Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Пресвитер, его облачения и награды

2017-10-07 985
Пресвитер, его облачения и награды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Священник — представитель второй степени священства, в церковной традиции используются также синонимичные термины иерей (греч. ιερεύς означает «священник») и пресвитер (πρεσβύτερος — буквально «старший, старец»). Священники по сообщенной им от епископов благодати Божией имеют право совершать почти все виды общественных и частных богослужений, кроме рукоположения в священные степени и некоторых других чинов, совершаемых только архиереем (хиротесия, освящение антиминса, освящение мира[27]). Хиротония во пресвитера совершается одним епископом[28] на литургии после Великого входа, но прежде Евхаристического канона, что указывает на то, что пресвитер является совершителем Таинства. По церковным канонам рукоположение во пресвитера совершается над диаконом, достигшим 30-летнего возраста (14-е правило Трулльского собора).

Облачения пресвитера. Полное богослужебное облачение священника составляют пять одеяний: подризник, епитрахиль, поручи, пояс и фелонь[29]. При служении вечерни и утрени священник надевает только епитрахиль и фелонь (на практике еще и поручи), а на службах часов — только епитрахиль. Кроме того, еще одним непременным атрибутом внешнего вида священника является наперсный крест; однако крест в настоящее время на груди священника присутствует не только во время богослужения, но и в небогослужебное время. До конца XIX века право ношения креста было наградой, которую имели только некоторые пресвитеры, однако после коронации императора Николая II, случившейся в 1896 году, серебряный наперсный крест стал необходимой частью облачения любого священника[30].

Подризник священников является нижней богослужебной одеждой. Священник надевает подризник на подрясник, затем облачается в прочие ризы. Хотя подризник священника имеет то же значение, что и стихарь диакона, в его внешнем виде имеются некоторые отличия. Рукава подризника узкие (так как на них надевают поручи) и имеют разрезы на концах. К одной из сторон разреза пришивается тесьма или шнурок, так что при облачении этим шнурком нижний край рукава подризника плотно стягивается у запястья. На спине подризника нашивается только крест, а на подоле, поскольку он выступает из-под верхней одежды и виден всем, есть такая же нашитая полоса, как и на стихаре. По бокам подризника имеются такие же разрезы, как на стихаре. Подризники делаются из легкой ткани и в основном бывают белого цвета.

Епитрахиль [31] (в переводе буквально «нашейник, навыйник») — непременное богослужебное одеяние, без которого священник не имеет права совершать ни одного богослужения. Если священник служит в полном облачении, он надевает епитрахиль поверх подризника, в остальных случаях полагает ее поверх рясы.

Епитрахиль является аналогом диаконского ораря; более того, долгое время она представляла собой тот же орарь, просто обернутый вокруг шеи священника. В средние века архиерей, посвящая диакона в сан священника, переносил заднюю часть ораря вперед, так что оба его конца равномерно спускались вниз по груди и при этом соединялись один с другим. В позднейшие времена (примерно с ХVI–ХVII вв.) епитрахили стали делать не из диаконских орарей, а особо, для удобства ношения. В той части, которая охватывает шею, епитрахиль делается фигурной и узкой, дабы эта часть могла удобно облегать ворот подрясника или рясы. При посвящении диакона во пресвитера епископ в настоящее время уже не обносит орарь вокруг шеи посвящаемого, а сразу возлагает на него готовую епитрахиль.

Поручи священника ничем не отличаются от поручей диакона.

Пояс, надеваемый поверх подризника и епитрахили, представляет собой не очень широкую полосу материи с линиями иного цвета по краям, в середине имеет нашитое знамение креста. С двух концов пояса имеются ленты, которыми священник завязывает пояс сзади, на пояснице. Пояс как часть облачения священника появляется в России не ранее 2-й половины XVII века; во всяком случае, в чинопоследовании хиротонии во пресвитера 1-й половины XVII века о поясе не говорится ни слова[32].

