Слова эти очень И очень важны, — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Слова эти очень И очень важны,

2017-09-30 525
Слова эти очень И очень важны, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Они человеку Как воздух нужны.

Без них невозможно На свете прожить.

Слова эти нужно С улыбкой дарить.

VIII. Подведение итогов урока

— Из чего состоит предложение?

— Как называются части, на которые делятся слова?

— Почему некоторые слоги называют ударными?

— Понравился ли вам урок?

— Что вам запомнилось больше всего?

Дополнительный материал

— Отгадайте загадки А. Кочергиной. Произнесите отгадки так, чтобы ударный слог выделить голосом.

Бьется, скачет,

Но не плачет.

Приглашает детвору На веселую игру. (Мяч.)

Вот две ручки и веревка,

С ними скачет Лера ловко. (Скакалка.)

3. Ах, красавицы стоят!

Улыбаются-глядят,

Веселы, румяны,

Одеты в сарафаны.

Можно их в одну собрать.

Как красавиц тех назвать? (Матрешки.)

4. Ах, какая непослушка Эта чудная игрушка!

Положу — она встает.

Как стоять не устает? (Неваляшка.)

Урок 8. Деление слова на слоги

Задачи: развивать у учащихся фонематический слух, учить делить слова на слоги, ставить ударение на нужном слоге; воспи­тывать интерес, любовь к книгам, чтению; расширять кругозор; продолжить знакомить с правилами вежливости.

Обучение УУД: умение делить слова на слоги; отвечать на во­просы учителя; объяснять смысл пословиц.

Пропедевтика: написание заглавной буквы в именах собствен­ных; правила поведения у воды.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Как воспитанные люди приветствуют друг друга?

— Как прощаются?

— А что нам помогает выразительно произнести приветствие? (Выделение ударного слога в слове помогает говорить более выразительно.)

Послуш айте стихотворение, а затем ответьте на вопрос: с кем 'поздоровалась его автор?

Дождь за окошком...

До слёз я грущу...

Зонтик свой желтый На полке ищу.

Думаешь, дождик, что ты помешаешь?

Думаешь, ты меня дома оставишь?

И не надейся!

Не сдамся я, нет!

Зонтик раскрою —

Вот так-то, привет!

А. Кочергина

— При встрече говорят: «Привет!» Всем ли можно так гово­рить? (Только ровесникам и друзьям. Со взрослыми здорова­ются при помощи других слов.)

— С какой интонацией нужно здороваться и прощаться? (Вежливой и уважительной.)

II. Развитие речевого аппарата

Дыхательная гимнастика

Упражнения «Свеча-1», «Свеча-2».

Артикуляционная разминка

Упражнения «Губы», «Щечки».

Работа над дикцией

Упражнение «Распевка».

III.Актуализация знаний

— Откройте учебник на с. 14—15. Рассмотрите иллюстрацию.

— Выполните в парах первое задание, которое вам предлагают авторы учебника.

— Кто из вас был в деревне? А может быть, кто-нибудь там жил?

— У каждого из нас есть уголок, который мы называем родным краем или малой родиной. Как называется наша с вами ма­лая родина?

— А как называется наша страна?

Названия деревень, сел, городов, стран — имена собственные и пишутся с заглавной буквы.

— Чем отличается город от деревни?

— Что мы видим на иллюстрации? Какие виды транспорта вы видите?

— Чем заняты ребята в этой деревне? (Копают грядки около дома. Купаются в реке. Строят замки из песка на берегу.)

— Как нужно вести себя у воды?

— Почему опасно нырять в реку?

— Чем заняты дети за околицей? (Объяснить, что значит «за околицей».)

— Кто сидит у реки между ив?

— Что помогает людям перебираться с одного берега реки на другой?

— Какое время суток изображено?

— Красный кружок под рисунком предлагает нам дополнить предложение. Сколько слов в него нужно добавить?

— Как называется все то, что мы говорили? {Речь.)

— Как называются птицы, которые подошли к реке?

