Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-11-22 | 371 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
С глобализацией международной экономики, то есть с исчезновением преград между внутренней и внешней экономикой, был преодолен еще один этап. Как мы уже видели, экономическая дипломатия не только дополнила всеми видами экономического обмена торговые отношения, составляющие ее первоначальное поле деятельности, но еще и оказалась перед необходимостью взять на свое попечение многие другие разновидности межгосударственных отношений, а впоследствии озаботиться правильным применением режима свободы и конкуренции, которому подчиняются эти отношения. Теперь ей предстоит перенести свою деятельность на более высокие уровни, перейдя от обмена к факторам, обеспечивающим его сбалансированность, от межгосударственных отношений к факторам, сообщающим им упорядоченность и поступательное развитие, от взаимодействия экономик разных стран к тому, что обеспечивает их совместимость, короче говоря, подняться на уровень макроэкономики, то есть пристально следить за величинами, характеризующими экономический механизм, и за регулированием факторов, от которых зависит бесперебойное его функционирование: потребление, уровень накоплений, капиталовложения, валютная ликвидность, валовой продукт.
Три важных сектора привлекают внимание в этой новой области применения экономической дипломатии: расширение сферы рыночной экономики, обеспечение экономического здоровья партнеров, равновесие мировой экономики.
Сфера рыночной экономики распространяется даже на страны, не знакомые с многопартийной демократией, что способствует исправному функционированию мировой экономики. Нет, разумеется, нужды в том, чтобы все экономические системы были скроены на один лад, но если все они зиждятся на
|
одном фундаменте, то их отношения складываются с большей легкостью и охватывают более широкие области, подход к оценке рынков становится более единообразным, а линию поведения легче предсказать, проще договориться о критериях прибыльности, и установить партнерские связи. Нетрудно понять, что когда после 1989 года государства, образовавшиеся на месте бывшего СССР, и его бывшие сателлиты сделали выбор в пользу рыночной экономики, международное сообщество изъявило желание помочь им перейти на новые рельсы. Это было нечто большее, чем программа технического сотрудничества ведомств или руководителей экономики, каких насчитывается несчетное множество после так называемых «миссий по повышению производительности труда», организованных в рамках плана Маршалла в 50-х годах. Прежде всего, невероятными трудностями перехода от экономики централизованной и бюрократической к рыночной децентрализованной объяснялась крайне напряженная работа — ведь нужно было обдумать, как перестроить составные части (звенья) коллективного существования, чтобы внести глубокие изменения в жизнь общества с его сложившимся укладом, юридическими и налоговыми институтами и с иной ролью государственной власти. Но главное — и здесь кроется то, чему суждено надолго остаться существенно важным — включение в рыночную экономику, служащую гарантом свободы обмена и обеспечивающую правильный выбор граней стыковки экономических систем и предприятий, наполняет подлинным смыслом программы, разработанные на дву- или многосторонней основе. Среди этих последних выделяется, с одной стороны, создание ЕБРР, имеющего задачей восстановление экономики и, главным образом, развитие частного предпринимательства, а с другой стороны, создание Международным Валютным Фондом в 1993 го-ду «льготных условий системного преобразования» — окошечка кассы, открывшегося на время перехода бывших членов СЭВ, к рыночной экономике, при условии осуществления ими политики валютной стабильности, контроля за уровнем инфляции и отмены торговополитических ограничений.
|
Внутренняя политика партнеров оказалась в фокусе внимания по двум главным причинам.
Во-первых, осуществляемая ими экономическая политика благоприятствует либо предоставлению большей свободы действий, либо ограничениям, применяемым в отношении других стран, ведущих себя точно так же в сходных обстоятельствах. Провал в 1981 — 1983 годах политики экономического подъема Франции показал, что не только нельзя действовать вопреки внешней конъюнктуре — не однажды в эти годы наблюдался
спад под влиянием отдаленных последствий второго нефтяного шока, но, главным образом, что политика экономического роста может оказаться плодотворной лишь при условии ее согласования в международном масштабе, иначе она будет подорвана политикой ограничений, проводимой другими странами (которая сократит рынки сбыта и ужесточит конкуренцию). В той мере, в какой противоположные экономические курсы вредят друг другу и могут свести на нет усилия и с той, и с другой стороны, ясное понимание намерений других правительств является весьма ценной информацией для властей, перед которыми отчитывается дипломатия. Из нижеследующего будет видно, к чему это ведет.
