Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

II. Анализ списка действующих лиц

2017-08-24 1044
II. Анализ списка действующих лиц 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Учащиеся обращают внимание на несколько моментов:

1. Говорящие фамилии.

Фамусов (от лат. Fama — молва).

Репетилов (от франц. repeter — повторять).

Молчалин, Тугоуховский, Скалозуб, Хрюмина, Хлестова.

2. Герои получают характеристику исходя из следующих критериев:

принцип родовитости и место на служебной лестнице.

3. Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов. Почему?!

4. Два персонажа обозначены условно Г.Н. и Г.Д. Почему?

Фамилия Чацкий «зарифмованная» (Чадский — Чаадаев). Здесь учитель говорит о том, как своей комедией Грибоедов предугадал судьбу П. Я. Чаадаева.

Фамилия «Чацкий» несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. В черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно так, к примеру обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега Тавриды»: «Чадаев, помнишь ли былое?..»

Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 г., в заграничном антинаполеоновском походе. В 1814 г. он вступил в масонскую ложу, а в 1821 внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. С 1823 по 1826 г. Чаадаев путешествовал по Европе, постигал новейшие философские учения, познакомился с Шеллингом и другими мыслителями. После возвращения в Россию в 1828-1830-х годах написал и издал историко-философский трактат «Философические письма».

Взгляды, идеи, суждения — словом, сама система мировоззрения тридцатишестилетнего философа оказалась настолько неприемлема для николаевской России, что автора «Философических писем» постигло небывалое и страшное наказание: высочайшим (т. е. лично императорским) указом он был объявлен сумасшедшим.

Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее. И здесь мы подходим к важнейшему вопросу: что есть безумие Чацкого?

 

III. Чтение I действия комедии

Комментированное чтение будет сопровождаться элементами анализа. Работал в тетрадях, учащиеся в ходе или после прочтения и беседы фиксируют следующий материал: «крылатые» выражения, характеристики героев (в том числе и цитатные), наблюдения за развитием конфликта.

Явление 1—5.

— Чем являются 1—5 явления в плане развития сюжета? (Экспозиция)

— Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели, как Грибоедов создает их характеры?

— Какую информацию и как мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?

— Какие герои и ситуации комичны?

— Трудно ли читать и слушать комедию (пьеса, да еще и в стихах)?

Последний вопрос даст возможность обратить внимание на особенность языка комедии и мастерство Грибоедова — стихотворца. Мы подчеркнем, что поэт придерживается принципов простоты и разговорности (но не просторечия) языка, речь героев индивидуализирована; используется вольный ямб как самый гибкий и подвижный размер; интересны грибоедовские рифмы (чего стоит рифма в монологе Фамусова о воспитании Софьи — «мать» — «принять»).

Явление 7.

— Как и каким появляется Чацкий?

— Как встречает его Софья?

— Что раздражает Софью в Чацком?

— Какие чувства видны в Чацком по отношению к Софье?

— Против чего направлена ирония героя?

После знакомства с явлениями 8—10 выясняем, проявился ли конфликт, между кем, какой характер он носит.

 

Домашнее задание

1. Прочитать I действие.

2. Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение монологов Чацкого «И точно, начал свет глупеть...», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера».

 

Урок 23. II действие комедии.

Обучение анализу монолога

Цель урока: II действие комедии; завязка конфликта; анализ монологов.

Словарная работа: опорная лексика, характеризующая нравственные и общественные позиции Чацкого и Фамусова, (консерватизм, прогресс, крепостничество и т. д.).

 

Ход урока

I. Повторение

— Какова роль первого действия в развитии сюжета?

Вопросы на проверку восприятия II действия:

— Как дома читалось это действие?

— Что показалось сложным?

Как правило, учащиеся называют длинные монологи, которыми насыщено второе действие. Отметим, что анализ монологов — одна из целей сегодняшнего урока.

 

II. Анализ монологов

Для дальнейшего обсуждения предлагается проанализировать монолог, ответив на следующие вопросы:

— Чем вызван данный монолог?

— Какие темы затронуты в нем?

— Какие взгляды, убеждения героя выявляются в этом монологе?

— Каково психологическое состояние персонажа в данный момент? Как оно выражается?

— С какой целью введен драматургом этот монолог?

Явление 1.

Выразительное чтение монолога «Петрушка, вечно ты с обновкой».

Вопросы к данному монологу.

— В какой момент произносится этот монолог?

— О чем «философствует» Фамусов? Как события, которые он просит записать, свидетельствуют о содержании жизни людей его круга?

— Каков темп речи? (Неспешный Фамусов рассказывает об устоявшемся и для него вечном московском быте)

— Кто свидетель этого монолога и какой герой появится сразу же после его окончания? (Свидетель — бессловесный Петрушка, а появится Чацкий, который этому устоявшемуся укладу откажется подчиняться).

Явления 2-5.

Выразительное чтение монологов Чацкого и Фамусова.

— Когда ироническая перепалка людей, обладающих разными нравственными ценностями, перерастает в политический спор?

— Завязка какого конфликта происходит здесь?

— Как меняются поведение и интонация речи героев в ходе словесного поединка?

— Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает каждый герой против чего ополчается? (Ответ на этот вопрос с помощью выбранных цитат записывается в тетрадь).

Вопросы к следующая явлениям:

— Кто такой Скалозуб? Может ли он понравиться Софье?

— Любит ли Софья Молчалина? А он ее? Что нового мы узнаем о характере героя из этого действия?

— Как ведет себя «влюбленный Чацкий?

 

Домашнее задание

1. Всем прочитать III действие.

2. Задание по группам:

— Проанализировать монолог Чацкого о «Французике из Бордо».

— По отношению к кому в тексте I-II действия употребляются слова «ум, умный, философ», однокоренные или синонимичные с ними. Цитаты выписать.

— Воспроизвести цепочку: как родилась и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого?

— Охарактеризовать гостей Фамусова на балу, выделяя их общие и индивидуальные черты.

3. Индивидуально: подготовить анализ последнего диалога Чацкого на балу.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.