Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Глава 9. Фонды в структуре общественных финансов

2018-01-13 1143
Глава 9. Фонды в структуре общественных финансов 3.15 из 5.00 13 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

1.Классификация фондов.

2.Социально-экономическое содержание фондов.

3. Особенности формирования источников фондов и направлений их расходования

4. Бюджетные фонды

5.Государственные внебюджетные фонды. Социальное страхование.

6. Экономические внебюджетные фонды

7. Негосударственные фонды социальной направленности.

 

Классификация фондов.

 

Фонды в российской и мировой экономике весьма многовариантное явление: существуют фонды государственные и негосударственные, бюджетные и внебюджетные, национальные и международные, федеральные, территориальные и местные, отраслевые, межотраслевые и специальные, благотворительные, паевые, инвестиционные и т.д. Целый ряд фондов находится в составе федерального бюджета, их размеры, источники наполнения и направления расходования утверждаются вместе с принятием самого бюджета - это целевые бюджетные фонды, фонды межбюджетного регулирования и т.д. Несмотря на принадлежность к бюджету, деятельность этих фондов подчиняется особым правилам.

Наряду с бюджетными фондами существуют и довольно бурно развиваются многочисленные внебюджетные фонды - государственные внебюджетные, негосударственные страховые, отраслевые, территориальные и т.д.

В основу классификации фондов, действующих в настоящее время в России, могут быть положены самые различные критерии и их сочетание:

- по принадлежности - государственные, негосударственные, частные;

- по территориальному принципу – федеральные, региональные, межрегиональные, местные;

- по отраслевому принципу – отраслевые, межотраслевые;

- по признаку места в финансовой системе – бюджетные, внебюджетные;

- по конкретному назначению – под целевую программу (экологические, дорожные), для конкретной категории граждан (помощь малоимущим гражданам, инвалидам, спортсменам) и т.д.

Фонды можно также структурировать исходя из критерия их места в финансах общественного сектора. Тогда их классификация будет выглядеть следующим образом:

Бюджетные фонды: целевые бюджетные; резервные; инвестиционный фонд, стабилизационный фонд, фонды межбюджетного регулирования.

Внебюджетные фонды: а) государственные и муниципальные внебюджетные фонды: государственные внебюджетные (социально-страховые) фонды; внебюджетные фонды субъектов РФ; местные муниципальные фонды; б) экономические внебюджетные фонды: отраслевые, межотраслевые, специальные фонды; фонды поддержки предпринимательства, развития конкуренции; фонды поддержки науки; инвестиционные фонды (паевые, акционерные); в) негосударственные социальные внебюджетные фонды: негосударственные пенсионные фонды; благотворительные фонды; социальные инвестиционные фонды.

Доходы фондов сопоставимы с двумя третями доходной части федерального бюджета. Таким образом, наряду и параллельно с бюджетной системой в России функционирует сопоставимая с ней по масштабам система внебюджетных фондов.

 

2. Социально-экономическое содержание фондов

Фондам присущи общие и специфические черты как особой форме финансов общественного сектора, объясняющие их многообразие и энергичное развитие.

Во-первых, фонд – это одновременно форма перераспределительных отношений, это финансовый поток и, наконец, субъект финансовых отношений – финансовый институт.

Формирование и использование фондов обусловлено вторичным и последующим перераспределением финансовых ресурсов. Вместе с тем, фонды – финансовые структуры.

Во-вторых, важны цели, конечные задачи создания фондов. Речь идет об аккумулировании ресурсов для общественно-значимых целей. Многовариантность общественно-полезных задач (от строительства дорог до конкретных экологических и социальных проблем) порождает многообразие фондов.

В-третьих, это некоммерческий статус, т.е. цель деятельности ориентирована не на получение максимально возможной прибыли, а на выполнение другой целевой задачи, признанной обществом. В рыночных отношениях внебюджетные фонды обладают отличным от рыночного механизмом хозяйствования (некоммерческим).

В-четвертых, характер движения финансовых средств - первичен сбор, аккумулирование источников, вторично их распределение при обязательности целевого характера расходования.

В-пятых, особое управление - наличие Попечительского совета, а также публичность отчетности об использовании своих средств и имущества.

В-шестых, особый юридический статус. Гражданским кодексом РФ установлена норма, согласно которой фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели. Однако существуют фонды, использующие все преимущества фондового формирования и распределения ресурсов, но не имеющие юридического лица. Так, целевые бюджетные, паевые и некоторые другие фонды не являются юридическими лицами и функционируют, например, как бюджетные или внебюджетные субсчета.

Энергичное развитие фондов за рамками бюджета во многом объясняется необходимостью общественно-значимых видов деятельности, которые не могут быть обеспечены полностью на коммерческой основе, или обеспечение которых государство заинтересовано гарантировать. Экономическая теория называет эту деятельность производством общественных (смешанно-общественных) благ, или благ общественного пользования.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.