С другой стороны, экономическое благополучие любой страны реализуется в спросе, адресованном внешним рынкам, что для партнеров равнозначно увеличению экспорта и числа рабочих мест. Таким образом, возникает повод для обмена информацией, высказывания своего мнения и даже пожеланий, возможно требующих срочного удовлетворения. В сущности, такого рода спрос со стороны иностранных государств с давних пор включается в экономические прогнозы любой страны. К тому же, взаимосвязи, установившиеся отныне в мире, привели к тому, что с косвенными последствиями нужно считаться не менее чем с прямыми, ибо поистине болезненны удары, нанесенные оттуда, откуда их не ждут. Так, Франции, естественно, весьма чувствительной к экономической ситуации в Германии, важнейшего своего поставщика и клиента на протяжении долгого времени, приходится вместе с тем внимательно следить за развитием таковой в США, хотя они и не числятся среди ее главных рынков сбыта, поскольку благополучие американской экономики имеет столь важное влияние на многих клиентов Франции и на международную обстановку в целом, что последствия ощущаются и во Франции. Помимо прочего, курс доллара отражается на цене всех импортных товаров, ввозимых за доллары, нефти, например, и на конкурентоспособности всех отраслей промышленности, где цены устанавливаются в долларах, например, самолетостроения.
|
В более широком смысле, в современной мировой экономике составные элементы так крепко связаны, что происходящее в далекой и отнюдь не являющейся партнером данной страны может стать в ней причиной внезапных потрясений. Так, кризис азиатских валют летом 1997 года отразился на чешской, польской, южно-африканской и бразильской валюте просто потому, что встревоженные вкладчики капиталов были вынуждены пересмотреть все свои вложения в экономику новых или переживающих переходный период стран. В этой
связи исполнительный директор МВФ Мишель Камдесю заметил: «В глобализованном мире можно стать жертвой слабостей соседа (...) Мы живем в мире, где приходится расплачиваться за грехи соседей»1. Как видите, ничто из происходящего за нашими границами не может оставлять нас безучастным.
Новизна нынешнего положения заключается в том, что состояние национальной экономики разных стран регулярно включается в повестку дня международных конференций, что по этому поводу государствам не только даются рекомендации, но к ним даже обращаются с настойчивыми просьбами, высказываются упреки тем из них, чья экономика начинает «хромать», а тех, кто не желает играть роль, отведенную им в мировой экономике, убедительно просят занять свое место. Одним из наиболее поучительных примеров является программа согласования политических курсов, начало которой было положено в 1977—1978 годах. Тогда Соединенные Штаты во главе с президентом Джимми Картером широковещательно объявили о программе, получившей впоследствии название «политики локомотива», в соответствии с которой страны с положительным сальдо платежного баланса и низким уровнем инфляции должны были поднять темпы экономического роста, чтобы увлечь за собой других и обеспечить тем самым равновесие в мировом хозяйстве. Они настаивали на том, чтобы Германия и Япония перешли к увеличению бюджетных расходов для поддержания деловой активности в мире. В конце 1977 года Япония приняла меры, направленные к резкому увеличению бюджетных и валютных расходов, а в 1978 году значительно увеличила внешнюю помощь, но Германия, не одобрявшая такого ассиметричного подхода к экономической политике, потребовала, чтобы и другие страны пошли на жертвы. Она стала нажимать на США, добиваясь, чтобы они навели порядок в своей энергетической политике, отказавшись, в частности, от сдерживания цен на нефть и природный газ на внутреннем рынке, подняв их до мирового уровня, что должно было привести к сокращению их нефтяного дефицита и экономии энергии. Затем был сформулирован комплекс взаимных обязательств стран Большой Семерки, о совместном подписании которого сообщалось в коммюнике Боннского совещания в верхах 1978 года2. Впоследствии каждая из стран неукоснительно выполняла их. Это убедительно доказывает возможность коор-
|
1 Le Monde. 1997. Samedi 16 aout.
2 Этот более сбалансированный по характеру подход получил название
«стратегии конвоя» с легкой руки секретариата ОЭСР.
