Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-11-22 | 335 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Универсализация и глобализация, вот два слова, которые следует, наконец, написать, дабы не обмануть ожиданий — ведь каждый читатель знал заранее, что они гордо красуются на перекрестке дипломатии и экономики. Совсем не упомянуть их значило бы либо впасть в литературное жеманство, либо поддаться искушению парадокса или необычности, что повредило бы серьезности изложения. Итак, вот эти два слова. Возможно, конечно, было бы лучше временно не трогать их по причине бесспорной их новизны и вытекающих отсюда последствий, однако они удобны в качестве опознавательных знаков обозначающих эпоху конечного мира. Они неравноценны, и не случайно, ибо обозначают два разных процесса: универсализация делает упор на то обстоятельство, что наша планета стала единым пространством, а глобализация предполагает сращивание, взаимозависимость всего сущего. Никаких внезапных превращений не происходит, оба эти явления суть производные длительного эволюционного развития, но их осмысление оставило глубокий след на экономической дипломатии.
Прежде всего, как явствует из недавней истории дипломатии, экономика властно вторгается во все уровни.
Примечательно также, что в наши дни любое явление приобретает трансграничное звучание, в чем и выражается раздвигание универсализацией горизонта международных отношений. С падением железного занавеса и вступлением бывших коммунистических стран в рыночную экономику универсализация приобрела небывалый размах. Неслыханное дело: вся планета следует отныне единым экономическим принципам и мыслит свое существование в единой системе — едином мире. Еще существует неравенство, но нет более идеологической пропасти — те же правила, те же органы экономической власти признаны повсеместно. С этой точки зрения 9 ноября 1989 года, день, когда рухнула Берлинская стена, стало необыкновенно важной датой. Она столь явственно обозначила поступь универсализации, что директор-распорядитель МВФ
|
Мишель Камдесю не сомневается в том, что она возвестила начало XXI века1.
Наконец, коль скоро ничто из имеющего национальную принадлежность, даже то, что неотторжимо от самого существа национального суверенитета — бюджет, валюта, налоговая система — не остается безразлично к событиям внешнего мира, дипломатия проникает в самое средоточие внутренних дел.
Экономическое мышление, универсализованное восприятие, глобализованная действительность... Как же экономическая дипломатия нашла свой путь среди новых поворотных явлений современного мира, иначе говоря, каковы новые темы экономической дипломатии? Именно это мы и выясним, наблюдая на месте, как она делает свою работу.
Вся экономика
Вся экономика, как универсализация или глобализация, это — термины повсеместно признанные, однако поскольку они отражают только часть действительности, то и должны постоянно подвергаться тщательному пересмотру, с тем чтобы устранить различного рода преувеличения, которые неизбежно возникают в результате их излишне частого повторения.
Вряд ли могут оставаться сомнения в том, что экономика все более проникает в дипломатию, и события последних лет подтверждают справедливость этого утверждения. Теперь остается выяснить, как именно и насколько глубоко проникает. Тем не менее было бы ошибочно делать отсюда вывод, будто в межгосударственных отношениях все пропитано экономикой.
Есть, во-первых, дипломаты, выполняющие сугубо политические задачи, связанные, например, с системами альянсов и их военными (Северо-атлантический союз и НАТО, Западноевропейский союз) либо ядерными детищами (политика нераспространения ядерного оружия), с организационной структурой международных организаций и процедурами приема в них (темы, рассматривавшиеся в рамках межправительственной конференции Европейского союза, завершившейся на саммите Европейского совета в Амстердаме в 1997 году) либо, наконец, с борьбой против терроризма и организованной преступности. Сюда следует отнести и многие разновидности дипломатической деятельности, опирающиеся на принципы национальной принадлежности или деколонизации. Распад Югославии, национализм на африканском континенте, создание в 1947 году
|
1 Цитировалось Франсуа Вильруа де Гало в его выступлении на заседании социальной недели в 1996 году.
Пакистана из двух половин, отстоящих одна от другой более, чем на 1500 км, определялись этническими (даже племенными), религиозными, историческими или социологическими соображениями, заканчивались политическими решениями и, как правило, вступавшими в противоречие с экономическим здравым смыслом. Были, разумеется, и экономические слагаег мые, либо в качестве причин, либо в качестве последствий, однако преимущество отдавалось политическому аспекту. Не было случая, чтобы угроза снижения уровня жизни становилась препятствием на пути процесса деколонизации.
