Критерий для реализации проекта государственных расходов — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Критерий для реализации проекта государственных расходов

2018-01-13 490
Критерий для реализации проекта государственных расходов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рассмотрим критерий, используемый для решения о том, принимается или нет государственный проект для реализации. Это общий критерий, предполагающий сравнение общественных затрат и общественных результатов, другими словами, общественных издержек (ТС) и общественных выгод (ТВ).

 

Общий критерий для реализации проекта государственных расходов состоит в том, что положительное решение по проекту государственных расходов принимается в том случае, если общественные выгоды превышают общественные издержки. (ТВ > ТС)

Возьмём проект строительства моста. Цена использования моста для переезда через реку варьируется от какой-то известной величины до нуля. На Рис.4.2. приведён график спроса на услуги моста.

 

Р
QЕ QC Q

 

Рис.4.2. Спрос на услуги моста

При бесплатном проездеколичество проезжающих по мосту равно QE. Предположим, что пропускная способность моста, т.е. количество возможных проездов, превышает число фактических проездов QE и составляет QC проездов, а предельные издержки пересечения моста при бесплатном проезде равны нулю (MC=0). С точки зрения возможностей его эксплуатации эффективное использование моста предполагает нулевую плату за проезд по мосту.

Введение любой оплаты за проездограничит его использование, что неэффективно с точки зрения возможностей его эксплуатации. В такой ситуации, когда эффективное использование моста предполагает бесплатный проезд, ни одна частная фирма не возьмётся за его строительство и дальнейшую эксплуатацию.

В то время как предельные издержки пересечения моста равны нулю, предельная выгода пересечения моста и общая выгода от мостаявно положительная, выше нуля. Вопрос заключается в том, каковы размеры общей пользы от моста, достаточны ли они, чтобы компенсировать стоимость моста.

Для ответа на этот вопрос используется понятие потребительского излишка. В микроэкономике потребительский излишек определялся как разница между тем, что покупатель готов заплатить, и тем, что он должен заплатить.

 

Р      
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Q

 

Рис.4.3. Потребительский излишек

 

На рис.4.3. дана иллюстрация потребительского излишка, приведён график спроса на футболки. Предположим, что кто-то покупает футболку. За первую футболку он готов заплатить 500 руб., за вторую – 450 руб., за третью – 400 руб. и т.д. Но рыночная цена составляет 300 руб. Покупая одну футболку, мы получаем излишек в размере 200 руб. (500 – 300), при покупке второй футболки излишек составит 150 руб., при покупке третьей – 100 руб. и т.д.

Общая сумма потребительского излишка при покупке 5 футболок составляет 500 руб. (200 + 150 + 100 + 50). На рисунке потребительский излишек – это заштрихованная площадь над линией рыночной цены и под частью кривой спроса, которую называют кривой компенсированного спроса.

На рис.4.4. воспроизводится кривая спроса на услуги моста, но с потребительским излишком, получаемым всеми, кто пользуется мостом при введении платы за проезд в размере РВ.

В том случае, когда проезд по мосту бесплатный, общие выгоды от использования моста для потребителей представляют собой всю площадь под кривой спроса на услуги моста.

Для каждого проезжающего выгоды - это стоимость сбережённого времени плюс экономия на бензине по сравнению с потерями времени и затратами бензина при использовании дальнего моста. Это та стоимость, которую каждый был бы готов отдать за проезд. При бесплатном проезде, вероятно, компенсация затрат на строительство моста будет осуществляться через центральное и местное налогообложение.

 

0 QВ QЕ QC Q
В
Р А     РВ  

 

Рис.4.4..Потребительский излишек в случае общественного проекта

 

Представим себе ситуацию, когда вводится плата за проезд по мосту. Если плата за проезд составляет сумму РВ, то общая выгода от использования моста также превышает сумму, уплаченную за проезд на величину потребительского излишка (площадь треугольника АРВВ).

Решение о строительстве моста принимается в том случае, если общие выгоды, включающие доходы от платы за проезд плюс сумма потребительского излишка, превышают общие издержки по финансированию и строительству моста.

ТВ > ТС

Другое выражение данного критерия можно получить в форме коэффициента:

ТВ / ТС > 1

Общий критерий для реализации проекта государственных расходов состоит в том, что положительное решение по проекту государственных расходов принимается в том случае, если отношение общих выгод к общим издержкам больше единицы.

При рассмотрении нескольких вариантов проекта государственных расходов выбирается вариант, у которого чистая выгода (ТВ – ТС) является максимальной.

Теневые и рыночные цены

Выше отмечалось, что использование рыночных цен при анализе затрат и выгод по государственному проекту может быть нецелесообразно по той причине, что рыночные цены сформировались в условиях провала рынка, они не отражают всех общественных затрат или общественных выгод. В этих случаях осуществляется оценка с помощью так называемых теневых цен, отражающих реальные предельные общественные затраты и реальные предельные общественные выгоды. Эти цены называют также общественными ценами.