динации макроэкономической политики. К сожалению, второй нефтяной кризис, разразившийся полгода спустя, помешал осуществлению этих намерений, тем более, что Бундесбанк ввел целый ряд льгот в валютной сфере. Вновь усугубился дефицит торговых балансов, началась новая полоса инфляции, и Германия, также понесшая потери, горько сожалела о том что согласилась участвовать в этом предприятии. Урок не был забыт. В 1985 году из-за совокупного действия роста бюджетных расходов и валютного сдерживания произошло резкое повышение стоимости доллара и опасный рост внутреннего и внешнего дефицита США. Вашингтон потребовал от своих партнеров по Большой Семерке принять меры стимулирования резкого экономического подъема, Германия отказалась наотрез, и все страны в один голос возразили, что Соединенные Штаты должны смягчить свою валютную политику и сократить бюджетный дефицит. Незамедлительно были заключены договоры в Плаза и Лувре.
Тематика происходивших совещаний была в известном смысле однообразна, ибо речь шла об одном и том же: о бдительности перед угрозой инфляции, о свертывании производства, о бюджетном дефиците, разбалансированности внешних расчетов, с той лишь разницей, что, смотря по обстоятельствам, упор делался либо на одном, либо на другом сюжете. Более всего поражает, что буквально в течение нескольких лет стало привычно обсуждать свои внутренние дела с иностранными государствами и давать им советы относительно того, что им следует делать.
|
При этом никому не приходит в голову, что происходит непозволительное вмешательство во внутренние дела другого государства. В прежнее время такие разговоры были исключены из дипломатического обихода — считалось неприличным заглядывать через забор соседей. Ныне же, явление примечательное, настало время вмешательства в чужие дела, и экономическая дипломатия не осталась в стороне. Она заглядывает в самое сокровенное экономики любой страны, и порою исследует его до мельчайших подробностей. Когда, например, во второй половине 80-х годов США вновь, вслед за Европейским Сообществом, предложили Японии открыть, наконец, свою экономику, они пустили в ход все средства своей дипломатии. Последовала серия американо-японских переговоров, в частности, Инициатива по устранению структурных помех (1989—1990 годов)1, когда США предложили Японии либерализовать розничную
Structural Impediments Initiative (SII).
торговлю (распределение зон)1, а также и с большей строгостью соблюдать антимонопольное законодательство, а Япония, в свою очередь, призвала США сократить свой бюджетный дефицит и принять меры к привлечению более значительных средств из внутренних источников для финансирования бюджета. Этот этап переговоров примечателен постольку, поскольку была предпринята попытка устранить макроэкономический дисбаланс, возникающий вслед за торговым дисбалансом. Он замечателен тем, что направил международные переговоры к вопросам внутренней экономики, весьма далеким, казалось бы, от международных дел, а порою даже весьма обыденным. В ходе их упоминались, например, цены щ земельные участки в районе Большого Токио (непомерно высокие для американских вкладчиков капитала) и использование кредитных карточек в США (увеличивающих склонность к потреблению за счет накопления). В этом отношении упомянутые переговоры сильно отличались от других встреч американцев с японцами, когда главный упор был сделан на стратегию Секторальной внешней торговли, предполагавшую либо обязательства по относительно традиционной либерализации оформления счетов (переговоры конца 80-х годов сначала в области телекоммуникаций, электроники, медицинского оборудования и фармацевтических препаратов, затем — спутников, мощных ЭВМ и изделий деревообрабатывающей промышленности),.гшбо планы японских закупок в США (переговоры о приобретении полупроводников в 1989 году и продукции автомобилестроения в 1992 году). Эти весьма необычные обязательства относительно конечного результата, разумеется, сильно отличаются от глобальной политики, осуществляемой другими странами. Подобная торговля под надзором властей не входит в число методов свободной торговли, ставших общепринятым правилом. Защитные ограждения вокруг японского рынка были сочтены чрезмерно прочными для преодоления традиционными мерами по снятию таможенных заслонов, которые, кстати, сами по себе оказались недостаточно эффективными.