— Сколько гусей вы видите?

— Сколько из них на берегу? Сколько в воде?

— Как называют птиц, которые много плавают в реке, озере, пруду, море? (Водоплавающие.)

— Как гуси следуют друг за другом? (Гуськом.)

— Составьте одно предложение о том, как идут гуси. (Гуси идут гуськом.)

(Анализ предложения. Составление схемы. Деление слова «гуси» на слоги. Постановка ударения.)

— Составим схему слова «гуси». Выделим в слове все звуки.

— Откройте Прописи на с. 22. Кого вы видите на рисунке?

— Что делает Карандаш? (Кормит цыплят.)

— Чем занята мама-наседка? (Наблюдает, чтобы цыплятам никто не мешал клевать корм.)

— Что делает попугай?

— Как называется все то, что мы говорим? (Устная речь.)

— На какие части можно разделить речь?

— Составьте предложение о цыплятах. (Цыплята клюют корм.)

— Сколько слов в предложении? Назовите их по порядку.

— Определите количество слогов в словах: курица, попугай, цыплята, корм.

— Какой слог ударный? Назовите безударные слоги.

— Обведите рисунки по контуру. Раскрасьте их.

— Кто приглядывает за цыплятами? (Курица-наседка.)

— Где расположена на странице схема слова «курица»? {Слева.) (Письмо по образцам.)

— Курица, попугай, цыплята, кот — это одушевленные или неодушевленные предметы? (Одушевленные.)

— Приведите примеры неодушевленных предметов.

— Назовите по порядку звуки в словах «сова», «сыч».

— Какие правила вежливости вы знаете?

(После каждого ответа учитель спрашивает ученика.)

— Что ты сказал? {Предложение.)

(Заучивание правил хором.)

Вставайте дружно каждый раз,

Когда учитель входит в класс.

Парта — это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно.

На уроках не болтай,

Как говорящий попугай.

Ответить хочешь - не шуми,

А только руку подними.

— Нужно ли в школе здороваться с учителями, которые в ней работают, но у вас не преподают? с работниками столовой? охранниками и техническими служащими?

— А с родителями своих одноклассников нужно здороваться?

IV. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

V. Работа по теме урока

— В середине с. 15 учебника напечатано правило. Кто его про­читает?

— Как мы обозначаем звук на схеме слова?

— Посмотрите внизу страницы, какие схемы бывают. Гласные звуки мы будем обозначать на схеме красным цветом.

Согласные пока будут белого цвета.

— Проведем звуковой анализ слова «осы».

В этом слове два слога (о-сы), три звука.

— Назовите первый, гласный звук; второй, согласный звук; третий, гласный звук.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Гласные звуки мы произносим при помощи голоса. Гласные звуки можно пропеть. В детском саду и при подготовке к школе вы с ними знакомились.

— Кто может назвать гласные звуки?

— Повторим их все вместе. А теперь пропоем.

— Откройте Прописи на с. 23. Что изображено на рисунке? (Деревенский дом.)

— Чем занят Карандаш?

— Как вы думаете, в какой местности он живет?

— Как вы можете описать внешний вид его жилья? (Все очень аккуратно. Забор деревянный, красивый. Вдоль дорожки по­сажены цветы.)

— Если хозяин ухаживает за своим домом, двором, как его можно назвать?

— Что находится рядом с домом?

— Что изображено над садом?

— Где растет подсолнух? {Во дворе между деревом и колодцем.)

— Где стоит дом? (На пригорке.)

— Разделите на слоги слова: солнышко, облако, колодец, забор.

— Это имена собственные или нарицательные?

— Обведите рисунки по контуру. Раскрасьте их.

(Письмо по образцу.)

— В самом верху страницы вы видите красиво написанные буквы. Элементы этих букв мы с вами напишем красиво и аккуратно.

VIII. Подведение итогов урока

— Из чего состоят предложения?

— На какие части делятся слова?

— Понравился ли вам урок?

