Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-07-09 | 330 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В исследованиях Дональда С. Андерсена сравниваются две фи- лософии обучения, отличающиеся функциями учителя,
Первая, которую автор характеризует ка к «научную», дово- дит до догматизма приверженность к традиционной педагогике и традиционным учебным программам, культивирует требова- тельность и высокое качество преподавания, отвергает практи- ку выбора учащимися предметов по своему усмотрению. Дан- ная философия ориентируется, прежде всего, на учителя и оп- ределяет его функции ка к оценивающие и контролирующие деятельность учащихся, ориентирование на достижение высо- ких результатов школьниками, что необходимо им для даль- нейшей жизни в обществе в условиях конкуренции.
ния теоретических дисциплин, но и познания ребенком самого себя и общества, в котором он будет жить.
нирует соперничество в человеческих отношениях, вторые отда-
|
ром — создание объединенных школ и унификация программ обучения.
готский указывал, что основные изменения школьного воз- раста — осознание и овладение психическими процессами — обязаны своим происхождением именно обучению: «осозна- ние приходит через ворота научных понятий». Формирование учебной деятельности является самостоятельной задачей школь- ного обучения, не менее важной и ответственной, чем приобре- тение детьми знаний и умений. Овладение учебной деятельнос- тью происходит особенно интенсивно в первые годы школьной жизни. Именно в этот период закладываются основы умения учиться. По существу, в младшем школьном возрасте человек учится, как приобретать знания. И это умение остается с ним на всю жизнь.
|
Принципы реформирования школьного образования в мире
— интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений;
— дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого ученика;
— регионализация, национальное самоопределение школы;
— развивающий и личностно-деятельностный характер обучения, (в центре обучения находится сам обучающийся — его моти- вы, цели, способности, его личность, формирование и даль- нейшее развитие психики обучающегося через организацию его деятельности);
6.2* Развивающее обучение
|
26 5
— принцип ведущей роли теоретических знаний, согласно ко- торому отработка понятий, отношений, связей внутри учеб- ного предмета и между предметами не менее важна, чем от- работка навыков;
— принцип осознания школьниками собственного учения.
Этот принцип обучения направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя ка к субъекта учения. Содержание это- го принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции;
|
к сущности. Развивающееся в ходе такого обучения мышление
щую роль в умственном развитии осуществляет прежде всего через содержание усваиваемых знаний (Д.Б. Эльконин), произ- водным от которого являются методы (или способы) организа- ции обучения. Важное отличие теоретического знания состоит
Ученики получают сведения не в готовом виде, а лишь выяс- няя, устанавливая условия их происхождения ка к способов дея- тельности. Этот принцип послужил основой Давыдов,
представление ее процесса и результата занимают значительное место.
Развивающее обучение в учебной деятельности на основе ус- воения содержания учебных предметов должно разрабатываться в соответствии с ее структурой и особенностями (В.В. Давыдов). Соответственно В.В. Давыдов формулирует основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, но и те умения, которые должны быть сформированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности:
«1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный харак- тер, предшествует знакомству учащихся с более частными и кон- кретными знаниями; последние выводятся учащимися из об- щего и абстрактного ка к из своей единой основы.
|
2. Знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, учащиеся усваивают, анализируя усло- вия их происхождения, благодаря которым они становятся не- обходимыми.
3. При выявлении предметных источников тех или иных зна- ний учащиеся должны уметь прежде всего обнаруживать в учеб- ном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта дан- ных
4. Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предмет- ных, графических или буквенных моделях, позволяющих изу- чать его свойства в чистом виде.
стных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мыш- ление перехода от всеобщего к частному и
6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения дей- ствий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно».
63, Психологияобучениявначальной
ло времени и усилий, чтобы в ходе систематической работы под
руководством учителя маленький школьник постепенно приоб- рел умение учиться.