Равновесие мировой экономики стало традиционной темой международной экономической дипломатии, однако в конце нашего столетия оно обрело новый смы^л, ибо впервые в истории это понятие распространилось на всю планету. Немногие государства, не пожелавшие участвовать в системе многостороннего регулирования экономики, оказались в положении изгоев. Россия, являющаяся кандидатом в члены всех много-
1 Land zoning.
сторонних организаций, была принята в Парижский Клуб в числе стран-кредиторов и уже почти вошла в Большую Семерку1. Китай стучится в двери ВТО. После того, как в 1997 году Северная Корея дала, наконец, МВФ разрешение обследовать ее экономическое положение, число несговорчивых стран сократилось до: Сирии, Ирака и Ирана.
В отдельной перспективе в перечень вопросов глобального равновесия входят опорные звенья мировой валютной системы (они упоминались ранее, и их регулирование по мере возникновения кризисов не нуждается здесь в пространных пояснениях) и разрыв в уровнях развития, в центре которого должен был бы находиться Третий мир, но эта проблема уже, в сущности снята с повестки дня. Группа развивающихся стран распалась и в политическом, и в экономическом смысле. Новые индустриальные страны и страны, их догоняющие, вышли из игры, а остальные продолжают двигаться в том же направлении, благодаря международному сотрудничеству, не смыкаясь более под знаменем неприятия механизмов мирового рынка.
В ближайшей перспективе мировое равновесие уже, в сущности, поддерживается регулированием конъюнктуры. Оно устанавливается функционированием хорошо налаженных, но по сути своей новых механизмов, заслуживающих более внимательного рассмотрения. Им отводится место главным образом в периодических исследованиях, проводимых международными организациями — ОЭСР, Европейским союзом, МВФ, Банками и Фондами развития — а при случае в периодических обзорах положения национальной экономики разных стран (упражнение в так называемом «многостороннем контроле») либо после их участия в финансовых операциях.
С самого своего основания ОЭСР, преемница ОЕЭС, наладила отчетность о бюджетной и валютной политике своих членов на основе доклада секретариата, содержащего оценку находящихся под наблюдением экономических курсов с рекомендациями, а также ввела постоянный обмен мнениями между министрами экономики и финансов в рамках Комитета по экономической политике и между их заместителями в постоянных комитетах, важность которых менялась со временем. Трудно судить о действительной пользе высказываемых соображений, обмена замечаниями и рекомендаций, звучащих во время этих заседаний, но они, безусловно, не пропадают даром, с одной
1 После Денверского совещания в верхах (1997 год) Россию приняли в неэкономическую часть группы, но есть все основания полагать, что она станет полноправным членом организации, которая станет тогда Большой восьмеркой.
стороны, потому что приобретается привычка советоваться, с другой стороны, потому что качество сделанной работы придает этим документам моральный вес, которым нельзя пренебрегать.
В лоне Европейского союза комитеты по валютным вопросам и европейской политике давно уже занимаются периодическим изучением экономической и валютной политики стран-членов, а совет министров экономики и финансов обсуждает их выводы. Создание Экономического и Валютного союза, положения Маастрихского договора и Пакта стабильности и роста естественно ведут к постоянным обменам: составление программ стабильности для участников зоны евро, программ сближающего развития для тех, кто не присоединился к ней, рекомендации для тех, кто не желает к ней присоединяться. Обмен информацией идет непрерывно, а совещания ведутся в усиленном режиме, но здесь мы касаемся механизмов, свойственных валютному союзу, и несколько отступаем от экономической дипломатии, даже если это касается стран, не входящих в него.
