Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Урок 4. Чацкий в поединке с «обществом»

2017-08-24 1064
Урок 4. Чацкий в поединке с «обществом» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Цели урока: проанализировать III действие комедии; развивать умение социально-психологической характеристики персонажа.

Оборудование: иллюстрации к комедии «Горе от ума» (авторы: И. Кузьмин, П. Соколов, Д. Кардовский и др.).

 

Ход урока

I. Опрос

Чтение наизусть 3-х монологов из II действия: монолога Чацкого «А судьи кто?»; монологов Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Петрушка, вечно ты с обновкой!».

 

II. Работа с текстом

Вспомните, что приводит Чацкого в дом Фамусова во II действии? (Ученики отвечают.)

В III действии Чацкий снова в доме Павла Афанасьевича.

— С какой целью на этот раз? (Добиться признания Софьи.)

— Меняется ли Чацкий? Каким вы видите его на балу?

— Как встречает его Софья?

— Что отталкивает ее от Чацкого?

— В разговорах Чацкий неосторожно упоминает имя Молчалина, и Софья снова замолкает. Чацкий решает: «Раз в жизни притворюсь». Он перечисляет «достоинства» Молчалина. Какие? Проследите по тексту. Каких достоинств он не находит в нем?

— Почему Чацкий думает, что Софья смеется над ним, говоря, что любит Молчалина?

(У Чацкого единая норма оценок для всех. По его мнению, Молчали — «жалкое созданье», значит, не достоин ничьей любви. Следовательно, Софья не может его любить, а лишь смеется над ним. Чацкий думает, что Софья полюбила не настоящего Молчалина, а выдуманного ею.)

— Действительно ли Софья любит «выдуманного» героя или видит все те недостатки, которые перечислил Чацкий?

— Почему Софья, довольно умная девушка, независимая в своих суждениях: «Что мне молва?» (действие I, явление 5) или «Да что мне до кого?«(действие II, явление 11),— предпочитает Молчалина?

(Воспитанная на сентиментальных романах, в ожидании романтического героя, она верит в искренность его чувств. Молчалин беден, что еще более возвышает его в глаза девушки. Кроме того, она может ему покровительствовать и даже помыкать им, как она думает (за примерами далеко ходить не нужно — у неё перед глазами семья Горичей), Еще Пушкин говорил, что Софья «...начертана неясно». В ней действительно есть все задатки недюжинной натуры, живого ума. Но, как отмечает Гончаров в своем критическом этюде «Мильон терзаний», она «заглублена в духоте», Обстановка в доме Фамусова: лицемерие, сентиментальность, ханжество, — приближают героиню к «веку минувшему».)

— Проследив диалог Чацкого с Молчалиным, ответьте на вопрос, права ли Софья в оценке Молчалина?

— Каким видится вам Молчалин?

(Молчалин — «деловой» (по определению Фамусова) человек, человек нового поколения, с очень цепкой жизненной хваткой, умеющий «приспособиться к любой ситуации, всем угодить». Для Молчалина Чацкий, который не хочет (или не может) сделать карьеру, жалок и заслуживает презрения. Он даже хочет оказать ему покровительственную помощь. Но Чацкий не воспринимает Молчалина всерьез, и совершенно напрасно». Это очень опасный противник, новый тип проворного дельца, услужливого и аккуратного, который переживет свое время, удобно устроившись в жизни, заняв достаточно высокое положение в обществе.)

С 5-го явления в доме Фамусова появляются гости.

— Кто появляется сначала?

— Почему Чацкий едва узнает своего бывшего сослуживца Горича, что с ним произошло?

(Горич попал под каблук жены, которая изменила в нем все: привычки, движения, взгляды, опекает его как ребенка, превратила его в «дряхлую Развалину». Чацкому не о чем с ним даже поговорить.)

Появляются Тугоуховские.

— Что важно в жизни для родителей и дочерей Тугоуховских?

— Что представляет собой графиня «внучка» Хрюмина?

— Какой рисует автор свояченицу Фамусова Хлёстову?

С 13-го явления снова продолжает развиваться любовная линия: Чацкий высказывает свои мысли о Молчалине, Софья злится на него.

— Кто автор сплетни о сумасшествии Чацкого?

— Софья сделала это нарочно?

— Что происходит на сцене в явлениях с 15-го по 22-е (до приезда Чацкого)?

— Почему все подхватывают сплетню?

(Сплетня связывает любовный и социальный конфликты. С одной стороны, герой ведет себя как сошедший с ума от любви, с другой стороны, его поведение расценивается как социальное безумие.)

— Где, с вашей точки зрения, происходит кульминационный момент произведения?

(Столкновение Чацкого с «больным» обществом.)

Сам того не осознавая, герой настроил всех против себя. Он произносит страстный монолог, клеймит собравшееся здесь общество, касается очень серьезных тем (вопросов культуры, морали, воспитания, говорит и о судьбе России)...

— В чем вы видите комизм ситуации?

Итак, Чацкий оказывается одновременно и в комическом, и в трагическом положениях. Трагизм в том, что он поднимает действительно важные вопросы, пытается «открыть глаза» московскому обществу. Комизм — его никто, оказывается, не слушал. Он зря потратил весь пыл своего красноречия. И на кого?! На княжон? На Хрюминых?..

 

Домашнее задание

1. Подумайте над вопросом: есть ли победившие в споре Чацкого с московским обществом?

2. Обратите внимание на язык персонажей.

3. Выпишите из текста комедии по 10 крылатых выражений.

4. Индивидуальное задание: сценическая история «Горя от ума».

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.