Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

II. Характеристика речи персонажей

2017-08-24 558
II. Характеристика речи персонажей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

— О чем свидетельствует речь персонажей комедии?

(О стремлении автора к жизненной правде. Речь персонажа характеризует саму личность.)

— Приведите примеры.

(Кутейкин — недоучившийся семинарист, и его речь изобилует формами церковно-славянского языка: тьма кромешная, горе мне грешному, звах и приидох и другие.)

— Каковы особенности речи Цифиркина?

(Он в прошлом был солдатом, а сейчас преподаватель арифметики. В его речи постоянные подсчеты. А также военные термины. Приводятся примеры.)

— Что еще мы узнаем о герое по его речи?

(Речь Кутейкина характеризует его и как человека хитроватого, а Цифиркина — как грубоватого, прямолинейного и честного.)

 

III. Рекомендации по проведению семинарского занятия [6]

Учащиеся делятся на 5 групп, собирают материал по тексту и отвечают на вопросы. Задания групп 4 и 5 достаточно сложны, поэтому учителю стоит проинструктировать учащихся или заранее проверить подготовленный материал, порекомендовав критическую литературу.

Группа 1.

— Грамотны ли Простакова и Скотинин?

— Как относились к образованию в их семье?

— Почему обучается Митрофан?

Группа 2.

— Чему и как обучается Митрофан?

— Глуп ли он?

— Как он относится к учению?

Группа 3.

— Какие учителя обучают Митрофана?

— Каковы они? Чему они могут научить?

— Как к ним относятся в семье Простаковых?

Группа 4.

— Что такое воспитание? Какова его цель?

— Что такое образование? Какова его цель?

— Что главнее — воспитание или образование? (Найдите ответ в репликах положительных персонажей.)

Группа 5.

— Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума.

— Почему комедия, в которой главной политической проблемой является крепостное право поднимаются вопросы воспитания?

— На кою и почему возложена главная забота о воспитании истинного гражданина?

 

Мысль о воспитании просвещенного дворянина во времена Фонвизина не была новой. О необходимости просвещения говорили Петр I, Ломоносов, Екатерина и другие великие люди ХVIII столетия. Но у Фонвизина все не так просто. Он понимает, что одного просвещения мало. «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло, — говорит Стародум. — Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Вначале надо воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом — об уме.

Как это сделать? Нужен такой закон, чтобы добродетель стала выгодной <...> Но такого закона нет. <...> И в злонравии своем, и в невежестве не Простакова и Скотинин виноваты, а те, кто устанавливает законы. А утверждает их государь. Вот в кого метил Фонвизин!

 

Домашнее задание

1. Написать мини-сочинение «Каким я увидел Митрофана (Простакову)», используя план характеристики героя.

2. С помощью каких средств драматург разоблачает и высмеивает отрицательных персонажей?

3. Как вы понимаете смысл названия комедии?

 

Литература к семинару

1. В мире литературы. 8 кл. / Авт.-сост. А. Г. Кутузов, и др. — М.: Дрофа, 1998. С. 181.

2. Благой Д. Д. Д. И. Фонвизин. — М., 1945.

3. Кулакова Л. И. Денис Иванович Фонвизин. — М.; Л., 1966.

4. Макогоненко Г. П. Денис Фонвизин. — М.; Л., 1961.

5. Рассадин О. Б. Сатиры смелый властелин. — М., 1985.

 

Урок 9. Образование и воспитание в комедии

Цель урока: обсудить проблему традиции и новаторства в пьесе.

Ход урока

I. Проверка домашнего сочинения «Каким я увидел Митрофана (Простакову)»

II. Проверка степени осмысления содержания пьесы по вопросам

— В чем вы увидели смысл пьесы? Убедительной ли вам показалась ее финальная сцена?

— Кто для вас главный герой этого произведения?

(Простакова? — Пьеса о ее судьбе.

Митрофан? — Название.

Софья? — Кульминационный центр.

Стародум? — Определяет авторское мнение.)

— Что показалось трудным при прочтении этой старой комедии?

— Чем может быть интересен «Недоросль» современному читателю? (Стоит подчеркнуть, что пьеса до сих пор входит в репертуар российских театров.)

— Найдите и зачитайте высказывания и афоризмы Стародума

(В большом свете водятся премелкие души.

Тщетно звать врача к больному неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразишься.

Невежда без души зверь.

Наличные деньги — не наличные достоинства.

Глупому сыну — не в помощь богатство.

Начинаются чины — перестает искренность.

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.)

— Что вы можете сказать об этих высказываниях? Устарели ли они?

— Какую роль играет Стародум в комедии?

(Возможно роль резонера — героя, высказывающего мысли автора).

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.