МВФ также является центром коллективного надзора, осуществляемого по трем направлениям.
Во-первых, в соответствии со статьей IV своего устава, Фонд ежегодно изучает положение каждой страны. Делается это негласно, и результаты не публикуются.
Во-вторых, Фонд осуществляет для себя и для нужд Большой семерки многосторонний надзор, введенный в 1982 году на Версальском совещании в верхах и впоследствии усовершенствованный (на совещаниях в верхах в Токио 1986 года и в Венеции в 1987 году, где был разработан целый комплекс критериев).
В-третьих, и прежде всего, под его началом ведется имеющее большое значение международное наблюдение за положением в странах с наиболее уязвимой экономикой, руководствуясь политикой обусловленности содействия, обязательной для всех и лишь в редких случаях допускающей исключения (резервный транш, льготное компенсационное финансирование, распределение дополнительных СПЗ). Смысл такого надзора в том, чтобы помощь Фонда строго отвечала определенному характеру экономической политики. Фонд ведет себя, как всякий заимодавец с той, однако, разницей, что здесь за институтом предоставления ссуд стоят государства и что изучение положения берущего взаймы, оценка его политики и его экономических перспектив делаются от имени международного сообщества. Подобные требования предъявлялись Великобритании в 1967—1969 годах (установление потолка государственных зай-
мов, ограничение банковских кредитов и денежной массы, проблемы, связанные с платежным балансом и бюджетным активом). Франции ссуды были даны в 1958 и 1969 годах на сходных условиях (установление потолка расходования государственных средств и бюджетного дефицита, ограничения кредита, обязательство провести либерализацию внешней торговли). Можно задать вопрос, действительно ли была нужда ставить двум этим странам условия, в которых торжественным слогом излагалась суть политики экономического подъема, которая в любом случае претворялась бы в жизнь.
Иначе, разумеется, обстояло дело с политикой обусловленности помощи по отношению к странам Третьего мира, в частности, во время спасательных операций, к которым пришлось прибегнуть ввиду сверхзадолженности этих стран начиная с 70-х годов, но главным образом в 80-х годах, а позднее из-за переживавшегося ими кризиса роста. Требуя соблюдения некоторых условий в обмен на свою помощь, МВФ неизменно следовал принципам наведения порядка в бюджете, расширения связей с внешним миром, введения обязательных рыночных категорий и внутреннего управления, ныне объединяемых под названием «Вашингтонское соглашение». Эти принципы почти всегда приводили правительства к резкому изменению экономической политики, и эти изменения не были бы, вероятно, совершены именно таким образом, а юридические формы и сроки платежей не соблюдались так строго, если бы они не осуществлялись под нажимом. По правде говоря, предписания Фонда в области экономической политики не всегда воспринимались как проявления бдительности банкира либо как ставшее ныне привычным порождение экономической дипломатии. Порой к ним относились как к проявлениям доктринерской косности, либо к политическому вмешательству. Реакция была подчас весьма бурной и сопровождалась мятежами (в Перу в 1976 году, в Египте в 1981 году, в Марокко, Тунисе и Бразилии в 1987 году, в Замбии в 1986 году). Во многих случаях прения переходили от технической стороны экономики к политике в чистом виде. Фонду пришлось смягчить позицию, сделав менее строгими критерии экономической эффективности, сделать скидку на трудности в сфере предложения, в виде займов на структурную перестройку, введенных в 1986 году, наконец, больше считаться с местными условиями и даже признать (на своей генеральной ассамблее 1997 года в Гонконге), что следует менять условия и сроки открытия рынков капиталов для стран с формирующейся экономикой сообразно устойчивости их финансовых институтов. Как бы то ни было, рекомендации, которые Фонд дает, исходя из сигналов своей сис-
темы тревожного оповещения, не всегда воспринимаются охотно. Так, в 1997 году, во время кризиса, вызванного непомерной задолженностью, дефицитом платежного баланса, завышенным курсом национальной валюты и проблемами, связанными с замедлением экономического роста, Таиланд принял упорно отвергавшийся им в течение целого года план МВФ лишь после начавшегося бегства капиталов, требовавшего безотлагательных мер, бурных прений внутри страны и отставки управляющего центральным банком. Этой программой, принятой в обмен на краткосрочную финансовую помощь в значительных размерах, предусматривались, помимо обычных мер по оздоровлению экономики, меры по структурной реформе с долгосрочными последствиями: закрытие неплатежеспособных финансовых учреждений, свободный приток иностранных капиталов в местные банки (что уже было сделано по рекомендации Фонда в Мексике и Аргентине), приватизация, упорядочение государственных тарифов и т.д. Этот кризис имеет одну весьма интересную региональную особенность, о которой будет сказано более подробно в Главе V. Через несколько месяцев после Таиланда те же факторы привели к тем же результатам сначала в Индонезии, затем в Южной Корее, которым пришлось, под угрозой прекращения им выплат, принять без промедления требование навести порядок в своей экономике и приступить к осуществлению конечно же непопулярных реформ.
