Вызовы времени и необходимость совершенствования антитеррористического законодательства — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Вызовы времени и необходимость совершенствования антитеррористического законодательства

2018-01-13 295
Вызовы времени и необходимость совершенствования антитеррористического законодательства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Важную роль в упорядочивании законодательства стран-участниц СНГ призван сыграть модельный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (новая редакция)», принятый Межпарламентской Ассамблеей СНГ в 2008 г[126].

Данный Закон регулирует отношения граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, организаций, осуществляющих операции с ценными средствами или иным имуществом, а также соответствующих государственных органов, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем и используемых для финансирования терроризма.

В статье 6 настоящего Закона подробно описаны обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом при работе с денежными средствами или другим имуществом, подлежащим обязательному контролю.

К подобным операциям, в частности, отнесены действия с денежными средствами, или иным имуществом, «если сумма в национальной валюте, а также в валюте иностранного государства, на которую она совершается, равна или превышает 15 тысяч долларов США».

Это относится к следующим операциям по банковским счетам (вкладам):

- размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

- открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

- перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

- зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия.

Согласно Закону под контролем находятся и иные сделки с движимым имуществом. В частности,

- помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

- выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

- получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга) и переводы денежных средств по договору финансовой аренды (лизинга);

- переводы денежных средств, осуществляемые не кредитными организациями по поручению клиента;

- скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

- получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

- предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

Финансовые операции и иные сделки с движимым имуществом – сфера чрезвычайно тонкая, ибо в случае необоснованных действий по отношению к гражданам или организациям, может быть нанесен существенный вред их репутации. Чтобы избежать подобных коллизий, в Законе детально описан порядок составления перечня организаций и лиц, за которыми осуществляется подобный контроль. Правительство, государства при составления перечня опирается на:

- вступившие в законную силу решение суда государства либо суда другого государства – участника СНГ о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму;

- вступивший в законную силу приговор суда государства либо суда другого государства-участника СНГ о признании физического лица виновным в совершении преступления террористического характера;

- постановление следователя или прокурора государства о возбуждении уголовного дела в отношении лица, совершившего преступление террористического характера;

- составляемые международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанные государством перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами;

- признаваемые в государстве в соответствии с международными договорами и законами приговоры (решения) судов и решения иных компетентных органов иностранных государств, не являющихся участниками СНГ, в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность.

Данный Закон может быть принят государствами-участниками СНГ как в целом, так и путем имплементации его отдельных положений в соответствующих актах национального законодательства. В целом можно утверждать, что принятие в последние десятилетия закона или отдельные новеллы, введение в уголовно-процессуальное законодательство России и других стран СНГ представляет достаточные правовые возможности в борьбе с терроризмом.

Вызовы времени требуют совершенствования российского законодательства в части противодействия экстремизму, который нередко становится питательной средой терроризма. Поэтому, в настоящее время готовятся поправки в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», который предлагается дополнить новой статьей – о повышении ответственности распространителей и провайдеров за появление в Сети материалов экстремистского характера[127]. Например, законопроектом предусмотрено: в случае неоднократного размещения экстремистских материалов на одном и том же сайте суд может принять решение о прекращении доступа к нему на территории РФ. Одна из поправок предоставляет судам возможность закрывать на территории России доступ к Интернет-ресурсам, даже если те зарегистрированы за пределами страны. Согласно документу, «материалы, размещаемые на сайтах в сети Интернет, признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения или нахождения физического лица либо организации, их разместившей».

При этом в документе корректируется и порядок работы СМИ с вынесенными правоохранительными органами предупреждениями о недопустимости распространения экстремистских материалов. Подразумевается, что предупреждение подлежит обязательной публикации в издании, если после поступления оно не было обжаловано в судебном порядке. На практике власти, в том числе правоохранительные органы, уже не первый год рассматривают Интернет в качестве средства массовой информации и, соответственно, преследуют авторов некоторых доступных в сети текстов. Поэтому нередко высказывается мнение, что новый законопроект может нарушить область свободной мысли, свободной веры и будет использоваться как инструмент борьбы с особой точкой зрения, с особой позицией.

Вместе с тем, принятые законодательные акты и отдельные новеллы не в полной мере регламентируют расследование преступлений террористического характера. Например, д.ю.н., профессор Трунов И.Л.[128] справедливо полагает, что необходимо разработать и принять федеральный Военно-процессуальный кодекс (ВПК РФ), который, в частности, урегулировал бы международную составляющую противодействия терроризму, - экстрадицию арестованных с территории третьих стран, статус иностранных пленных и т.д.

«Противоправная террористическая деятельность против России, - резонно заявляет автор, - финансируемая международными фондами, расположенными в Чикаго, инструктируемая военными специалистами Ближнего Востока, идеологически поддерживаемая наставниками мусульманских стран, экипированная и вооруженная современным вооружением из развитых европейских стран, располагающая военными базами и учебными лагерями на территории соседних государств, не может расследоваться по тем же процессуальным нормам, что и кухонная драка.

