Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Взгляды Сергея Петровича Капицы на социально-исторические проблемы России

2018-01-03 325
Взгляды Сергея Петровича Капицы на социально-исторические проблемы России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

14 августа 2012 года ушел из жизни известный учёный, просветитель, популяризатор науки – С.П. Капица. «Каждый имеет достаточно сил, чтобы достойно прожить жизнь. А все разговоры о том, какое сейчас трудное время, это хитроумный способ оправдать свое бездействие, лень и разные унылости. Работать надо, а там, глядишь, и времена изменятся», – говорил Лев Давидович Ландау. Эти строки могут стать эпиграфом ко всей научно-просветительской деятельности Сергея Петровича.

Сергей Петрович родился 14 февраля 1928 года в Кембридже (Великобритания) в семье известного физика Петра Леонидовича Капицы, а его крестным отцом был Нобелевский лауреат 1904 года, физиолог Иван Петрович Павлов. В 1935 году из-за обострения политической обстановки семья вернулась в СССР.

С юных лет Сергей Петрович был любознательным человеком, проявлял тягу к научному познанию окружающего мира. В 1943 году Сергей Петрович экстернатом заканчивает школу, в 1949 году успешно заканчивает Московский авиационный институт и в 1956 году защищает диссертацию на соискание степени кандидата физико-математических наук.

Сергей Петрович является одним из создателей первого в СССР акваланга. По воспоминаниям академика Фуке, он очень гордился этим изобретением и неоднократно сам участвовал в погружениях.

В 1961 году Капица блестяще защищает докторскую диссертацию, а через четыре года получает звание профессора и начинает преподавать общую физику в Московском физико-техническом институте.

В 1973 году выходит в свет книга «Жизнь науки», этот труд по признанию автора является одним из главных достижений его жизни. В ней Сергей Петрович раскрывает основы современного естествознания, которые определены научными достижениями в физике, астрономии, геологии, химии, биологии, математике. По мнению самого Сергея Капицы, написание этой книги явилось результатом систематического отбора вступлений к трудам великих классиков естествознания.

24 февраля 1973 года Капица начинает вести широко известную научно-популярную телевизионную передачу «Очевидное невероятное» В ней освещались философские, культурные и психологические проблемы научно-технического прогресса, делались прогнозы на будущее. В 1980 году Сергей Петрович Капица и Лев Николаевич Николаев получили Государственную премию СССР за создание этой программы.

В 2010 году Сергей Петрович награжден медалью ООН «За вклад в устойчивое развитие» за решение проблемы о гиперболическом росте количества населения планеты, которая является одной из ключевых в концепции устойчивого развития. Устойчивое развитие – это такая модель движения вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений.

Важным моментом для понимания взглядов Сергей Петровича Капицы является выявление философских аспектов, повлиявших на формирование его мысли. На основе его статей и высказываний, а также опубликованных интервью с родственниками и коллегами, нами была сделана попытка реконструировать его философские воззрения, определяющим центром которых выступает наука. Как социокультурный феномен, наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Отвечая за идеологические потребности общества, наука и культура являются инструментом политики.

