Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-11-17 | 858 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Результаты исследований, показывающих возможность построения предметного образа при условии инверсии и реверсии сет-чаточных изображений, позволяют поставить очень важный вопрос. Если построение видимого мира может основываться на столь сильных искажениях, т.е. чувственная ткань образа способна означиваться (опредмечиваться) на сильно искаженной сенсорной основе, то может быть возможно создать чувственный образ мира на другой чувственной основе?
В конкретном плане этот вопрос может быть сформулирован так: возможно ли зрение без сетчатки, а слух — без кортиева органа? Несмотря на необычность постановки вопроса, исследования в области зрительного и слухового протезирования показывают, что эта задача может быть не только поставлена, но и решена.
Что касается слуховых протезов, то их создание давно уже стало реальностью, и в ряде случаев электрические импульсы от слухового аппарата могут эффективно подаваться прямо к слуховому нерву и тем самым передавать такую квазисенсорную информацию, минуя структуры среднего и внутреннего уха. (Автору не раз приходилось встречать детей, которым успешно сделали необходимую операцию, и они стали неплохо слышать и нормально говорить.)
Существуют несколько способов возвращения зрения слепым людям, у которых отсутствует сетчатка. В той или иной степени все они возможны, и на современном уровне развития микроэлектроники могут быть успешно реализованы. Для улучшения ориентировки незрячих создавались различные приборы — фотофоны и ультрасоники, подающие звуковые и вибрационные сигналы о препятствиях. Однако большого распространения они не получили, поскольку создатели приборов не достаточно учитывали психологические особенности восприятия незрячих людей. Человек, лишенный зрения, ориентируется при помощи слухового анализатора. Слух его при этом крайне напряжен, и дополнитель-
|
ный анализ преобразованных в звуковые тоны световых сигналов лишь отвлекает, усложняя ориентировку и делая ситуацию более опасной.
Первый и наиболее прямой путь — это использовать принцип однозначной ретинотопической проекции светочувствительных клеток сетчатки на 17-е поле зрительной коры и давно известный феномен корковых фосфенов. Техническое воплощение этой идеи состоит в том, чтобы специальным электростимулятором раздражать корковые нейроны так, чтобы конфигурация появляющихся фосфенов однозначно соответствовала форме внешнего объекта. Таким образом, переживание световых вспышек слепым человеком будут той сенсорной информацией, на основе которой будет формироваться зрительное восприятие. В силу целого ряда технических и технологических трудностей, а также нерешенности некоторых нейрофизиологических проблем это направление протезирования зрения пока не получило широкого развития, хотя и были созданы опытные образцы аппаратуры.
Специальная титановая пластинка имплантируется в затылочную область коры головного мозга. На нее в виде слабых электрических импульсов разной интенсивности подаются сигналы со специального микропроцессора, который внешне напоминает сотовый телефон и крепится к поясному ремню. Он преобразует информацию, поступающую с миниатюрной телекамеры, установленной на оправе очков, которая охватывает достаточно широкое поле зрения. Принцип работы видеопреоб-разующего устройства аналогичен работе естественной сетчатки: чем больше интенсивность света, воспринимаемая телекамерой в определенной точке пространства, тем интенсивнее соответствующая ей электростимуляция. В результате человек переживает световые вспышки, пространственная локализация которых строго определена пространством объектива видеокамеры. Уже имеются отдельные наблюдения, подтверждающие, что за 1,5 — 2 мес незрячие научаются достаточно хорошо ориентироваться в пространстве.
|
Второй путь, по которому достаточно успешно продвигаются ряд зарубежных лабораторий — это попытка вживления в сетчатку силиконового чипа, на который должен передаваться сигнал с миниатюрной видеокамеры на очках человека, а также попытки имплантации в глаз искусственной кремниевой сетчатки1. Один из вариантов проекта компьютерного протеза дан на рис. 125.