О сложности этого процесса свидетельствует тот факт, что даже в условиях целенаправленного, специально организованно- го формирования учебной деятельности она складывается не у всех детей (В. В. Давыдов). Более того, специальные исследова- ния показывают, что к концу младшего школьного возраста соб- ственно индивидуальная учебная деятельность обычно еще не сформирована, ее полноценное осуществление возможно дл я ре- бенка только совместно с другими детьми (Г. А. Цукерман).
та об успешности учебной деятельности. В свое время Л. Фейер- бах писал, что то, для чего открыто сердце, не может составить секрета и для разума.
тель должен хорошо знать психологические особенности детей младшего школьного возраста, уметь понять индивидуальные осо- бенности каждого ребенка и находить адекватные методы обуче- ния и воспитания, формирования познавательной мотивации.
роль; 5) оценка.
Для полноценного формирования учебной деятельности тре- буется овладение всеми ее компонентами в равной мере. Их не- достаточное освоение может служить источником школьных труд- ностей. По мере вхождения в школьную жизнь и освоения учеб- ной деятельности у младших школьников складывается сложная система мотивации учения, которая включает следующие группы мотивов (М.В. Матюхина, 1984):
I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, свя- занные с ее прямым продуктом:
1) мотивы, связанные с содержанием учения (учиться побуж-
2) мотивы, связанные с процессом учения (учиться побужда- ет стремление к проявлению интеллектуальной активности, по- требность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препят- ствия в процессе решения трудных задач).
II. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
1) широкие социальные мотивы:
а) мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем и т. п.;
будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);
а) мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, желание по- лучать хорошие отметки);
б) престижные мотивы (желание быть среди первых учени- ков, быть лучшим, занять достойное место среди товари- щей);
3) отрицательные мотивы (избегание неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклас- сников, если школьник не будет хорошо учиться).
ля»). Однако эти мотивы, придавая общий смысл учению, не являются реально действующими в силу недостаточной прибли- женности большинства из них к повседневной жизни детей.
Основным же побуждающим мотивом учебной деятельности в условиях традиционного обучения оказывается для младших школьников отметка (65,8%).
тие познавательных интересов детей, возникновение избиратель- ных интересов к отдельным учебным предметам. Отмечено, что у некоторых детей к концу младшего школьного возраста эти интересы приобретают выраженный и относительно устойчивый характер (Л.И. Божович).
туации при выполнении занимательных задач у большинства детей отмечается высокий интерес к процессуальной стороне интеллектуальной деятельности.
Эти данные отражают реально сложившуюся в начальной шко- ле практику обучения, когда познавательная мотивация не на- ходит в школе достаточного удовлетворения.
ственных учебно-познавательных мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.
их поведение не влияют. Этот путь формирования учебной мо- тивации связан непосредственно с особенностями организации учебного процесса. В психологии выявлено достаточно много кон- кретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
тель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего на остается, как запомнить все это и действовать пока- занным способом. При таком многократном однообразном рас- крытии учебного предмета как последовательности частных яв- лений — есть большая опасность потери интереса к учебе.
сом учения: ученикам интересно изучать, например, русский язык, самостоятельно решая языковые задачи.
27 1
ется тем, что при работе малыми группами на первый план вы- ходят не отношения «учитель — учащийся», а отношения меж- ду учащимися.
Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Между мотивами и целями существуют весьма сложные отно- шения. Наилучший путь движения — от мотива к цели, т. е. когда ученик уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к заданной учителем цели.
овладеть учащиеся. В таблице предусмотрена специальная гра- фа, где дети сами отмечают, что они уже знают, чего еще не знают, в чем сомневаются. Естественно, что вначале дети еще не могут адекватно оценить себя, но постепенно привыкают это де- лать. Результатом систематической работы такого рода являет- ся не только повышение побудительной силы поставленных це- лей, но и формирование умения оценивать свои успехи, видеть конкретные недоработки.
ном процессе. Первый тип ООД при систематическом использо- вании его часто ведет к отрицательной мотивации. Наоборот, третий тип ориентировочной основы действия обеспечивает ус- тойчивую положительную мотивацию.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!