Однако и политика оказывает обратное (и часто искажающее) воздействие на науку. Так, по мнению Сергея Петровича Капицы «История долгое время была «прилагательной наукой» – ее «прикладывали» к точке зрения того или иного правителя», что, в свою очередь, привело к формированию идолопоклонничества Западу, к уничтожению своих собственных культурных и религиозных традиций, к извращению исторических фактов, к стагнированию отечественной науки в угоду тому правителю, который находится у власти. Капица считал, что руководитель не должен навязывать свои идеалы, а должен координировать вектор развития общества, при этом, не вмешиваясь в жизнь отдельно взятых граждан. Мнение Сергея Петровича по поводу возникающих военных конфликтов и международной обстановки не всегда совпадало со взглядами современных политических деятелей. Он полагал, что военное вмешательство во внутреннюю политику другого суверенного государства является бессмысленным, показывает слабость государства-агрессора. При этом Капица был убежден, что миллиарды, которые тратятся на вооружение, содержание армии должны направляться в социальную сферу: науку, образование, здравоохранение. Только в таком случае можно избавиться от терроризма. В настоящее время подобных взглядов придерживается ряд зарубежных исследователей в области психологии поведения в экономике. Внимание Капицы привлекал ряд проблем, существующих в области науки и образования. Первая группа проблем относится к блоку политических. Если посмотреть на последние события, происходящие в нашей стране, то становится заметно, что правящий режим пытается противостоять проявлению всякого инакомыслия, особенно в области развития политической теории, применяя, в том числе и репрессивные меры. При этом не учитывается тот факт, что развитие науки стимулирует именно наличие полярных точек зрения. Реформа образования, начавшаяся в середине 2000-х гг. при министре образования А.А. Фурсенко, катастрофически сказывается, как на системе образования, так и в экологической сфере. По мнению экс-министра, российские школы должны готовить потребителей, а не творцов. Но планета и так уже стонет от разграбления её ресурсов обезумевшими от жадности потребителями. Если обратиться к концепции устойчивого развития, то там сказано, что одной из главных проблем современности является как раз общество потребления. Необходимо воспитывать поколение, которое должно уметь противостоять «прогнившей» власти, должно уметь грамотно мыслить и анализировать последствия различных сценариев развития. Известно, что основой любого анализа является математика. Но как сказал С.П. Капица «Россию превращают в страну дураков», о чем свидетельствуют парадоксальное высказывание Андрея Фурсенко о том, что «математика убивает креативность».

Из блока политических проблем возникают экономические проблемы науки и образования. Во всех эшелонах власти много говорят о недостаточном финансировании науки, но вопрос так и остается нерешенным. В свое время Сергей Петрович Капица сказал, что «Для современного физика-экспериментатора нужно порядка миллиона в год – на приборы, на всю инфраструктуру, которая обеспечивает его исследования. Да, это дорогое удовольствие, но бутик на улице Горького стоит дороже». При этом всем деньги не являются целью существования для человека, общества. Это всего лишь средство для достижения определенных целей и задач. Существует мнение, что деньги, выделяемые на образование и науку, являются бюджетом выживания, а не развития. В большинстве случаев это действительно так: нет возможностей закупать дорогостоящее оборудование, проводить эксперименты. На что Сергей Капица дал ответ: «Если же всё подчинять деньгам, то деньгами всё и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в открытие». Но людям необходимы средства на существование. В разговоре с экс-министром финансов Алексеем Кудриным Сергей Капица отметил, что студенту для успешной образовательной и научной деятельности необходима стипендия не 1500 рублей, а 1500 долларов. На что Кудрин высказал удивление. С недостаточным финансированием также связана утечка молодых ученых и перспективных студентов за рубеж.

Сергей Петрович Капица обращал большое внимание на развитие телевидения. Он считал, что телевидение является сильнейшим средством взаимодействия людей, и оно в настоящее время находится в руках тех, кто совершенно безответственно относится к своей роли в обществе. Вследствие чего телевидение является инструментом разложения сознания людей. На что у каждого человека должны выработаться специальные фильтры для предотвращения поступления негативной информации. Тоже самое применимо и к Интернету.

Информационное общество всё больше зависит от телевидения, интернета, мобильной связи. Вместе с этим библиотеки теряют свою роль. Половину содержащихся там книг никто не читает. Остается невостребованной колоссальная часть знаний, накопленных в процессе развития человека и общества. Поэтому учитывая потребности современного человека необходимо искать способы актуализации ранее накопленных знаний. Опыт жизни и деятельности С.П. Капицы ещё долго будет ориентиром для всех, кого волнуют эти серьезные проблемы современной цивилизации.

 

 

Долмонего Т.С.

(РГАУ–МСХА, г. Москва)


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.