Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Средняя часть храма и иконостас

2017-10-07 737
Средняя часть храма и иконостас 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Средняя часть храма символизирует «тварный мир, в отличие от алтаря, знаменующего собою область бытия Божия, область превыспреннего, где совершаются тайны Божии»[12].

В центре средней части храма постоянно должен стоять аналой [13] с иконой святого или праздника, празднуемого в данный день (в будние дни здесь полагается храмовая икона). Также в средней части храма располагаются различные иконы Спасителя, Божией Матери и святых, перед которыми поставляются подсвечники. Вместе с другими иконами считается обязательным иметь образ Голгофы — большой деревянный крест с образом распятого Спасителя, часто сделанный в натуральную величину — в рост человека. Крест делается восьмиконечным с надписью на верхней короткой перекладине «IНЦI» («Иисус Назорей, Царь Иудейский» — Ин. 19, 19). Нижний конец креста укреплен в подставке, имеющей вид каменной горки. На лицевой стороне подставки изображаются череп и кости — останки Адама, возрожденного крестным подвигом Спасителя. По правую руку распятого Спасителя ставится образ Богоматери в рост, устремившей Свой взор ко Христу, по левую Его руку — образ Иоанна Богослова.

Перед алтарем и иконостасом устраивается возвышение, которое называется солеей (греч. — «возвышение»). Левая и правая части солеи называются клиросами (греч. — «жребий», «удел») и являются местом для правого и левого хоров. И хотя в настоящее время в большинстве храмов поет только один хор, сама реальность двух клиросов отражает древнюю традицию антифонного пения на два хора. Хоры также называются ликами и изображают собою лики Ангелов, воспевающих хвалу Богу. Возле клиросов ставятся хоругви — иконы в виде знамен на длинных рукоятках. Они выносятся из церкви во время крестных ходов.

В центре солеи, прямо напротив царских врат, находится полукруглый выступ, называемый амвон (греч. — «восхождение»). На амвоне диакон произносит ектении и во время литургии читает Евангелие, епископ и священники произносят некоторые возгласы и молитвословия (например, отпусты), говорят проповеди и поучения для народа.

Также в центре средней части храма в кафедральных архиерейских соборах (иногда и в приходских храмах при приездах епископа), против амвона находится возвышенная квадратная площадка — помост для епископа, который носит название архиерейский амвон. На него архиерей восходит для облачения и в определенные моменты богослужений. Для восседания архиерея на этом амвоне в предусмотренных Уставом моментах богослужения ставится седалище — кафедра.

От алтаря средняя часть храма отделяется иконостасом. «Ограничение алтаря необходимо, чтобы он не оказался для нас как ничто,— пишет священник Павел Флоренский.— Небо от земли, горнее от дольнего, алтарь от храма может быть отделен только видимыми свидетелями мира невидимого, живыми символами соединения того и другого, иначе — святыми тварями. Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, и осуществляется эта алтарная преграда, делается доступной сознанию сплотившимся рядом святых, облаком свидетелей, обступивших Престол Божий... Иконостас есть явление святых и Ангелов... явление небесных свидетелей и прежде всего Богоматери и Самого Христа во плоти,— свидетелей, возвещающих о том, что по ту сторону плоти»[14]. Иконостас не закрывает алтарь от верующих в храме, а раскрывает для них духовную сущность того, что содержится и совершается в алтаре и вообще во всей Церкви Христовой.

Иконостас устраивается следующим образом. В первом ряду, в его центральной части, помещаются царские врата — двустворчатые, особо украшенные двери, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что «через них исходит Царь Славы Господь Иисус Христос в Святых Дарах для преподания Причастия людям. Он таинственно также входит в них во время входов с Евангелием и на Великом входе за литургией в предложенных, но еще не пресуществленных Честн!ых Дарах»[15].

Изнутри царских врат, со стороны алтаря, привешивается сверху донизу завеса (катапетасма), которая отверзается и затворяется в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны спасения, а открытие царских врат означает обетованное открытие верующим Небесного Царства. Царские врата открываются в наиболее торжественные моменты богослужения, и через них входят в алтарь священнослужители, а также при открытых царских вратах священник произносит некоторые молитвословия. Во всех остальных, менее торжественных случаях священнослужители для входа и выхода из алтаря пользуются боковыми дверьми — северной и южной.

На царских вратах в центре помещается образ Благовещения Пресвятой Богородицы (слева изображен Архангел Гавриил, справа — Дева Мария), а по углам царских врат размещены образы четырех евангелистов.

Справа от царских врат помещается образ Христа Спасителя и сразу за ним — образ того святого или священного события, во имя которого освящен данный храм или придел. Далее находится южная боковая дверь, через которую входят в алтарь священнослужители (в частности, диакон после произнесения ектений) и церковнослужители. На боковых, северной и южной, дверях алтаря изображаются, как правило, или Архангелы Михаил и Гавриил, или святые диаконы (архидиаконы Стефан и Лаврентий). Однако если иконостас небольшой (в малых храмах), то сразу справа от иконы Спасителя может помещаться южная дверь; в таком случае храмовая икона находится сразу справа от южной двери.