Существуют также особые разновидности дипломатии, стремящиеся к иным целям, например, дипломатия в сфере культуры, которая прилагает усилия к тому, чтобы между творческими личностями, университетскими профессорами, учеными и теми, к кому они обращаются, завязались крепкие связи, служащие единственно распространению идей. Можно было бы, разумеется, возразить, что, де, такого рода деятельность может предполагать не такие уж бескорыстные результаты и даже тайные умыслы, поскольку техническое сотрудничество, например, дает возможность знакомиться с технологией производства, практикой использования материалов, и даже посещать сами предприятия. Даже литературные или музыкальные мероприятия, не имеющие, казалось бы, никакого отношения к экономике, дают повод для установления взаимной симпатии и дружеских отношений, на основе которых могут образоваться связи и в других областях, в том числе и в экономике. И все же не в ней следует искать главную пружину такой политики.
Дипломатия, посвященная защите природной среды, заслуживает особого внимания, и не только потому, что, несмотря на свое недавнее появление, уже многое успела сделать добившись встреч на высшем уровне, получивших название Земных Саммитов. Первый из которых собрался в июне 1992 года в Рио де Жанейро, а второй в июне 1997 года в Нью-Йорке.
|
Причина заключается также и в том, что, несмотря на незначительность достижений и обилие речей, часто произносимых по поводу экологии, она безусловно составляет объект дипломатии, поскольку загрязнение распространяется через границы по воздуху, по морям, по рекам и через торговлю, а, следовательно касается всех. Истребление лесов в Бразилии или Индонезии подвергается критическим нападкам повсюду в мире, потому что тропические леса являются легкими планеты. Таким образом, нужны международные правила и решения, которые отразили бы всеобщую солидарность в отношении охраны природы на нашей планете.
Причина заключается еще и в том, что такая дипломатия постоянно соприкасается с экономикой, поскольку борется с последствиями изобретательности человека, но ее отношение к ней прямо противоположно поведению экономической дипломатии: она не дает зеленый свет ее прогрессу, а старается обуздать его, держит под контролем, не пытаясь устранить регламентацию. Надзор над загрязнением неизбежно повлечет за собой наложение ограничений на некоторые отрасли промышленности (переработка нефти, химия, автомобилестроение, производство бумаги, и т.д.) или предъявление более жестких требований в отношении некоторых международных товарных потоков (ядовитые материалы, ядерные отходы, и т.д.). Еще более удручает то, что такая дипломатия может оказаться весьма дорогостоящей: закрытие Чернобыльской АЭС и перевод ядерных установок бывшего СССР на приемлемый уровень безопасности рассматривались Большой Семеркой и положили начало международной программе, стоимостью в миллионы долларов.
Разогрев атмосферы Земли является хорошей иллюстрацией коллизии между экологической дипломатией и экономикой. Ущерб наносится всей планете трудно установить, прямую связь между местом, где образуются газы, повинные в парниковом эффекте, и местом, где они причиняют вред. Они становятся опасными лишь после многих десятилетий накопления, и, следовательно, страдать от загрязнения будет не то же самое поколение, что повинно в нем. Эти причинно-следственные цепочки в пространстве и времени ведут к небывалому в дипломатии положению, ибо речь идет не о защите национальных интересов и не о том, чтобы получить преимущество перед соседом, а о том, чтобы разумно распорядиться общим достоянием — атмосферой. Если присовокупить, что сбережение этого мирового достояния требует пересмотра всей энергетической политики, что уменьшение выброса газов, порождающих парниковый эффект, сопряжено с большими затратами и что все страны должны вносить свой вклад, нетрудно вообразить, что эта обязанность должна передаваться, как предлагают США, от одной страны к другой (поскольку порча атмосферы не зависит от того, где на земном шаре находится ее источник), и, таким образом, вполне возможно, что возникнет самый настоящий рынок обязательств по очистке атмосферы от загрязняющих примесей. Совершенно очевидно, что обсуждение парникового эффекта прямо ведет к экономической дипломатии.
|
Не все относится к экономике, но любая дипломатия так или иначе связана с экономикой. Мало того, вряд ли мыслимо,
чтобы какое-то направление международной политики было эффективно без опоры на экономику.
