Анализ издержек и выгод в общественном секторе — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Анализ издержек и выгод в общественном секторе

2018-01-13 556
Анализ издержек и выгод в общественном секторе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Большую часть расходов в государственном секторе экономики в развитых странах составляют расходы, не связанные с производством благ в государственном секторе. Это главным образом расходы, связанные с государственным регулированием провалов рынка, финансированием социальных программ, с закупкой и распределением частных благ.

Государственные расходы по регулированию рыночных сбоев включают, в частности, программу расходов по охране окружающей среды, расходы на обеспечение национальной безопасности и охрану общественного порядка, расходы по антимонопольному регулированию и т.д. Важнейшими социальными программами государственных расходов являются программы общественного здравоохранения, общественного образования, социального обеспечения. На социальные программы приходится более половины государственных расходов в экономически развитых странах.

В анализе государственных расходов можно выделить две важнейших части. Во-первых, это содержательный качественный анализ необходимости государственных расходов по тому или иному направлению, определение возможных последствий этих расходов с точки зрения экономической эффективности и социальной справедливости. Во-вторых, это количественный анализ издержек и выгод по проекту государственных расходов.

 

Качественный анализ проекта государственных расходов – это содержательный анализ принципиальной необходимости расходов, определение возможных последствий этих расходов с точки зрения экономической эффективности и социальной справедливости.

 

Содержательный анализ программы государственных расходоввключает следующие аспекты:

· обоснование принципиальной необходимости программы,

· выявление тех провалов рынка, на корректировку которых направлена программа,

· определение различных вариантов государственного вмешательства в данном конкретном случае,

· оценка воздействия программы на эффективность в данной сфере экономики,

· оценка воздействия программы на распределение, социальную справедливость в обществе.

Количественный анализ программы государственных расходов предполагает оценку программы с точки зрения издержек и выгод, их сопоставления в стоимостном выражении. Например, важно не только доказать необходимость строительства моста через реку, но и определить масштабы общественных расходов на строительство моста, выбрать наилучший вариант из различных проектов моста.

 

Количественный анализ программы государственных расходов – экономическая оценка программы государственных расходов с точки зрения издержек и выгод, их сопоставление в стоимостном выражении.

 

В принципе анализ издержек и выгод в государственном секторе основан на общепринятых подходах. Он предполагает

§ стоимостную оценку общих и предельных издержек,

§ оценку общих и предельных выгод,

§ сопоставление издержек и выгод,

§ выбор оптимального варианта, ориентируясь на равенство предельных

издержек и предельных выгод,

§ выбор оптимального варианта, ориентируясь на максимальную разницу

между общими выгодами и общими издержками.

В этом отношении анализ издержек и выгод в общественном секторе сходен с анализом издержек и выгод в частном секторе. Вместе с тем существуют и различия в экономической оценке проекта в частном и общественном секторе.

Частная фирма, оценивая инвестиционный проект, следует следующей процедуре:

§ определяет различные варианты проектов для рассмотрения, производит их детальное описание,

§ оценивает возможные результаты реализации каждого варианта проекта, включая масштабы производства, необходимые ресурсы, негативные аспекты каждого варианта,

§ определяет варианты цен на продукцию, делает стоимостную оценку издержек и выручки,

§ оценивает возможную прибыль или убытки по вариантам с учётом альтернативных издержек и выбирает наиболее прибыльный вариант проекта инвестиций.

При этом оценка эффективности инвестиций в частом секторе осуществляется на основе различных методов:

1. метод расчёта чистой текущей стоимости инвестиций (NPV – net present value),

2. метод расчёта индекса рентабельности инвестиций (PI – profitability index),

3. метод определения срока окупаемости инвестиций (PP – payback period),

4. метод определения внутренней нормы отдачи инвестиций (IRR – internal rate of return).

При оценке стоимости инвестиционного проекта возникает проблема соизмерения затрат и доходов, которые относятся к разным периодам и распределены на значительное число лет. Для решения этой проблемы используется процедура дисконтирования. При положительной сумме чистой текущей стоимости инвестиции будут прибыльными, эффективными. При отрицательной сумме чистой текущей стоимости инвестиции будут неприбыльными, неэффективными.

Оценка проекта государственных расходов в рамках анализа издержки-выгоды в принципе происходит в той же самой последовательности. Но в этом анализе существуют важные различия между оценками государственных и частных проектов.

Во-первых, при оценке частного инвестиционного проекта принимается во внимание только прибыльность проекта. При оценке общественного проекта расходов правительство принимает во внимание и другие результаты проекта. Например, при рассмотрении проекта строительства плотины учитывается то влияние, которое это строительство окажет на экологию региона, на возможности загородного отдыха жителей близлежащих населённых пунктов, на занятость в регионе.

Во-вторых, оценка частного инвестиционного проекта осуществляется на основе рыночных цен по элементам затрат и рыночных цен на продукцию, которая будет производиться в рамках инвестиционного проекта. При оценке проекта государственных расходов во многих случаях нет возможности использовать рыночные цены. Нельзя использовать рыночные цены, по крайней мере, в двух ситуациях:

§ анализируемые блага и ресурсы не продаются на рынке, таких цен просто не существует (например, цена чистого воздуха при оценке экологического проекта, стоимость спасённой жизни при оценке проекта общественного здравоохранения);

§ в условиях провалов рынка, рыночные цены не отражают действительных общественных затрат и результатов, поэтому при оценке государственного проекта необходимо использовать другие оценки затрат и выгод.

 

Главная особенность анализа издержек и выгод по проектам государственных расходов – это использование альтернативных методов оценки затрат и выгод в условиях, когда рыночные цены не отражают общественные издержки и общественные выгоды.

 

Таким образом, количественный анализ издержек и выгод по проектам общественных расходов предполагает разработку альтернативных методов оценки затрат и выгод в условиях, когда отсутствует возможность использовать рыночные цены.

Вместе с тем существуют и проекты, в которых могут использоваться существующие рыночные цены. Это главным образом менее значительные по размерам проекты государственных расходов, связанные с закупкой частных благ.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.