Слева от царских врат ставится образ Матери Божией. Далее слева от иконы Божией Матери располагается северная дверь (опять-таки, в зависимости от размеров иконостаса, в малых храмах северная дверь может находиться рядом с иконой Божией Матери, а в больших храмах между иконой Божией Матери и северной дверью могут располагаться другие иконы). Остальные иконы первого ряда иконостаса — изображения наиболее чтимых в данном приходе святых или священных событий.

Во втором ряду иконостаса над царскими вратами помещается образ Тайной Вечери — важнейшего события священной истории, являющегося основанием Евхаристии и Христовой Церкви. Этот образ указывает также, что за царскими вратами в алтаре происходит то же самое, что происходило на Тайной Вечере, и что через царские врата для причащения верующих выносятся Тело и Кровь Христовы. Справа и слева от этой иконы находятся образы двунадесятых праздников.

Следующий, третий ряд икон имеет в центре образ, называемый деисис — моление. На этой иконе изображен Господь Иисус Христос, восседающий в царственном облачении на троне. По правую руку от Него находится Пресвятая Дева Мария, молящая Его о прощении человеческих грехов, по левую руку от Спасителя — образ проповедника покаяния Иоанна Предтечи в таком же молитвенном положении. Очевидно, что именно молитвенное положение, в котором изображены Богоматерь и Иоанн Предтеча, послужило основанием для наименования иконы деисис. По обеим сторонам от этого центрального образа в третьем ряду располагаются иконы апостолов.

В центре четвертого ряда иконостаса изображается Матерь Божия с Предвечным Младенцем. По обе стороны от Нее изображены предвозвестившие пришествие Мессии и Искупителя ветхозаветные пророки. В пятом и последующих рядах иконостаса помещаются образы ветхозаветных патриархов и праотцев, святителей, мучеников и преподобных. Иконостас непременно венчается крестом с изображением распя­того на нем Господа Иисуса.

 

Алтарь и его принадлежности

Слово алтарь происходит от латинского alta ara, что означает «возвышенное место», «возвышение». В древнем мире жертвенники всегда устраивались на возвышенностях (горах или холмах), потому и алтари христианских храмов — места для принесения Бескровной Жертвы — уже в глубокой древности устраивались на некотором возвышении по отношению к остальной части храма. Это, как правило, соблюдается и до наших дней.

Святость этого места настолько велика, что в древности вход в алтарь был строго запрещен кому-либо из мирян — как женщинам, так и мужчинам. Исключение делалось иногда только для диаконисс, а позднее для инокинь в женских монастырях, где они могли входить в алтарь для уборки и возжигания светильников. Впоследствии с особого архиерейского или иерейского благословения в алтарь было дозволено входить иподиаконам, чтецам, а также алтарникам из благоговейных мужей или инокинь, в обязанности которых входит уборка алтаря, возжигание светильников, приготовление кадила и тому подобное.

В соответствии с древними традициями, восточная стена алтаря устраивается в виде полукружия — абсиды. Посредине алтаря помещается святой престол (называемый в богослужебных книгах «святой трапезой»), который знаменует собой невещественный Престол Пресвятой Троицы, Бога — Творца и Промыслителя всего сущего, всей вселенной. По великой святости престола прикасаться к нему и к предметам, на нем лежащим, дозволяется только священнослужителям (епископам, священникам и диаконам). Пространство от царских врат алтаря до престола, знаменующее собою входы и выходы Самого Господа Бога, епископам, священникам и диаконам позволено пересекать лишь в случае богослужебной необходимости. Священнослужители в небогослужебное время (церковнослужители — всегда) престол обходят с восточной стороны, мимо горнего места.

Чаще всего святой престол устраивается следующим образом. На четырех деревянных столпах (вместе с верхней доской высота престола должна составлять 1 метр) полагается деревянная доска так, чтобы ее углы точно ложились на столпы, вровень с ними. Площадь престола может зависеть от величины алтаря. Если храм освящается архиереем, то между четырех столпов в середине под доской престола ставится невысокий пятый столбец, на котором полагается ковчежец с мощами святых.

Престол имеет два облачения. Нижняя белая одежда престола называется катасарка (по-славянски — срачица), что в переводе с греческого буквально означает «приплотие», то есть ближайшую к телу одежду. Она покрывает весь престол до основания и знаменует собою Плащаницу, в которую было обернуто тело Спасителя при положении во Гроб. Верхняя, нарядная одежда престола — индития, что в переводе значит «одежда»; она знаменует собою одеяние царственной славы Христа Спасителя как Сына Божия. Индития может быть различного цвета в зависимости от того, какого цвета облачения используются в данный праздничный день или период года.