Всего за несколько лет экономическая дипломатия переросла коммерческие задачи, стоявшие перед ней в начальную пору ее существования. В 20-е годы ей препоручили экономику, которой она занялась вплотную после 1945 года. Первое время она ограничивалась внешними ее проявлениями, а позднее, сначала в виде исключения, а затем все чаще, стала вторгаться в сферу внутренних дел во имя осуществления своих международных обязательств. Эти новые виды деятельности непрерывно и неуклонно переходили в ее ведение.
Более того изменились не только сами проблемы, но и методы их решения.
Методы тоже новые
С 1945 и примерно до 1960 года преобладали переговоры о мерах в области внешних экономических отношений. Страны договариваются о свободе торговли и движения капиталов, организуют отмену контингентирования, таможенных преград, и административных барьеров в торговле, приходят к согласию относительно целей и этапов, кооперируются с целью финансирования дефицитов платежных балансов или чтобы помочь
преодолеть переходный период. Это эпоха плана Маршалла, ОЕЭС, а также первых лет функционирования МВФ и ГАТТ. Исключая обязательства, взятые на себя в международном плане, государства проводят свою политику на независимой основе. Программы свободной торговли входят составной частью в экономическую деятельность всех стран, но что касается частностей, например, товарных позиций, освобождающихся от ограничений, то они определяются по выбору каждой страны. В сфере регулирования обменных курсов, координация осуществляется плохо, либо ее совсем нет — после девальваций 1949 года не проводилось консультаций, предусмотренных уставом МВФ, так что с дефицитами платежных балансов страны справлялись с помощью двусторонних соглашений (например, американские займы Великобритании и Франции, план Маршалла, а впоследствие военная помощь).
Ближе к 1960 году сотрудничество сменяет переговоры. Каждая страна по-прежнему самостоятельно определяет свою экономическую политику, сообразуясь только со своими интересами, однако сотрудничество, направленное на то, чтобы извлечь как можно больше пользы из взаимодействия национальной экономики вовне с экономикой других стран, и даже устранить неудобства, проистекающие от несходства экономической политики разных стран, совершается со все большей четкостью и согласованностью во времени. Впрочем, это сотрудничество стало необходимостью, ибо постепенное устранение заслонов на границах, свобода действий операторов, а впоследствии появление неконтролируемых рынков, таких, например, как рынок евродолларов, увеличили опасность нарушения равновесия всей системы, средства для регулирования которой сократились: обмен валют производится по фиксированному курсу, и структурные корректировки уровня жизни стали невозможны. Так, корректировки курсов в 1967—1971 годов (девальвация фунта стерлингов в ноябре 1967 года, франка в августе 1969 года, колебания курса марки и ее девальвация в октября того же года, колебания курса доллара в августе 1971 года) были предприняты без консультаций с МВФ (ни с членами ЕЭС, которых это касалось) и без предварительного согласования мер, хотя имелись все основания для проведения мероприятий, касающихся всех этих валют одновременно. При этом центральные банки по-прежнему были готовы сотрудничать по сложившейся традиции.
