Урок 5. Смысл названия комедии — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Урок 5. Смысл названия комедии

2017-08-24 560
Урок 5. Смысл названия комедии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели урока: анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода; совершенствовать навыки анализа произведения в аспекте его жанрового своеобразия; определить черты новаторства Грибоедова в создании комедии нового типа.

Оборудование: иллюстрации к последнему действию комедии; фотографии актеров в роли героев «Горя от ума»: В. Качалова, А. Миронова, С. Юрского — в роли Чацкого, К. Лаврова — в роли Молчалина, Т. Васильевой — в роли Софьи.

 

Ход урока

I. Беседа по IV действию

На прошлом занятии мы остановились на III, кульминационном, действии «Горя от ума». Действие IV — развязка.

В ходе урока подумайте над вопросом: имеет ли завершение социальный конфликт?

Итак, начало IV действия: гости разъезжаются по домам, Фамусова бранят за скучный бал:

«...Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать!... И не с кем говорить, и не с кем танцевать...»

Но тут появляется запоздавший гость — Репетилов.

— Что вы можете сказать о Репетилове? Какова роль появления этого персонажа?

— Кем его считают окружающие?

(Он — болтун и пустомеля, говорит о таких вещах, в которых ничего и не смыслит. В его речи сочетаются разговорный и высокий стили, что создает комический эффект. Этот персонаж — пародии на главного героя как представителя «века нынешнего», это пародии на декабристов.)

Гости, разъезжаясь, все еще обсуждают безумие «бедного» Чацкого. «Приговор» ему вынесен окончательно и отмене не подлежит.

Теперь проследим за развязкой любовного конфликта.

 

II. Чтение по ролям явлений 10—13

— Как вы думаете, может ли Софья со временем простить Молчалина и даже выйти за него замуж?

 

III. Комментированное чтение 14-го и 15-го явлений

— Имеет ли развязку конфликт общественный?

(Нет, он слишком глубок, выходит за рамки произведении.)

— Кого и за что обличает в последнем монологе Чацкий?

— Справедлив ли он, бросая Софье обвинения в том, что она его «надеждой завлекала»?

— Что больше беспокоит московское общество, судьба Чацкого или мнение о произошедшем княгини Марьи Алексеевны?

— Как вы думаете, есть победившие в споре между «веком нынешним» и «веком минувшим»?

 

IV. Слово учителя

Многими исследователями отмечалось, что Чацкий близок самому автору. Он равнодушен к чинам, карьере, стремится к личной независимости; в нем отмечаются черты «политического вольнодумца», он критически относится к свету. Автор подчеркивает полную несовместимость мировоззрений героя и патриархальной фамусовской Москвы. В сознании Чацкого произошло смещение двух (не языков!) мировоззрений — «французского» и «петербургского». За время отсутствия герой набрался «вольных мыслей», но совершенно утратил способность понимать окружающую действительность.

Долгое время критика единодушно уверяла читателя, что Чацкий декабрист (если не явный, то, по крайней мере, по убеждениям). Но разве Чацкий похож на декабриста? Да, его «вольные размышления» в чем-то совпадают с идеями декабристов. Но так чувствовали многие образованные люди того времени. К тому же, разве можно назвать Чацкого героем-бойцом? Ведь его приезд в Москву вовсе не имел цели обличать кого-то или пропагандировать свои взгляды (вспомните, он и высказывает-то их, в основном, случайно). Появление Чацкого ничего не изменило, наоборот, повредило лишь ему самому.

Итак, Чацкий — не герой, да, кажется, вовсе и не стремится им стать. Он страдает от своего одиночества, чувствует свою общественную невостребованность, ведь он — человек активный, деятельный по натуре, переполненный романтических чувств и порывов.

Чацкий не побеждает в споре. Но и фамусовское общество не берет верх: оно не имеет будущего.

— Какова, на ваш взгляд, дальнейшая судьба Чацкого?

 

V. Подведение итогов. Реализация домашнего задания

Мы закончили изучение комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Несмотря на традиционные классицистические черты, о которых мы говорили ранее, комедия — первое реалистическое произведение. Прежде всего, характерен для реализма конфликт: общественно-политический. Пьесу отличает историзм в изображении действительности. Характеры героев раскрыты глубоко и многосторонне, индивидуализированы с помощью речевых портретов. В пьесе нет развязки общественного конфликта — это свидетельство новаторства Грибоедова в создании социально-политической комедии нового типа.

Обратим внимание на то, что комедия написана стихами и прекрасным русским народным языком. «Горе от ума» написано вольным ямбом. Еще в 1825 г. А. С. Пушкин предрекал, говоря о комедии: «О стихах я не говорю: половина — должны войти в пословицу». И он оказался совершенно прав.

Давайте зачитаем афоризмы, которые вы выписали из комедии. (Учащиеся зачитывают афоризмы, пословицы, поговорки. Учитель их комментирует.)

«Комедии пишутся лишь для того, чтобы их играли». Это высказывание Ж.-Б. Мольера вполне справедливо. Специфика драматических произведений состоит именно в их предназначении для исполнения на сцене, в действии. Поэтому, прежде чем поставить окончательную точку, интересно будет проследить сценическую историю «Горя от ума».

(Пока ученик делает сообщение, обращаем внимание на фотографии знаменитых артистов: Качалова, Миронова, Юрского — в роли Чацкого и др.)

Для подготовки доклада рекомендована книга О. Л. Кудряшова «Театр А. С. Грибоедова» (М., 1983).

— Почему же «Горе от ума»? И что такое «ум»?

— «Умен» ли Чацкий? Разве только он в «умен» комедии?

 

Домашнее задание

1. Подготовиться к зачетной (тестовой) контрольной работе по произведению.

2. Написать сочинение на одну из предложенных тем:

— «Век нынешний и век минувший».

— «А судьи кто?»

— «Проблема «ума» в комедии А. С. Грибоедова».

— «Таким я вижу Александра Андреевича Чацкого».

— «Чацкий и Молчалине.

— «”Софья начертана неясно”: образ Софьи Фамусовой».

 

Урок 6. Итоговый урок

Цели урока: выявить черты классицизма, реализма и романтизма в произведении; развивать умение выявлять и формулировать концептуальные идеи критической статьи; выявить степень усвоения учащимися пройденного материала.

 

Ход урока

I. Слово учителя

Комедия «Горе от ума» — произведение замечательное, великолепное по замыслу и исполнению. Оно из ряда произведений «на все времена». Вот как об этом сказал И. А. Гончаров: «Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова». С этой пьесой связано много загадочных фактов: это и странная, таинственная судьба ее автора, и неоднозначность образов комедии, и, наконец, еще одно интересное явление: долгое время никто из критиков не решался дать полного, цельного анализа произведения. Критический этюд И. А. Гончарова «Мильон терзаний» появился только спустя почти 50 лет с момента написания комедии. Автор статьи по достоинству оценил комедию Грибоедова, поставив ее в ряд лучших произведений ХIХ в.

«...Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия и... — больше всего комедия — какая едва ли найдется в других литературах...». «... Как картина, она, без сомнения, громадна <...> В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и правы».

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.