На святом престоле, ближе к его восточной стороне, ставится лампада, которую могут возжигать только священнослужители. Также на престоле находятся следующие священные предметы: антиминс, Евангелие, один или несколько напрестольных крестов, Дарохранительница и Дароносица. Сверху престол в промежутках между богослужениями покрывается пеленой.

Антиминс (греч.— «вместопрестолие») — четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения во Гроб Господа Иисуса Христа, орудий Его казни и четырех евангелистов по углам с символами этих евангелистов — тельцом, львом, человеком, орлом. В антиминс зашита частица святых мощей, а на антиминсе присутствует надпись, сообщающая, когда, где, для какой церкви и каким епископом он освящен и преподан, и подпись епископа. На антиминсе постоянно находится губка для собирания мелких частиц Тела Христова и вынутых из просфор частиц с дискоса в Чашу, а также для отирания рук и губ священнослужителей после Причастия.

Антиминс является обязательной и неотъемлемой частью престола. Без антиминса нельзя служить литургию. Таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы может совершаться только на этом священном плате. Антиминс находится постоянно в свернутом виде в особом плате (часто красного цвета), который называется илитоном (греч. — «обертка», «повязка»). На илитоне нет изображений и надписей. Антиминс раскрывается только перед началом литургии верных и свертывается особым образом по ее окончании.

Поверх антиминса, завернутого в илитон, непременно полагается напрестольное Евангелие, также являющееся неотъемлемой принадлежностью престола. Напрестольное Евангелие имеет массивный оклад, на лицевой стороне которого посередине находится изображение Христа Спасителя (чаще всего образ Воскресения Христова), а по углам — изображения четырех евангелистов. Именно напрестольное Евангелие читается за богослужением и выносится из алтаря на воскресной утрене для поклонения, также с напрестольным Евангелием совершается малый вход на литургии.

Напрестольный крест (один или несколько) с изображением распятого Господа полагается рядом с Евангелием и имеет богослужебное употребление: священник (при архиерейском служении — архиерей) осеняет им в установленных случаях народ, освящает воду и дает крест верующим для целования.

На восточной стороне престола находится Дарохранительница — особый сосуд, предназначенный для хранения Святых Даров и обычно устроенный в виде храма или часовни. В Дарохранительнице хранятся Святые Дары для причащения больных (освящаемые в Великий Четверг), также сюда полагаются Агнцы для литургии Преждеосвященных Даров. Рядом с Дарохранительницей на престолах принято полагать и Дароносицу — небольшой ковчежец или кивот, чаще всего устраиваемый в виде часовни с дверцей и с крестом наверху. Внутри Дароносицы находится ящичек для положения частиц Тела с Кровью Христовой, маленькая чаша, лжица, иногда сосуд для вина. Дароносицы используются для перенесения Святых Даров в дома больных и умирающих людей для причащения их.

На престоле может находиться сосуд со святым миром. Если в храме несколько приделов, то Дароносицы и сосуды с миром полагаются обычно не на главном престоле, а на одном из боковых.

Кроме того, на престоле, обычно под крестом, всегда находится илитон для отирания губ священника и края святой Чаши после Причастия.

На восточной стене алтаря, в ее центральной части, находится образ Господа Вседержителя, восседающего на троне (или образ Евхаристии, то есть Христа, преподающего Причастие святым апостолам). Под этим образом прямо против престола сооружается возвышение — горнее место (горний по-славянски значит «вышний», «возвышенный»), которое является знамением Небесного Престола, на котором невидимо восседает Господь Вседержитель. Вследствие этого от священнослужителей и церковнослужителей требуется благоговейное отношение к горнему месту, которое выражается в том, что каждый раз, проходя мимо горнего места, необходимо обязательно перекреститься и совершить поклонение горнему месту. В кафедральных архиерейских соборах и во многих приходских храмах на горнем месте стоит кресло для епископа, а по обеим сторонам от горнего места (но обязательно ниже его) полукружием расположены сидения для священников.

Сразу за престолом перед горним местом в алтаре обычно ставится семисвечник — особый светильник из семи ветвей, укрепленных на одной высокой подставке. В древности он представлял собой подсвечник для семи свечей, а ныне чаще всего устраивается в виде одного высокого столпа с семью ответвлениями, в каждом из которых находятся семь лампад, возжигаемых при богослужении. Скорее всего, прообразом такого светильника является ветхозаветный семисвечник, который отличался от современного тем, что все светильники в нем находились на одном уровне, тогда как светильники современных семисвечников располагаются на разных уровнях. Хотя также основание для устройства в алтаре семисвечника можно видеть в книге Откровения Иоанна Богослова (см.: Откр. 1, 12, 20), где говорится о семи золотых светильниках.