Итак, в этот период международная экономика сосредоточивает усилия на выправлении нарушенного равновесия, она развивает бурную деятельность не оставляя без внимания ни один из аспектов экономических отношений: подписание в
1961 году Общего Соглашения о займах и образование «Группы десяти» с целью предоставить МВФ дополнительные финансовые средства, создание в том же году золотого пула, подписание соглашения о поддержке («стэнд бай!») МВФ и увеличение квот Фонда, учреждение в 1969 году Специальных прав заимствования (СПЗ), а в сфере торговли — дискуссия в связи с восстановлением контроля во Франции, Великобритании и Канаде с целью ограничения его сроков и масштаба. За десять лет государствам удалось добиться без конфликтов бесперебойного функционирования своих отношений, всего лишь за счет простого согласования действий на валютном рынке и оказания друг другу помощи займами, когда возникали затруднения. Между тем свобода движения капиталов, возрастающая их подвижность требовали чего-то большего, нежели простых корректировок, тем более, что отсутствие координации политики между государствами усиливали опасность появления дисбалансов. Казалось, проблема излишнего напряжения и обретение свободы маневра могла быть решена путем отказа от фиксированных обменных курсов. Первые шаги в этом направлении были сделаны в начале 70-х годов (введение плавающего курса канадского доллара в мае 1970 года, немецкой марки и голландского гульдена в мае 1971 года, отмена конвертируемости американского доллара в золото в августе того же года). Между 1971 и 1973 годом тенденция стала общей и получила свое наиболее полное выражение в 1976 году в виде поправки, внесенной в устав МВФ и дающей право странам-членам выбирать по своему усмотрению систему плавающего или фиксированного курса.
Однако, после десяти лет действия механизма регулирования внутренней экономики с помощью колебаний обменных курсов оказалось, что его возможности не беспредельны. Не удалось обойтись без стабилизирующих вмешательств на валютном рынке, главное, он не обеспечил соотношение валютных паритетов, отражающих состояние экономики разных стран. К тому же несовершенное расположение валют в соответствии с их относительной стоимостью, например, скачки курса доллара вверх и вниз, сильно мешало четкому функционированию мировой экономики. Действительно, упорядочение внутренней экономики через колебания обменных курсов предполагает, что движение финансовых средств влияет прежде всего на обмен товарами и услугами либо на долговременные капиталовложения и что оно служит передаточным механизмом разницы в ценах и относительной конкурентоспособности экономики разных стран. Теперь положение изменилось вследствие возросшего значения краткосрочных капиталов, основан-
ного на чисто финансовых операциях и развитии рынков дери-вативов (срочные операции, сделки «своп», опционы)1. Теперь колебания паритетов зависят прежде всего от ожидания финансовых рынков, от их оценки конъюнктуры, а также от их мнения о правительствах. По крайней мере, ожиданиям и психологической оценке операторов сегодня придается больше значения, чем прежде. Отсюда масштабность к внезапность перепадов, которые могут стать помехой для осуществления внутренней экономической политики, и вызвать необходимость операций (на валютном рынке, на уровне процентных ставок), ограничивающих свободу, уже достигнутую иными способами.
В первой половине 80-х годов завышенный курс доллара относительно паритета покупательной способности привел именно к таким результатам, а от корректирующих операций, предпринимавшихся то здесь, то там (например, Бундесбанком в 1985 году), оказалось так мало толку, что пришлось подписать соглашение в Плаза2 1985 года, дополнив его Луврским соглашением 1987 года3. Оба соглашения были направлены на стабилизацию доллара (а в то время на снижение его курса) по отношению к валютам европейской системы и к йене, с помощью согласованных действий, причем расходы на их проведение определялись заблаговременно. Таким образом, стадия простого сотрудничества осталась позади, началась стадия согласования, пока еще не вполне завершенного, ибо, хотя договоры были достаточно совершенны, так как основывались на определении конкретных целей (зоны-мишени), они тем не менее не содержали реального механизма взаимной ответственности с целью восстановления нарушенного равновесия. Тем не менее они дали начальный импульс к сотрудничеству, оказавшемуся полезным, поскольку с 1985 по 1992 год было осуществлено 17 согласованных вмешательств. Но валютная буря, разразившаяся в том году в Европе, все изменила.
