Развитие познавательной сферы и интеллекта — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Развитие познавательной сферы и интеллекта

2017-07-09 289
Развитие познавательной сферы и интеллекта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как происходит развитие мыслительных процессов от детства до зрелого возраста? Согласно концепции Дж. Брунера (1966 г.), наше познание мира носит прежде всего чувственный и двига- тельный характер: ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через наши чувства и особенно через двигатель- ную активность. Поэтому сенсомоторное отображение действи- тельности — решающее в детские годы жизни. К этому перво- му способу отображения мира очень быстро добавляется следу- ющий способ — так называемое иконическое отображение, когда ребенок интериоризует и откладывает в памяти образы воспри- нятых им реальных объектов. Такое представление мира с помо- щью мысленных образов служит первым шагом к символичес- кому представлению и характерно для школьного возраста. В течение подросткового и юношеского периодов этот мир образов постепенно уступает место понятиям — символическим отобра- жениям предметов. Стимулом для такого перехода к символи- ческому представлению служит в основном речь. Брунер под- черкивает, что язык представляет собой важнейшее орудие раз- вития когнитивных процессов. Такая же точка зрения, согласно которой развитие познавательных процессов неотделимо от раз- вития речи, была высказана еще в 1934 г. советским психоло- гом Выготским. Язык не только средство передачи культурного наследия, но и регулятор поведения (поскольку слово может вызывать или подавлять то или иное действие).

Согласно концепции Ж. Пиаже (1966 г.), развитие когни- тивных процессов представляет собой результат постоянных по- пыток человека адаптироваться к изменения м окружающей среды. Внешние воздействия заставляют организм либо видо- изменять существующие структуры активности, если они уже не удовлетворяют требованиям адаптации, либо, если это пона- добится, вырабатывать новые структуры, т. е. приспособление осуществляется с помощью двух механизмов: 1) ассимиляции, при которой человек пытается приспособить новую ситуацию к существующим структурам и умениям; 2) аккомодации, при которой старые схемы, приемы реагирования модифицируются с целью их приспособления к новой ситуации.

 

 


 
Пиаже выделяет три главные стадии развития познаватель- ных процессов: стадия — становление и разви-

тие чувствительных и двигательных структур (первые два года

 
жизни ребенка); стадия конкретных действий (от 2 до лет): слова все больше начинают означать конкретные предметы, а действия постепенно интериоризуются. Так развивается мыш- ление. Вначале это мышление носит лишь субъективный ха- рактер: оно сосредоточено на том, что ребенок видит или знает, а не на действительности самой по себе. Таким образом, мышле- ние ребенка на этой стадии эгоцентрично, однако оно позволяет ему манипулировать предметами, сравнивать их, классифици- ровать, осуществлять над ними конкретные операции. И лишь к 10 годам ребенок приобретает способность объективно истол- ковывать конкретную действительность. Эта способность еще больше повышается на третьей стадии формальных операций, когда развивается абстрактное мышление и все возрастающую роль начинают играть гипотезы и дедуктивные заключения, раз- вивается понятийное мышление, позволяющее подростку пред- ставлять себе настолько далекие от конкретного опыта числа, как миллиард, факты из далекого прошлого или усваивать слож- ные классификации по биологии и т. п. Согласно Пиаже, эта стадия достигает полного развития к 14-16 годам. Однако во многих исследованиях было показано, что только часть людей (25—50%) действительно может мыслить абстрактно.

Ж. Пиаже выделил четыре основных периода развития ин- теллекта вслед за образованием сенсомоторного интеллекта и появлением языка, или «символической функции», делающей возможным его усвоение, что происходит, по его мнению, от полутора до двух лет. Соответственно от 1,5 до 2 лет «начинает- ся период, который тянется до 4 лет и характеризуется раз- витием символического и допонятийного мышления;

 
— в период от 4 до 7-8 лет образуется, основываясь на предше- ствующем, интуитивное (наглядное) мышление, прогрессив- ные сочленения которого вплотную к операциям;

с 7-8 до 11-12 лет формируются конкретные операции, т. е. операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать или которые можно «схватить» в интуиции;

 
с лет и в течение всего юношеского периода вырабаты-

 
вается формальное мышление, группировки которого харак- теризуют интеллект».

Исследования Пиаже позволили выделить в каждой стадии

свои подстадии, или фазы.

