Психологическая служба в школе — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Психологическая служба в школе

2017-07-09 249
Психологическая служба в школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 
В настоящее время уже никому не придет в голову полемизи- ровать на тему: «Нужна или не нужна психологическая служба школы?». Вопрос этот закономерно переведен в иную плоскость, где обсуждается, как конкретно организовать деятельность пси- хологической службы, максимально ее

Дл я того чтобы результаты деятельности психологической службы соответствовали практическим потребностям и чтобы ее деятельность еущественно повышала эффективность школы как педагогической системы, необходимо поставить психологи- ческую службу на системную основу, адекватную реальным ус- ловиям педагогического процесса.

Чтобы организация психологической службы школы носи- ла системный характер, должны учитываться следующие прин- ципы:

1) принцип системного целеполагания состоит в рассмотрении психологической службы школы ка к подсистемы более об- щей системы «школа». Системообразующим компонентом яв-

 
здесь цель или результат (как степень достижения

цели). Для системы «школа» такой целью (и результатом) является развитие личности учащегося. Отдельные подсисте- мы школы, в том числе и психологическая служба, могут иметь свои специфические цели, конкретизирующие общее направление, трансформируя его в специальные задачи (пси- хологические, педагогические, методические и т.д.);

 

 


 
2) принцип целостности предполагает, что

 
служба должна быть ориентирована на учебное заведение ка к на целое, как на Это означает, что психологическая

служба должна охватить своим вниманием большинство уча- щихся, по нашим оценкам — не менее 70%;

 
3) принцип профессионально-педагогической активности состо- ит в утверждении активной роли педагога в структуре психо- логической службы школы. При этом на педагога

ся проведение индивидуальной психолого-педагогической (кон- сультационной, коррекционной, воспитательной) работы с учащимися. Данный принцип обоснован не только утилитар- но, но имеет и более глубокий содержательный смысл, по- скольку отражает представление о педагоге не только как об

«учителе-предметнике», но и как о педагоге-психологе, про- фессионале в области воспитания и развития личности. Реа- лизация этого принципа по существу означает переход от клас- сической модели индивидуального консультирования «пси-

к модел и школьно й

психологии этой модели предъявляет высокие требования к профессио- нализму педагога, а также способствует его развитию в про- фессиональном и личностном плане;

 
4) принцип достаточной касается выбора ди-

 
 
агностических методик создания в данной конкретной школе целостной системы изучения учащегося ка к личности и ка к субъекта учебно-познавательной деятельности. Выбранные ме- тодики должны быть достаточно экономичными в плане вре- менных затрат. В свою очередь, созданная система методик должна быть достаточно полной, с тем чтобы имелась возмож- ность осуществить психодиагностическое всех

основных подструктур личности: психические процессы, эмо- циональная сфера, личностные свойства, мотивация;

5) принцип взаимосодействия состоит в том, что деятельность психологов, учителей и администрации основана не просто на сумме активности, но на взаимосодействии их ка к эле- ментов школьной системы. Причем это взаимосодействие на- правлено на достижение фокусированного результата, общей цели системы, каковой является развитие учащегося как лич- ности и субъекта деятельности;

 
6) принцип развития является центральным системообразую- щим компонентом. Однако в современной школьной практи- ке «развитие» вовсе всегда понимается ка к комплексная задача: имеется явный дисбаланс в соотношении проблем ин-

 


 
теллектуального и личностного развития при несомненном пе- ревесе первого аспекта. Более того, часто вообще

не ставится как осознанная задача, а сама проблема подменя-

ется вопросом о передаче знаний учащимся. Все это отражает существование дидактической доминанты в современной шко- ле, которая реализуется на практике и имеет свои психоло- гические корни в индивидуальном и коллективном профес- сиональном сознании учительства.

В самом общем виде этапы деятельности психологической

службы школы, построенной на этих принципах, могут быть пред- ставлены следующим образом.

 
На первом этапе происходит исследование по возможности

 
всех учащихся школы с помощью ранее экономич-

ных психодиагностических методик. Организационную сторо- ну процесса проведения экспресс-диагностики в масштабах школы обеспечивает один из заместителей директора.

2. Одновременно с проведением процедуры психодиагности-

 
ки проходит психолого-педагогических семинаров для учи-

телей школы. Обычно таких семинаров бывает 4—5. Цель этих занятий — ввести педагогов в курс проводимой работы, описать основные направления исследования учащихся, дать характери- стику применяемым методикам, коротко рассмотреть психоло- гию диагностируемых свойств, качеств, процессов.

3. По окончании диагностической работы проводится обра- ботка и анализ полученных результатов. Данные по каждому из учащихся заносятся в специальные психологические карты клас- са. Психологические карты обычно находятся в психологичес- ком кабинете.

4. Когда результаты проанализированы психологом и запол-

нены психологические карты по всем обследованным классам, начинается наиболее важный и существенный этап — этап со- вместной работы психологов и педагогов по анализу полученных результатов. Организационно это выглядит следующим образом:

 
4.1. Составляется график индивидуальной (в диаде «психо- руководитель») работы по всем классам. В про-

цессе анализа результатов диагностики, отраженных в психоло-

гических картах, классный руководитель при помощи психоло- га определяет психологический климат класса и разрабатывает педагогическую стратегию индивидуального подхода к тому или иному ученику, а также тактику взаимодействия на межлич- ностном уровне и с классом в целом.

4.2. На следующем этапе аналогичная работа проводится в

 
диаде учитель-предметник».

 

31 0


 
 
Результаты психодиагностики учащегося в

дагогическом аспекте могут обсуждаться с его родителями ка к по их собственному желанию, так и по просьбе психолога. По- нятно, что в данном случае имеет место не просто обсуждение, а психолого-педагогическое консультирование родителей.

5. Результаты работы в обобщенном виде сообщаются на роди- тельских собраниях, а также обсуждаются на педагогическом совете школы.

В некоторых случаях с отдельными учащимися проводится дополнительная психологическая работа. В частности, она мо-

 
заключаться в более углубленном изучении какого-либо

аспекта его личности. В других случаях эта дополнительная работа может состоять в прямой психоконсультационной или психо- коррекционной работе школьного психолога с конкретным уча- щимся.

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.