Фелонь [33] – верхнее богослужебное одеяние священников. Это одеяние очень древнее. Фелонь в древности представлял собой плащ-накидку из длинного прямоугольного куска шерстяной материи и служил для защиты от холода и непогоды. Его надевали на оба плеча, причем передние концы стягивались на груди, и через одно плечо; иногда в середине этого плаща устраивался вырез для головы, и надетый на плечи фелонь покрывал длинными концами спереди и сзади все тело человека.

В древности фелонь был богослужебным одеянием священников и всех епископов, вплоть до Патриархов. До ХI–ХII веков святители не имели других верхних богослужебных одеяний. Отличием патриарших и митрополичьих фелоней были изображаемые на них кресты, чего не имели на подобных одеяниях даже архиепископы и епископы.

Постепенно форма фелоня изменилась. Для удобства ношения спереди на подоле стал делаться полукруглый вырез, то есть передний подол фелоня уже далеко не доходил до ступней. Со временем верхние оплечия фелоня стали делать твердыми и высокими, так что задний верхний край фелоня в виде усеченного треугольника или трапеции стал возвышаться теперь над плечами священнослужителя[34].

Награды пресвитера. Перечисленные нами выше пять облачений принадлежат всем пресвитерам, независимо от их заслуг и статуса. Однако в Русской Церкви еще развита система иерархических (богослужебных) наград для священников. Всего существует 13 наград для пресвитеров:

1. Набедренник. Это продолговатый прямоугольный плат на длинной ленте, который надевают через левое плечо, так что он спускается с правого бока ниже пояса, на бедро (отсюда и название). Набедренник как часть облачения священника существует только в Русской Церкви (но отсутствует в других православных Церквах), где эта награда была введена в XIX веке[35].

2. Скуфья. Этот головной убор духовенства представляет собой небольшую круглую бархатную шапочку черного или фиолетового цвета, составленную из четырех частей, соединенных сверху крестообразно. Следует заметить, что в настоящее время скуфья чаще всего уже не рассматривается как награда, а является повседневным и внебогослужебным головным убором священника. Однако в некоторых епархиях все еще практикуется награждение правом ношения скуфьи.

3. Камилавка.

4. Наперсный золотой крест. Этот крест отличается от обычного священнического серебряного креста не только цветом (встречаются и серебряные наградные кресты), но и формой (данный наградной крест четырехконечный, а не восьмиконечный). Кроме того, наградной наперсный крест имеет массивную цепь.

5. Сан протоиерея (для монашествующих— сан игумена).

6. Палица. Это равносторонний плат, укрепленный на ленте за один из углов. В отличие от набедренника, палица является наградой и в греческих Церквах Востока. Русское белое духовенство получило право ношения палицы как награды по указу Павла I в 1797 году. Палицу протоиерей носит на правом боку, а набедренник, в таком случае, на левом.

7. Крест с украшениями. Это восьмиконечный крест на обычной цепи, в который вставлены драгоценные камни.

8. Митра (для монашествующих — сан архимандрита). На всем православном Востоке митра является исключительной принадлежностью архиерейского облачения. Только в Русской Церкви со 2-й половины XVIII века (со времени императрицы Екатерины II) митра становится наградой и для пресвитеров. В отличие от архиерейской митры, митра священника не увенчивается крестом.

9. Служение литургии при открытых царских вратах до Херувимской песни. Если литургию совершает протоиерей или архимандрит, удостоенный этой награды, то царские врата открываются перед началом литургии и закрываются только после Великого входа.

10. Служение литургии при открытых царских вратах до «Отче наш…». Если литургию совершает протоиерей или архимандрит, удостоенный этой награды, то царские врата открываются перед началом литургии и закрываются только перед началом причащения духовенства. В этом случае почти вся литургия (кроме самого причащения духовенства) совершается при отверстых царских вратах, то есть так же, как при архиерейском служении литургии.

11. Второй крест с украшениями.

12. Патриарший крест.

13. Сан протопресвитера.

Решение о награждении пресвитера набедренником, камилавкой и золотым крестом находится полностью в компетенции епархиального архиерея, в то время как награждение саном протоиерея и вручение последующих наград совершается архиереем только после предоставления ходатайства Святейшему Патриарху и получения указа патриарха[36].


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.