Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2018-01-13 | 806 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Условия и факторы, способствующие конфликтности современного российского общества. Классификации современных вызово и угроз (уровневая; традиционные и нетрадиционные угрозы; угрозы личности, обществу, государству). Обзор направлений обеспечения национальной безопасности РФ.
Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.
Появление новых вызовов и угроз безопасности России требует усиления информационного и аналитического компонента в деятельности правоохранительных, военных и специальных служб. Последнее связано с поддержанием постоянного контакта между различными силовыми органами и научно-экспертным сообществом, широкомасштабным сбором и обменом информацией, информатизацией и развитием электронных баз данных, широким внедрением передовых технических методов получения и анализа информации.
В общем виде основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:
· стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;
· опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;
· укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;
|
· возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;
· распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;
· возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников СНГ;
· притязания на территорию Российской Федерации. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье. Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Выделение уровней вызовов и угроз дает российскому государству возможность оценить возможность образования комплексных угроз, а также выделить ключевые методы противодействия на каждом из уровней.
Первый уровень связан с членством России в таких региональных образованиях, как СНГ и ОДКБ.
В настоящее время СНГ как международная структура столкнулась с угрозами и вызовами собственной безопасности, которые исходят не только извне, но и изнутри самой структуры, причем некоторые из таких вызовов грозят деградацией и возможным расколом или распадом СНГ как международного объединения:
Недостаточная внутренняя интегрированность СНГ, структурная слабость организации (отсутствие общеобязательных решений и реальных санкций за невыполнение коллективных решений, разноформатность рабочих механизмов).
Экономические, политические, правовые и т.д., противоречия между отдельными государствами-участниками СНГ, частичное расхождение интересов групп государств, ослабляющие СНГ как межгосударственное объединение.
Слабая интегрированность стран-членов СНГ в глобальную экономику, периферийное положение в системе международной торговли и разделения труда; преимущественно сырьевая ориентация экономик и экспорта многих стран-участников, что создает высокую экономическую уязвимость для внешних сил и не дает достаточной экономической основы для интеграции внутри СНГ.
|
Внутренняя политическая нестабильность политических систем ряда стран СНГ (которая в отдельных случаях порождает возможность международного вмешательства с целью поддержки оппозиции и смены режима).
Противодействие перечисленным выше вызовам и угрозам на уровне СНГ как международной организации требует усиления интеграции государств-участников СНГ, проведения общей, согласованной политики по ключевым направлениям обеспечения безопасности.
При определении угроз для отдельных государств-участников ОДКБ выделяются традиционные (старые) и нетрадиционные (новые) угрозы. Первые чаще всего связаны с вооруженными конфликтами внутри или вне государств. Традиционные угрозы имеют относительно четких и легко определимых субъектов, которые представляют эту угрозу (государства, военные блоки, политические организации, прибегающие к незаконным методам захвата власти, стороны в гражданских войнах). Новые нетрадиционные угрозы чаще всего не имеют четко идентифицируемых политических субъектов. Зачастую эти угрозы не связаны с открытыми вооруженными действиями. Все они возникли в связи с процессом глобализации, носят международный характер и требуют, в связи с этим, глобального международного сотрудничества в их преодолении.
В настоящее время наиболее важными традиционными угрозами безопасности государств-участников ОДКБ остаются:
– Риск полномасштабной военной агрессии против одного или ряда государств ОДКБ со стороны сверхдержав, крупных региональных держав или военных блоков. Реализация данной угрозы в современных условиях весьма маловероятна, однако она отражена в Уставе и доктринальных документах ОДКБ.
– Региональный вооруженный конфликт малого или среднего масштаба с участием одного или нескольких государств СНГ. Последний представляется наиболее опасным в том случае, если два или более государств СНГ выступают в качестве разных сторон конфликта (такая вероятность по-прежнему сохраняется в отношениях Армения-Азербайджан, а в последние годы проявилась и во взаимных отношениях центрально-азиатских государств).
|
– Попытка военного или политического переворота в одном или нескольких государствах СНГ; возникновение гражданских беспорядков вплоть до гражданской войны в одном или нескольких государствах СНГ.
– К традиционным угрозам безопасности государств относятся и действия организованной преступности, в том числе, международной.
Можно констатировать, что в современном мире произошло существенное снижение вероятности наиболее опасных традиционных угроз (таких, как полномасштабная военная агрессия). В то же время сохраняется высокая вероятность региональных международных и внутригосударственных конфликтов.
