Виды педагогического творчества — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Виды педагогического творчества

2017-07-09 364
Виды педагогического творчества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дидактическое творчество — это деятельность в сфере обу- чения по изобретению различных способов отбора и структу- рирования учебного материала, методов его передачи и усво- ения учащимися.

Дидактическое творчество — самое распространенное и дос- тупное для педагога и учащегося. Вариаций здесь великое мно- жество: комбинирование действий учащихся, использование вза- имопереходов, дополнений, изобретений новых приемов. Исполь- зование фоновой музыки, оценки знаний родителями, само- оценки, цветомузыки, игровых автоматов, справочных устройств в учебных целях — это и есть дидактическое творчество. Опыт показывает, что оно безгранично.

Технологическое творчество — это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуще- ствляются поиск и создание новых педсистем, педпроцессов и учебных педситуаций, способствующих повышению резуль- тативности воспитания учащихся.

Это самый сложный вид педагогического творчества. Он ох-

ватывает деятельность педагога и учащихся целиком. К такому виду творчества относится создание интегративного урока, бри- гадной формы производственного обучения учащихся, лицеев, колледжей, информационных технологий обучения и т. д.

Организаторское творчество — это творчество в сфере управ- ления и организаторской деятельности по созданию новых спо- собов планирования, контроля, расстановки сил, мобилизации ресурсов, связи со средой, взаимодействию учащихся и педаго- гов и т. д.

Организаторское творчество обеспечивает научную организа- цию труда (НОТ), рациональное использование всех факторов, способствующих достижению цели более экономным путем.

Как видим, педагогу есть где проявить творчество.

 

Технологии обучения

Совокупность знаний о способах и средствах проведения учебно-воспитательного процесса можно назвать «техноло- гией учебного процесса». Но в чем тогда разница между ди- дактикой (она занимается содержанием, способами и средства- ми образования, деятельностью педагога и обучаемого) и педа-

 


гогическими технологиями? Коротко можно сказать так: ди- дактикаэто теория образования в целом, а педагоги- ческая технологияэто конкретное, научно обоснован- ное, специальным образом организованное обучение для до- стижения конкретной, реально выполнимой цели обучения, воспитания и развития обучаемого. При разработке техно- логии обучения прогнозируется совершенно конкретная деятель- ность преподавателя и обучаемого с использованием ТСО или без них.

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматрива- ется как системный метод создания, применения и определе- ния всего процесса преподавания и усвоения знаний с уче- том технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

С одной стороны, технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, а с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на учащихся в процессе обучения с использованием необходимых технических или ин- формационных средств.

Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования. Пос- ледовательность его шагов будет следующей:

— выбор содержания обучения, предусмотренного учебным пла- ном и учебными программами;

— выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориен- тирован преподаватель: какие профессиональные и личност- ные качества будут сформированы у обучаемых в процессе преподавания проектируемой дисциплины;

— выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель;

— разработка технологии обучения.

Проектирование технологии обучения предполагает проекти- рование содержания дисциплины, форм организации учебного процесса, выбор методов и средств обучения.

Содержание технологии обучения мыслится как содержание и структура учебной информации, предъявляемой студентам, и комплекс задач, упражнений и заданий, обеспечивающих фор- мирование учебных и профессиональных навыков и умений, на- копление первоначального опыта профессиональной деятельности.

При этом важную роль играют формы организации учебных занятий, направленные на овладение знаниями, навыками и уме- ниями, их соотношение по объему, чередование, а также формы контроля, способствующие закреплению полученных знаний.

 


Технология обучения — системная категория, структур- ными составляющими которой являются:

— цели обучения;

— содержание обучения;

— средства педагогического взаимодействия (средства препода- вания и мотивация), организация учебного процесса;

— студент, преподаватель;

— результат деятельности (в том числе и уровень профессио- нальной

Таким образом, технология обучения предполагает организа- цию, управление и контроль процесса обучения. Причем все сто- роны этого процесса взаимосвязаны и влияют друг на друга. Стоит одному звену дать сбой, как тут же это скажется на всех остальных. Для успешного функционирования всей системы нуж- на тщательная и продуманная отладка всех ее составляющих.

На сегодняшний день нет четко зафиксированной классифи- кации технологий обучения, однако выделено две градации — традиционные и инновационные технологии.

Традиционное обучение опирается на объяснительно-иллюст- ративный и репродуктивный методы, и основная его сущность сводится к процессу передачи готовых, известных знаний уча- щимся.

Новые образовательные технологии зарождаются не как дань моде, а как результат научных исследований, обусловленных на- учными открытиями. Так, развитие кибернетики и вычисли- тельной техники обусловило развитие программированного обу- чения; результаты исследований закономерностей развития че- ловеческого мышления привели к развитию проблемного обу- чения; деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности. Формирование новых технологий должно осуществляться в сле- дующей последовательности:

— определение возможностей с помощью фундаментальных ис- следований;

— определение эффективности с помощью прикладных иссле- дований;

— анализ потребностей и спроса среди преподавателей и сту- дентов;

— разработка документации, программных и методических средств; обучение преподавателей;

— тиражирование и распространение программных средств.

Выпадение каких-то элементов цепочки в процессе разра- ботки порождает трудности, возникающие при внедрении тех- нологий.

 

6 1


ГЛАВА 3

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.