Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-08-24 | 1064 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Цели урока: проанализировать III действие комедии; развивать умение социально-психологической характеристики персонажа.
Оборудование: иллюстрации к комедии «Горе от ума» (авторы: И. Кузьмин, П. Соколов, Д. Кардовский и др.).
Ход урока
I. Опрос
Чтение наизусть 3-х монологов из II действия: монолога Чацкого «А судьи кто?»; монологов Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Петрушка, вечно ты с обновкой!».
II. Работа с текстом
Вспомните, что приводит Чацкого в дом Фамусова во II действии? (Ученики отвечают.)
В III действии Чацкий снова в доме Павла Афанасьевича.
— С какой целью на этот раз? (Добиться признания Софьи.)
— Меняется ли Чацкий? Каким вы видите его на балу?
— Как встречает его Софья?
— Что отталкивает ее от Чацкого?
— В разговорах Чацкий неосторожно упоминает имя Молчалина, и Софья снова замолкает. Чацкий решает: «Раз в жизни притворюсь». Он перечисляет «достоинства» Молчалина. Какие? Проследите по тексту. Каких достоинств он не находит в нем?
— Почему Чацкий думает, что Софья смеется над ним, говоря, что любит Молчалина?
(У Чацкого единая норма оценок для всех. По его мнению, Молчали — «жалкое созданье», значит, не достоин ничьей любви. Следовательно, Софья не может его любить, а лишь смеется над ним. Чацкий думает, что Софья полюбила не настоящего Молчалина, а выдуманного ею.)
— Действительно ли Софья любит «выдуманного» героя или видит все те недостатки, которые перечислил Чацкий?
— Почему Софья, довольно умная девушка, независимая в своих суждениях: «Что мне молва?» (действие I, явление 5) или «Да что мне до кого?«(действие II, явление 11),— предпочитает Молчалина?
(Воспитанная на сентиментальных романах, в ожидании романтического героя, она верит в искренность его чувств. Молчалин беден, что еще более возвышает его в глаза девушки. Кроме того, она может ему покровительствовать и даже помыкать им, как она думает (за примерами далеко ходить не нужно — у неё перед глазами семья Горичей), Еще Пушкин говорил, что Софья «...начертана неясно». В ней действительно есть все задатки недюжинной натуры, живого ума. Но, как отмечает Гончаров в своем критическом этюде «Мильон терзаний», она «заглублена в духоте», Обстановка в доме Фамусова: лицемерие, сентиментальность, ханжество, — приближают героиню к «веку минувшему».)
|
— Проследив диалог Чацкого с Молчалиным, ответьте на вопрос, права ли Софья в оценке Молчалина?
— Каким видится вам Молчалин?
(Молчалин — «деловой» (по определению Фамусова) человек, человек нового поколения, с очень цепкой жизненной хваткой, умеющий «приспособиться к любой ситуации, всем угодить». Для Молчалина Чацкий, который не хочет (или не может) сделать карьеру, жалок и заслуживает презрения. Он даже хочет оказать ему покровительственную помощь. Но Чацкий не воспринимает Молчалина всерьез, и совершенно напрасно». Это очень опасный противник, новый тип проворного дельца, услужливого и аккуратного, который переживет свое время, удобно устроившись в жизни, заняв достаточно высокое положение в обществе.)
С 5-го явления в доме Фамусова появляются гости.
— Кто появляется сначала?
— Почему Чацкий едва узнает своего бывшего сослуживца Горича, что с ним произошло?
(Горич попал под каблук жены, которая изменила в нем все: привычки, движения, взгляды, опекает его как ребенка, превратила его в «дряхлую Развалину». Чацкому не о чем с ним даже поговорить.)
Появляются Тугоуховские.
— Что важно в жизни для родителей и дочерей Тугоуховских?
— Что представляет собой графиня «внучка» Хрюмина?
— Какой рисует автор свояченицу Фамусова Хлёстову?
С 13-го явления снова продолжает развиваться любовная линия: Чацкий высказывает свои мысли о Молчалине, Софья злится на него.
|
— Кто автор сплетни о сумасшествии Чацкого?
— Софья сделала это нарочно?
— Что происходит на сцене в явлениях с 15-го по 22-е (до приезда Чацкого)?
— Почему все подхватывают сплетню?
(Сплетня связывает любовный и социальный конфликты. С одной стороны, герой ведет себя как сошедший с ума от любви, с другой стороны, его поведение расценивается как социальное безумие.)
— Где, с вашей точки зрения, происходит кульминационный момент произведения?
(Столкновение Чацкого с «больным» обществом.)
Сам того не осознавая, герой настроил всех против себя. Он произносит страстный монолог, клеймит собравшееся здесь общество, касается очень серьезных тем (вопросов культуры, морали, воспитания, говорит и о судьбе России)...
— В чем вы видите комизм ситуации?
Итак, Чацкий оказывается одновременно и в комическом, и в трагическом положениях. Трагизм в том, что он поднимает действительно важные вопросы, пытается «открыть глаза» московскому обществу. Комизм — его никто, оказывается, не слушал. Он зря потратил весь пыл своего красноречия. И на кого?! На княжон? На Хрюминых?..
Домашнее задание
1. Подумайте над вопросом: есть ли победившие в споре Чацкого с московским обществом?
2. Обратите внимание на язык персонажей.
3. Выпишите из текста комедии по 10 крылатых выражений.
4. Индивидуальное задание: сценическая история «Горя от ума».
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!