Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

II. Рассказ учителя о наиболее ярких фактах биографии Радищева, его книге

2017-08-24 475
II. Рассказ учителя о наиболее ярких фактах биографии Радищева, его книге 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

III. Путешествие по страницам «Путешествия»

1. Информация о жанре путешествия.

 

2. Выступление учащихся с обзором содержания и комментариями (что? и как?) отдельных глав книги:

• главы «Любани», «Чудово», Едрово», «Клин» (тема русского народа);

• главы «Пешки», «Любани», «Вышний Волочок», «Медное» (тема крепостного права);

• глава «Спасская полесть», ода «Вольность» (тема самодержавия).

 

IV. Обобщение по уроку

— Каким вы увидели Радищева и его произведение?

Спектр оценок может быть самым различным: нетерпимый «бунтовщик», революционер, исполненный гнева и сострадания, возмущения и гуманности...

Обратим внимание, что заканчивается книга символично: перед расставанием с читателем Радищев поставит «Слово о Ломоносове». Почему?! А. С. Пушкин, в юности написавший вслед за Радищевым оду «Вольность» и в «Памятнике» вспомнивший об этом как о своей заслуге, в неопубликованной статье «Александр Радищев» пишет: «Мелкий чиновник, человек безо всякой власти, безо всякой опоры, дерзает вооружиться противу общего порядка, противу Екатерины!.. Мы никогда не почитали Радищева великим человеком. Поступок его всегда казался нам преступлением, ничем не извиняемым, а «Путешествие в Москву» весьма посредственною книгою; но со всем тем не можем в нем не признать преступника с духом необыкновенным; политического фанатика, заблуждающегося, конечно, но действующего с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарской совестливостью».

 

Домашнее задание

Домашнее сочинение «Каким я увидел ХVIII в. на страницах... (поэта или драматурга ХVIII в. по выбору учащегося)», «Бессмертные страницы ХVIII в.».

 

Урок 16. Итоговый по разделу I

Цель урока: выведение общих закономерностей литературы ХVIII в., проверка знаний учащихся.

 

Ход урока

I. Обобщение материала

Такая работа подразумевает систематизацию изученного материала. Желательно составление итоговой таблицы «Литература ХVIII века». Важно подчеркнуть своеобразие русской литературы.

 

Основные черты классицизма
Утверждение идей просвещенного абсолютизма, патриотизма, гражданственности, единства нации Прославление Ломоносовым Петра I как идеального монарха и национального героя за укрепление могущества русского государства военными победами, развитием науки и культуры
Ориентация на традиции античного искусства, подражание ему Ломоносов часто использует в одах античные мифологические имена и сюжеты: В полях кровавый Марс страшился, Свой меч в Петровых зря руках, И с трепетом Нептун чудился, Взирая на российский флаг. Державин создал вольное переложение оды древнеримского поэта Горация
Рационализм — философская основа классицизма. Конфликт между чувством и долгом решается в пользу долга Ломоносов предпочитает изображать героев и их подвиги, а не личные, интимные чувства («Разговор с Анакреоном»): Хоть нежности сердечной в любви я не лишен, Героев славой вечной я боле восхищен. Фонвизин рассматривал воспитание молодых дворян как важнейший долг родителей перед обществом
Деление литературы на строго определенные жанры: высокие (ода, героическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня) См. фрагменты «Поэтического искусства» Буало и эпистолы «О стихотворстве Сумарокова»
Прославление в высоких жанрах благородных деяний людей, которые ставят свой долг перед государством выше личного благополучия Ломоносов призывает Елизавету заботиться о благе отечества, покровительствовать наукам и просвещению. Державин рисует образ идеального вельможи, исполняющего свой долг перед отечеством, и клеймит тех, кто забывает о священных обязанностях во имя личного благополучия: Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять
В основе произведений высоких жанров — выдающиеся события Тема оды Ломоносова — тема России, войны и мира, деяний выдающихся людей, в том числе Петра I, просвещенного монарха. Тема трагедии Сумарокова «Димитрий Самозванец» — борьба против тирании
Герои произведений высоких жанров — монархи, государственные деятели, полководцы, придворные Герои Державина — вельможи, императрица, военачальники
Стремление выделить в героях общие, «вечные» черты, присущие людям разных стран и народов. Положительным героям Фонвизина свойственна справедливость, честь, верность долгу, гуманность
Торжественный, величавый язык од и трагедий В оде Ломоносова употребляется много старославянских слов, усеченных форм прилагательных и т. д. Державин «Властителям и судиям» Восстал всевышний Бог, Да судит Земных богов во сонме их; Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?
Изображение в комедиях людей разных сословий В «Недоросле» действуют поместные дворяне, учителя, Тришка, Еремеевна, слуга, камердинер
Язык комедии приближается к разговорному «Не прогневай, мой батюшка, что урод мой вас прозевал. Отроду никого угостить не смыслит. Уж такой рохлею родился, мой батюшка»
Люди в произведениях классицистов — носители преобладающих качеств личности (храбрость, благородство, коварство, лицемерие и т. д.) Правдин, Милон, Софья, Стародум воплощают справедливость, честь, достоинство
Деление героев на положительных и отрицательных В «Недоросле» четкое деление героев на группы: положительные — Милон, Стародум, Софья, Правдин; отрицательные — Простакова, Простаков, Скотинин, Митрофан
Соблюдение правила «трех единств» в драматическом произведении: единства места, времени, действия; сюжет не осложнен побочными эпизодами  
Своеобразие русского классицизма
Интерес к настоящему и прошлому родной страны Ломоносов и Державин говорят в одах о современном состоянии России. Фонвизин изобразил в «Недоросле» современную ему русскую действительность второй половины ХVII в.
Интерес к народной поэзии, ее жанрам. Использование в произведениях народной речи Использование пословиц и поговорок в «Недоросле» Фонвизина: «Пропала моя головушка», «Собака лает, ветер носит», «Повинную голову меч не сечет»
Критика недостатков общества, активно развивающееся сатирическое направление Сатиры Кантемира обличают невежество, злонравие дворян, дурное воспитание. Державин обличает «неправедных и злых», критика общественных пороков в «Недоросле» Фонвизина
Критическое отношение к абсолютной, но непросвещенной монархии и помещикам-крепостникам во второй половине ХVIII в. В трагедии Сумарокова Димитрий Самозванец обличалась тирания. В рассуждениях Стародума подвергался критике двор Екатерины, крепостничество в лице Простаковой и Скотинина («Недоросль»)

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.