1 Подобные исследования по созданию сетчаточных имплантантов проводятся в лабораториях Университета Дж.Хопкинса и Университета штата Северная Каролина (США), а также в известном американском научном центре — Массачусетсом технологическом институте, работающим совместно с инженерами и биологами Гарвардского университета. Подробную информацию о данной разработке можно найти на сайте Ьир://Ыотес1.Ъго\Уп.ес1и/Соигзе5/В1108/ В1108_1999_Огоир5/У151оп_Теат/Ер1-ге11па1.Ыт.
Сетчатка
Имплантант |
Область поврежденных фоторецепторов |
Глазное яблоко |
Фоторецепторы |
Видеокамера
Лазер
«ПИШИ ДОМИН!
т
Электроды
Ганглиозные клетки
Рис. 125. Блок-схема компьютерного протеза сетчатки (по материалам сайта \УА\^.шнтегоЬи.есш)
Массачусетсские ученые обозначают цель своего проекта как разработку силиконового чипа для его имплантации в глаз человека для восстановления зрения у пациентов ретинальным пигментозом — основной причиной врожденной слепоты, а также у пожилых людей, страдающих дегенерацией глазодвигательных мышц, которая является основной причиной слепоты у основной части населения. Они полагают, что «видеть» — это относительное понятие, и в данный момент не ставят перед собой задачу дать человеку с искусственной сетчаткой возможность свободно читать книгу или газету. Их идея в том, чтобы человек с ретинальным протезом смог находить дверь в комнату, или идти по улице без посторонней помощи, или опознать выражение лица своего собеседника.
Еще один вариант компенсации потери зрения — это метод зрительно-тактильной замены, или кожного зрения, предложенный в 1970-е гг. американским исследователем П. Бах-и-Ритой и его соавторами [125]. Суть этого подхода заключалась в создании кожного зрения, когда зрительная информация, которую мог бы получить незрячий человек, поступала к нему в виде тактильных ощущений, создавая зрительные образы.
|
Технически это выглядело так. На голове испытуемого закреплялась небольшая телевизионная камера, а распределение электрических сигналов, отображающих распределение интенсивности света в каждой точке пространства передавалось на матрицу, которая крепилась на груди или животе испытуемого и включала до 2 000 вибротактильных датчиков. Каждый датчик представлял собой миниатюрный вибратор, из которого на некоторую длину выдвигался металлический штырек и с определенной частотой наносил легкие механические удары по поверхности кожи. Интенсивность удара кодировала яркость в соответствующей точке пространства, его частота и сила подбирались таким образом, чтобы возникающие тактильные ощущения были достаточно комфортны и не вызывали адаптацию. Таким образом, изображение с телевизионной камеры ото-
бражалось на поверхность кожи испытуемого в виде соответствующего распределения вибротактильных ударов, создавая при изменении освещения пространственные узоры тактильных ощущений.
В контексте обсуждения проблемы предметности восприятия мы приведем результаты одного научного исследования, в котором испытуемым был слепой от рождения аспирант Нью-Йоркского университета Г. Гварниеро. Материалы его наблюдений были опубликованы в американском журнале «Регсер1юп» в статье под названием «Опыт кожного зрения» [160].
Эти результаты очень важны, поскольку они показывают, что предметное зрительное восприятие у слепого человека может быть эффективно сформировано на иной сенсорной основе, и не так важно, получает ли он оптическую информацию посредством обычного зрения или кожного зрения. Важно другое — чувственная ткань формирующегося образа должна однозначно отображать пространственные характеристики объектов внешнего мира и их отношения. Кроме того, сам человек должен активно включаться в процесс построения нового для него «видимого» мира. Тридцать лет назад не было миниатюрных видеокамер и портативной микропроцессорной техники, но уже тогда психологам стало ясно — проблема зрительного протезирования при отсутствии сетчатки может быть решена.
|
В первые часы адаптации ощущения испытуемого сводились лишь к легкому покалыванию и щекотке на поверхности кожи. Но через некоторое время эти впечатления сменялись на отчетливые ощущения конфигураций, задаваемых матрицей, возникала способность опознавать некоторые простые фигуры, отличать вертикальные линии от горизонтальных. Г. Гварниеро настойчиво подчеркивал, что переживаемое качество ощущений нельзя было назвать тактильным, т.е. локализованным на месте крепления матрицы. Эти ощущения объективировались вовне, переживаемый образ имел не тактильный, а зрительный характер. Воспринимаемые предметы приобрели «верх» и «низ», «правую» и «левую» стороны, однако в первый период адаптации они существовали в двумерном пространстве, в котором отсутствовала глубина.
