Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Бюджет как социально-экономическая категория. Функции бюджета

2018-01-13 584
Бюджет как социально-экономическая категория. Функции бюджета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Бюджет представляет собой денежные отношения, которые возникают у государства с субъектами хозяйства (фирмами и домашними хозяйствами) по поводу образования и распределения бюджетного фонда в ходе производства, распределения и использования ВВП для целей социального, экономического и территориального развития в рамках конкретного временного периода (как правило – годового, реже - трехлетнего), разрабатываемый и принимаемый различными ветвями публичной власти в форме закона.

Для любого государства бюджет является основным «странообразующим» институтом.

В современных учебниках по финансам можно найти другие определения бюджета, однако они совпадают в его главных, важнейших функциях и характеристиках.

Таким образом, бюджет в современном его понимании должен представлять собой финансовый план управления ключевыми параметрами социально-экономического развития страны на будущий период, предложенный правительством и одобренный парламентом на основе его составляющих – доходов, расходов, дефицита либо профицита.

Представляющие государство органы власти и управления, в отличие от других субъектов рынка, обладают особыми правами или преимуществами – правом принуждения, причем на основании закона. Именно государство устанавливает и поддерживает экономический порядок, защищает права других субъектов – предприятий, домохозяйств, некоммерческих организаций. Для реализации этих прав, а также для других функций, делегированных обществом, государство аккумулирует государственные финансовые ресурсы на основе законного изъятия (налогообложения) части дохода других субъектов рыночных отношений. Концептуальной задачей для экономической теории и хозяйственной практики является определение возможности оптимизации принудительного перераспределения ресурсов для достижения оптимальных параметров экономической и социальной эффективности.

Как политэкономическая категория бюджет обладает двойственным содержанием.

Во-первых, он является формой распределительных и отношений, составной частью финансовых отношений в целом с присущими им свойствами, но обладает при этом рядом специфических особенностей.

Во-вторых, бюджет является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, принимается в виде закона[84].

Роли бюджета в административно-плановой и в рыночной экономике существенно отличаются. В централизованной плановой экономике формирование бюджета подчинено требованиям централизованного государства, которое владеет, распоряжается и контролирует львиную долю создаваемого общественного продукта, принудительно изымая большую его часть на цели, установленные планом.

В современной рыночной экономике институциональной основой бюджета, бюджетных отношений, формирующих бюджетную политику государства, должно стать формирование предпочтений граждан, территориальных сообществ и хозяйствующих субъектов в получении от государства полноценного набора общественных благ и услуг, оплачиваемых путем передачи государству в его бюджетную систему части создаваемого продукта в виде налогов и других обязательных платежей.

Таким образом, можно определить специфические черты бюджета как социально-экономической категории:

1) бюджет является особой формой перераспределительных отношений, основанных на изъятии в пользу государства части создаваемого ВВП для удовлетворения спроса на общественные блага (блага коллективного использования) со стороны всех секторов общественного воспроизводства, административно-территориальных образований и населения,

2) в рыночной экономике бюджет является важным механизмом реализации потребностей расширенного воспроизводства в целом на каждом историческом этапе развития государства;

3) бюджет представляет собой систему централизованных фондов (общественных финансов), которая обладает особым набором количественных и качественных характеристик – концентрацией существенного объема ресурсов (от трети до двух третей ВВП в развитых странах), масштабностью межотраслевого и межтерриториального перераспределения ресурсов; перераспределением и выравниванием доходов домохозяйств;

4) бюджет, бюджетно-налоговая политика наряду с другими инструментами способствует реализации задач экономической политики государства в целом в рамках выбранной модели социально-экономического развития;

Содержание бюджета как социально-экономической категории раскрывается через его функции: распределительную (регулирующую), фискальную, контрольную.

Распределительная (регулирующая) функция бюджета имеет экономическую и социальную составляющие.

Экономическая составляющая регулирующей функции проявляется в существенном влиянии на ключевые пропорции отраслевого, межотраслевого и межрегионального развития путем распределения и перераспределения бюджетных ресурсов, воздействия как на основные пропорции общественного воспроизводства, так и основные макроэкономические параметры развития страны. Безусловно, в рыночных условиях, когда преобладают размеры частного сектора и масштабы его финансовых ресурсов, основная производственная, инвестиционная инициатива переходит к рыночному сектору, однако большинство развитых стран оставляют за собой контроль за ключевыми макроэкономическими параметрами развития путем координации деятельности государственных и частных структур, инвестируя бюджетные средства в развитие инфраструктуры (транспортной, коммуникационной, информационной и т.д.), фундаментальные и прикладные исследования, отрасли, определяющие инновационные технологии (космос, развитие программных продуктов и т.д.).

Социальная составляющая регулирующей функции бюджета выражается, во-первых, в выравнивании доходов между территориями и домохозяйствами, а во-вторых, в обеспечении доступности потребления населением основных общественных благ в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительной деятельности и т.д.

Фискальная функция бюджета, содержание которой традиционно понималось как обеспечение ресурсами государства с помощью форм внеэкономического принуждения (налогов), существенно изменяется в современных рыночных условиях. Опасность снижения общей экономической эффективности при чрезмерном налогообложении, вызванном даже самыми благими целями роста социальной эффективности, доказана современной экономической теорией и подтверждено практикой развитых рыночных экономик. Современные исследования фискальной функции бюджета исходят из необходимости поиска оптимального налогообложения, стимулирующего предпринимательскую инициативу, однако дающего возможность государству эффективно корректировать провалы рынка в сфере производства общественных благ.

Контрольная функция бюджета призвана решать задачи эффективного расходования ограниченных финансовых ресурсов, объективно отражая направления формирования и расходования бюджетных средств в рамках выбранных государством стратегических и тактических приоритетов.

Содержательные характеристики бюджета, выражаемые через его функции реализуются государством (общественным сектором) во взаимодействии с другими секторами рыночной экономики. Регулирующая функция бюджета, влияющая на параметры общественного воспроизводства, как и экономическая деятельность и её результаты для всех секторов национального хозяйства отражаются в системе национальных счетов (СНС), которая представляет собой опирающуюся на эмпирические данные систему для определения макроэкономических потоков и запасов (фондов).

В экономической теории, практике хозяйствования и статистике рыночных экономик для анализа конечных результатов годового производства страны используются показатели (СНС), в основе которых лежат сводные счета ВВП (валового внутреннего продукта), капиталовложений, доходов и расходов государственных учреждений и домохозяйств, внешнеэкономических операций. Первичным при анализе воспроизводства является движение ВВП как источника первичных доходов и накоплений. Финансовые отношения функционируют на второй стадии воспроизводственного процесса, когда происходит перераспределение стоимости ВВП в денежной форме через бюджетную, кредитную системы и субъектам экономических отношений. Результатом становится формирование конечных доходов – финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, государства и населения.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.