Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

II. Характеристика московского света

2017-08-24 2425
II. Характеристика московского света 5.00 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

1. Московский света дорожит своим «дворянством», надежно охраняет крепостнические идеалы. Грибоедов многократно подчеркивает жестокость помещиков по отношению к крепостным. Фамусовское общество пронизывают строгие иерархические отношения. «Безродных» неохотно вводят в этот избранный круг. «Чужие», оказавшись в нем (Молчалин, Загорецкий), должны лицемерить, угождать, притворяться, «подставить стул, поднять платок».

2. Представители фамусовской Москвы относятся к службе как средству чины добыть, «награжденья брать и весело пожить». Служа «лицам», а не делу, они «спесивы» с теми, «кому нужда», а с теми, кто выше, льстивы и любезны.

3. Главной человеческой ценностью в московском «свете» является «золотой мешок», а ум и высокие душевные качества человека становятся источником «горя».

4. До гротеска доводится Грибоедовым ненависть к просвещению и культуре, чего стоят одни знаменитые высказывания Фамусова о просвещении и чтении книг («Ученье вот чума, ученость — вот причина... // …Уж коли зло пресечь // Забрать все книги бы, да сжечь» и т. д.).

5. Автор показывает, что в общественном сознании, бытовом укладе, языке, принцип воспитания господствует бездумное копирование западноевропейских образцов (поведение гостей) или такое же безапелляционное их неприятие (позиция Фамусова).

 

III. Характеристика воззрений Чацкого

1. Чацкий обрушивается на отвратительные проявления крепостного рабства и барства; на само государственное устройство, по словам Софьи, устраивает «гоненье на Москву».

2. Человек чести, он противопоставляет высокое служение общественному благу, «делу», прислуживанию влиятельным «лицам». Он даже призывает уединиться в деревне, заняться искусством; считает необходимым слиться с «умным и бодрым» русским народом.

3. В обществе, где мундир и чин делают невидимыми «слабодушие» и «нищету рассудка» их владельца, Чацкий выступает за оценку людей по их нравственным качествам.

4. Герой высмеивает поверхностное образование и примитивное воспитание, которые, следуя моде, «благородные» отцы доверяют «месье» и «мадам» «числом поболее, ценою подешевле».

5. Чацкий призывает относиться с уважением к истории страны, национальной культуре, языку; отказаться от «пустого, рабского, слепого подражанья» занять хоть у китайцев «премудрого… незнанья иноземцев».

 

IV. Анализ IV действия

— Какие события составляют содержание IV действия?

— Кто такой Репетилов? Оправдывает ли он свою фамилию? Как изображается Грибоедовым?

— В каком монологе Чацкого развязка личной и общественной драмы героя? Какими чувствами и эмоциями вы окрасите чтение этого монолога? Как сыграли бы Чацкого в этой сцене?

— Особенность комедии в открытом финале. Что могло бы произойти дальше?

 

V. Смысл названия

— После прочтения комедии стало ли нам понятно, почему так назвал свое творение Грибоедов?

— В чем разница названий «Горе уму» и «Горе от ума»?

 

Информация для учителя [11]

И не в том ли состоит различие первоначального и окончательного заглавий комедии, что в названии «Горе уму» главное в том, что вне человека: гонят, клянут, расправляются, преследуют; в заглавии «Горе от ума» и этот смысл, и другой — от невозможности не думать о том, что происходит не только с тобой, но вокруг тебя. В названии «Горе уму» ум выступает как начало страдательное, а в названии «Горе от ума» — как действительное. В первом действие направлено на него (ум), во втором исходит от него (от ума). Подхожу к доске и рисую две схемы:

 

Герой в комедии страдает, потому что мыслит. Потом эти два слова поставит Пушкин: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Позже Достоевский вложит в уста Раскольникова дорогую ему самому мысль: «Страдание и боль обязательно для широкого сознания и глубокого сердца».