Противодействие традиционным угрозам безопасности в рамках ОДКБ целесообразно осуществлять с применением Вооруженных сил стран-членов ОДКБ в соответствии с международным правом и межгосударственными соглашениями (в частности, Договором о коллективной безопасности). Вооруженные силы должны применяться в масштабах, соизмеримых с угрозой.
Региональные вооруженные конфликты малого или среднего масштаба могут потребовать применения силы, в том числе, для разведения конфликтующих сторон в соответствии с международным правом и межгосударственными договоренностями (по примеру миротворческих операций по мандату СНГ в Таджикистане и Абхазии/Грузии).
Вооруженный конфликт внутри того или иного государства ОДКБ или СНГ (в том числе, возникший в результате военного или политического переворота) может потребовать проведения специальной операции как традиционного полицейского характера, так и «операции по ликвидации угрозы международному миру и безопасности» в соответствии с международным правом (главой VII Устава ООН).
Наиболее важными нетрадиционными угрозами безопасности государств-участников СНГ и ОДКБ в настоящее время являются:
– Действия террористов, в том числе международных террористов, включая как отдельные террористические акты, так и организацию крупномасштабных вооруженных вторжений.
– Распространение религиозного и политического экстремизма.
– Попытки неконституционного захвата власти в одном или нескольких новых независимых государствах без применения военной силы, в результате дестабилизации, политико-пропагандистской деятельности и организации массовых беспорядков.
|
– Распад или раздел нового независимого государства в результате сепаратизма или раскола в правящих кругах.
– Распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, а также незаконное распространение и трансграничный оборот обычного оружия.
– Деградация экономической инфраструктуры, создающая высокую вероятность техногенных и экологических катастроф (атомные электростанции, химические предприятия, плотины, транспортные системы).
– Угрозы в сфере информационной безопасности, такие как распространение запрещенной или социально-опасной информации, уничтожение или повреждение жизненно важных электронных или информационных систем и др.
Серьезным вызовом безопасности большинства стран ОДКБ остается незаконный оборот наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров.
К вызовам безопасности ряда государств относится и незаконная миграция.
Важное значение имеет деятельность по предупреждению возникновения новых угроз. При этом основными средствами предотвращения новых угроз должны стать не военные, а социальные, экономические и культурно-информационные способы борьбы с ними.
Необходимость постоянного отслеживания возможностей сочетаний различных вызовов и угроз безопасности на разных уровнях требует согласованного понимания степеней угрозы безопасности ОДКБ. Создание такого механизма обеспечит возможность системного реагирования и дозированного применения различных способов противодействия в зависимости от масштаба угрозы и характера сочетания традиционных и нетрадиционных факторов.
Опасное для государств-участников ОДКБ усиление рисков и вызовов. Это начальная степень обострения ситуации. Возникает при одновременном обострении более, чем одной нетрадиционной угрозы, или при взаимоусилении традиционных и нетрадиционных угроз (например, одновременный всплеск сепаратизма и религиозного экстремизма).
Противодействие данной степени угрозы требует усиления сотрудничества государств-участников ОДКБ в различных сферах (правоохранительной, военной, социально-экономической и т.д.).
Кризисные ситуации в отдельных государствах-участниках ОДКБ. Возникают в случае реализации традиционной угрозы социально-экономического кризиса, гражданской войны или государственного переворота в одном из государств-участников ОДКБ. Также могут возникнуть в результате сочетания или резкого обострения ряда нетрадиционных угроз для одного из государств ОДКБ, в том числе в случае экологических или техногенных катастроф.
|
Противодействие подобной степени угрозы потребует организации помощи данному государству со стороны других стран-участников ОДКБ. Помощь может оказываться со стороны ОДКБ как международной организации по решению руководящих органов ОДКБ, либо в форме содействия со стороны инициативных групп государств внутри ОДКБ, либо в форме прямого взаимодействия между отдельными государствами ОДКБ.
Опасное обострение региональной напряженности. Данная ситуация может возникнуть в случае регионального вооруженного конфликта малого или среднего масштаба с участием одного или нескольких государств ОДКБ (актуально прежде всего для регионов Центральной Азии и Южного Кавказа). Она может также реализоваться из-за сочетания нетрадиционных угроз, принявших субрегиональный масштаб (например, масштабные действия международных террористов на фоне массового роста экстремистских движений или радикального сепаратизма в том или ином субрегионе).
