Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-08-24 | 2024 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский,
К. Ф. Рылеев, Д. В. Давыдов, П. А. Вяземский (на выбор).
Защита литературных газет
Цель урока: обзорное знакомство с творчеством поэтов начала ХIX в.
Рекомендации для учителя
Продолжаем обзорное знакомство с романтической лирикой начала века. Предложим такую форму урока, как защита литературных газет. Подготовку к этому уроку начнем за 10— 14 дней до его проведения. Разделим класс на группы. Каждая группа определится с именем поэта, которому будет посвящена литературная газета. Одни будут подбирать к этой газете материал (биография, очерк творчества, викторины, кроссворды, высказывания критиков, интересная информация, иллюстрации и т. д.), другие — оформлять газету, третьи — защищать ее на уроке (знакомить с материалом, читать стихи, исполнять музыкальные произведения и т.п.). После такого урока газеты еще какое-то время висят в кабинете.
Ход урока
I. Разбор понятия «лирика»
Лирика — это род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором субъективное начало является главным. Лирика выражает сложную духовную жизнь человека (его интересы — личные и общественные; его настроения, переживания, чувства и т. д.). Духовная жизнь человека определяется обстоятельствами, явлениями внешнего мира. Но лирика не касается или почти не касается самих этих явлений: она прямо выражает только мысли, чувства, настроения, переживания.
Лирический герой — это образ поэта-художника, чей внутренний мир находит отклик в сердцах читателей. Лирический герой и его автор как будто одно лицо, и в то же время образ лирического героя глубже и шире, чем только выражение личности самого поэта. Очень точно сказал об этом В. Г. Белинский: «Великий поэт, говоря о себе самом, о своем Я, говорит об общем — о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество. И потому в его грусти всякий узнает свою грусть, в его душе всякий узнает свою и видит в нем не только поэта, но и человека...»
|
II. Защита литературных газет
Домашнее задание
Выучить наизусть любое стихотворение поэта начала века (по выбору ученика).
Урок 20. Обучение анализу лирического стихотворения. Практикум
Цель урока: обучение анализу стихотворения на примере стихотворения Е. Баратынского «Элегия».
Словарная работа: элегия, мироощущение.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания — чтение учащимися стихотворений наизусть
II. Работа с классом. Анализ лирического произведения
Предложим следующий план анализа.
— Творческая история.
— Тема и идея.
— Композиция и внутренний сюжет (если есть).
— Лирический герой и система образов.
— Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики, лексики, морфологии или синтаксиса.
— Жанр.
— Эмоциональная окраска.
— Особенности ритмики, размера, рифмы.
— Какие мысли и чувства у читателя вызывает произведение?
— Его место в творчестве автора и русской поэзии вообще.
Методический комментарий
Предлагаемый план условен, последовательность частей анализа, как и их наполненность, может быть условна и зависеть от уровня подготовки учащихся, целей анализа, особенностей самого поэтического текста.
Обязательным является обучение осуществлению связей и плавных переходов от одной части анализа к другой.
Главное — научить чувствовать живую связь стихотворной формы и лирического содержания, чтобы правильно читать и воспринимать по этический текст.
Предложим для анализа на уроке стихотворение Е. А. Баратынского «Элегия».
III. Выразительное чтение стихотворения
Элегия
Как счастье медленно приходит,
|
Как скоро прочь от нас летит!
Блажен, за ним кто не бежит
Но сам в себе его находит!
В печальной юности моей
Я был счастлив — одну минуту,
Зато, увы! и горесть люту
Терпел от рока и людей!
Обман надежды нам приятен,
Приятен нам хоть и на час!
Блажен, кому надежды глас
В самом несчастьи сердцу внятен!
Но прочь уже теперь бежит
Мечта, что прежде сердцу льстила;
Надежда сердцу изменила,
И вздох за нею вслед летит!
Хочу я часто заблуждаться,
Забыть неверную... но нет!
Несносной правды вижу свет,
И должно мне с мечтой расстаться!
На свете все я потерял,
Цвет юности моей увял:
Любовь, что счастьем мне мечталась,
Любовь одна во мне осталась!
(1804-1805)
IV. Беседа-анализ
— Что характерно для жанра элегии, как это проявляется в стихотворении?
Элегия — (от греч. — жалоба) — лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.
— О чем размышляет поэт?
— Какие слова помогают понять мироощущение лирического героя? Что он чувствует?
— К какому литературному направлению можно отнести это произведение?
— О каком свойстве счастья размышляет автор? Что он думает об этом?
— Как развивается эта мысль в стихотворении? С чем в жизни человека связано состояние счастья или его отсутствие? (Проследим развитие лирической мысли по четверостишиям.)
— Как автор передает ощущение скоротечности, эфемерности счастья?
Обратим внимание на:
• словесный ряд, соотнесенный со словом счастье («одна минута», «обман надежды», «мечта бежит», «надежда сердцу изменила», «все потерял»);
• антитезы (счастье — «горесть люта», медленно приходит — скоро уходит);
• эпитеты («печальна юность», «несносна правда...»).
— Для чего в стихотворение введена высокая лексика?
— Какие предложения преобладают и почему?
— Какую смысловую нагрузку несут повторы междометий, другие повторы?
— Какие мысли и чувства вызвало у вас это лирическое стихотворение? Чем оно интересно современному читателю?
Домашнее задание
1. Материалы, собранные по анализу стихотворения на уроке, оформить в виде сочинения.
2. Подготовленным учащимся можно дать задание самостоятельно проанализировать стихотворение поэта-романтика начала ХIХ в.
Литература к уроку
1. Городецкий Б. Русские лирики: Историко-литературные очерки. — Л., 1974.
2. Коровин В. Поэты пушкинской поры, М., 1980.
3. Коровин В. Русская поэзия ХIX века. — М., 1997.
4. Семёнко И. Поэты пушкинской поры. — М., 1970.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!