— Что вам запомнилось больше всего?

Урок 9.Слог-слияние

Задачи: формировать у учащихся умение различать согласные и гласные звуки; развивать устную речь, внимание, фонематиче­ский слух; воспитывать интерес к русскому языку, родному краю.

Обучение УУД: умение читать знаковую модель слога-слияния, наблюдать за образованием слогов-слияний; определять порядок звуков в словах; выделять ударный слог в слове; четко прогова­ривать чистоговорки, произносить звуки; строить предложения по иллюстрации; работать в паре.

Пропедевтика: согласные звуки — мягкие и твердые, звонкие и глухие, шипящие.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Чем мы занимались на предыдущих уроках? (Изучали речь, предложение, слово, слоги. Составляли рассказы, рисовали рисунки.)

(Важно добиваться от детей полных ответов. В данном ме­тодическом пособии часто ответы детей даются сжато с целью экономии места. На уроках детей необходимо приучать давать полные ответы.)

— У кого из вас есть желание пропеть по звукоряду все те зву­ки, которые мы с вами пропели?

— Проговорим вместе потешки, которые мы запомнили.

— Как называется все то, что мы с вами сейчас говорили?

— Для чего человеку нужна речь?

Иногда речью человек пользуется, чтобы рассмешить своего собеседника. Это могут быть смешные анекдоты, случаи из жиз- ни, стихотворные строки, высказывания детей. Послушайте, что I говорят дети в стихах Раисы Дерикот.

1. — Если нет меня совсем —

Значит, я конфеты ем.

2. — Что ты делаешь, Евгенья?

— Ем хрустальное печенье.

— А вы умеете рассказывать смешные истории?

II. Развитие речевого аппарата

Дыхательная гимнастика

Упражнения «Свеча-1», «Свеча-2».

Артикуляционная разминка

Упражнения «Губы», «Щечки».

Работа над дикцией

Упражнение «Распевка».

III. Актуализация знаний

(Повторение упражнений «Свечи», «Щечки». Проговаривание скороговорок. Повторение о делении слов на слоги и выделении звуков из слогов и коротких слов.)

— Откройте «Азбуку» на с. 15. Вспомните, какой рассказ о ку­пании детей мы с вами составили по иллюстрации на пре­дыдущем уроке.

— Из скольких предложений получился рассказ?

— Проанализируем предложение «Дети построили замок из песка и гальки».

— Проведем слого-звуковой анализ слов «галка» и «галька».

— В чем отличие звуков в этих словах? (В произношении зву­ков |л| и [л’]. В слове «галка» он слышится твердо, а в слове «галька» — мягко.)

— Проанализируем слова «голубь» и «голуби», «оса» и «осы». (Следует обратить внимание детей на то, что при произно­шении слова, обозначающие единственное число, звуки могут не соответствовать этому же слову, стоящему во множественном числе.)

— Какая схема внизу страницы не соответствует анализи­руемому слову? (К слову «голубь» изображенная схема слова не подходит: в ней 3 слога, в слове «голубь» 2 слога.)

— Что делает лягушка на рисунке на с. 24 Прописей?

— Где сидит зайчик?

— А кто сидит рядом с зайчиком?

— Кто сидит на переднем плане?

— Как вы думаете, можно птичку, мышку, зайку, лягушку на­звать друзьями?

— Какая погода изображена на рисунке?

— Почему лягушка радуется? (Лягушка любит воду, поэтому дождик ее радует.)

— А почему зайчик, мышка и птичка грустят?

— Под чем спрятались зайчик и мышка от дождя?

— По какому признаку на рисунке можно определить, что дождик идет давно? (На земле уже лужи.)

— Как называется все то, что мы сказали?

— Обведите рисунки по контуру. Раскрасьте их.

— Разделите на слова предложение «Лягушка качается на ка­челях».

— Составьте схему предложения.

— Разделите слова предложения на слоги, используя интона­ции. (Ля-гуш-ка ка-на-ет-ся на ка-че-лях.)