Подобная ситуация может потребовать проведения интенсивных консультаций всех государств-членов ОДКБ, либо их инициативных групп (в том числе, по субрегиональному принципу) и консолидированных мер по стабилизации ситуации.
Второй уровень представляет выделение угроз непосредственно для российского государства.
При определении угроз для отдельных групп государств различимы региональные группы и группы интересов.
С региональнойточки зрения для России разные комплексы угроз доминируют в трех разных субрегиональных группах: европейской, кавказской и центрально-азиатской. РФ присутствует во все трех регионах, что делает для нас актуальными все три ключевых комплекса угроз. Для каждой из них наиболее актуальны свои специфические вызовы и угрозы безопасности:
· для европейского региона – вызовы и неопределенность (порождающие потенциальные проблемы для одних стран или, напротив, перспективы для других), связанные с расширением НАТО и ЕС;
· для кавказского региона – этнические конфликты, сепаратизм, возникновение на этой базе межгосударственных конфликтов;
· для центрально-азиатского региона – религиозный экстремизм, пограничные проблемы, проблемы незаконной миграции, наркотраффика, неравномерности экономического развития.
Принципиальным моментом являются так называемы угрозы безопасности личности и гражданского общества в современной России.
Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.
В целом можно выделить следующие ключевые проблемы безопасности личности и общественных групп:
- Деградация окружающей среды;
- Техногенные катастрофы и аварии;
- Эпидемические заболевания (прежде всего, СПИД, вирусный гепатит, новые разновидности туберкулеза и гриппа);
- Один из самых высоких в мире уровней смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, связанный с экстремально высокими стрессами, характерными для переходного периода, особенно для мужской части населения;
- Высокий уровень преступности, «неестественной» (отравления, травмы и несчастные случаи) и насильственной смертности. Высокий уровень насилия в обществе, связанный с резкими общественными изменениями;
- Алкоголизм и наркомания;
- Бедность, социальное расслоение и общий низкий уровень жизни, создающий возможность социальной и культурной деградации.
Противодействие угрозам и вызовам на данном уровне требует, прежде всего, серьезных усилий в социально-экономической области, а также проведения образовательных, информационных и культурно-просветительских программ.
Усиливаются угрозы национальной безопасности России в информационной сфере.
Из внешних угроз информационной безопасности РФ в сфере внешней политики наибольшую опасность представляют:
– информационное воздействие иностранных политических, экономических, военных и информационных структур на разработку и реализацию стратегии внешней политики Российской Федерации;
– распространение за рубежом дезинформации о внешней политике Российской Федерации (особенно наглядно это продемонстрировали американские и западные СМИ во время грузино-южноосетинского конфликта в августе с.г.);
– нарушение прав российских граждан и юридических лиц в информационной сфере за рубежом;
–попытки несанкционированного доступа к информации и воздействия на информационные ресурсы, информационную инфраструктуру федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях.
– Из внутренних угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики наибольшую опасность представляют:
– нарушение установленного порядка сбора, обработки, хранения и передачи информации в федеральных органах исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, и на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;
– информационно-пропагандистская деятельность политических сил, общественных объединений, средств массовой информации и отдельных лиц, искажающая стратегию и тактику внешнеполитической деятельности Российской Федерации;
– недостаточная информированность населения о внешнеполитической деятельности Российской Федерации.
Итак, основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются: своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации; реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз; обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства; подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса; преодоление научно-технической и технологической зависимости России от внешних источников; обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод; совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки; принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации; коренное улучшение экологической ситуации в стране.
Контрольные вопросы.
1. Факторы повышения рискогенности современного российского общества.
2. Уровневая классификация вызовов и угроз РФ.
3. Специфика противодейстия угрозам в деятельности СНГ и ОДКБ.
4. Традиционные и нетрадиционные угрозы в трактовке ОДКБ.
5. Степени угрозы безопасности (классификация ОДКБ).
6. Проблемы безопасности личности и общества.
7. Задачи в области обеспечения национальной безопасности РФ.
Литература.
1. Барановский В. Г. Международные организации как механизмы регулирования международных отношений // Современные международные отношения / Под ред. А. В. Торкунова. — М., 2000.
2. Военная доктрина РФ от 21 апреля 2001.
3. Доктрина информационной безопасности РФ от 9 сентября 2000.
4. Концепция Национальной Безопасности РФ от 28 июня 2000.
5. Лебедева М. М. Мировая политика. — М., 2003.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!