Определить, движется образ или нет испытуемый мог практически сразу, уже на основе ощущений, локализованных на коже. Но вначале он не мог обозначить причину перемещения паттерна, т.е. отличить движение объекта от своих собственных движений. Сначала он сознательно ожидал перемещение паттерна в сторону, противоположную собственному передвижению. Постепенно эта деятельность сворачивалась, автоматизировалась и Г. Гварниеро просто переживал объект как неподвижный, когда его сканировал телекамерой.
После того как достигалась стабильность видимого мира, испытуемый переходил к следующему этапу эксперимента — формированию симультанного, т.е. одномоментного опознания объекта вместо его пос-
ледовательного и продолжительного сканирования. Чтобы ускорить формирование симультанного восприятия, экспериментаторы сначала называли объект, затем экспонировали его на экран, предлагали ознакомиться с ним на ощупь. Однако, несмотря на предварительное осязательное знакомство, Г. Гварниеро так и не научился зрительно опознавать объект, если он никогда раньше с ним не встречался.
В дальнейшем, для того чтобы приблизиться к реальным условиям работы зрительной системы, телекамера была оснашена трансфокатором — объективом с переменным фокусным расстоянием. С его помощью испытуемый мог произвольно увеличивать и уменьшать изображение предмета. Г. Гварниеро очень быстро (понадобился лишь 1 час тренировки) научился судить об истинной величине объекта по изменяющейся величине его сенсорного паттерна. Эта перцептивная задача аналогична проблеме дифференциации собственных движений от перемещений объекта, поскольку увеличение паттерна может означать как экспонирование большего объекта, так и изменение оптической силы объектива телекамеры.
|
Следующей ставилась задача на восприятие относительной и абсолютной удаленности. Овладение адекватным восприятием относительной удаленности строилось на основе двух признаков — величине паттерна объекта и перекрытия паттерна одного объекта паттерном другого. При этом объекты, контуры паттернов которых прерывались паттернами других объектов, воспринимались им как более удаленные. Восприятие абсолютной удаленности происходило на основе таких признаков, как величина паттерна и его уровень над горизонтом. Те объекты, паттерны которых располагались выше, воспринимались как более удаленные. Интересно, что первоначально процесс овладения признаками удаленности проходил в форме развернутых осознанных умозаключений, затем сворачивался и возникало впечатление непосредственного восприятия. Таким образом, формирование восприятия абсолютной и относительной удаленности носило характер ярко выраженных перцептивных действий.
После этого испытуемый должен был овладеть еще одной формой константности восприятия — перманентностью образа, так как объекты до этого все еще экспонировались в строго определенном и всегда постоянном положении на белом экране. Например, когда впервые Г. Гварниеро увидел игрушечную лошадь не в профиль, а в фас, он не смог ее опознать. Для преодоления этих трудностей и научению способам константного восприятия формы, ему предлагались упражнения с вращающимся диском, когда требовалось установить истинную форму объекта по эллиптическому паттерну. Однако полностью овладеть этой формой константности ему так до конца и не удалось.
Заключительная часть эксперимента была посвящена формированию координации «камера-рука», аналогичной координации «глаз —рука», без которых невозможна активная деятельность человека. Сначала испытуемый учился опознавать и константно воспринимать части своего тела и особенно руки. Затем — попадать рукой в цель, схватывать предмет. И на этом трехнедельное обучение кожному зрению завершалось.