У восточной части престола с двух сторон часто помещаются два образа — запрестольный крест с изображением Распятия и образ Божией Матери. Крест укреплен на длинном древке, установленном в подставку, и выносится в особо торжественных случаях во время крестных ходов. Так же устроена и выносная икона Богородицы. Крест помещается у правого угла престола, если смотреть от царских врат, икона Богородицы — у левого[16].

В северо-восточной части алтаря, слева от престола, если смотреть на восток, у стены находится жертвенник, в богослужебных книгах чаще всего именуемый предложением. Оба своих названия это место алтаря получило от того, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной литургии, где предложенные к священнодействию хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для последующего Таинства Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых.

По внешнему устройству жертвенник почти во всем подобен престолу. По размерам он бывает или одинаков с ним, или несколько меньше. Высота жертвенника всегда равна высоте престола. Жертвенник облачают в те же одежды, что и престол (срачицу и индитию), а в перерывах между богослужениями покрывают пеленой.

Жертвенник, как меньший по своему значению, чем престол, освящается только окроплением святой водой. Однако, поскольку на нем совершается проскомидия и имеются священные сосуды, жертвенник также является местом священным, к которому не дозволено прикасаться никому, кроме священнослужителей[17].

Если не совершается Божественная литургия, то на жертвеннике ставится только небольшой крест с Распятием и лампада. Во время литургии на жертвеннике находятся священные сосуды, употребляемые для Таинства Евхаристии.

Дискос (греч. — «круглое блюдо») — богослужебный сосуд, представляющий собой небольшое круглое металлическое блюдо с мелким плоским дном и широким плоским краем; дно укреплено на невысокой ножке, имеющей широкую круглую подставку, обычно меньших размеров, чем блюдо дискоса. На дискос полагается Агнец (та часть просфоры, которая претворяется в Тело Христово) и другие частицы, вынимаемые из просфор во время проскомидии.

Потир (греч. — «чаша», «сосуд для питья») или святая Чаша, представляет собой круглую чашу на высокой подставке с круглым основанием. Ножка, соединяющая Чашу с основанием подставки, имеет, как правило, в середине утолщение, яблоко. Потир употребляется для претворения вина в истинную Кровь Христову: на проскомидии в Чашу вливается вино, а на литургии совершается претворение его в Кровь Христову. Также из Потира преподается Причастие народу, для чего после причащения священнослужителей в Чашу с Кровью Господней опускаются частицы Тела Его, назначенные для причащения мирян.

Звездица — богослужебный предмет из двух металлических дуг, соединенных в центре пересечения болтиком или винтиком с гайкой так, что дуги могут соединяться вместе, покрывая одна другую, и раздвигаться крестообразно. Звездица употребляется для того, чтобы при покрытии дискоса покровец не касался Агнца. Она ставится на дискос так, что Агнец оказывается под пересечением ее дуг. Введение звездицы в литургическое употребление единодушно приписывается святителю Иоанну Златоусту.

Дискос и Потир после совершения проскомидии и поставления на дискос развернутой крестообразно звездицы покрываются последовательно сначала малыми покровцами (каждый сосуд в отдельности), а затем оба вместе покрываются большим покровом — воздýхом. Малые покровцы представляют собою матерчатые кресты, квадратная середина которых, обычно с твердой прокладкой, покрывает верх дискоса и Потира, а четыре конца крестов спускаются вниз, покрывая все боковые стороны сосудов. Большой воздýх имеет вид мягкого матерчатого прямоугольника. Покровы делаются из парчи, шелка или других дорогих материалов, украшаются по краям золотой, серебряной или иной красивой каймой. В концах крестов на покровцах вышиваются или нашиваются образы Херувимов. Эти же изображения помещаются в углах большого воздýха. В середине всех покровов изображается крест.

Для изъятия Агнца и для вынимания других частиц из просфор употребляется копие — плоский железный нож в виде наконечника копья, заостренный с двух сторон, вставленный в деревянную или костяную рукоять.

Лжица — небольшая ложка с крестом в конце рукояти, употребляется для преподания Причастия из Чаши (Потира) мирянам.

При богослужении употребляются также небольшие тарелочки, без подставок, как правило серебряные. На одной из них на дне изображен крест, на другой — образ Божией Матери с Предвечным Младенцем. Первая тарелочка предназначена для изъятия на ней Агнца, а также употребляется на литургии для разделения на ней части Тела Христова на более мелкие частицы, назначенные для причащения мирян. Вторая служит для вынимания на ней частиц из других просфор в честь Богородицы, святых, о здравии и о упокоении членов Церкви.

Для отирания Чаши после ее омовения используется губка, которая называется истиральной губой (в отличие от антиминсной губы). В настоящее время вместо истиральной губы чаще стали употребляться платки из красной материи.

 



Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.