Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2018-01-13 | 608 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Бюджет – одно из центральных понятий науки о финансах государства.
С конца 17 века бюджетом стал называться документ, который представлял собой план доходов и расходов государства, с подведением баланса, утверждаемый парламентом.
История финансов свидетельствует о том, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех этапах его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Однако во всех европейских государствах, в России, на длительном историческом периоде собирались доходы, осуществлялись расходы, и все это происходило по закону, т.е. имело юридическую силу.
Бюджет исторически появился тогда, когда государство не только стало собирать доходы и производить расходы, а в тот момент, когда оно начало планировать свою деятельность на будущий период времени – составляя смету доходов и расходов на определенный период. Таким образом, исторически появление бюджета связано с планированием ресурсов и расходов на ближайший период времени, как правило, год. Поэтому планирование на будущий период является первой сущностной характеристикой бюджета как категории.
Второй сущностная характеристика бюджета как исторической категории связана с появлением бюджетного права, т.е. права одобрения бюджета со стороны представительной власти.
История бюджета
Слово «бюджет» английского происхождения, и интерпретируется как «чемодан, мешок». Ранее фактически не проводилось различия между ресурсами государства и монарха. Но история возникновения английского парламента берет свое начало как раз из желания дворян ограничить расходы короля и его право вводить все новые и новые поборы по своей прихоти. Можно сказать, что бюджет во многом послужил развитию парламентаризма.
Когда палата общин в Англии в XVI-XVII вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось «открытием бюджета». Позже название портфеля было перенесено на сам документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться и тот документ, который заключал в себе утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства с подведением баланса.
Становление бюджетного права проходило в несколько стадий. Ведущую роль в его становлении сыграли попытки законодательного ограничения (вотирования) со стороны различных сословий, в первую очередь - нарастающего класса буржуазии, размеров насильственных изъятий в виде налогов, существенно ограничивающих развитие торгового, а затем и промышленного капитала. Обычно утверждение бюджета проходило весьма болезненно. История бюджета свидетельствует о борьбе различных групп и сословий за право воздействовать на экономическую политику страны.
|
Вначале налог (налоги) должны были быть одобрены со стороны представителей налогоплательщиков, как правило, это проходило весьма болезненно. Затем представители налогоплательщиков стали доказывать, что право вотирования налогов включает и право контроля за расходованием собранных налогов и обсуждения мотивов введения тех либо иных налогов. На следующем этапе они добились права обсуждать все доходы и все расходы без исключения. Именно с этого момента стал существовать настоящий бюджет.
В конце ХХ века возникла еще одна базовая характеристика бюджета – его единство, которое означает единство бюджетного законодательства, правил организации и функционирования бюджетной системы, формирования доходов и осуществления расходов, ведения отчетности на территории государства, что вразвитых странах нашло логическое завершение в консолидированном бюджете – своде всех бюджетов на территории государства.
Бюджет в его современных формах появился только в самом начале 19 века.
В разных странах бюджетный процесс, его стадии и формы организации имеют различия, однако эталоном всегда выступала английская система ответственного перед парламентом и страной, но обладающего правом законодательной инициативы, правительства. Ведь именно в Англии, в ходе ожесточенного противостояния, представители сословий в средние века получили право утверждать субсидии королю. Англия стала первой страной, где на смену безграничного произвола короля, после революции 1648 года был провозглашен принцип, по которому все налоги должны вводиться с согласия Парламента. При Вильгельме 3 Билль о правах 1689 г. окончательно закрепил за Парламентом право утверждения всех государственных доходов и расходов.
|
Во Франции бюджетное право утвердилось позже – после Великой французской революции, когда конституция 1791 г. определила порядок утверждения парламентом бюджета. Затем эта практика была перенесена в другие европейские государства.
Бюджетное право определяет порядок составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджета и контроль на всех этапах бюджетного процесс, возведенное в рамки закона. По сути, речь идет о разграничении функций законодательной и исполнительной власти.
Вначале в государственные планы вносились только чистые доходы государства, без учета издержек по взиманию доходов, что не давало полной объективной картины и создавало объективные условия для злоупотреблений. Все эти недостатки вынудили правительства европейских стран перейти к системе валовых бюджетов, брутто-бюджетов. Брутто-бюджет регистрировал все доходы и расходы, что позволяло узнать, сколько платят налогоплательщики и какая доля сборов поступает в государственную казну.
В конце ХХ века принцип единства бюджета в развитых странах нашел логическое завершение в консолидированном бюджете.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!