Описывая специфику кожного зрения, Г. Гварниеро подчеркивал зрительный, а не тактильный характер образов: «Я использовал слово "видеть" за неимением лучшего. Как только я овладел навыками сканирования, то перестал чувствовать, что ощущения локализуются у меня на спине» [160, 104\. Зрительный характер образов подтверждали и проводившиеся при обучении эксперименты, в ходе которых у испытуемых (в опытах также участвовали и другие люди) возникали типичные зрительные иллюзии. Например, была ярко выражена иллюзия водопада.
Подводя итог краткому рассмотрению проблемы создания искусственных органов чувств, отметим, что результаты эмпирических исследований, описанных в этой главе, свидетельствуют о широчайших возможностях адаптации нашего восприятия к разным родам несоответствия между дистальным и проксимальным стимулами. По-видимому, для построения адекватного образа мира очень важно следующее: чтобы в ходе реальной деятельности человека имело место закономерное соответствие между изменением важных физических характеристик дистального стимула и изменением параметров проксимального стимула. Или, используя термин Дж. Гибсона, изменения внешнего предметного мира были бы инвариантны изменениям стимульной энергии, попадающей на рецепторную поверхность. При этом не так уж важно, какой будет эта рецепторная поверхность. В силу активной природы нашего чувственного познания в ходе предметной деятельности человека происходит отображение указанных выше инвариантных изменений во внутреннем плане перцептивного образа, приобретая предметный характер и наполняясь личностным смыслом. Это отображение приобретает амодальный характер, становясь, таким образом, относительно независимым от своей рецепторной принадлежности и сенсорной основы. Последнее, на наш взгляд, открывает широкие возможности для замены естественной рецепторной поверхности какой-либо искусственной.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Каково общепсихологическое значение проблемы предметности восприятия?
2. Сформулируйте основные феноменологические характеристики предметности восприятия. Приведите примеры.
3. Охарактеризуйте понятие А.Н.Леонтьева о пятом квазиизмерении.
4. Зачем психологу нужно ориентироваться в методологических принципах системно-деятельностного анализа восприятия?
5. Дайте описание принципу объектной и предметной детерминации процессов психического отражения действительности.
6. Приведите примеры «работы» принципа опосредствования процессов психического отражения при исследовании сенсорно-перцептивных процессов.
7. Сформулируйте основные способы искажения сетчаточных образов.
8. Какие основные результаты по исследованию адаптации к инвертированному зрению получены в экспериментальных исследованиях?
9. Дайте описание феномена структурного последействия или адаптационного последействия.
10. В чем суть методического приема смещения зрительного изображения во времени?
11. Как работает псевдоскоп?
12. На каких эмпирических результатах основано правило правдоподобия?
13. Почему результаты опытов Б. Н. Компанейского и В. В.Столина могут служить эмпирическим подтверждением предметного характера восприятия?
14. В чем состоит метод зрительно-тактильной замены?
Темы для эссе и рефератов
Значение методологических принципов системно-деятельностного анализа для эмпирических исследований ощущений и восприятия. Концепция образа мира в работах А.Н.Леонтьева и его школы. Эмпирические исследования инвертированного зрения. Эмпирические исследования псевдоскопического зрения. Проблемы и перспективы создания искусственных органов чувств.
Рекомендуемая литература
Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Любимова, М.Б.Михалевской. — М., 1999. - С. 403-410; 567-570; 571-584; 618-623.
Шыффман X. Ощущение и восприятие. — 5-е изд. — М, 2003. — С. 474— 478; 661-663.
Столин В. В. Исследование порождения зрительного пространственного образа // Восприятие и деятельность / под ред. А.Н.Леонтьева. — М., 1976.-С. 186-192.
Грегори Р. Глаз и мозг. — М., 1970. - С. 222-239.
Логвиненко А. Д. Зрительное восприятие пространства. — М., 1981. — С. 74-89; 89-96.
Дополнительная литература
Восприятие и деятельность / под ред. А. Н.Леонтьева. — М., 1976. — С. 108-113; 192-199; 293-318.
