История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

IV. Лекция «Романтизм как литературное направление»

2017-08-24 947
IV. Лекция «Романтизм как литературное направление» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Специфика школьной лекции состоит в том, что деятельность учителя неотделима от деятельности учащихся. Деятельность учащихся может иметь три формы: восприятие, при котором работают эмоции, мышление, воображение; участие в сообщении материала (доклад, реферат, выразительное чтение); самостоятельная работа во время слушания лекции. Выбирал те или иные приемы работы, надо исходить из того, какой материал излагается, какую цель ставит учитель (см. кн.: Активные формы преподавания литературы / Сост. Р. Н. Альбеткова. — М.: Просвещение, 1991).

В лекции определяем лексическое значение слов «романтизм, романтический», говорим о предпосылках формирования западноевропейского и русского романтизма и их взаимодействии, вводим понятие «романтический герой», указываем на свойства и черты, а также основные течения русского романтизма.

Романтизм в России

Особый вид мировоззрения; одновременно — художественное направление. Романтизм возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный (ни на чем не основанный) оптимизм классицизма (в основе — разочарование в идеях Просвещения)

В центре художественной системы романтизма стоит личность.

Основной конфликт — конфликт между личностью и обществом.

Романтическая личность — это страстная личность.

Страсти романтики делили на высокие и низкие. Высокая страсть — это любовь во всех ее проявлениях, низкие страсти — зависть, жадность, честолюбие.

Романтический герой — сильный характер, на голову выше окружающих. Часто в романтических произведениях герой — художник.

Исключительному характеру в романтической эстетике соответствуют исключительные обстоятельства. Романтический герой несовместим с обыденным миром. Любимая романтическая среда — история и экзотика.

Романтики первыми обращаются к истории. Создатель жанра исторического романа в мировой литературе — романтик Вальтер Скотт. В романтическом произведении подробно воспроизводятся исторические детали, фон, колорит, но характеры даны вне истории. История является своеобразной декорацией («Айвенго» Скотта, «Собор Парижской Богоматери» Гюго).

Экзотика. События романтических произведений разворачиваются в необычной обстановке, в основном на юге (В первых двух песнях поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» описаны Португалия, Испания, Греция, Албания). Для России это Крым или Кавказ с его страстными и вольными народами.

Романтиков интересует национально-психологическая специфика отдельных народов, национальная самобытность. Отсюда внимание к фольклору (устному народному творчеству), его переработка и создание собственных произведений в фольклорных жанрах («Песня про купца Калашникова» Лермонтова).

Романтики большое внимание уделяли природе — бурной стихии.

Типичный романтический пейзаж: море, горы, небо. У человека с природой сложные взаимоотношения: с одной стороны, она сродни его страстной натуре, с другой — он часто вынужден вступать с ней в борьбу («Мцыри» Лермонтова).

В романтизме отсутствует эволюция характеров, так как обстоятельства не влияют на личность.

Романтики широко используют символику. Романтический символ — это возведение от конкретного к абстрактному.

Представители романтизма.

Англия: «бурные» романтики Байрон, Шелли; созерцательные поэты «озерной школы» — Вордсворт, Колридж, Саути. В. Скотт — родоначальник исторического жанра.

Франция: де Сталь, Констан, Шатобриан, Ламартин, Гюго, Мюссе, Жорж Санд.

Россия: поэты Жуковский, Д. Веневитинов, Баратынский, Козлов, Дельвиг, Тютчев; Рылеев, Кюхельбекер, А. Одоевский; Пушкин в определенную эпоху своего творчества, Лермонтов; прозаики Бестужев-Марлинский, В. Одоевский, Загоскин.

Основные свойства:

— доминанта субъективного над объективным (открытая субъективность);

— стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность;

— тяга к выдвижению на первый план исключительного (в характерах и обстоятельствах).

Черты:

— провозглашение человеческой личности сложной, глубокой, утверждение внутренней бесконечности человеческой индивидуальности;

— взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»;

— интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному;

— склонность отражать «ночную» сторону движения души, тяга к интуитивному и бессознательному;

— тяготение к фантастике, условности форм, смешению высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного;

— мучительное переживание разлада с действительностью;

— отказ от обыденного;

— стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.

 

Домашнее задание

1. Выучить лекцию о романтизме.

2. Читать статью учебника «Поэзия ХIХ века».

3. Индивидуально: подготовить сообщение на тему «Жуковский и Пушкин».

4. Индивидуально: подготовить сообщение на тему «Жуковский — переводчик».

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.