении на территории другой стороны возможно лишь при наличии разрешения этой стороны в ответ на заранее присланный запрос. Аналогичным образом непосредственное преследование лица, совершившего или подозреваемого в совершении преступления может быть продолжено сотрудниками правоохранительных органов на территории другой стороны с разрешения ее компетентных правоохранительных органов. Вместе с тем, в случаях, когда компетентные правоохранительные органы страны, на территории которой продолжается преследования не могли быть заранее извещены о необходимости пересечения границы ввиду недостатка времени или отсутствия возможностей для такого извещения, а также если представители ее правоохранительных органов не смогли вовремя прибыть на место пересечения границы или в другое место для участия в преследовании, оно может осуществляться сотрудниками правоохранительных органов преследующей стороны, в том числе и с личным табельным оружием, специальными средствами и средствами индивидуальной защиты. Задержание преследуемого лица проводится совместно сотрудниками правоохранительных органов обеих сторон. Однако, если правоохранительные органы стороны, на территории которой продолжается преследование, не могут своевременно оказать содействие в задержании преследуемого лица, преследователи вправе задержать это лицо с последующей немедленной передачей его правоохранительным органам другой стороны.
Концептуальные положения Конвенции 1993 г. нашли свое продолжение в ряде соглашений, заключенных между правоохранительными органами стран СНГ. Так, МВД РФ имеет соглашения о сотрудничестве с МВД Азербайджанской Республики, Республики Грузия, Литовской Республики, Республики Таджикистан, Республики Армения, Латвийской Республики, Туркменистана, Белоруссии, Республики Молдова, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан. Генеральная прокуратура Российской Федерации имеет соглашения о правовой помощи и сотрудничестве с Прокуратурами Туркменистана, Таджикистана, Республики Молдова, Украины, Республики Грузия, Республики Армения. Например, по соглашению между Генеральной прокуратурой РФ и Прокуратурой Республики Таджикистан о правовой помощи и сотрудничестве (Москва, 7 декабря 1995 г.) стороны в пределах своих полномочий обязуются оказывать друг другу помощь по вопросам: пересылки материалов прокурорско-следственной деятельности, в том числе архивных материалов; выполнения отдельных процессуальных действий; выполнения надзорных функций, связанных с расследованием преступлений; содействия в розыске лиц, совершивших преступления, пропавших без вести, а также этапирования арестованных и осужденных; обмена имеющейся информацией о преступлениях и причастных к ним лицам; обмена информацией о законотворческой и правоприменительной деятельности, данными о состоянии и тенденциях преступности. Сотрудничество осуществляется также в форме обмена опытом работы и научно-технической информацией по вопросам деятельности органов прокуратуры, совместного проведения научных исследований, разработок и программ по представляющим взаимный интерес проблемам.
Ходатайство об оказании правовой помощи выполняется в срок не позднее одного месяца. В случае пересылки поручений, запросов или просьб в другую прокуратуру или учреждение, а также об обстоятельствах, препятствующих их выполнению, незамедлительно уведомляется запрашивающая сторона.
Вопрос о расследовании преступлений, совершенных на территории нескольких государств, а также о надзоре за следствием по этим делам решается по соглашению руководителей сторон. При расследовании преступлений межгосударственного характера (организованная преступность, наркобизнес, терроризм, межнациональные конфликты и др.) руководители стор<
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!