Логвиненко А. Д. Зрительное восприятие пространства. — М., 1981. —
С. 53-73.
ГЛАВА 9 РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
Эмпиризм и нативизм • Проблема врожденного-приобретен-ного в восприятии • Эмпирические исследования: опыт пациентов после удаления катаракты; сенсорная изоляция и депривация (опыты на животных); опыты со зрительным обрывом • Деятель-ностный подход к исследованию развития восприятия: эксперимент А.Н.Леонтьева по формированию цветовой чувствительности; дополнительные сенсорные признаки (К.В.Бардин); гипотеза уподобления А.Н.Леонтьева; эксперименты со стабилизированным изображением на сетчатке; формирование перцептивных действий и системы сенсорных эталонов (А. В. Запорожец) • Развитие восприятия у слепоглухонемых детей
Вопросы развития восприятия имеют глубокие корни в истории философии и психологии, поскольку непосредственно касаются более общей проблемы роли врожденного и приобретенного, наследственности и обучения в психическом развитии человека. В соответствии с тем, как решался вопрос о природе познавательных процессов, выделяют два направления — эмпиризм и нативизм. С позиций эмпиризма восприятие — результат научения, сознание человека уподобляется 1аЬи1а газа, предполагается, что прошлый опыт обогащает текущие ощущения, прибавляя им все большее
содержание. В философии этой точки зре
ния придерживались Дж.Локк, Дж. Берк
ли, Д.Юм. Среди психологов идеи эмпи
ризма разделяли Г. Гельмгольц, В. Вундт,
Э. Титченер. Например, Джорджан Берк
ли (1685—1753) в своем знаменитом
труде «Опыт новой теории зрения» ука
зывал, что восприятие пространства есть
скорее акт суждения, основанного на
прошлом опыте, чем на ощущениях, по
скольку в ходе приобретаемого опыта дух
постоянно соотносит ощущения, соот
ветствующие различным положениям
глаз, с соответствующими расстояния-
Дж. Беркли ми до объектов. Как следствие этого,
возникает привычная связь между этими двумя видами идей. Теории восприятия пространства и константности восприятия, предложенные Г. Гельмгольцем или К. Коффкой, по сути являются вариантами рассуждений Дж. Беркли.
Нативистическая точка зрения предполагает, что некоторое знание дано от рождения, поэтому восприятие обусловлено врожденными механизмами. В философии — это идеи, идущие от Платона, Р.Декарта, Э.Канта, Г.Лейбница, в психологии эту точку зрения разделяли гештальтпсихологи У. Найсер, Ж. Пиаже, Н.Хом-ский.
Несмотря на некоторое сходство исследовательских интересов у психологов и философов, постановка вопроса у тех и других — различная. Как справедливо отмечал Р. Грегори, философы ставят вопрос так: «Можем ли мы знать что-либо до того, как осуществилось восприятие?» [37, 208\. Психологи ставят вопрос иначе: «Можем ли мы воспринимать прежде, чем мы научимся тому, как воспринимать?» [там же].
Важность правильной постановки и рассмотрения вопроса о врожденном и приобретенном в восприятии обусловлена важностью решения ряда теоретических и практических проблем. Нужно ли развивать восприятие? Как развивать восприятие? Как выявлять и использовать врожденные задатки? Что в восприятии «натуральное», природное, а что культурное и социальное? Есть ли межкультурные особенности восприятия и в чем их причины?
В современной психологии используют несколько конкретных подходов к эмпирическому исследованию и теоретическому осмыслению проблем развития ощущений и восприятий.
1. Наблюдения за больными после удаления катаракты или неврологическими больными в процессе восстановительного обучения.
2. Исследования на животных в условиях сенсорной изоляции и депривации.
3. Исследования развития восприятия у младенцев.
4. Эксперименты, формирующие различные формы восприятия.
5. Психогенетические исследования.
Ниже мы опишем ряд конкретных исследований, проливающих свет на поставленную проблему.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!