— Назовите звуки в слове «лягушка» по порядку.

(Письмо по образцам. Следует обратить внимание детей

на буквы в верхней части страницы, элементы этих букв дети бу­дут учиться писать.)

IV. Постановка целей и определение темы урока

— Слова делятся на... (слоги).

— А слоги состоят из... (звуков).

— Произнесите медленно слово «лук». (Ллуукк.)

(Учитель сообщает, что на уроке дети будут учиться выделять

звуки в словах, буду!' упражняться в произнесении каждого звука в слове четко и отдельно от других звуков.)

V. Работа по теме урока

— Какой звук произносит мама, когда укачивает ребенка? (А-а-а.)

— Какой звук издает волк? (У-у-у.)

— Изобразите, как жужжат пчелы. (Ж-ж-ж.)

— Как рычит собака? (Р-р-р.)

— Как девочка удивляется? (О-о-о.)

— А как фыркает ежик? (Ф-ф-ф.)

— Как звенит комар? (З-з-з.)

(Одновременно с произнесением изолированных звуков [у], [ф] и т. д. на наборное полотно выставляются квадратики красного и белого цветов.)

Одни звуки мы произносим свободно. Они состоят из одного голоса, поэтому называются гласными звуками. Гласные звуки поются и тянутся. Другие - с трудом: мешают преграды: губы, зубы, язык. Если при произнесении звуков встречаются преграды: губы, зубы, язык, то это согласные звуки.

Вывод. Одни звуки поются (а-а-а), другие нет (т-т-т).

— Произнесите вслед за мной звуки: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

— Давайте теперь эти звуки произнесем долго, попробуем их спеть по звукоряду.

— Что вы заметили? (Они долго тянутся.)

— Послушайте стихотворение В. Берестова. Какие гласные и согласные звуки вы выделите?

Гласные тянутся К песенке звонкой,

Могут заплакать И закричать,

В темном лесу Звать и аукать,

Но не желают Свистеть и ворчать.

[а], [о], [у], [ы], [э], [и].

А согласные согласны Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

[ф],[д],[т],[л],[м],[р].

— А теперь поучимся произносить согласные звуки: [д], [д5], [т], [т’], |ф], [ф’], [л], [л5] и т. д. (Можно произнести все мягкие и твердые согласные звуки.)

— Что вы заметили? (Они произносятся резко и не тянутся, встречают преграду при произношении.)

— На какие группы делятся звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные.)

— Откройте «Азбуку» на с. 16—17. Рассмотрите иллюстрацию к сказке «Волк и семеро козлят».

— Обратите внимание на значок-помощник. Что он обозна­чает? (Работаем в паре.)

— Я вам прочитаю задание из учебника, а вы его выполните, задавая вопросы друг другу. Затем будем работать коллек­тивно.

(Дети в течение минуты рассматривают иллюстрацию к сказ­ке, задают друг другу вопросы и отвечают на них.)

— Что вы видите на картине? (Мы видим беспорядок в комнате.)

— Почему вы решили, что в комнате беспорядок? (Пример­ный ответ. Скамья перевернута, кошка-копилка валяется на полу. Упал чугунок с молоком, молоко выливается : на пол. Половик скомкан. Игрушки разбросаны по ком­нате. Ваза с цветами лежит на полу. На кровати беспоря­док. Скатерть сдернута со стола, стул перевернут. Картина I на стене висит криво.)

— Кто выскочил из платяного шкафа?

— Кто подглядывает в окно?,

— Опишите состояние козы. (Она расстроена, ошеломлена, в ужасе развела лапами.)

— Что принесла коза в корзинке?

— Для кого она несла молоко?

— Какая печальная история здесь произошла?

— Как называется все то, что мы сказали?

(Обязательно провести анализ одного-двух предложений.

Проводится звуко-буквенный анализ слов «ваза», «кошка», «стул».