 

Теневые цены представляют собой расчётные цены, не совпадающие с рыночными ценами, но отражающие общественные затраты и общественные выгоды в условиях провала рынка.

 

В том случае, когда нет провала рынка, рыночная цена стремится к равенству с альтернативными издержками, то есть стоимости альтернативного использования ресурсов. Но в условиях макроэкономической несбалансированности, в частности, превышения совокупного предложения по сравнению с совокупным спросом, рыночная цена может существенно отличаться от реальных альтернативных издержек.

Например, в экономике, на рынке труда, где существует высокий уровень безработицы, рыночная заработная плата превышает альтернативные издержки, в частности, стоимость отказа от отдыха (от свободного времени). Вместе с тем в условиях высокой безработицы, когда нет добровольного выбора между работой и отдыхом, отдых ценится значительно ниже. Кроме этого при найме дополнительного рабочего масштабы производства в другой отрасли не сокращаются. Этим объясняется тот факт, что при расчёте затрат и выгод по государственному проекту стимулирования занятости используются теневые цены на труд, представляющие собой более низкий уровень по сравнению с рыночной заработной платой.

Другой пример теневых цен связан с рынком капитала, где ценой заёмного капитала является ставка процента. Рынки капитала могут быть несовершенны, они могут не обеспечивать потребности фирм в дополнительном капитале при существующей на рынке ставке процента. В этой ситуации теневая цена заёмного капитала, используемая в оценке государственного проекта, устанавливается на более высоком уровне. Более высокая теневая ставка процента отражает более высокую альтернативную стоимость использования капитала. В данном случае это более высокая ожидаемая норма прибыли фирм, которые ищут дополнительный заёмный капитал для своих инвестиций. В других общественных проектах, являющихся общественно значимыми, может использоваться более низкая ставка процента для того, чтобы учесть все аспекты возможной общественной эффективности проекта.

Теневая цена стали на рынке металла, используемая при расчёте издержек и выгод по государственному проекту, где велика доля затрат на сталь, превышает рыночную цену на сталь. Дело в том, что рыночная цена не учитывает все общественные издержки производства стали, связанные с загрязнением окружающей среды.

 

 

Таблица 4.3.

Примеры теневых цен

Рынок Разница между теневой (РS) и рыночной ценой (РM) Причина различий
Труда РS < РM в условиях высокой безработицы. Не существует альтернативных потерь продукции в другом месте при найме.
Капитала РS > РM в условиях ограничений на рынке капитала. Ожидаемая фирмами норма прибыли превышает существующую ставку процента.
Стали РS > РM в условиях отрицательного внешнего эффекта. Производитель стали не учитывает предельные затраты, связанные с загрязнением окружающей среды.

Эффективность издержек

Одной из проблем при оценке затрат и результатов по проекту государственных расходов является стоимостная оценка получаемых выгод. Иногда это невозможно сделать или нежелательно. Например, общество и политики стараются избегать стоимостных оценок, касающихся человеческой жизни и смерти. Для многих такого рода оценки не только циничны, но и безнравственны. В таких ситуациях существуют альтернативные способы оценки эффективности вариантов проекта. Один из них – это сравнение так называемой эффективности издержек.

 

Анализ эффективности издержек – это метод оценки эффективности разных вариантов проекта, результаты которого сопоставимы в нестоимостных показателях, и где критерием выбора является наибольший результат с наименьшими затратами.

 

Например, обсуждается проект государственных расходов, направленный на снижение смертности на дорогах в результате дорожных происшествий. Можно подсчитать затраты по нескольким вариантам, которые ведут к одной и той же цели. В частности, рассчитать предельные издержки, необходимые для снижения коэффициента смертности на один процент, и выбрать вариант с наименьшими предельными затратами.

Другой пример. В США при обсуждении государственных шумовых стандартов были произведены подсчёты числа работников, которые сохранят слух при соблюдении шумовых стандартов. Затем были оценены затраты на поддержание стандартов по разным вариантам этих стандартов. Эти оценки учитывали и такие показатели как снижение производительности труда в результате потери слуха и повышение производительности в результате сохранения слуха.

Анализ эффективности издержек проще анализа затраты-результаты, так как позволяет избежать проблемы стоимостной оценки выгод проекта. Но при этом сохраняются трудности, связанные со стоимостной оценкой затрат по проекту. Решение этих проблем предполагает использование теневых цен, общественной ставки процента, экспертных оценок побочных издержек. Вместе с тем даже менее совершенный метод оценки по издержкам дисциплинирует тех, кто в процессе общественного выбора принимает решения, приучает их к идее эффективного использования общественных средств, к идее всесторонней оценки возможных издержек по проектам государственных расходов.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.