Международная борьба с терроризмом и мафиями невозможна, если не взять под контроль финансовые механизмы, которые доставляют нужные им средства или отмывают незаконные деньги.
Внешняя политика на службе науки невозможна без финансирования совместных исследований, организации конгрессов, выпуска международных изданий и защиты патентов.
Точно так же не существует внешней политики в области культуры без учета экономики культуры и без ее поддержки определенными мерами со стороны предпринимателей. То, что уже казалось трудновыполнимым, когда для ознакомления с той или иной культурой достаточно было изыскать средства для устройства выставок, организации турне оркестров и театральных трупп, содействия работе переводчиков и поощрения настойчивости в сфере экспорта издателей и директоров газет, стало еще более затруднительным ввиду того, что распространение культуры осуществляется целой отраслью промышленности, без которой она не приобрела бы международного звучания — то, что начиналось кинематографом и граммофонными пластинками, выглядит теперь скромно по сравнению с капиталами и материальными средствами, нужными для деятельности мультимедиа. Без мощной промышленности то, что обозначается ныне красочным выражением «продукт культуры», пребывало бы на уровне явления местного значения.
|
Да и, кстати, не может быть и дипломатии военных союзов без учета боевой техники на вооружении армий и средств для ее производства. Ныне характеристики военного снаряжения так тесно связаны с понятиями стратегии, что необходимость взаимозаменяемости, без которой невозможно взаимодействие армий, порождает потребность в стандартизации боевой техники или по крайней мере в использовании большого числа взаимозаменяемых деталей. Во времена, когда оснащение войск сводилось к ружьям, пушкам и средствам их доставки, могли возникнуть лишь трудности с боеприпасами или запасными частями, которые и тогда уже не так легко устранялись, а в наши дни мало того, что приходится решать сверхсложные задачи материального обеспечения, но еще и необходимо, чтобы передающие системы могли сообщаться между собой, чтобы технические характеристики снаряжения были совместимы и чтобы данные материалов совпадали, без чего невозможно создавать многонациональные комплексы, использующие все свои оперативные возможности. Нет, таким образом, ничего удивительного в том, что во франко-германской стратегичес-
кой схеме 1996 года большое место было отведено стандартизации оружия, начало которой было положено в 1993 году во время встречи на высшем уровне в Бонне учреждением Агентства по руководству выполнением программ разработки военной техники, так называемого Совместного органа сотрудничества в области вооружения (СОСВ)1. Решение этих безотлагательных технических задач влечет за собой важные экономические последствия, так как связано с промышленными структурами, служит питательной почвой разработки планов на некоторых рынках. Оно может, наконец, вылиться в дорогостоящую политику военной помощи. Вступление в 1997 году в НАТО новых членов, прежде состоявших в организации Варшавского Договора, то есть находившихся в совершенно другом военном мире, сделало очевидным целый комплекс косвенных последствий, в том числе преимущество в торговле, которое приобретает держава, способная сказать «нет» и обладающая наиболее мощной военной промышленностью, то есть Соединенные Штаты Америки. Но если упомянутые проблемы финансовых ресурсов, материального обеспечения и производства решены, связанные с ними факторы приводят к созданию целой военной культуры, ибо делают возможными обмен военнослужащими, создание объединенных воинских частей, организацию межсоюзнических учений весьма широкого масштаба, принятие одинаковых процедур на уровне командования и проведения операции.
Наконец, в более общем смысле, некоторые страны все чаще прибегают в своей политической дипломатии к экономическим санкциям для достижения неэкономических целей. Никогда еще не пользовались столь охотно этим испытанным оружием с тех пор, как стали реже прибегать к демонстрации военной силы. Не знают себе равных в этом отношении США: между 1993 и 1997 годами они одни приняли более 60 односторонних законодательных актов, направленных против 35 стран (на долю которых приходится 19% мировой торговли), среди которых наиболее известны Куба, Иран и Ливия, по самым разным причинам (терроризм, распространение ядерного оружия, незаконная торговля наркотиками, нарушения прав человека, пренебрежение достоинством женщины, экология, состояние демократии, и т.д.). Эти односторонние санкции дополняются многосторонними, вводимыми ООН (некогда против
1 В 1996 году в СОСВ вступили Италия и Соединенное Королевство. В том же направлении ведется научно-исследовательская работа в рамках Западно-европейского союза (ЗЕС) на основе Организации вооружения Западного союза (ОВЗС).
