Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

IV. Работа над текстом комедии

2017-08-24 705
IV. Работа над текстом комедии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

А теперь обратимся непосредственно к тексту комедии. Перед нами титульный лист первого издания «Горя от ума». На первом плане изображена барская Москва, но в разговорах и репликах персонажей возникает и облик столичного министерского Петербурга, и Саратовская глушь, где живет тетка Софьи. В комедии выступают люди разного общественного положения: от Фамусова и Хлёстовой до крепостных слуг. Действие разворачивается в доме Фамусова.

Представьте себе дом богатого московского барина первой половины ХIХ в. Мы входим в гостиную.

(Чтение учениками 1-го и 2-го явления I действия.)

Учащиеся знакомятся с классификацией героев драматургических произведений:

Главные герои — герои, взаимодействие которых друг с другом развивает ход действия (определяет ход событий).

Второстепенные герои также участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Их образы психологически разработаны менее глубоко, чем образы главных героев.

Герои-маски — их образы предельно обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные «приметы времени». Или как вечные человеческие типы.

Внесценические персонажи — герои, чьи имена называются, но сами они на сцене не появляются и участия в действии не принимают.

— Можем ли мы дать индивидуальную характеристику каждого героя, исходя из этой классификации?

— Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим?

— Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает тайных свиданий дочери и Молчалина?

— С какого явления начинается завязка действия? (С 7-го, в котором на сцене появляется Чацкий.)

Беседа по содержанию 7-го явления:

— Как появляется Чацкий? Где он был? Какие черты характера героя сразу же бросаются в глаза?

— Как встречает его Софья?

— Каким образом Чацкий пытается вернуть «тон прежних отношений» с возлюбленной?

— Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему?

— Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?

Итак, анализируя первое действие комедии, мы познакомились с действующими лицами.

— Понимает ли, наконец, Чацкий, что Софья влюблена в Молчалина? (Он «глуп сердцем».)

— Каков конфликт пьесы «Горе от ума» и в чем его своеобразие? В комедии два основных конфликта: любовные, с которого начинается пьеса, постепенно перерастает в социальный, когда противопоставляется «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт оказывается шире и не укладывается в рамки любовного сюжета. В I действии развивается любовная линия, социальная же только намечена колкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.

 

Домашнее задание

1. Дочитать комедию.

2. Заполнить таблицу (лучше использовать цитаты из текста).

Отношение к: Чацкий Фамусовское общество
а) народу я крепостному праву    
б) идеалам    
в) просвещению    
г) службе    
д) иностранному    
е) богатству и чинам    
ж) любви, браку, счастью    
з) смыслу слова «ум»    

 

Урок 3. «Век нынешний и век минувший».

Нравственный конфликт в комедии

Цели урока: познакомиться со II действием комедии; продолжить формирование навыков анализа драматического произведения; стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы.

 

Ход урока

I. Реализация домашнего задания — работа с таблицами

 

II. Работа с текстом

Сегодня мы продолжаем изучение бессмертной комедии Грибоедова. Обратимся ко II действию.

Давайте вспомним чем кончается I действие.

Послушайте 1 явление II действия. (Выразительно читает ученик, подготовленный заранее.)

Ответьте на вопросы:

— Каково настроение Фамусова в начале монолога? Что его беспокоит?

— Как меняется его настроение к концу речи? Что успокаивает героя?

— Как построил комедию автор?

— Давайте побеседуем по 2-му явлению (диалог Чацкого и Фамусова):

— Кто является инициатором спора — Фамусов или Чацкий?

— Это люди одной эпохи или разных?

— Что важно для «века минувшего»?

— А что важно для Чацкого?

— Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении?

(Чацкий, в пылу горячности, углубляется в свои размышления и философствует, не замечая, что его идеи не встречают ни сочувствия, ни понимания. Фамусов, не способный уловить ход мыслей Чацкого, подхватывает отдельные слова из его монолога и отзывается на них репликами: «Ах! Боже мой! он карбонарии!», «Опасный человек!», «Да он властей не признает!» и т. д. Возникает комическая ситуация, получившая название— «кто про что».)

— В разгар спора Чацкого с Фамусовым на сцене появляется полковник Скалозуб. Проследите по тексту, о чем говорит Скалозуб, какие слова употребляет в речи. Каковы его взгляды на жизнь, на карьеру?

— К какому поколению по возрасту ближе полковник? (К поколению Чацкого.) А по мировоззрению?

— Итак, после «оды» Фамусова Москве идет возмущенный, полный гнева монолог Чацкого «А судьи кто?».

— Чем вызван этот протест?

— Почему Чацкий говорит о «душевной нищете» поколения Фамусовых?

— Что понял Скалозуб из монолога Чацкого?

— С 7-го по 14-ое явление развивается любовная тема получается не один, а целых 3 любовных треугольника. Каких?

Изобразим их графически.

 

— Понимает ли, наконец, Чацкий, что Софьи влюблена в Молчалина?

Во II действии начинает развиваться общественный конфликт и усложняется любовная линия пьесы. Мы с вами определили основное содержание этих конфликтов.

 

Домашнее задание

1. Прочитать II действие комедии. Проанализировать движение конфликтов и развитие образов персонажей.

2. Выучить монолог Чацкого или один из монологов Фамусова.

3. Проследить, где наступает кульминационный момент в развитии действия.

4. Дать характеристику гостям Фамусова (в порядке их прибывания на вечер).

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.