— Придумайте предложения к иллюстрации по данным схе­мам на с. 17. {Коза удивилась. Коза испугалась. Козленок уви­дел маму. Маленький стульчик был перевернут.)

(Для анализа пока еще можно не брать предложения с пред­логами.)

— Как вы понимаете смысл пословицы «Век живи — век

' учись»?

— Можно ли открывать дверь незнакомым людям?

— Что изображено на рисунке на с. 25 Прописей? {Дом, забор, кусты, цветы, кресло-качалка, ежик, дерево.)

— Разделим эти слова на слоги.

— Назовите по порядку звуки в этих словах.

Вывод. Количество слогов в слове зависит от количества глас­ных звуков.

— Обведите рисунок по контуру. Раскрасьте его.

(Письмо по образцу элементов букв. Следует обратить вни­мание детей на буквы в верхней части страницы. Выделить в них общий элемент, который есть у всех букв.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

— Проведем звуко-буквенный анализ слов «куры», «осы».

— Произнесите слово «куры».

— Сколько слогов в слове «куры»? {Два.)

— Какой первый слог в этом слове?

— Какие звуки слышим в слоге «ку»?

— Звук [к] гласный или согласный?

— Звук [у] гласный или согласный?

(Учитель выставляет белый и красный квадраты на наборном полотне, а дети — в разрезной азбуке.)

— Какой второй слог в слове «куры»?

— Какой первый звук в слоге РЬР.

— Какой второй звук в слоге РЬР.

(Выставляются квадратики со звуками на наборное полотно.)

— Сколько всего звуков в слове «куры»?

(Так же анализируется другое слово.)

— Отгадайте загадки А. Кочергиной. Запишите отгадки по схе­мам. (Клеточка — один звук.)

1. Под полом таится,

Кошки боится. (Мышка.)

2. У порога плачет,

Коготки прячет,

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет, запоет. (Кот.)

— Расскажите свое любимое стихотворение так, чтобы нам оно понравилось и чтобы мы услышали ударный слог в словах.

— Кто изображен на рисунке на с. 26 Прописей? (Попугай, удав.)

— От чего зависит количество слогов в словах?

— Что делают попугай и удав? (Беседуют, разговаривают, об­щаются.)

— На чем сидит попугай? (На пеньке.)

— Что необычного вы видите у удава?

— Могут ли эти предметы быть у настоящего удава? (Проводится звуко-буквенный анализ слова «зонт».)

— Раскрасьте рисунок.

(Письмо по образцу элементов букв.)

— Кто не довел палочку до верхней строки?

— Кто выполнил закругление выше нижней рабочей линии?

— У кого элементы вышли за строку?

— Все ли элементы имеют одинаковый наклон?

— На одинаковом ли расстоянии находятся элементы друг от друга?

Вывод. Слоги состоят из звуков. Звуки бывают гласные и со­гласные.

— В чем их различие?

— Отгадайте загадки и назовите четко первый слог в отгадке.

1. Вот бочонок с шапочкой С дерева упал.

Год прошел — и деревцем Маленьким он стал. (Желудь.)

2. Ветви над рекой склонила,

В реку смотрится уныло. (Ива.)

3. Дерево чудесное,

Листья интересные - Веерочки,веерки,

Белой свечкою цветки. (Каштан.)

4. Осень тихая настанет,

Дивный дерево то станет:

Листья-звезды яркие,

Золотые, жаркие. (Клен.)

— Какая общая тема объединяет все отгадки? (Это растения.)

— Какое слово-отгадка лишнее? (Желудь. Это плод, а не дерево.)

— Выполним анализ слова «и-ва».

— Сколько слогов вы услышали?

— Какой слог первый? Какой второй?

— Из каких звуков состоит слог ВА?

В слоге ВА два звука тесно связаны между собой, они сли­лись вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких, даже мельчайших остановок, неразрывно друг от друга. Такое звучание называется слиянием: РА, ВА, НЯ, НУ, ЛЫ. (Учитель показывает, как на схеме обозначается слияние.)


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.15 с.