Координация начинается с 1985 года. Как и прежде, она распространяется и на корректирующую политику (кредиты поддержки и интервенции на рынке), и на макроэкономическую политику, определяющую оба аспекта экономики, внешний и
1 Менее 5% от 1230 млрд долларов, обмениваемых каждый рабочий
день на валютных рынках, являются отражением каких-либо коммерчес
ких операций.
2 Между странами Большой пятерки (США, Германия, Япония, Вели
кобритания и Франция).
3 Между странами Большой семерки, то есть Большой пятерки с добав
лением Канады и Италии.
внутренний. Таким образом, объектом воздействия становятся как следствия, так и причины.
Сначала о внешнем аспекте. Операции совершаются все более успешно как показал второй мексиканский кризис (декабрь 1994 года). МВФ немедленно вмешался, быстро заручившись поддержкой США. В ход пошли внушительные суммы (50 млрд долларов!), и уроки из этой тревожной ситуации, которая могла бы нарушить мировое равновесие и повлечь за собой возвращение к протекционизму в странах с неустойчивой экономикой, были извлечены на совещании в верхах в Галифаксе в 1995 году: введение правила прозрачности, более широкая информация, необходимая для предсказания кризисов, соответствующее увеличение ресурсов МВФ благодаря новым вливаниям на основе Общего соглашения о займах. На основе этих решений обозначились некоторые успехи в разрешении таиландского кризиса июля—августа 1997 года, достигнутые благодаря спасательным мерам, предпринятым международным сообществом.
В том, что касается внутреннего аспекта, бюджетная, валютная и даже налоговая политика обсуждаются открыто, и стремление к их координации начинает утверждаться. Это очень важное событие, которому можно только радоваться, хотя его результаты пока скромны, ненадежны и могут повернуться вспять. Эта тенденция достигла своей наивысшей точки между 1985 и 1988 годом (соглашения, подписанные в Плаза и Лувре, совещание на высшем уровне в Токио), но переживала и спады, особенно в периоды, когда всеобщее внимание приковали к себе другие темы (задолженность третьего мира, распад СССР около 1990 года), либо когда ослабевал интерес США к этой тематике (до 1985 года, или в годы экономического процветания периода президентства Клинтона).
В долговременном плане наблюдалась тенденция к усилению экономической дипломатии, и все же пристальнее вглядываясь в происходившие год за годом события, начинаешь понимать, насколько хаотичным было это продвижение вперед и насколько хрупким оно остается. Согласование происходило в зависимости от настроения и ориентации разных правительств Соединенных Штатов, которые невзирая на собственные трудности, несмотря на Японию и Германию, преследующие их по пятам в борьбе за первое место в списке мировых держав, остаются единственной страной, от которой почти все зависит на земном шаре, но которая после 1971 года ни разу не пожелала взять на себя ответственность за равновесие мировой валютной системы. Лишь когда, стремясь достигнуть своих национальных целей, они находили международную координацию более
полезной, нежели односторонние действия или двусторонние связи, макроэкономическая дипломатия получила возможность доказать свою полезность. Но и тогда координация оставалась несовершенной в отсутствие подлинного единомыслия при анализе различных ситуаций и прогнозировании предстоящих операций. По правде говоря, она лишь тогда срабатывала, когда эти разные варианты политики приводили к одинаковым результатам. По сути дела, это многообразие подходов пока неизбежно, а может быть, и спасительно. Не исключено, что благодаря ему не совершается грубых ошибок, к которым могла бы
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!