 

4* S9


Сенсомоторная стадия включает шесть

1. Врожденные рефлексы (1-й месяц жизни) — рефлексы со- сания, мигания, хватания вызываются внешними стимулами.

2. Моторные навыки (с 1 до 4 месяцев) — формируются ус- ловные рефлексы в результате взаимодействия ребенка с окру- жающей средой (схватывание бутылочки с соской и т. п.).

3. Циркулярные реакции (с 4 до 8 месяцев) — развитие ко- ординации между перцептивными системами и моторными дви- жениями (хватание веревки, вызывающей сотрясение погремуш- ки, с целью заставить ее греметь).

4. Координация средств и цели (с 8 до 12 месяцев) — ствия ребенка все более преднамеренны, направлены на дости- жение своей цели.

5. Случайное открытие новых средств (с 12 до 18 месяцев), — потянув скатерть, можно достать лежащие на столе предме- ты, и т. п.

 
6. Изобретение новых средств (с 18 до 24 месяцев) — поиск новых решений для достижения целей, желаемых

 
предметов, решение задач.

Сенсомоторная стадия характеризуется функционированием наглядно-действенного мышления и становлением наглядно-об- разного мышления.

Стадия конкретных операций включает:

 
1. Предоперационный уровень (с 2 до 5 лет) — для него характерно развитие образного символического мышления, по- зволяющего ребенку представлять себе объекты с помощью мыс- ленных образов и обозначать их названиями или символами. Мышление ребенка существенно отличается от мышления взрос- лого и по форме, и по содержанию. Для структуры мышления ребенка свойственны главные особенности: эгоцентризм и синк- ретичкость. Эгоцентризм мышления проявляется в том, что ребенок воспринимает мир как свое продолжение, имеющее смысл только в плане удовлетворения его не спо-

 
собен взглянуть на мир с точки зрения другого человека и уло- вить связь между предметами ребенок звонит по те-

лефону бабушке и говорит: «Бабушка, посмотри, кака я у меня красивая кукла!»). Синкретизм мышления проявляется в том, что ребенок вычленяет из целого отдельные детали, но не может их связать между собой и с целым, «все перепутано без разбо- ру», не может установить связи между разными элементами ситуации, поэтому не может объяснить свои действия, привес- ти доводы в пользу того, что утверждает, путает причины и след- ствия. Согласно Пиаже, мышление ребенка характеризуется


 
также «детским реализмом» рисует не то, что ви-

 
дит, а то, что знает, отсюда «прозрачность» детских рисунков), анимизмом (проецирует свое «Я» на вещи, наделяя сознанием и жизнью движущиеся предметы: машины, солнце, облака, реки и т. (ребенок убежден, что все сущее

 
создано по воле человека и предназначено для служения на-

пример, на вопрос «Что такое солнце?» отвечает: «Это чтобы нам светить», на вопрос «Что такое мама?» — «Это кто готовит еду»)»

2. Начальный уровень конкретных операций (с 5—6 до 7—

8 лет) — ребенок приобретает способность к расположению объек- тов по уменьшению размеров и их классификации (например, картинки птиц — к группе птиц, рыб — к рыбам), формирует- ся представление о сохранении материала.

3. Сформированный уровень конкретных операций (с 8 до

11 лет) — формируются представления о сохранении массы и объема, представление о времени и скорости, а также об изме- рении с помощью эталона.

Стадия формальных операций (с 11—12 до 15 лет) — мыс- лительные операции могут осуществляться без какой-либо кон- кретной опоры, формируется понятийное и абстрактное мышле- ние, функционирующее с помощью понятий, гипотез и логи- ческих правил дедукции.

 
 
 
Развитие логики мышления, по Ж. Пиаже, есть развитие опе- раций, «... действия, которые перенесены внутрь, обратимы и скоординированы системе, подчиняющейся законам, которые относятся к системе как целому», где обратимость как пере- в противоположное действие (например, соединение в разъе- динение) является основополагающей категорией. Построение операций, по Ж. Пиаже, проходит четыре стадии: 1) «мотор- ные действия», в которых только вырисовывается определен- ная тенденция к обратимости; 2) период,

характеризующийся обратимостью только сенсомоторных дей-

 
ствий; 3) конкретные операции, когда «логические операции... вырастают как продукт координации действий соединения, разъединения, упорядочивания и установления соответствий, обретших форму обратимых систем», и, наконец, 4) пропози- циональные, или операции... «когда у ребенка фор-

мируется логика взрослого». Работы Пиаже показали, что раз-


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.