 

VI. Проблема жанра

Грибоедов новаторски использовал классицистскую теорию трех единств. Следуя принципам единства места и единства времени, автор комедии нарушает принцип единства действия, которое, строилось на одном конфликте, завязка происходила в начале пьесы, развязка — в финале, где наказывался порок и торжествовала добродетель.

Отказ автора от традиционного построения интриги вызвал острую полемику, одни участники которой отказывали Грибоедову в литературном мастерстве, другие отмечали «новость, смелость, величие <...> поэтического соображения». Итог спора подвел И. А. Гончаров. В статье «Мильон терзаний» писатель выделил в комедии «Горе от ума» два конфликта и соответственно две связанные «в один узел» сюжетные линии: любовную и общественную. «Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».

Гончаров показал, что в начале комедии завязывается любовный конфликт, затем сюжет осложняется противостоянием героя обществу.

Обе линии развиваются параллельно, достигая кульминации в IV действии. Любовная интрига получает развязку, а решение общественного конфликта вынесено за рамки произведения.

Чацкий изгнан из фамусовского общества, но по-прежнему верен своим убеждениям. Общество также не намерено менять своих взглядов. Хотя борьба утихла, дальнейшее столкновение неизбежно.

Выявленная Гончаровым сюжетная двуплановость «Горя от ума» надолго стала догматической формулой, характеризующей художественное своеобразие пьесы. Но, как известно, сам Грибоедов, пересказывая сюжет комедии в письме П. А. Катенину, подчеркивал единство личного и общественного элементов. Общественно-сатирические сцены и любовно-комедийное действие в «Горе от ума» не чередуются, что соответствует традициям этого жанра ХV в., а выступают как продуманное целое. Таким образом Грибоедов переосмыслил знакомые сюжетные схемы и наделял их новым содержанием.

— Каковы особенности сюжета комедии «Горе от ума»?

(В пьесе двойная завязка. Завязка любовного конфликта сразу вводит в суть сюжета. В шести первых явлениях мы знакомимся и с влюбленными героями, и с «обманутым» отцом, и с сообразительной служанкой. Дав лишь намек на традиционный поворот событий, Грибоедов коренным образом меняет и ход, и смысл сюжета. Служанка Лиза не желает играть роль «наперстницы» и «любовников сводить»; влюбленные не добиваются свиданий и благословения отца на свою любовь, их встречи назначаются самой Софьей; «благородный» отец чувствует «противоречия» в объяснении того, как мог «мужчина молодой» попасть в гостиную так рано утром, но позволяет себя уговорить.)

— Зачем понадобились автору подобные изменения клишированной сюжетной схемы?

(Эти изменения позволили уйти от рутинной театральной традиции и показать персонажей, связанных непростыми отношениями.)

— Каковы эти отношения? На чем они основаны?

(Софья обманывает отца в его собственном доме, одновременно сама оказывается жертвой коварного возлюбленного; «благородный» отец заигрывает со служанкой и тут же заявляет о своем «монашеском поведении». Во взаимоотношениях героев нет правды, искренности, они оказываются связанными круговой порукой обмана. Становится очевидным, что двойная мораль, когда видимое не соответствует внутренней сущности, является общепринятой. Обман обусловлен неписаным законом «светских» отношений, в которых позволительно все, но нужно, чтобы случившееся оставалось неявным и негласным. Показателен завершающий пьесу монолог Фамусова, где герой опасается, что слух о событиях в его доме дойдет до самой «княгини Марьи Алексеевны».)

— Каковы другие участники любовного конфликта?

— Как Грибоедов создает характеры героев?

— Следует ли автор традиционному разделению персонажей на положительных и отрицательных?

В названии произведения есть слово «горе». То, что происходит с Чацким, мы называем драмой. Почему же жанр произведения мы, вслед за Грибоедовым, определяем как комедию? Вряд ли удастся добиться ясности в ответе на этот вопрос, тем более что сам автор в заметках определяет жанр как «сценическую поэму», а исследователи предлагают диапазон от — поэтической лирики до повести и романа. Так или иначе если перед нами комедия, то новаторская, не случайно ее не поняли многие современники Грибоедова.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.