Родезии и Южной Африки, в менее отдаленном прошлом против Ирака, и т.д.). Применить их не составляет особого труда, поскольку, благодаря развитию экономических отношений, имеется широкий выбор наказаний (временное прекращение помощи, ограничения на торговлю и капиталовложения, эмбарго, и т.д.), а обходятся санкции недорого, поскольку не наносят ощутимого ущерба экономике стран, прибегших к ним, однако выбор нередко ограничен из-за тесного переплетения экономики и условий контрактов. Вот один из примеров. В 1990 году, через несколько недель после голосования в Совете Безопасности о применении первых санкций против Ирака обнаружилось, что Багдад мог сослаться на юридически правомерные поручительства, гарантирующие выполнение договоров, а посему пришлось спешно включить в регламенты исполнения и соответствующие постановления пункт, запрещающий банкам принимать запросы о поручительстве. Это решение не так просто было принять, как может показаться, ибо оно грозило подорвать доверие к попавшим в трудное положение банкам. Кроме того, односторонние санкции связаны с очень большими неудобствами, оттого что развязывают руки конкурентам из стран, не выполняющих это решение. Чтобы обойти это препятствие, наносившее ущерб прежде всего им, США намеревались подвергнуть санкциям также иностранные компании, которые не подчинились этим постановлениям американской законодательной власти. Это юридически необоснованное намерение взять на себя роль международного законодателя вызвало, естественно, сильное недовольство даже самых близких их союзников.
Таким образом, не все входит в ведение экономики, но и ничто не предпринимается без учета экономических факторов, и в этом суть перемен. Дипломатия не исчерпывается экономической дипломатией, но дипломатия не может более игнорировать экономическую сторону того, чем она занимается.
Мало того, экономика занимает отныне главенствующее положение в области межгосударственной безопасности. Прежде ее залогом служила военная мощь, и обеспечивалась она системами союзнических объединений, уже утратившими отчасти смысл. Использование силы оружия стало сомнительной затеей, коль скоро ядерное оружие создается для того, чтобы им не пользовались, а к обычному оружию прибегают со все большими предосторожностями из опасения возможных потерь. Экономические средства несравненно более гибки. Прежде всего, они служат показателем могущества: при оценке страны объем ВВП заменяет численность дивизий, а рыночная конкуренция, даже между союзниками, в известной мере заме-
нила с точки зрения эффективности гонку оружия. К экономическим рычагам прибегают как к средствам давления, экономические санкции преследуют, как правило, политические цели и используются вместо канонерок. Они служат также предотвращению войн, как то было на начальных этапах создания объединенной Европы, являясь гарантией франко-германского примирения и прекращения крупных континентальных конфликтов, и упрочению шаткого мира. Так, на основании договора, заключенного в 1994 году с Вашингтоном в обмен на замораживание программы ядерного вооружения Северной Кореи было поставлено оборудование для двух ядерных электростанций и оказана экономическая помощь. Мирный процесс на Среднем Востоке сопровождался программой экономической помощи, включающей создание рабочих групп для изучения вопросов первостепенной важности и таких острых вопросов, как запасы воды и проект банка развития с политической подоплекой: объединить бывших врагов в деле восстановления и использования потенциальных возможностей той части мира, где они живут. Несколько ранее с похожими намерениями установить новые связи между бывшими членами СЭВ создавался Европейский Банк реконструкции и развития (ЕБРР). Упрочение положения Камбоджи после Парижской конференции и Боснии после Дайтонских соглашений, политические планы, сочетающиеся с полным набором экономических средств, также свидетельствуют о глубоком взаимном проникновении этих двух сфер. Всякий раз предпринимались мощные согласованные усилия в области двусторонних и многосторонних экономических отношений в подкрепление политических шагов.
Из всего вышесказанного явствует, что сделан еще один шаг вперед. Экономическая дипломатия не подменяет дипломатию политическую, во всяком случае в странах, осуществляющих дипломатию мирового масштаба но, она не просто дополняет ее, а тесно с ней связана. Дипломатии без экономики более не существует.
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!