Как можно назвать борьбой с общеуголовной преступностью использование Вооруженных сил Турции для подавления террористической курдской организации, введение особого режима и подавление террористической деятельности регулярными правительственными войсками в Ольстере в Северной Ирландии (с 1969 г.), открытое применение Вооруженных сил США в контр-террористических мероприятиях на территории иностранных государств в Ираке, Сомали, Ливии, Югославии, Афганистане и др.»

Профессор И.Л. Трунов справедливо рассматривает терроризм не как уголовное преступление, а именно из этого исходят законодатели большинства государств-участников СНГ, а как войну со всеми юридическими и политическими последствиями. Если государство не способно своевременно и адекватно реагировать на эти угрозы, то опасности подвергаются прежде всего мирные граждане, не имеющие никакого отношения ни к войне, ни к борьбе с терроризмом.

Теперь уже можно констатировать, что отношения России и Евросоюза, России и НАТО чрезвычайно важные для обеих сторон, смогли выдержать трудное испытание в ходе грузино-южноосетинского конфликта. Гораздо сложней ситуация в российско-американских отношениях. Это связано и с гегемонистскими настроениями многих американских политиков, особенно из числа неоконсерваторов, и с прямой ответственностью Вашингтона за нынешний режим в Грузии, и с предстоящими в ноябре 2008 г. выборами президента США. Однако выборы проходят, а объективная необходимость взаимодействия по проблемам стратегической стабильности, борьбы с международным терроризмом и многим другим вопросам остается. По всей видимости, отношение Запада к России в дальнейшем не будет таким, каким оно было прежде. Когда страсти улягутся, отношения восстановятся, это уже будут отношения со страной, которая доказала свою способность проводить самостоятельную внешнюю политику, отстаивать свои национальные интересы.

Кроме этого, события на Кавказе показали несостоятельность нынешней архитектуры безопасности в Европе, и подтвердили необходимость нового договора в этой области. «Мир переживает очень важный и переходный период своего развития. События, которые произошли в августе (имеется в виду агрессия Грузии против Южной Осетии и Абхазии в августе 2008 г. – авт.) подтвердили, что в рамках блоковых подходов «умиротворить» или сдержать агрессию оказалось невозможно», - заявил Д. Медведев в г. Авиане (Франция)[129]. «И если безответственные, порой просто авантюрные действия правящего режима довольно небольшой странны – в данном случае Грузии – способны дестабилизировать ситуацию в мире, это ли не явное свидетельство того, что система международной безопасности, которая основана на однополярности, - несостоятельна», - полагает он.

«Современной Евроатлантике нужна позитивная повестка дня. События на Кавказе лишь подтвердили абсолютную правильность идеи нового договора о европейской безопасности. С его помощью вполне можно создать единую и надежную систему всеобъемлющей безопасности», - сказал он. Медведев отметил, что для предотвращения агрессии Грузии «не сработала ни многосторонняя дипломатия, ни региональные механизмы, ни нынешняя европейская архитектура безопасности в целом».

Особенно наглядно продемонстрировал свою ущербность так называемый НАТОцентризм. Из всего этого нужно сделать выводы. По словам Президента России, новая система безопасности должна быть равной для всех государств – без изоляции кого-либо и без зон с разным уровнем безопасности. Она должна быть призвана объединить всю Евроатлантику на основе единых правил игры. Еще одна цель такой системы – обеспечить на долгие годы в юридически обязывающей форме общие гарантии безопасности.

Отказ от скорейшего формирования новой системы безопасности в Европе может привести к ее деградации. «В любом случае «ремонт» европейской архитектуры безопасности надо ускорять. Альтернатива этому одна – ее дальнейшая деградация и обострение кризиса в сфере безопасности и контроля над вооружениями», - заявил Медведев. Он полагает, что «оптимальную площадку для переговоров (по созданию новой архитектуры безопасности – авт.) подскажет жизнь, но в обязательном порядке, если мы об этом когда-нибудь договоримся, к подготовке международного форума необходимо подключить международное экспертное сообщество». Медведев также отметил, что в ходе совместной работы над договором о коллективной безопасности в Европе следовало бы также оценить, «насколько адекватны требованиям времени созданные когда-то структуры».

«Подчеркну, мы не предлагаем ничего разрушать из уже имеющегося и даже ослаблять его. Речь идет о более гармоничной деятельности (международных структур – авт.) на основе единых правил», - сказал президент РФ.

Таким образом, терроризм представляет собой одну из самых серьезных угроз международному миру, безопасности и стабильности, социальному и экономическому развитию всех государств, нацелен на подрыв сосуществования и взаимопонимания цивилизаций, культур и народов. Однако, недопустимы попытки отождествления терроризма с какой-либо нацией, культурой или религией.

Борьба с терроризмом должна вестись мировым сообществом общими усилиями, с сохранением центральной и ведущей роли Организации Объединенных Наций, на основе международного права в рамках многостороннего подхода.

При принятии и реализации мер, направленных на борьбу с терроризмом, государства должны обеспечивать их соответствие международному праву и воздерживаться от предоставления любой формы поддержки организациям или лицам, причастным к террористической деятельности в своем государстве или за его пределами.

Такова точка зрения Российской Федерации, считающей, что только многополярный мир способен создать и реализовать на практике эффективные механизмы противодействия преступлениям на почве социальной, национальной, расовой и религиозной нетерпимости, а также терроризма.


 

Практические задания

 

 

Задание 1.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.